Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opor._listy_k_ege_razdel_obshchestvo.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Общество
Понятие общества (социум). В широком смысле – это часть мира, обособившаяся от природы, но взаимосвязанная с ней; это все способы взаимодействия людей и формы их объединения, совокупность людей с системой многообразных отношений. Примеры : «человеческое общество», «российское общество», «феодальное общество». / В узком смысле – группа людей для совместной деятельности , с общими интересами : общества книголюбов, шахматистов… /
Общество – динамичная(то есть -развивающаяся, изменяющаяся, саморазвивающаяся) система (взаимодействие взаимосвязанных подсистем и элементов , самоорганизация– сфер, способов, институтов, форм…). . Прогресс –развитие по восходящей линии, вперёд, от низшего – к высшему. (Регресс -наоборот). Эволюция – медленный, постепенный прогресс, в многообразны (по том числе –реформы. Революция – быстрый скачкообразный качественный переход. Прогресс может быть неодинаков в разных сферах и противоречив. Критерии (определители) прогресса многообразны –по сферам : уровень экономики, производительность, уровень жизни, качество образования, уровень демократии, законность, моральность и т.д.
Общество и природа. Общие черты : динамичные системы, развиваются по своим законам, части материального мира. Различия : общество создаёт культуру ( природа просто воспроизводит себя), имеет свои законы, состоит из активных личностей. Влияние природы – на общество : первые цивилизации -в долинах крупных рек ,ирригация в Китае, гибель Помпеи, специализация сельского хозяйства; влияние общества –на природу : вся хозяйственная деятельность –это преобразование природы, исчезновение видов, изменения природы людьми.
4 сферы общества : экономическая – хозяйство, материальное производство, обмен и распределение; социальная – деление общества на классы, группы, их положение и отношения, уровень жизни; политическая – действия государства, власть в обществе, борьба за власть; духовная – связана с моралью, религией, наукой, искусством. Все сферы одинаково важны , взаимосвязаны и влияют друг на друга…
Общественные институты (установления) – это устойчмвые формы организации людей ( организации, устройства и учреждения в обществе) : политические (государство, партии, парламент); экономические (рынок, деньги, банки); социальные (семья, образование, нации); духовные (наука, религия, мораль, образование).
Общество в истории. 2 подхода к истории. Формационный (вертикальный и цивилизационный (горизонтальный)
Формационный | Цивилизационный |
история всех народов проходит последовательно 5 ступеней (формаций) : первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм ; в каждой формации свои базис (экономика) и надстройка (политика, общество, культура); вся история – это переход от низшей формации к высшей через борьбу противоположных классов и революции. | все народы развиваются своими путями и создают цивилизации – развитые сообщества со своими особыми ценностями и качествами (культура, язык, государство, общество, экономика). Цивилизации проходят этапы рождения, расцвета, упадка и гибели. В истории было и есть множество цивилизаций /число называется разное, точно не определено, как и названия/. //Другое значение понятия «цивилизация» - ступень в истории после дикости и варварства, то есть цивилизованность, культурность.// |
Соотнесение эпох, общественных формаций и типов общества.
Эпохи | Формация (строй) | Тип общества |
Первобытность (от 2-х млн. - до 4 тыс.до н.э.) Древность (4 тыс.до н.э. – 5в.) Средневековье (5 – кон.15 вв.) | Первобытнообщинная (равенство, общая собственность Рабовладельческая (частная собственность, классы рабов и рабовладельцев, рабство Феодальная (частная собственность феодалов на землю, зависимость и повинности крестьян) | Традиционное |
Новое время (15 -19 вв.) Новейшее время (от нач. 20 в.) | Капитализм (частная собственность, личная свобода, наёмный труд) Социализм (общественная собственность, равенство классов и групп, отсутствие эксплуатации в экономике) | Индустриальное |
+ Капитализм современности | Постиндустриальное |
3 типа общества в истории. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) - преобладание сельского хозяйства, экстенсивный рост, патриархальные порядки, коллективизм, общинность, сословность, внеэкономичесое принуждение, слабое разделение труда, религиозность, господство церкв., Индустриальное (от начала капитализма в16-17вв. в Голландии и Англии) - преобладание промышленности. фабрики, промышленный переворот, замена ручного труда машинным, урбанизация, механизация и автоматизация, конвейер, интенсивный рост, индивидуализм, партнёрская семья, рост пауки и образования, светский характер культуры, массовая культура. Постиндустриальное (со 2 пол. 20в. в самых развитых странах)– преобладание сферы услуг, информатизация и компьютеризация, развитая инфраструктура, цифровые средства коммуникации, научно –техническая революция, большая роль науки, глобализация экономики, инновации, // + сохраняются признаки индустриального общества (кроме первых 2-х)//.
Современный мир многообразен, взаимосвязан, един и противоречив. Интернационализация (часто её называют глобализацией) –это объективный процесс взаимосвязанности, сотрудничества стран, народов, фирм, людей. Её последствия : положительные - углубление мирового сотрудничества, международного разделения труда, развития техники, интернет-сети, расширение возможностей; отрицательные - ослабление национальных культур, ослабление экономики и уровня жизни в одних странах за счёт других. Глобализация может означать господство ведущих стран и компаний (ТНК –транснациональных корпораций) над остальными, что ведёт к монополизму и несправедливости. Интеграция («включение») – углубление сотрудничества вплоть до объединения в организации : ЕС, Евразэс, НАФТА, БРИКС и другие.
Глобальные проблемы – общемировые проблемы, угрожающие всему миру; их решение возможно только всем миром. Экономические : истощение ресурсов, кризисы, долги бедных стран. Политические :угроза ядерной войны, терроризм, войны, фашизм. Социальные : бедность, голод, болезни в неразвитых странах, «старение» населения развитых стран . Экологические :влияние человека на природу, загрязнение, потепление. Духовные : аморальность, бескультурье, религиозная нетерпимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по обществознанию к разделу "Общество"
Для подготовки к ЕГЭ...
Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"
Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную ...
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Человек...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Познание...
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера
Опор. листы к ЕГЭ Раздел Соц. сфера...