Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания
статья на тему
О социально-личностных компетенций на уроках обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsivlno-lichnostnykh_kompetentsiy_na_urokakh_obshchestvoznaniya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСВОЗНАНИЯ
О.А.Новаковская,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. М.И. Баркова» г. Братска
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Ориентация школы изменяется в сторону компетентностно-ориентированного подхода, а достижения нового образовательного результата заключается в формировании ключевых компетентностей у учащихся.
Одной из ключевых компетентностей является социально-личностная. Это означает, что человек способен соотнести вои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда - вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения.
На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширению позитивного социокультурного опыта школьника. Для реализации поставленных задач автором широко используются различные игры. Например, в основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников. Учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позиции своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Это научит школьников не оставаться в стороне от проблем, происходящих в государстве.
А., например, ролевые игры направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного, «очеловеченного» исторического материала, который не поддается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. Так, например, при изучении тем курса «Движение декабристов», «Отмена крепостного права в России» и др. ролевые игры позволяют глубже проникать в суть исторических явлений.
В играх с правилами реализуются, в основном, мнемонические способности, а также отдельные мыслительные операции. Они эффективны при изучении материала, в котором содержится много имен, дат, терминов. В частности, при изучении таких тем, как «Промышленность и транспорт в пореформенной России», «Внешняя политика России в 60-70-х гг.» и др. игра позволяет учащимся не только прочно усвоить информацию, но и «оживить» достаточно сложный материал, сделать его эмоционально насыщенным.
Современный учитель истории и обществознания практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующие многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости -инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую, социальную или какую-либо проблему.
На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретение для взрослой жизни.
Так же данные формы проведения урока способствуют реализации поставленных целей курса обществознания, таких как:
• способствование успешной социализации учащихся;
• формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения свободного человека свободного общества;
• формирование потребностей в получении новых знаний;
• осознание учащимися необходимости личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор;
• формирование навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.
Автором данной статьи были разработаны несколько спецкурсов делающих упор на социализацию учащихся, на формирование гражданственности. Данные спецкурсы призваны помочь учащимся 5 - 9 классов пополнить свои знания о человеке, обществе, о правилах и нормах жизни, развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, оценивать социальную реальность и действовать осознанно и ответственно. Условиями, обеспечивающими эффективность усилий по социализации школьников, являются:
• опора на те элементы современной социально-экономической, политической, правовой, духовной ситуации, которые соответствуют принципам динамично развивающейся экономики, гражданского общества и правового государства;
• отбор содержания образования в соответствии с принципами демократизма, историзма, научности, законности, гуманизма.
Такие темы как: «Государственная символика России. Гимн», «Государственные символы в истории России» способствуют воспитанию патриотизма, развитию познавательного интереса к истории своей страны, популяризации государственных символов и гимна Российской Федерации, расширяет исторические знания учащихся.
Литература:
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 160с.
2. Великородская В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных компетенций на уроках обществознания
Материал содержит методические рекомендации по формированию познавательных компетенций на уроках обществознания, технологии, приемы....
Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ. Презентация к статье.
Презентация к статье (часть1 и часть 2)....
Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории
В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...
Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, гео-графии и истории
В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...
Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории
В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...
Формирование коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций на уроках обществознания
Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задача школы – выполнение требован...
«Методика развития социально-личностной сферы и учебного поведения ребенка с РАС»
Актуальность проблемы определяется противоречием между необходимостью психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении и отсутствием должных научн...