Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край" | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
МОУ СШ№2 гВязьма Смоленской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Мой родной край»
для 6 класса
Срок реализации: 1 год
Количество часов по программе: 34 часа (1 час/нед.)
Составитель: Каткова С.В.
Г.Вязьма
2021
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
∙ Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31.12.2015г.);
∙ Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
∙ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
∙ Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015г. №996);
∙ Основ государственной молодёжной политики РФ на период до2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014г. №2403-р);
∙ Областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг. (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013г. №984);
∙ Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области (утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014г. №1293-р/адм.);
∙ Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ№2»;
∙ Положения о внеурочной деятельности в МОУ СШ№2;
∙ Положения о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МОУ СШ№2;
∙ Плана внеурочной деятельности обучающихся на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой родной край» разработана по общекультурному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 6 класса: познавательная деятельность. В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детей, для родителей наиболее привлекательное духовно- нравственное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности развитию познавательных интересов своего ребенка в сфере истории и краеведения.
Приобщение к истории и культуре основные цели воспитательной деятельности, указанные в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Традиционными источниками нравственности являются: - Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей "малой Родине"; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Гражданственность – правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей воспитания сознательного гражданина России, патриота своей страны. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой — вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников — создание ситуации творческого саморазвития.
В соответствии с «Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области» духовно-нравственное воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей и стратегии «Дорогами Меркурия Смоленского» (Воспитание гражданственности, патриотизма, и социальной солидарности, где основными ценностями являются: патриотизм ‒ любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; гражданственность ‒ служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания). Результатом реализации программы является принятие российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; - усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - чувство долга.
Таким образом, актуальность программы обуславливается тем, что патриотическое и гражданское воспитание школьников является важным условием воспитания духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к истории и культуре родного края и своей страны, а так же условием социализации личности, способом вхождения детей в мир и в тоже время способом самопознания и самоидентификации.
Данный курс способствует формированию у обучающихся развития интереса к изучению истории родного края, формирования чувства гордости за свою страну, народ, село, школу, семью. Новизна программы «Моя малая Родина» заключается в том, что её содержание основано на доступности, разнообразии форм деятельности, учёте индивидуальных способностей обучающихся, органическом сочетании обучения и воспитания, а также практической направленности и ориентации на личностные интересы, потребности и способности ребёнка. Курс программы разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и гражданско-патриотического сознания, создаёт условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.
Цель программы: создание условий для мотивации обучающихся к изучению истории и культуры родного края; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
• приобретение школьниками знаний об истории своей малой Родины;
• формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории:
• формирование устойчивой мотивации к изучению традиций и истории родного края;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
• развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению краеведческой литературы.
Развивающие:
• сбор информации по определенной теме;
• развитие смекалки и сообразительности;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» рассчитана на обучающихся 6 класса в возрасте 11-12 лет. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год. Программа составлена с учётом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
✔ Уважать личность ребенка, его позицию;
✔ Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
✔ Отмечать достоинства каждого ребенка;
✔ Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
✔ Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, видеопутешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях обучающиеся знакомятся с краеведческими материалами школьного музея. Занятия запланированы не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии, походы, посещение музеев, библиотеки, встречи с интересными людьми. Это даёт возможность получать обучающимся новую информацию в нестандартной обстановке более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мой родной край»
Содержание курса внеурочной деятельности «Мой родной край»
1. История моего края(13 часов). География и природа родного края. Древнейшая история малой родины. Топонимика и этнография края. Родной край в истории России. История города Вязьма. История сел и деревень родного края. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки, которыми мы гордимся. История школы. Современная история края. Культурные и исторические традиции в нашем крае.
2. История моей семьи в истории моего края.(10 часов) Родословное древо моей семьи. Биографии моих предков. Бессмертный полк моей семьи. Традиции моей семьи. Семейные реликвии. Профессии моих родителей. Вклад моей семьи в историю и культуру родного края.
3. Историческая память моего края (11часов ) Памятники древнейшей истории на территории нашего края. История создания религиозных памятников в нашем крае. Архитектурные памятники города. Памятники истории ВОВ в нашем крае. Значение сохранения памятников истории и культуры.
Виды деятельности | Формы реализации/ уровень воспитательных результатов |
1. История моего края (13 ч.) | |
Познавательная деятельность
Досугово-развлекательная деятельность
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность | Мини-лекция, познавательная беседа, поход в музей, выставки книг, викторины, посещение библиотеки, изучение документов (1 уровень). Участие в ярмарке, концерте, просмотр видеофильмов Обмен мнениями (2 уровень). Участие в краеведческой игре «Что ?Где? Когда?» (2 уровень). |
2. История моей семьи в истории моего края (10 ч.) | |
Проблемно-ценностное общение
Художественное творчество Досугово-развлекательная деятельность Социальное творчеств | Презентация, мини-лекция, познавательная беседа, изучение документов(1 уровень). Создание родословного древа (3 уровень). Участие в концерте к Дню освобождения Смоленщины, Дню Победы, празднике села. (2 уровень). Участие в социально ориентированной акции «Волонтёры», операции «Духовность»(3 уровень). |
3. . Историческая память моего края (11 ч.) | |
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность | Презентация и слайд-шоу, мини-лекция, познавательная беседа, просмотр и обсуждение видео-роликов, экскурсии, поход, заочные путешествия (1 уровень). Проблемный разговор, разброс мнений, написание сочинения (2 уровень). Игра - квест по историческим и культурным памятникам родного края. |
Тематическое планирование
№ п\п | Содержание курса | Кол-во часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
История моего края (13 ч.) | ||||
1 | География и природа родного края | 1 |
| 06.09 |
2 | Древнейшая история малой родины. | 1 |
| 13.09 |
3 | Топонимика и этнография края. |
| 1 | 20.09 |
4 | Родной край в истории России. | 1 |
| 27.09 |
5 | История города. |
| 1 | 04.10 |
6 | История сел и деревень родного края | 1 |
| 11.10 |
7 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. |
| 1 | 18.10 |
8 | Наши земляки, которыми мы гордимся. | 1 |
| 25.10 |
9 | История школы. | 1 |
| 15.11 |
10 | Современная история края. |
| 1 | 22.11 |
11 | Культурные и исторические традиции в нашем крае. |
| 1 | 29.11 |
12 | Подготовка к краеведческой игре «Что? Где? Когда?» | 1 |
| 06.12 |
13 | Краеведческая игра «Что? Где? Когда?» |
| 1 | 13.12 |
| ||||
14 | Что такое родословие? | 1 |
| 20.12 |
15 | Родословное древо моей семьи |
| 1 | 27.12 |
16 | Что я знаю о своих моих предках? | 1 |
| 17.01 |
17 | Летопись моей семьи |
| 1 | 24.01 |
18 | Бессмертный полк моей семьи. |
| 1 | 31.01 |
19 | Семейные традиции | 1 |
| 07.02 |
20 | Традиции моей семьи. |
| 1 | 14.02 |
21 | Семейные реликвии. |
| 1 | 21.02 |
22 | Профессии моих родителей. |
| 1 | 28.02 |
23 | Вклад моей семьи в историю и культуру родного края |
| 1 | 06.03 |
| ||||
24 | Значение сохранения памятников истории и культуры | 1 |
| 13.03 |
25 | Памятники древнейшей истории на территории нашего края. | 1 |
| 20.03 |
26 | История создания религиозных памятников в нашем крае. |
| 1 | 03.04 |
27 | Храмы города - памятники истории и культуры |
| 1 | 10.04 |
28 | Архитектурные памятники. |
| 1 | 17.04 |
29 | Природные памятники в нашем крае | 1 |
| 24.04 |
30 | Памятники истории ВОВ в нашем крае | 1 |
| 08.05 |
31 | Путешествие по памятным местам | 1 |
| 15.05 |
32 | Подготовка к краеведческой игре |
| 1 | 22.05 |
33 | Краеведческая игра – квест по памятникам истории и культуры родного края. |
| 1 | 26.05 |
34 | Итоговое занятие. Люби и изучай и свой край! |
| 1 | 29.05 |
Итого | 15 | 19 | 34 |
Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Литература: 1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006. 3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000. 4. Т.Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009. 5. Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001. 6. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003. Презентации: «История создания книги», «Семёнов Геннадий Иванович – поэт земли Высоковской», «Великие художники-пейзажисты», «Великие художники-портретисты», «Русские художники-натюрмортисты». Видеоролики: мультфильмы, кино, заочное путешествие в Третьяковскую галерею.. | Записи сказок и спектаклей Справочники, словари Литературные тексты |
Алгоритмы деятельности | Демонстрационные материалы. |
|
Контрольно- измерительные материалы | Анкеты и тесты диагностических методик.
| 1.Фото-видеоотчеты. 2 Грамоты, дипломы. 3.Анкеты. 4.Тесты. 5.Портфолио. 6.Отзывы. |
Техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности: компьютер, экран, проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству родного края
Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...
Программа элективного курса "Родной край"
Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»
Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов. Территория и географическое положение Там...