Рабочие листы по основным разделам русского языка для 6 класса
рабочие листы по русскому языку (6 класс)

Данный комплект рабочих листов предназначен для обучающихся 6 класса. Содержит в себе творческие задания, задания на логику, работая над которыми шестиклассники имеют возможность показать, на сколько хорошо они усвоили  основные разделы русского языка, а также предназначен для актуализации и систематизации знаний обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Лексикология. Культура речи

1.Выберите группу, где все слова общеупотребительные.

    А) Книга, опера, театр, читать.

     Б) Семья, думать, прощаться, встреча.

    В) Бурак, река, комета, завирюха.

2. Выберите группу, где все слова являются исконно русскими.

    А) Участок, площадка, молодость, здоровье.

    Б) Портье, сервис, эксперимент, гид.

    В) Экскурсовод, мнение, букет, джемпер.

3. Выберите группу, где все слова архаизмы.

    А) Ветрило, днесь, глаголить, перст.

    Б) Ямщик, лакей, бричка, кокошник.

    В) Паки, перст, печать, новость.

4. Укажите неверные утверждения.

    А) Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

    Б) Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке.

    В) Диалектизмы — это новые слова, возникающие в языке.

    Г) Профессионализмы — это слова, употребляемые

         жителями той или иной местности.

5. Выпишите из теста диалектные слова.

          Пахнет рыхлыми дрочёнами;

          У порога в дежке квас,

          Над печурками точёными

          Тараканы лезут в паз.

6. Выбрать из профессиональных слов только те, которые используются в профессии спортсмена.

      Тренировка, кросс, комета, опера, мелодия, ария, атлет, хоккей, ноктюрн, дзюдо, тайм, диез.

7. Заменить заимствованные слова русскими синонимами.

      Эксперимент - _____, жалюзи - _______, плац - ____,

      вестибюль - _____, антракт - _____, триумф - _______.

8. Из сочетаний слов укажите фразеологизмы. Объясните их значение.

    А) Ни зги не видно.             В) Помогать людям.

    Б) Медленно идти.               Г) Толочь воду в ступе.

9. Укажите синонимы фразеологизма за тридевять земель.

    А) С три короба.                В) У чёрта на куличках.

    Б) Зарубить на носу.          Г) На край света.

10. Выпишите из предложений фразеологизмы.

      Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул. Мой товарищ слов на ветер не бросает. Я покраснел до корней волос и готов был сквозь землю провалиться, но вовремя взял себя в руки. До ближайшей рощи - рукой подать.

11. Составить предложения с фразеологизмами:

                                       голова идёт кругом, бить тревогу.

12. Укажите тип речи:

      "Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от

лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".

А) рассуждение                Б) описание              В) повествование

13.Укажите стиль речи:

"Ветер – перемещение воздуха над поверхностью неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем".

А) художественный Б) официально- деловой В) научный   Г) публицистический

14. Укажите стиль речи:

"Справка настоящая дана Иванову Петру Алексеевичу в том, что он действительно присутствовал на совещании работников металлургической промышленности, проходящем с 5 по 7 сентября 2013 года в г. Москве. Справка дана для предоставления по месту работы".

А) художественный Б) официально- деловой В) научный   Г) публицистический

15. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Выбери правильный ответ

1) Она оказалась меньше всех.

2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе

планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

4) Пятая планета была очень занятная.

А) 1234

Б) 4321

В) 4132

Г) 3412

Д) 4312

16. Что такое текст?

А) Текст — это наука о морфемах

Б) Текст — это речевое высказывание, в котором предложения не связаны общей темой, мыслью.

В) Текст — это совокупность стилей речи

Г) Нет верного утверждения

17. Заявление, протокол, объявление, расписка — это жанры какого ...стиля?

А) художественный Б) официально- деловой В) научный   Г) публицистический

18.  Дайте определение терминам:

1. Профессионализмы — это_____________________________________________________

2. Общеупотребительные слова – это______________________________________________

3. Неологизмы – это____________________________________________________________

4. Устаревшие слова – это _______________________________________________________

5. Архаизмы – это ______________________________________________________________

6. Какие вы знаете словари? _____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист. Морфемы

Теория

Прочитайте информацию. Заполните пропуски.

Слова состоят из морфем.

Морфема – это часть _________________.

В слове могут быть такие морфемы: ______________ , ______________, ________________ , ______________ .

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено ______________ лексическое значение.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится ________________________________ и служит для ___________________ новых слов.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует ____________ слова и служит для _____________ слов в предложении.

Задания

Упражнение 1

Выпишите из текста отдельно однокоренные слова и формы слова.

Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.

Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?

Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель.

«Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.

Однокоренные слова

Формы слова

Группа 1: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 1: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 2: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 2: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 3: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 3: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 4: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Группа 5: __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Упражнение 2C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa9040.20587\Free Fluffy Cat  Vector Character.png

Дополните рассказ глаголами, образованными от слова «шёл» с подходящими приставками.

Путешествие кота Пыжика

Кот Пыжик  ________________ из https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-02/1645725348_3-kartinkin-net-p-domik-kartinki-3.jpg

__________________он  кhttps://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1630688902_11-papik-pro-p-rechka-risunok-detskii-11.jpg

Кот  _______________через https://a.d-cd.net/IUAAAgJfCuA-960.jpg

Но тут перед ним возникла, которую он _______________  вокруг.

Потом он _______________на извилистую  https://i.pinimg.com/736x/73/14/c1/7314c11578d88edde308a2fcd838c8cd.jpg

Он _______________  по ней и увиделhttps://papa-joy.ru/upload/iblock/a16/a16315c58d8beb851eeab9ea39df50e7.jpg

Кот в неё _______________ , потом_________________ до

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1657335/pub_5f97ddee24d0d15a664f61f1_5f97de91b2613332b0cdf86b/scale_1200

Поднявшись по ступенькам, он_________________ на

https://pro-dachnikov.com/uploads/posts/2021-10/1633508325_38-p-eskiz-kukhni-foto-39.jpg

Там его ждал приятель – кот Василий, с которым они вместе _____________ гулять.C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4204.26338\Free Black Cat  Vector Character.png

Упражнение 2

Образуйте от данных глаголов новые с помощью указанных приставок.

Под-

Пере-

За-

Об- (о-)

На-

Ходить

Лететь

Рисовать

Писать

Шить

Лить

Упражнение 3

Образуйте от данных слов новые слова при помощи указанных суффиксов. Какие значения имеют суффиксы?

1) Образуйте существительные при помощи суффиксов -ок-, -ек-, -ик-, -чик-.

Гриб

Стул

Ключ

Горох

Орех

Кот

Борщ

Слон

Сын

Колокол

Карман

Пояс

Значение суффиксов: __________________________________________________________________

2) Образуйте существительные при помощи суффиксов -чик-, -щик- (-льщик), -тель-.

Учить

Создать

Грузить

Мечтать

Пилить

Носить

Строить

Перевозить

Переводить

Летать

Точить

Переплетать

Значение суффиксов: ______________________________________________________________________

3) Образуйте прилагательные при помощи суффиксов -оват-, -еват-

Белый

Сладкий

Горький

Кислый

Рыжий

Пышный

Синий

Толстый

Серый

Большой

Бледный

Красный

Значение суффиксов: ______________________________________________________________________

4) Образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-.

Рука

Дом

Нос

Человек

Нога

Кот

Глаза

Штаны

Усы

Сапог

Значение суффикса: ______________________________________________________________________

Упражнение 4

Найдите для каждого корня подходящий ему суффикс (некоторые суффиксы даны вместе с окончанием в скобках). Запишите слова, выделив в них морфемы.

Корни

Получившиеся слова

-чист-

-лен-

-чуд-

-бел-

-пек-

-пен-

-москв-

-гон-

-зим-

-руч-

Суффиксы: -арь-, -ич-, -ушк(а), -тяй-, -ак-, -ищ(а), -щик-, -ёк-, -юл(я), -оват(ый).

Упражнение 5

Определите, какие слова изменяются (для этого определите часть речи). В изменяемых словах выделите окончания.

Слово

Часть речи

Изменяется или нет

Снова

наречие

нет

Новый 

прилагательное

да

вверх

орфограмма

летит  

начало  

красивое

увижу

на лекции

перелезла

шестиклассник

сначала

увлекательная

чащоба

участвуем

сиреневый

слева

Упражнение 6

Прочитайте «вредный совет» Григория Остера. Выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.

Если вас зовут обедать -
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там
тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить -
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без
борьбы.
Если всё-таки достанут
И за стол
посадят вас -
Опрокидывайте
чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот
руками,
Падайте со стула
вниз,
А котлеты
вверх бросайте -
Пусть
прилипнут к потолку.
Через месяц люди
скажут
С уважением о вас:
"С виду он худой и хилый,
Но зато характер тверд".



Предварительный просмотр:

МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ СЛОВА

Какие суффиксы не входят в основу слова?

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

СПОСОБ

ПРИМЕР

морфологические

приставочный

(к основе добавляем приставку)

прилететь ← лететь пригород ← город доныне ← ныне

суффиксальный

(к основе добавляем суффикс)

темнота ← темный рыбный ← рыба наскучить ← скука

приставочно-суффиксальный

(к основе добавляем и приставку, и суффикс)

безработица ← работать заграничный ← граница по-русски ← русский

нулевая суффиксация

(от основы убираем суффикс)

* так образуются существительные и прилагательные

переход ← переходить бег ← бежать

зелёный ← зеленеть

неморфологические

сложение

(складываем 2 и более основ)

лесостепь ← лес + степь

сине-белый ← синий + белый видоизменять ← вид + изменять

сложение с суффиксацией

(складываем 2 основы + суффикс)

старшеклассник ← старший + класс разноцветный ← разный + цвет

скалолаз ← скала + лазить

аббревиация

(складываем части основ, сокращаем)

ЕГЭ ← единый государственный экзамен

химчистка ← химическая чистка завскладом ← заведующий складом

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Цель: установить непроизводное или производное слово, способ образования основы этого слова, словообразовательные средства.

НЕПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО – слово, основа которого не образована от другого слова = база = ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА

ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО – слово, которое образовалось от другого = ПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА

Пример словообразовательного разбора:

расчёска ← расчесать (суффиксальный способ)

средневековый ← средний + век (сложение с суффиксацией)

Задание 1. Выполни морфемный разбор:

Грушевый, возросший, писать, величайший, решенная, подоконник, возвышающийся, крупнее, ярко, советских, учительница.

Задание 2. Выполните словообразовательный разбор. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!

Капризный ←

правнучка ←

причудливый ←

разлив ←  

медпункт ←  

светло-зелёный ←

змеелов ←   

налево ←  

Задание 3. Перепишите предложения. Выполните обозначенные цифрами в тексте (2) языковые разборы: морфемный и словообразовательный разборы слова.

М…стами р…внина сле(г/х) ка2 холмит…ся. Зазеленела старая и вылеза…щая2 иглами молодая трава. Зайцы всегда подб…рают2 за лосями побеги осин.

Задание 4. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать -, законченный -, погрешность -, намучиться -, продрогнуть -, ответвление -, преображение -, непринужденный -, неотчуждаемый - -, безупречный -.

Задание 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть, стучать, ставка, ход, бег, кладка, брошенный, мытый.

Задание 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

След, соль, дым, цвет, вред, говор, место, щит, спор, суд.

Задание 6. Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).

Уши (под- + -к-) _________________________

Уши (на- + -ник-) _________________________

Локоть (под- + -ник-) _________________________

Берёза (под- + -овик-) _________________________

Осина (под- + -овик-) _________________________

Морда (на- + -ник-) _________________________

Верх (с- + -у-)  _________________________

Таскать (вы- + -ива-) _________________________

Левый (с- + -а-) _________________________

Двое (у- + -и-) _________________________

Дорога (по- + -ник-) _________________________

Снег (под- + -ник-) _________________________

Школа (при- + -н-) _________________________

Облако (за- + -н-) _________________________

Колено (на- + -ник-) _________________________

Кроткий (у- + -а-) _________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист_______________________________________________________________________ 6 класса

1.Выбери верные утверждения.

 А) Просторечные, разговорные слова относятся к нейтральной лексике

 Б) К высокой лексике относятся слова, которые могут использоваться в ораторской или поэтической речи для создания торжественной атмосферы

В) Все слова русского языка имеют стилистическую окраску

Г) Выделяют три стилистических пласта лексики: высокая лексика, стилистически нейтральная лексика и сниженная лексика

2. Укажи предложение с разговорным словом.

 А) На поляне светило солнце

Б) На двери висел замок

В) Рыбаки ловят рыбу

Г) В пенале лежали ручка, карандаш и стёрка

3. Определи стилистическую окраску каждого слова. Перенеси слова в соответствующие ряды. Обрати внимание: не все слова в поле для выбора подходят к указанным стилистическим пластам лексики.

 Словарь: шубейка, письмо, кулёма, внимать, речь, восславить.

Высокая лексика

___________________________________________________________________________________

Стилистически нейтральная лексика

_____________________________________________________________________________________

4. Заполни ряды стилистических синонимов, опираясь на пометы.

Пример:

провиант (офиц.) — пища (нейтр.) — харчи (разг.).

Пометой нейтр. в задании отмечены слова, относящиеся к стилистически нейтральной лексике. При необходимости обращайся к словарю.

А) Валяться – лежать – возлежать

________________________________________________________________________________________

Б) смотреть – взирать – глазеть

________________________________________________________________________________________

5. Прочитай словарные статьи. Обрати внимание на пометы.
Определи, к какому стилистическому пласту принадлежат выделенные слова в каждом предложении.

ОЛИМП
1. 
С прописной. В греческой мифологии: обиталище, а также собрание, сонм богов. Олимп богов.
2. 
Разг. Избранный круг, верхушка какого-либо общества. Литературный олимп.

 

Предшественниками Олимпа богов были титаны.

 

Стилистический пласт: _____________________________________________________________

 

В этом спектакле выступает весь актёрский олимп театра.

 

Стилистический пласт: ____________________________________________________________

 

ГОРА
1. Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. 
Крутая, скалистая, лесистая гора.
2. 
Разг. Множество; куча, нагромождение. Горы книг.

 

На столе лежала гора непрочитанных писем.

 

Стилистический пласт:__________________________________________________________

 

Туристы разбили лагерь у подножия горы.

 

Стилистический пласт: ________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Разряды имен прилагательных

Задание 1. Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Качественные

Относительные

Притяжательные

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога.

Задание 2. Проанализируйте группы относительных прилагательных. Отношение к каким предметам (явлениям) они выражают? Перепишите. Соедините.

Задание 3. Проанализируйте способы образования притяжательных прилагательных. Выпишите суффиксы, при помощи которых они образуются.

Предлагаю вам фрагмент рабочего листа для 6 класса по теме "Разряды прилагательных". В основе работы - проблемный метод обучения.-8



Предварительный просмотр:

Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Данные слова образуются с помощью особого типа словообразования или аббревиации.

Распределите слова по способам сокращения:

Профком, РФ, избирком, ТЮЗ, завуч, ОРТ, вуз, МХАТ.

Сложение начальных

частей слова        Сложение названий начальных букв


Сложение начальных звуков

Теракт, комсомол, ЛФК,

беруши, спасибо, ОГЭ.

Стенная газета, спортивный клуб, детский сад,

зоологический парк,

Волжский автомобильный завод.

* Сформулируйте основную причину сокращения слов в языке:



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Способы словообразования

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.

Производная основа — основа, образованная от  другой основы: стол-ик  столстолик — маленький стол.

Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.

Средство образования нового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова. 

Способы словообразования

Примеры:

  1. Приставочный способ:

Ходить – приходить, плыть – заплыть.

  1. Суффиксальный способ:

Гриб – грибок, учить – учитель.

  1. Приставочно-суффиксальный способ:

Окно – подоконник, уши – наушники.

  1. Бессуффиксный способ:

Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.

  1. Сложение:

Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.

  1. Переход из одной части речи в другую:

Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.

Упражнения

Приставочный способ словообразования

№ 1

Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок

Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________

Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Правда (не-) ______________________________________________________________________________

Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________________

№ 2

Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Подлокотник ← _______________________

Подъехать ← ____________________

Поезд ← ________________

Побег ← ___________________

Послышаться ← ___________________

Поверхность ← ___________________

Постройка ← ____________________

Покатый ← __________________

Покатиться ← ________________

Поблагодарить ← ___________________

Подберезовик ← __________________

Поддержать ← ______________

Подобрать ← _______________

Ответ: ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Суффиксальный способ словообразования

№ 3

Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

Дом, лист, куст, ключ (-ик-) _________________________________________________________________

Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

№ 4

Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!

Расписание ← ________________________

Приложение ← ________________________

Искусно ← ________________________

Уверение ← ________________________

Искренне ← ________________________

Учение ← ________________________

Искусственно ← ________________________

Хорошо ← ________________________

Творение ← ________________________

Устно ← ________________________

Просвечивание ← ________________________

Внутренне ← ________________________

Желание ← ________________________

№ 5

Распределите слова на группы

Образовались приставочным способом

Образовались суффиксальным способом

Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.

Приставочно-суффиксальный способ

№ 6

Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).

Слово с производящей основой

Словообразовательные морфемы

Производное слово

Уши

под- + -к-

Уши

на- + -ник-

Локоть

под- + -ник-

Берёза

под- + -овик-

Осина

под- + -овик-

Морда

на- + -ник-

Верх

с- + -у-

Таскать

вы- + -ива-

Левый

с- + -а-

Двое

у- + -и-

Дорога

по- + -ник-

Снег

под- + -ник-

Школа

при- + -н-

Облако

за- + -н-

Колено

на- + -ник-

Кроткий  

у- + -а-

№ 7

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Приехать ← __________________

Восход ← ________________

Выполнение ← _________________

Насухо ← ___________________

По-новому ← __________________

Отнести ← _________________

Преодолеть ← _________________

Прочитать ← ___________________

Разрушение ← __________________

Заглушка ← _______________

Приземлить ← _______________

Пододеяльник ← ________________

Ответ: ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Бессуффиксный способ

№ 8

Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.

Слово с производящей основой

Производное слово

Слово с производящей основой

Производное слово

Зелёный

Рассказать

Полететь

Нагревать

Тихий

Приказать

Выходить

Призывать

Обменять

Взлетать

Сухой

Синий

Гладкий

Далёкий

№ 9

Распределите слова по способу словообразования.

Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Бессуффиксный способ

Приставочно-суффиксальный способ



Предварительный просмотр:

"Я ль, скажи мне, всех Всех румяней и белее?" И услышала в ответ;


Выпишите прилагательные парами:

в начальной форме - в форме, которой они употреблены в тексте

"Ты, царица, спору нет,                 

Ты на свете всех милее


Определите разряд этих прилагательных

Всех румяней и белее".                 

Степени сравнения прилагательных

Степени сравнения образуются с помощью формообразующих суффиксов. формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. Они не входят в основу.

Образуйте простую сравнительную степень качественных прилагательных:

резкий - резче

радостный -           злой -                                            весёлый -                   полезный -                  


плохой -          хороший -

сладкий -          

тихий -          


Прилагательные в форме простой сравнительной степени — это неизменяемые слова.

У них не определяется число, род и падеж.

Прочитайте, образуя от прилагательных, данных в скобках, необходимую по смыслу степень сравнения. Запишите восстановленные предложения. Выделите суффиксы сравнительной степени прилагательных.

Сытый волк (смирный) завистливого человека - У него подкладка (дорогая) кафтана -

Стужи да нужи - нет их (плохой) -

(Хорошо) хлеб с водой, чем пирог с бедой -

На уроке русского языка учитель предложила привести примеры прилагательных в сравнительную степень. Один ученик привёл такие примеры:

Один стол деревяннее другого. У моей мамы самая лисья шуба.

Эта ложка железнее, чем та. Моя мама молодее твоей.

Класс засмеялся. Почему?

Также обратим внимание, что некоторые качественные прилагательные не образуют простой степени сравнения:

слова древнего происхождения:

ранний рьяный правый левый

гордый сырой ветхий робкий;


прилагательные со значением цвета:

голубой малиновый

серый;


названия мастей животных:

каурый вороной гнедой;

слова, образованные путем перехода относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:

-ск-: дружеский, комический, человеческий, издевательский, юмористический;

-ов—: деловой, огневой, передовой, боевой;

-н-: наливной, напускной, наживной, лишний;

-л-: хриплый, загорелый, рослый, усталый, жилой.

Найдите и запишите пословицы и поговорки, в которых используются прилагательные в сравнительной степени:

Раскройте смысл одной из пословиц:

Егору было  хорошо  в  деревне.  Погода  была  хороша  для  рыбалки.  Петух  кричал

громче будильника. Голос Полины становился громче и уверенней.

Прочитайте текст задачи. Решите её.

Три брата - Ваня, Саша и Коля - учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли. А Саша - не старше Вани. Назовите имя самого старшего и самого младшего из братьев.

Выпишите прилагательные, употребленные в степени сравнения. Укажите степени сравнения прилагательных.

Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

Сегодня она была более грустнее, чем вчера. Он самый величайший физик в мире.

Найдите и исправьте ошибку (если есть) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слов.

  1. пирог более вкуснее        
  2. река более глубокая          
  3. фильм наиболее интереснее        
  4. конфликт более глубочайший        
  5. более резкое движение        
  6. менее значительный


Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Устаревшая лексика и неологизмы»

Новая тема

ланиты – щеки, зерцало – зеркало, ресторация – ресторан

кольчуга, барщина, конка; воскресник; соцсоревнование, Политбюро

Аниматор,  блог, веб-дизайн, визуализация

Закрепление изученного

Задание 1. Работаем переводчиками.

«Переведите» устаревшее слово на современный язык данные слова.

Перст - ________________,  уста -_____________________ длань - ____________________________,

глаголет -________________________,  льзя - _________________, чело - __________________,  ланиты

_________________, лепота - _________________, сей- ______________ .

Упражнение 2. Дополняем сказку

  1. Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста.

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в _________________ не было. Что делать? Пошла старуха, по _______________________ поскребла, по _____________________________ помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на _____________________, с ___________________________ на дорожку – и убежал…

Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

  1. Поработайте с Толковым словарём. Найдите в нём значения этих слов. Запишите их.

Изба — _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Сусек — ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Амбар — ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Завалинка — ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Упражнение 3. Работаем историками

Распределите данные слова по группам. В случае затруднения обращайтесь к Толковому словарю.

Длань, десни́ца, рамена́, вы́я, киби́тка, перст, сей, зерца́ло, зело́, харатья́, свете́ц, прика́зный, ба́рыня, подья́чий, подоро́жная, супоста́т, ассигна́ции, камерди́нер, да́веча, корне́т, коко́шник, черво́нный, осьмна́дцать, алты́н, холо́п, ветри́ло, городни́чий, па́губа, колхо́з, нэ́пман, да́бы, бе́глость, бурла́к, саже́нь, лучи́на, бере́мя, армя́к, кафта́н, бра́жник, полу́шка, чело́.

Историзмы

Архаизмы

Упражнение 4. Читаем классику

Прочитайте отрывки из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Найдите толкования выделенных устаревших слов (воспользуйтесь Толковым словарём).

  1. Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче 

На Господа Бога во всем потрафлять 

У нас был Вавило, жил всех побогаче,

Да вздумал однажды на Бога роптать,—

С тех пор захудал, разорился Вавило…

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1.  Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску…

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

  1. Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Упражнение 5. Идём в ресторан

Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу слова. Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:

  • о булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху __________________;
  • о жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой _________________________;
  • о тонкой лепешке из теста, с запечёнными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами _____________________;
  • об американском кексе с начинкой _____________________ ;
  • о японском блюде, которое готовят из риса с уксусной приправой и разных морепродуктов __________ ;
  • о густом сладком соусе, который служит добавкой к десерту в качестве декоративного оформления и обогащения вкуса ___________________.

Упражнение 5. Составляем словарь

Выберите из списка слов подходящие к данным лексическим значениям. Поставьте ударения в словах (в случае затруднения воспользуйтесь Орфоэпическим словарём).

Лексическое значение

Слово

1.Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения.

2. Одна из форм интернет-общения, которая представляет собой веб-страницу, разделенную на темы, в каждой из которых пользователь может поместить свое сообщение или ответить на сообщение другого.

3. Оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок.

4. Портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью.

5. Присвоение чужого авторства.

6. Рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы.

7. Посещение магазина с целью покупки.

8. Незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте.

Слова для справок: имидж, ноутбук, форум, шопинг,  жалюзи, слоган, спам, плагиат.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист «Фразеологизмы и их роль в тексте»

Рабочий лист

Фразеологизмы и их роль в тексте.

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, обладающее переносным значением.

Особенности фразеологизмов

  • Каждое входящее в состав фразеологизма слово теряет свой прямой смысл, а всё сочетание имеет одно общее лексическое значение:

повесить куртку — это свободное словосочетание, так как каждое слово имеет своё значение: «повесить» — поместить на вешалку, «куртку» — предмет верхней одежды;

повесить нос — фразеологизм, так как оба слова потеряли своё значение, всё сочетание имеет общее значение «приуныть, расстроиться».

  • Во фразеологизме состав слов постоянный, в нём нельзя вместо одного слова подставить другое:

повесить куртку — это свободное словосочетание, так как его состав можно изменять (повесить пальто, положить куртку);

повесить нос - фразеологизм, так как состав слов изменить нельзя, это нечленимое сочетание.

  • Фразеологизм можно заменить одним словом (сломя голову – быстро, принять участие – участвовать).
  • В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения
  • Фразеологизмы используются в художественных и публицистических текстах как изобразительно-выразительные средства.

Полезные советы

Запомните: фразеологизм — это не одно слово, а сочетание слов, поэтому искать в предложенном фрагменте надо именно сочетание. При этом необходимо обращать внимание на то, что каждое слово в нём не имеет собственного значения — у всего сочетания одно значение, и оно переносное.

Список фразеологизмов, встречающихся на ОГЭ:

на произвол судьбы; ровным счётом ничего; сколько душе угодно; уносить ноги; как по писаному; будь здоров; разводить руками; не дать (давать) в обиду; время от времени; взяться за ум; как (будто) ни в чём ни бывало; днём с огнём; из рук в руки; не то слово; засыпать вопросами; пробьёт час; души не чаять; ни с того ни с сего; залиться краской; знать цену; что верно, то верно; свет клином (не) сошёлся; первым делом; провалиться сквозь землю; нести крест; из уст в уста; смотреть смерти в лицо; как на ладони; сердце замирает и др.


Упражнения

Упражнение 1. Замените фразеологизм синонимичным словом или словосочетанием.

  1. (Служить) верой и правдой – __________________________________________________________
  2. (Оказаться) между двух огней – _______________________________________________________
  3. (Поразить) до глубины души – ________________________________________________________
  4. (Добиться) любой ценой – ____________________________________________________________
  5. (Мчаться) сломя голову – ____________________________________________________________
  6. Промокнуть до нитки – ______________________________________________________________
  7. (Трудиться) бок о бок – ______________________________________________________________
  8. (Согласиться) скрепя сердце – ________________________________________________________
  9. (Говорить) положа руку на сердце – ___________________________________________________
  10. Оставить с носом – __________________________________________________________________
  11. Обвести вокруг пальца – _____________________________________________________________
  12. (Появиться) как снег на голову – ______________________________________________________
  13. Клевать носом – ____________________________________________________________________
  14. Развязать себе руки – ________________________________________________________________
  15. Вертеться как белка в колесе – ________________________________________________________

Упражнение 2. С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Составьте с ними предложения.

  1. До глубины души ___________________________________________________________________
  2. От (всей) души _____________________________________________________________________
  3. По душам __________________________________________________________________________
  4. Душа в душу _______________________________________________________________________
  5. С душой ___________________________________________________________________________
  6. Всей душой (всем сердцем) ___________________________________________________________

Упражнение 3. Подчеркните выделенные фразеологизмы как члены предложения.

  1. По вспыльчивости своей он часто ( _____________________ ?) выходил из себя; но бешенство его не всегда и не вдруг обнаруживалось неистовыми криками. 
  2. Стамов был в том подавленном состоянии духа, когда сознание одной допущенной неловкости ( _____________________ ?) влечет за собой другую. 
  3. Прошлой весной река рано ( _____________________ ?) вышла из берегов.
  4. Мы проехали станицу ( _____________________ ?) из конца в конец. 
  5. Алексей слушал её ( _____________________ ?) краем уха. Думы его были далече. 
  6. Оскорбили человека, ( _____________________ ?) втоптали его в грязь и беседуют теперь ( _____________________ ?) как ни в чем не бывало. 
  7. Приехали мы в чудесное имение Давыдова, который принял нас ( _____________________ ?) с распростертыми объятиями. 
  8. Кавторанг Карпов не давал ( _____________________ ?) бить баклуши, дважды в неделю – шлюпочные занятия. 
  9. Высокая, белая-белая коса во всю спину, до колена будет – вся, говорят, в матерь, а может, ещё и покрасивше была. И тихая, ( _____________________ ?) воды не замутит. 
  10. Чакмарь… поглядывая на барина, с которым он жил 30 лет ( _____________________ ?) душа в душу, и понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. 
  11. На бруствере траншеи ( _____________________ ?) во весь рост стоял человек и смотрел на восточный берег в бинокль. 
  12. ( _____________________ ?) Злые языки объясняли ласковость моей матери тем, что она хотела ( _____________________ ?) сбыть с рук золовку. 
  13. Успех, бешено растущий, сопровождал ( _____________________ ?) первые шаги молодого писателя. 

Упражнение 4. Восстановите устойчивые выражения, добавив в него нужный глагол из «Материала для справок».

  1. Говорить, не касаясь сути дела (обиняками) – ____________________ вокруг да около. 
  2. Освоиться с положением, обязанностями кого-нибудь – ____________________ в роль. 
  3. Вспомнить – ____________________ в памяти. 
  4. Лишить кого-либо уверенности поддержки – ____________________ почву из-под ног. 
  5. Приходить в состояние крайнего раздражения – ____________________ из себя. 
  6. Убедиться самому – ____________________ своими собственными глазами. 
  7. Перестать подчиняться, слушаться кого-либо – ____________________ от рук. 
  8. Раскупить мгновенно – с руками ____________________ 
  9. Притворяться, создавать видимость – ____________________ вид.

Материал для справок

увидеть; выбить, делать; выходить ходить; оторвать; отбиться; войти; всплыть.

Упражнение 5. Определите и запишите значения фразеологизмов.

  1. С глазу на глаз – ____________________________________________________________________
  2. Иметь голову на плечах – _____________________________________________________________
  3. Семи пядей во лбу – _________________________________________________________________
  4. Курам на смех – _____________________________________________________________________
  5. Кровь с молоком – ___________________________________________________________________
  6. Пожинать лавры – ___________________________________________________________________
  7. Цены нет – _________________________________________________________________________
  8. На живую нитку – ___________________________________________________________________
  9. Ни рыба ни мясо – ___________________________________________________________________
  10. Рубаха-парень – _____________________________________________________________________

Упражнение 6.  Определите и запишите значения фразеологизмов. Составьте с ними предложения.

  1. Пальца в рот не клади – ______________________________________________________________
  2. В хвост и в гриву – __________________________________________________________________
  3. Кануть в Лету – _____________________________________________________________________
  4. Лебединая песня – ___________________________________________________________________
  5. Навострить лыжи – __________________________________________________________________
  6. Закрыть глаза на – ___________________________________________________________________
  7. Вправить мозги – ____________________________________________________________________


Подготовка к ОГЭ

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.

4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.

2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине.

Ответ: _________________


  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Они выскочили из школы, забежали за угол.
  2. О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет.
  3. Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.
  4. Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда.
  5. А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости.

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
  2. Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента.
  3. Дома Таня первым делом подошла к зеркалу.
  4. Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.
  5. Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»
  2. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
  3. По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем.
  4. Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
  5. И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

Ответ: _________________


  1. Анализ средств выразительности.
  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
  2. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
  3. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
  4. По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.
  5. Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».
  6. Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
  2. И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.
  3. Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
  4. Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.
  5. Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.
  2. Ну, просто как покойника хоронили...
  3. С обрыва весь мост как на ладони...
  4. Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.
  5. Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.

Ответ: _________________


  1. Анализ средств выразительности

 Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

  1. Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
  2. Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
  3. После уроков Женя летел домой как на крыльях.
  4. Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед.
  5. Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймет и утешит?

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма как средства выразительности речи.

  1. И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.
  2. Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивается назвать ее «хрупкой».
  3. Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.
  4. Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.
  5. Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

Ответ: _________________

  1. Анализ средств выразительности

 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра.
  2. Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал.
  3. Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в мыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть.
  4. Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.
  5. Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.

Ответ: _________________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист. Корни с чередованием

Теория. Чередование букв А/О в корнях

Знакомьтесь. Это корни с чередованием гласных А/О. Запомните эти корни и их значения.1.png1.png

Умейте различать чередующиеся корни и омонимичные (сходные по звучанию, но имеющие другие значения).

С чередующейся безударной гласной в корне

С проверяемой безударной гласной в корне

кос-: коснуться, неукоснительный, прикосновение, неприкосновенный

кос-: косец, косарь, газонокосилка

кос-: косой, покоситься, искоса

кос-: косичка, косоплетение


Упражнения

Упражнение 1

В каждом вагоне едут «безбилетники». Найдите их и высадите. Объясните, почему они не должны находиться в этих вагонах. А потом вставьте буквы.

Остановка для «безбилетников»:

Упражнение 2

Распределите слова по нужным колонкам, вставив пропущенные буквы.

К…саться, к…снуться, к…снувшись, неук…снительно, прик…сновение, соприк…саться, соприк…сновение, к…саясь, к…сание, к…сательная, к…сательно, к…сательство, прик…сание, неприк…сновенность, прик…снуться, прик…саться, соприк…снуться, соприк…саясь, соприк…снувшись.

А

О

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

        


Упражнение 3

Вставьте пропущенные буквы.

Разл…гающийся, предл…жил, ул…жился, пол…жение, распол…жение, местопол…жение, распол…гается, отл…жил, перезал…жили, распол…гается, предл…гать, выл…жить, сл…жение, прол…жить, прил…гательное, изл…жение, сл…гаемое, изл…гаемый, распол…жился, возл…жить, низл…гает, вл…жить, зал…жить, обл…жите, подл…жите, перел…жить, предл…гать, прол…жили, разл…гается, обл…жение, предраспол…жение, пол…гающийся.

Упражнение 4

Прочитайте текст. Выполните задания после него.

Маленький человек выходит позн…вать и пост…гать большой мир. Всему он д…вится, интересуется всем, к чему прик…сается.

Почему на небе вдруг забл…стел в солнечном озарении к…сой клин? Отчего он перем…щается в голубой дали, вытягивается то в одну, то в другую сторону, но не расп…дается и всё время как бы сохр…няет в неприк…сновенности свою изначальную к…сину? Словно др…жит, разв…вается в вышине к…сыночка. Да это к…сяк птиц летит, кр…суется, а потом вдруг к…сается груды облаков и проп…дает в них.

А кто это выскочил из тр…вянистых зарослей и быстро и д…ловито переб…рает св…ими длинными лапами? Уж не к…сить ли траву он соб…рается этими тонкими х…дулями? Да ведь этот паук и прозывается к…синогой! Не угл…дишь его на земле, наступишь и после долго видишь к…сящие дв…жения мёртвых лапок. К…си, к…синожка, обк…си нам дорожку! Но отк…сился маленький к…сарь и зам…р недв…жимо.

Так пожалеем же всякое творение природы и будем внимательно и осторожно ходить по земле.

Задания

  1. Выпишите из текста сначала слова с чередующимися корнями -кос-/-кас-, а затем с омонимичными корнями.

Слова с чередующиеся корнями -кос-/-кас-: __________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Слова с омонимичными корнями: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слова с пропущенными буквами в две колонки: корни с чередованием и корни с проверяемыми гласными. К проверяемым подберите и запишите проверочные слова.

Корни с чередованием

Корни с проверяемыми гласными

Задания по тексту:

  1. Определите тему текста.

_________________________________________________________________________________________

  1. Запишите главную мысль текста.

________________________________________________________________________________________

  1. Составьте план текста.
  1. __________________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописание НЕ с ...

конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописа...

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...

Маршрутный лист слабоуспевающего ученика по русскому языку 8 класс

Данный образовательный маршрут составлен для ученика, испытывающего трудности в освоении программы курса «Русский язык».  Обучающийся пропустил много уроков по уважительной причине, в...

рабочий лист №1 к уроку русского языка в 7 кл по теме "Слова категории состояния"

Рабочий лист отражает структуру урока, помогает детям в работе...

Рабочий лист №2 к уроку русского языка в 7 классе по теме "Слова категории состояния"

рабочий лист помогает в работе и учителю, и детям, отражает структуру урока...