ФГОС 3-го поколения: новые стандарты и требования по обществознанию 6-7 классы.
учебно-методический материал (6, 7 класс)
Изменения в рабочей программе по обществознанию по новому ФГОС 3-го поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_3_pokoleniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС 3-го поколения: новые стандарты и требования по обществознанию 6-7 классы
Волкова И.В.,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Вечерняя школа №4 г. Йошкар-Олы»
С целью улучшения качества планирования образовательного процесса, а также возможности перераспределения времени учителя в сторону подготовки современных уроков, основанных на системно-деятельностном подходе, в 2021 г. Институтом стратегии развития образования РАО были разработаны примерные рабочие программы учебных предметов основного общего образования, в том числе обществознания. С 1 сентября 2022г. началась их апробация и внедрение в школах РФ. Примерные программы соответствуют требованиям ФГОС, Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», учитывают Примерную программу воспитания и обеспечивают: равный доступ к качественному образованию; единые требования к условиям организации образовательного процесса; единые подходы к оценке образовательных результатов.
Изменения, происходящие в современном образовании, обусловлены целым рядом причин, среди которых вызовы и запросы общества, новые научные и технологические открытия и смена жизненных приоритетов подрастающего поколения. Меняются и требования к организации учебного процесса и достижению образовательных результатов. В основе ФГОС 3-го поколения- реализация деятельностного подхода, главная цель которого – пробудить у обучаемого интерес к предмету, знаниям, а также развить навыки самообразования, сформировать предметные, личностные и метапредметные результаты.
Содержание, запланированное для каждого года обучения, структурировано таким образом, чтобы уроки изучения нового материала не заполняли весь ресурс времени, оставляя пространство, необходимое для разнообразной учебной деятельности. Не менее 30% учебного времени отводить на практикумы, дискуссии, работу с различными источниками социальной информации, обсуждение проблемных ситуации, ролевые игры, разработку проектов и др.
В обновленном ФГОС (2021г.) личностные результаты сгруппированы в такие блоки, как:
-патриотическое воспитание,
-гражданское воспитание,
-духовно-нравственное воспитание,
-эстетическое воспитание,
-ценности научного познания,
-экологическое воспитание,
-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.
Впервые появляется понятие «эмоциональное благополучие», подразумевающее умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием.
В разделе «Овладение универсальными учебными регулятивными действиями» появились такие элементы, как «самоорганизация», «самоконтроль», «эмоциональный интеллект». В некоторой степени характеристики «эмоционального интеллекта» из метапредметных результатов дублируют содержание «эмоционального благополучия» из личностных результатов.
Большое внимание уделяется воспитательному процессу. Формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников. Каждый школьный предмет и школьный урок может иметь определенный воспитательный потенциал. Воспитание на уроке обществознания идет через включение содержательных компонентов, непосредственно связанных с нравственно-этической проблематикой, с усвоением социальных норм, социализацией человека и гражданина.
Изучение предмета «обществознание» включает такой вид деятельности, как проектная деятельность. Проект – это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. Предполагает обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой, ему необходимо приложить полученные знания.
Проектная деятельность ученика направлена не столько на освоение новых знаний, сколько на самостоятельную деятельность по применению практических умений в модельных или жизненных ситуациях.
Уделяется внимание формированию функциональной финансовой грамотности на уроках обществознания. Под функциональной грамотностью понимают способность приобретать и использовать знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Важнейшим требованием к назначению функциональной грамотности является возможность проживания в социуме без вреда для себя и социума и способность к разнообразной деятельности в быстро меняющихся окружающих условиях современной действительности.
Финансовая грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности представляет собой знание, понимание, навыки, необходимые для применения знаний по финансовой грамотности с целью принятия эффективных решений для улучшения финансового благополучия и возможности участия в экономической жизни. Она связана с управлением личными финансами и финансами своей семьи, принятием эффективных решений в реальных жизненных ситуациях.
Отметим, что формирование умений работать с текстом, иллюстративным материалом, статистическими данными на уроках обществознания в основной школе является частью результатов образовательной деятельности согласно ФГОС.
Как мы видим из содержания методического пособия, в современном обществоведческом образовании произошли значительные изменения, коснувшиеся как содержания предмета, так и методов и приемов преподавания.
Литература:
Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя/ Е.К. Калуцкая, О.А. Французова.-М.:ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.-138с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. разработка уроков в новом стандарте.
Данный урок я разработала совместно с коллегами во время прохождения курсов по ФГОС. Урок объяснения. Тема урока 22 «Сложение и вычитание» (п. 9). Для музыкального сопровождения физминутки В...
Выступление на районном семинаре "Работаем по новым стандартам. ФГОС второго поколения".Тема:" Учебный проект для 5 классов. Сказки Г.Х.Андерсена."
Идея данного проекта возникла из-за отсутствия хорошего материала в учебном планировании и учебнике по творчеству Г.Х.Андерсена и из желания учащихся сделать театрализованное представлени...
Новые стандарты географического образования в связи с введением ФГОС второго поколения
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. ...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена к учебнику Л.Н.Боголюбова на 1 час в нелелю, 34 часа в год. Программа состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирова...
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена по учебнику Л.Н.Боголюбова на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Программа состоит из двух частей - пояснительной записки и календарного план...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса состоит из двух частей - пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена по учебнику Л.Н.Боголюбова ( базовый уровень) на 3 ча...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...