«Из опыта по формированию коммуникативной культуры и социальные компетенций обучающихся»
статья
Задачи современного школьного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта по формированию коммуникативной культуры и социальные компетенций обучающихся»
Задачи современного школьного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации.
Формирование коммуникативной компетенции невозможно только в рамках учебного процесса, а зависит в целом от всей образовательнокультурной ситуации, в которой развивается школьник, например: кружки, секции, внеурочная деятельность, факультативы и т.д. В связи с этим, дополнительное образование – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в дополнительном образовании будет максимально эффективным при следующих условиях: - создание особой образовательной среды, характеризующейся партнерскими взаимоотношениями между всеми участниками образовательного процесса; - использование в образовательном процессе личностно-ориентированных и интерактивных педагогических технологий; - насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, создание «ситуации успеха» даже от самых маленьких достижений; - использование программы, включающей в себя формы и методы организации образовательного процесса, направленные на формирование коммуникативных компетенций.
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативные умения – это умение преобразовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоциональнопсихологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания; и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации.
Воспитательная работа в классе строится на основе конкретных задач:
- Организация деятельности классного коллектива.
- Выявление уровня воспитанности личности школьника. Развитие самооценки детей.
- Развитие творческой активности учащихся.
- Формирование сознательного отношения к учёбе, к общественной жизни, к труду.
Для того, чтобы воспитание носило системный и целенаправленный характер, я опираюсь на характерные признаки возраста учащихся и предъявляю к детям соответствующие требования. Диагностика личности ученика, анкетирование, выявление интеллектуальных способностей, общего кругозора, уровня культуры, интересов – легли в основу воспитательной работы.
Критерии оценки уровня воспитанности ученика и проявления его характерных признаков брала следующие:
- Отношение ученика к собственному здоровью.
- Отношение к собственной учебной деятельности.
- Отношение к собственному дому, своей семье, отношение к принадлежности своему народу.
- Отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа.
- Отношение к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям.
- Отношение к своему досугу, понимание значения полезного время провождения.
Диагностика уровня воспитанности позволяет показать динамику уровня воспитанности детей и класса в целом.
В МБЯСШ №4 в начальной школе на дополнительных занятиях педагоги не редко опираются на такой методике, как игры – упражнения на развития внимания, памяти, мышления, восприятия, коммуникативности. Обучающиеся с большим интересом участвуют в играх различного характера и направления, благодаря данному методу, обучающиеся не только получают новые знания, но и что не мало важно происходит сплоченность классного коллектива. На занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание осуществляется. И в этом случае успехи каждого обучающегося важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Таким образом ученики избавляются от «отметочной» психологии, у них формируется отношение к этим занятиям как средству развития своей личности.
На уроках преподаватели довольно часто предоставляю возможность ученикам поработать друг с другом. Причём пары образуются как по принципу соседства за партой (взаимопроверка на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира; освоение доступного нового материала; решение проблемы; творческая работа и т.д.), так и по схеме «сильный+слабый» ученик (особенно эффективен такой подход на этапах закрепления изученного материала или при выполнении работы над ошибками, когда ученик, лучше освоивший данную тему, закрепляет свои знания, объясняя тому, кому ещё пока трудно справиться самостоятельно). Таким образом, ученик получает возможность делового плодотворного диалога со многими одноклассниками.
Возможность развития партнёрских отношений ученики получают также и во время работы в группах. В среднем звене используется метод коллективной работы. Для этого класс делиться на 5-6 группы, у каждой группы есть свое задание, при поиске правильного ответа обучающиеся становятся дружным коллективом.
Педагоги школы так же используют элементы, музыкотерапии, библиотерапии, цветопись настроения, приёмы психотехники, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актёрского тренингов, аутотренинга.
В нашей школе так же есть отряд ЮИД «БАМ» (Бдительная Активная Молодежь) в котором участвуют учащиеся 6 классов, которые сконструировали свой проект города, а когда город был построен, они провёли обучающее занятие на тему: «Правила дорожного движения» и не только для младших классов, но и для учителей и администрации. Дети признались, что сначала очень боялись, но потом освоились и уже спокойно проводили экскурсии и отвечали на вопросы обучающихся.
Если рассмотреть МБСШ №4 города Ярцево, можно обратить внимание на то, что в нашей школе есть учащиеся которые по причине своего здоровья не могут посещать школу. Главная проблема детей с ОВЗ в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, ограниченность в общении с природой. Что бы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир – необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
Для того что бы обучающиеся с ОВЗ освоил коммуникативную культуру, наши педагоги предметники ежедневно посещают детей на дому, обучая их различным наукам, только смотря ребенку в глаза мы можем добиться от ребенка доверия. Так же участие обучающегося с ОВЗ в различным конкурсам способствует его адаптации в обществе
Задача современного учителя - использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения.
Развитие социальной компетентности подростков в образовательном процессе становится успешным когда:
- выявлены сущностные характеристики социальной компетентности как интегративного личностного образования: раскрыто понятие, определены его структура и содержательные элементы;
- выделены педагогические задачи развития социальной компетентности учащихся на основе новообразований, обусловленных особенностями возрастного развития и ведущей социально-значимой деятельностью;
- разработана и целенаправленно реализуется в учебном процессе модель развития социальной компетентности учащихся посредством групповой учебной работы, диалогового обучения, дискуссий, диспутов, коммуникативных образовательных технологий;
- развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации проектной деятельности, решения задач по выбору;
во внеклассной работе реализуется привитие духовно-нравственных ценностей через конкурсы сочинений, проекты, другие виды внеклассной деятельности;
- одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности, в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...
"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...
Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах
Выступление социального педагога Добряк Л.А. МБОУ "Школа-лицей" № 3 г. Симферополя на семнаре социальных педагогов школ г. Симферополя на тему "Работа социального педагога по фрор...
Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»
Направление реализации проекта:создание благоприятной среды для формирования коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...