Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opor._listy_k_ege_razdel_poznanie.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 3. Познание.
Познание – это процесс постижения истины, движение от незнания к знанию, процесс отражения действительности мозгом (разумом) человека, отражение объективной реальности (материи, бытия) в сознании человека (сознание – продукт деятельности мозга человека).
2 ступени (типа, вида) познания
Чувственное познание Рациональное познание
ощущения восприятие представление понятие суждение умозаключение
Чувственное познание (при помощи органов чувств) свойственно и животным, и человеку; включает: ощущения (отражение отдельных свойств предметов органами чувств); восприятие (целостный образ предмета при его воздействии на чувства человека); представление (образ предмета без непосредственного воздействия его на человека).
Рациональное познание (абстрактное мышление) (при помощи разума, мышления) включает : понятие (абстрактное обобщение группы предметов на основе общих признаков, мысль о предмете в общем); суждение (взаимосвязь понятий, связь понятий); умозаключение (вывод на основе суждений, связь суждений).
Структура процесса познания : Цель мотив средства действия результат
субъект объект
Виды знания( познания). Философское – основано на философских теориях с жёсткой логикой, охватывает самые общие вопросы жизни; основа мировоззрения.
Обыденное, житейское – на жизненном опыте, житейской мудрости, наблюдениях и здравом смысле, не требует доказательности, происходит стихийно.
Религиозное , мифологическое– на религиозных догматах или мифах, на вере, не требует доказательств. Паранаучное (вненаучное) – на основе особых вненаучных учений, с особой терминологией, примеры (а не факты) из непознанного /астрология, хиромантия, о НЛО/.
Художественное – средствами искусства, с художественным вымыслом - образом, очень индивидуально и субъективно, эстетическое осмысление действительности.
Научное – основано на фактах и логике, на исследованиях, целенаправленное знание. 2 уровня научного познания : 1) эмпирический : наблюдения, эксперименты, сбор и описание, фактов, накопление информации, измерение; 2) теоретический : обобщения, аналогия, моделирование, анализ и синтез, выводы, гипотезы, законы, теории /все науки/. Принципы науки : объективность, проверяемость, обоснованность, системность.
Рационалисты - учёные, отдающие предпочтение в познании разуму. Мышлению, то есть 2-ому уровню познания. Эмпирики и сенсуалисты - учёные, отдающие предпочтение в познании наблюдениям и экспериментам, чувствам, то есть 1-ому уровню научного познания. Агностицизм – направление в философии, отрицающее объективное познание.
Социальное (гуманитарное) знание (познание) – об обществе и человеке; имеет свои особенности : совпадение субъекта и объекта познания; сложность и изменчивость объекта; ограниченность в применении наблюдений и экспериментов; трудности с объективностью (связь с политикой и взглядами субъекта).
Самопознание – знание о себе, познание самого себя, внешнего образа «Я» и своего внутреннего мира. Начинается в раннем детстве с различения себя, самоузнавания. Продолжается всю жизнь. Может быть спонтанным, произвольным и целенаправленным. Самооценка личности = достижения и успехи / притязания и цели. Чтобы повысить самооценку, надо повышать успехи или снизить притязания. Самопознание и самооценка очень важны для сознательной личности.
Истина –цель познания; знание, отражающее объективные свойства предмета; это знание, соответствующее реальности, предмету познания ; объективное знание, то есть не зависящее от субъекта.
Абсолютная истина -полное совпадение с объектом, неопровержимое знание; Абсолютная истина недостижима, так как изменяется сама реальность , она бесконечна, а возможности познания ограничены.
Относительная истина - неполное, малое или большое, неточное знание; текущий уровень знаний. Все знания людей и научные достижения – относительно истинны. Результат познания, воплощённый в конкретный предмет – это продукт, сделанный после познания или в результате его (статья, книга, изделие…).
Критерий истинности (то, чем проверяется истинность) – практика в широком понимании ( опыт, эксперимент, жизнь). Она же – основа познания (то есть практика ставит вопросы для познания) и цель познания (то есть на практике реализуются итоги познания).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
Цифровой ресурс «Тематическое тестирования по обществознанию. 11 класс» (раздел "Познание")
Учащимся производится выполнение заданий за определенный промежуток времени. Программа автоматически считает количество правильных/неправильных ответов, после чего показывается подробный отчет с указа...
Развернутый план-ответ по разделу ПОЗНАНИЕ. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Истина и ее критерии. 1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности. 2) Виды истины: а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире); б) непол...
Зачет по обществознанию по разделу "Познание" для 11 класса
Зачет по обществознанию по разделу "Познание" для 11 класса (подготовка к ЕГЭ)...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера...