Новые стандарты географического образования в связи с введением ФГОС второго поколения
статья по географии на тему

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_stand_obr.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые стандарты географического образования в связи с введением ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения  утвержден приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации   от 17  декабря  2010 г. № 1897. Реализация ФГОС ООО станет логическим продолжением   внедрения ФГОС НОО, которое с 1 сентября 2011 г. вошло в штатный режим на территории Российской Федерации . Таким образом, с 1 сентября 2015 года ФГОС ООО будут введены в действие в плановом порядке во всех школах России.

        Что же в большей мере изменится в преподавании конкретных учебных предметов:  предметное содержание, процесс его изучения, формы организации учебной деятельности школьников, методы обучения?

        Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса.   В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, среди прочего,   активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;    построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.  Урок остается главной, но не единственной  формой организации учебной деятельности. Важное место занимает также внеурочная деятельность, организованная по разным направлениям. Реализация системно-деятельностного подхода невозможна без широкого использования современных педагогических технологий, которые способствуют повышению мотивации учащихся, вовлечению их в активную познавательную деятельность, формированию универсальных учебных действий, что является важнейшим условием достижения планируемых результатов.   При организации образовательного процесса предпочтение отдается активным методам обучения, в том числе проектно-исследовательской деятельности.  Обязательное использование информационно-коммуникационных технологий и современного компьютерного и лабораторного оборудования является также неотъемлемой составляющей образовательного процесса при работе по  новому  ФГОС ООО, так как иначе невозможно формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

        Достаточно серьезно изменилась система требований стандарта. Ныне действующий Стандарт формулирует требования к предметному содержанию и предметным результатам обучения, которые заключаются в овладении привычными нам знаниями, умениями и навыками. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  включает совокупность трех систем требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями:  

  • требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.д.);
  • требования к образовательному процессу (предметное содержание, организация образовательного процесса, современные педагогические технологии и т.д.);
  • требования к результатам образования, которые, в свою очередь, разделяются на три группы: предметные, метапредметные и личностные.

        Заботой учителя, реализующего ФГОС второго поколения, становятся не только предметные результаты. При планировании урока или внеурочного занятия педагог должен помнить о достижении личностных результатов и о формировании универсальных учебных действий как необходимого условия дальнейшего самоопределения и саморазвития ребенка.

        Знакомство с Фундаментальным ядром содержания общего образования и с Примерной основной образовательной программой позволяет сделать вывод, что в новом Стандарте меньше детализируется предметное содержание, однако,   иначе изложены планируемые результаты обучения, которые подразделяются на два уровня.  Базовый  уровень освоения программы учебного предмета изложен в блоке  «Выпускник научится…».  Здесь описаны  обязательные для достижения результаты.      Повышенный    уровень достижений, описанный в блоке  «Выпускник  получит возможность научиться…», может быть достигнут в зависимости от потребностей и способностей ученика.  

 Одно из важнейших требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, пока остается основой образовательного процесса. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях.

Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.

Основой современного урока географии выступает деятельностный подход. Согласно положениям деятельностного подхода в центре урока – организация деятельности учащихся, направленная на освоение ими различных учебных действий. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия.

Признаки традиционного и современного уроков географии

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Цели и содержание

Формирование знаний и умений

Развитие личности учащегося, формирование опыта творческой деятельности через применение знаний и умений

Функция учителя

Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и учащихся

Организация учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Часть функций учителя передается учащимся (планирование логики изучения темы, контроль результатов, самопроверка и пр.)

Преобладающие методы обучения

Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения

Традиционные: карты, учебник, средства наглядности

УМК по предмету и новые (цифровые) средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, средства телекоммуникации, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной деятельности школьников

Преобладание фронтальной в сочетании с индивидуальной

Применение коллективных форм: групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков

Четкое разграничение этапов урока. Преобладает комбинированный, непроблемный урок

Нет четкого различения этапов урока. Разнообразные типы уроков: межпредметные, проблемные; уроки нетрадиционных форм

Главный фактор воспитания учащихся

Содержание урока

Продуктивные методы и технологии обучения

Стиль общения: характер взаимоотношения учителя и учащихся

Авторитарный либо попустительский

Демократический: учитель уважает учеников, учитывает их индивидуальные особенности

Характер взаимоотношений учащихся на уроке

Общение между учащимися отсутствует

Учащиеся общаются в рамках коллективной работы

 

Анализ особенностей профессиональной деятельности учителей показывает, что основной ориентир их деятельности зачастую состоит в том, чтобы спланировать содержание урока, сделать его интересным для школьников за счет привлечения дополнительной литературы, интересных фактов и пр. оценивая свой урок как успешный, учитель отмечает, что все «все успел рассказать из запланированного» и наоборот. Практика показывает, что для учащихся интересны те уроки, на которых они активно работают с картой, учебником, изучают модели географических объектов, решают учебные проблемы, обмениваются мнениями, высказывают суждения, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль.

Особое внимание со стороны учителя в рамках современного урока географии должно быть направлено на планировании деятельности учащихся. Цели, содержание, формы, средства и методы обучения в рамках современного урока должны рассматриваться в соответствии с задачей формирования деятельности учащегося, а результаты обучения, его эффективность – со способом организации деятельности усвоения и формируемым ею мышлением учащегося.

На современном уроке знания и умения из цели обучения трансформируются в средство развития личности учащегося. Учитель организует учебный процесс таким образом, что учащимся необходимо применять имеющиеся знания и умения для решения познавательных задач. Таким образом, на уроке должны использоваться активные методы обучения – частично-поисковый, проблемный, а в идеале исследовательский.

Содержание современного урока необходимо направить на реализацию воспитательных целей. Вклад в формирование личности вносит тот урок, который тесно связан с жизнью, на котором школьники вовлекаются учителем в обсуждение каких-либо научных или социально-экономических проблем, обучаются приемам оценивания и прогнозирования. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания и умения.

Поскольку в настоящее время большая часть информации воспринимается посредством зрения, возрастает роль экранных средств обучения, применения современных информационно-коммуникативных технологий. Здесь следует отметить, что всеобщее увлечение цифровыми средствами наглядности нередко приводит к тому, что наличие электронной презентации расценивается как чуть ли не единственный признак современного урока.

Итоговые задания выполняют контролирующую функцию. Они выполняются школьниками самостоятельно. Также важно учитывать, что деятельностный компонент содержания объективно сложнее усваивается школьниками, чем знаниевый, поскольку в процессе выполнения деятельности ученик одновременно использует ранее усвоенные предметные знания, умственные мыслительные операции, свой жизненный опыт.

На современном уроке у учителя географии расширяются социально-профессиональные функции, усиливается его роль в формировании и реализации личностных особенностей каждого ученика, становлении у них ценностных ориентаций и смыслов. Главное – отход от преобладания репродуктивных способов обучения и усиление творческой стороны учебного познания, использование современных поисковых, исследовательских способов достижения целей и задач урока

Таким образом

        Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, учителю географии необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.

Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.

Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника.

Реализация принципа практической направленности обучения географии (таблица 1) предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения.

Таблица 1

Механизм усвоения умений и учебных действий в процессе реализации практической направленности обучения

Этапы учебного познания

Реализация принципа практической направленности

ученик

учитель

Восприятие

Усвоение представлений, умение наблюдать, проводить измерения, анализировать наблюдаемые объекты, фиксировать результаты

Создание мотивационной основы действий

Осмысление на уровне эмпирических закономерностей

Усвоение эмпирических знаний, умение составлять географические описания, характеристики

Создание ориентировочной основы учебных действий

Осмысление теоретических знаний

Усвоение теоретических знаний, умение устанавливать причинно-следственные связи

Создание исполнительской основы учебных действий

Применение географических знаний и умений

Перенос знаний в новые условия,

творческое применение умений

Создание творческой основы учебных действий

 

В школьной географии задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных).

Традиционно принцип практической направленности обучения географии реализуется через систему практических работ, которая может реализовываться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.

Для проведения обучающих и тренировочных работ достаточно выделить от 5 до 7 минут учебного времени, а на проведение итоговой работы необходимо выделить специальную часть урока, от 15 до 20 минут, или отдельный урок. Учитель на основе анализа рабочих программ самостоятельно планирует время и место проведения практических работ в структуре учебного процесса (таблица 2).

Таблица 2

Организационная структура практической работы

(по С.Н. Поздняк)

 

№ п/п

Этап

Вид деятельности учителя

1

Подготовительный этап (планирование)

Определение цели, содержания, характера практической работы, её места в структуре урока.

Отбор основного содержания, разработка заданий различного уровня сложности.

Планирование результатов обучения, выбор средств обучения.

Планирование видов учебной деятельности, приёмов мотивации, формы контроля результатов выполнения заданий, прогноз вероятных затруднений.

Уточнение цели и задач практической работы, оценка её возможного воспитывающего и развивающего потенциала.

2

Основной этап (выполнение практической работы)

Создание положительной эмоциональной и целевой установки у обучающихся.

Инструктаж.

Проверка готовности обучающихся и их рабочих мест.

Выполнение заданий, индивидуальный контроль, разъяснение, помощь, коррекция по итогам первичного анализа ошибок обучающихся.

Подведение текущих итогов работы.

3

Заключительный этап (подведение итогов)

Проверка работ.

Анализ и оценка результатов, выявление типичных ошибок и их причин.

Оценка аккуратности выполнения работы.

Сопоставление запланированных и полученных результатов обучения, оценка эффективности проведения практической работы (уровня сформированности умений обучающихся,

их познавательной самостоятельности).

Прогнозирование возможностей дальнейшего использования полученных результатов в процессе обучения, создание условий контроля со стороны учителя, взаимоконтроля, самоконтроля.

 

Сегодня закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Это означает, что каждый учитель, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных групп обучающихся, разрабатывает свою систему этих работ, ориентированную на выполнение требований образовательного стандарта. Следует обратить внимание учителей, что в примерной программе указаны темы не только итоговых практических работ, но и работ тренировочного характера. Руководствуясь положениями нормативных документов, педагог самостоятельно определяет круг задач для организации практической деятельности школьников (см. Инструктивное письмо по выполнению практической части школьной программы по географии // География в школе. — № 5. — 2005 г.).

Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения. Этот процесс должен найти отражение в сетке календарно-тематического планирования.

Кроме этого при составлении тематических планов среди различных типов уроков целесообразно выделять специальные уроки, ведущей задачей которых выступает формирование и совершенствование географических умений обучающихся. Такие уроки проводятся как уроки-практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приёмам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.

2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.

3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Примеры формулировок задач: «Проанализировать климатические диаграммы»; «По картам атласа определить особенности размещения природных зон материка». Чёткая постановка познавательной задачи активизирует работу обучающихся.

4. После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий). Учитель может продемонстрировать эти действия, может попросить обучающихся их вспомнить на основе раздаточных инструкций или планов описаний, имеющихся в приложениях учебников.

5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:

кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»);

инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»);

познавательных количественных и качественных задач («какому расстоянию на местности соответствует 1 см на плане, если ...», «выявите закономерности размещения полезных ископаемых на равнинах и в горах»).

6. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приёмы работы обучающиеся переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и др.), а также приборы (компасы, мини-метеостанции и т. д.), модели (глобусы) и инструменты (рулетка, нивелир и др.).

7. В выработке умений большое значение имеет система упражнений, сложность которых нарастает постепенно. Нарастание сложности происходит не только в течение года, но и от курса к курсу.

Например, проверку номенклатуры в 6 классе учитель осуществляет со второй недели обучения, используя карточки-задания для устного опроса по настенной карте. Впоследствии обучающимся предлагаются индивидуальные карточки с контурами географических объектов, а затем — карточки с фрагментами контурных карт. Подобная усложняющаяся систематическая работа способствует эффективному формированию картографических умений школьников, существенно облегчает затруднения обучающихся в овладении географической номенклатурой в последующих курсах.

8. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, практических работ на местности, в условиях «зелёного» класса (таблица 3). Работая в природе, обучающиеся сначала овладевают приёмами использования полевых методов, что позволяет на их основе формировать умения ориентироваться, выделять и анализировать, описывать, объяснять признаки объектов и явлений, составлять географическую характеристику, картографические умения, устанавливать причинно-следственные связи (пространственные и временные), использовать материал для объяснения и оценивания разнообразных процессов и явлений.

Таблица 3

Формы проведения практических работ в географической среде

Наблюдения в географической среде

Практические работы

Экскурсии

1. Метеорологические

2. Фенологические

3. Геоморфологические

4. Гидрологические

1. Ориентирование в пространстве (в т. ч. в условиях города и сельской местности)

2. Глазомерная съёмка местности

3. Измерения на местности, на маршруте

4. Определение географических координат

5. Определение механического состава местных почв

6. Характеристика компонентов и всего ПК

7. Разработка маршрутов геоэкологических троп, плана благоустройства (озеленения) территории

1. На природу

2. На предприятие производственной сферы, непроизводственной сферы, сельскохозяйственное предприятие

3. В музеи

(краеведческие, геологические и др.)

4. В заповедники и охраняемые территории

 

9. В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии (дифференцированного обучения, проектной деятельности и т. п.).

10. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная учителем система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.

 

Информационные источники

1. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.

2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч.т.2, – М., 1982.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

4. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.

5. Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения. Педагогика, №6, 2002, стр.44-49.

6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

7. Сухов В.П. Физическая география: Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2004.

8.  Федеральный государственный образовательный стандарт  общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

9.    Фундаментальное ядро содержания общего образования.  М.: Просвещение, 2011.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.  

11. http://edu.of.ru/nat7827/default.asp?ob_no=59496

12. http://www.school2100.ru/upload/iblock/cfa/cfa1ef2c9558ed8d92c27c02cffe0d46.pdf

13. http://festival.1september.ru/articles/417978/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на  новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...

Методический сценарий урока английского языка на тему "Лондон" в свете введения ФГОС второго поколения

Тема: "Лондон"УМК: " Enjoy English", 6 класс (М.З. Биболетова)Цель: научить учащихся вести беседу о Лондоне, создать условия для проявления творческой активности учащихся.Задачи:- развитие коммуникати...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Новые принципы работы школы в условиях введения ФГОС второго поколения

В презентации рассмотрены отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 года, структура ФГОС, новое содержание образования...

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...