Формирование коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций на уроках обществознания
статья по обществознанию
Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задача школы – выполнение требований общества.
В данной статье представлен опыт формирования коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций суворовцев в учебной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций на уроках обществознания»
Курьянович Ольга Викторовна
Преподаватель ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище МО РФ»
Аннотация
Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задача школы – выполнение требований общества.
В данной статье представлен опыт формирования коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций суворовцев в учебной деятельности.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования делает акцент на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учеников. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: владение основами научного метода познания окружающего мира, мотивирование на творчество и современную инновационную деятельность, готовность к учебному сотрудничеству, осознание себя социально активной личностью.
В соответствии с требованиями Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Реализация этих задач связана с деятельностным подходом в изучении истории и обществознания в школе. Под таким подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьников. Учитель, основываясь на деятельностном подходе, выбирает формы, методы и приемы организации учебной деятельности школьников, которые способствуют самореализации обучающихся.
Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход.
Цель современного образовательного процесса - сформировать ключевые компетенции, которые необходимы для успешной деятельности человека в обществе.
Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и круг полномочий какого-либо органа или должностного лица. Компетентность – владение компетенцией.
Ключевые компетенции - это умения и навыки в любой области деятельности, способность личности справляться с самыми различными задачами. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Ключевые компетенции формируются на опыте собственной деятельности, в учебном заведении, на уроке, изучая различные дисциплины.
Ключевыми компетенциями по А. В. Хуторскому являются следующие:
1. Ценностно-смысловые
2. Общекультурные
3. Учебно-познавательные
4. Коммуникативные
5. Информационные
6. Социально-трудовые
7. Компетенции личностного самосовершенствования
Все они в той или иной степени формируются в процессе изучения курсов истории и обществознания в основной и средней школе.
Остановимся подробнее на коммуникативных и ценностно-смысловых компетенциях.
Коммуникативные компетенции: знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Ценностно - смысловые компетенции: это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Рассмотрим, как формируются коммуникативные и ценностно-смысловые компетенции на уроках обществознания.
1. Формирование коммуникативной компетенции
Для развития этой компетенции используются следующие методы и приемы:
- устное рецензирование ответов по домашнему материалу обучающимися:
При устном опросе суворовца остальные обучающиеся получают задания внимательно прослушать ответ, прокомментировать и оценить.
- умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление. При изучении темы «Человек в обществе: труд и социальная лестница» в 7 классе создаем ролевую ситуацию «Ищу работу»: «Представьте, что окончив 9 класс, вы решили подработать на летних каникулах. Составьте объявление «Ищу работу» и укажите сведения о себе, которые могут заинтересовать работодателя».
При изучении темы «Личность» в 8 классе предлагается представить свое портфолио, написать резюме «Кто я?».
- использование работы в парах: например, при повторении домашнего задания предлагается обучающимся оценить знания соседа по парте: рассказать соседу по парте определения, выслушать ответ, оценить ответ.
При изучении новой темы обучающиеся работают в парах и получают задания: обсудить материал, составить совместно схему, придумать «тонкие» и «толстые» вопросы и задать их соседу по парте, выполнить учебно-познавательные и практические задания.
- использование работы в группах:
При изучении темы «Социальные статусы и роли» в 8 классе суворовцы работают в группах с дополнительным материалом, проводят социологический опрос в классе, составляют блиц-опрос для других групп.
При изучении темы «Участие граждан в политической жизни» в 9 классе суворовцы делятся на группы, изучают свой вопрос, представляют его творчески, решают проблемное задание. Изучая темы: Права и свободы человека и гражданина», «Права ребенка», «Гражданские правоотношения», «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Семья под защитой закона» обучающиеся работают в группах с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Трудовым и Семейным, Гражданским кодексами РФ. Группы осуществляют поиск необходимой информации из источников, выполняют ситуативные задания, решают правовые задачи, представляют работу групп.
- сдача различных устных зачетов:
Данный прием используется при подготовке к урокам обобщения, когда суворовцы готовятся к зачету основные определения по изученной теме, а также при подготовке к ОГЭ, когда обучающиеся сдают по блокам-модулям элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы.
2. Формирование ценностно-смысловой компетенции
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы обучающийся понимал, что и как он изучает сегодня, какова будет тема следующего занятия и каким образом полученные знания могут быть использованы в повседневной жизни;
- перед изучением новой темы с помощью картинок в электронной презентации или вопросов, заданий предлагается угадать, какая тема будет изучаться, придумать «толстые» вопросы по теме. Другим обучающимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Данный прием позволяет обучающимся понять и цели урока, и место данного занятия в теме, курсе.
- иногда дается опережающее задание обучающимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить тезисы этого параграфа или развернутый план ответа. Данный прием позволяет определить главное в параграфе, пункте, разделе. В этом случае обучающиеся как бы «пропускают материал через себя», воспринимают его более осмысленно;
- обучающиеся привлекаются к предметным олимпиадам, которые включают в себя применения не только знаний школьного курса, но и дополнительного материала, предметной логики. Каждый год суворовцы принимают активное участие в дистанционных олимпиадах официальных образовательных порталов России: «Инфоурок» и «Мега-Талант»;
- представляются обучающимся вопросы, связанные с военной тематикой, которая достаточно близка нашим суворовцам. Данные задания требуют от ребят смекалки, умения ориентироваться в военной обстановке;
- одним из путей ценностно-смысловых компетенций являются уроки – семинары, конференции и пресс - конференции, дискуссии, в основе которых лежит технология проблемного обучения, исследовательская деятельность.
При изучении темы «Почему важны законы» в 7 классе проводится дискуссия «Какие законы нам нужны». При изучении темы «Право на труд. Трудовые правоотношения» в 9 классе суворовцам предлагается ситуационное задание, по которому проводится дискуссия «Права несовершеннолетних при трудоустройстве». Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Обучающиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие.
В заключении хотелось бы отметить, что формирование ключевых компетенций является основным результатом образовательной деятельности.
В современных условиях школа должна помочь обучающимся в продолжении образования в постоянно изменяющихся условиях, в возможности стать конкурентоспособным специалистом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных компетенций на уроках обществознания
Материал содержит методические рекомендации по формированию познавательных компетенций на уроках обществознания, технологии, приемы....
Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.
Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...
Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.
Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...
Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания
О социально-личностных компетенций на уроках обществознания...
«Визуальная аналогия как инструмент создания ценностно-смыслового образовательного пространства на уроке литературы»
Динамика сюжетной линии художественного произведения, её пиковые точки образуют «эмоциональный рисунок» потенциального урока (или целого комплекса уроков). Сформировать ценностно-смысловое пространств...
«Из опыта по формированию коммуникативной культуры и социальные компетенций обучающихся»
Задачи современного школьного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и са...
Разработка мастер класса "Использование инновационных приемов в формировании глобальных компетенций на уроках обществознания.
Данная разработка мастер - класса связана с темой, которая изучается в курсе 7 класса по обществознанию "Экологические проблемы человечества"....