Рабочая программа по обществознанию 9 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Обществознанию
( наименование учебного курса)
для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка
| 3- 6 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
| 7- 9 |
3 | Содержание учебного предмета
| 10-12 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов
| 13 |
5 | Календарно- тематическое планирование
| 14-15 |
6 | Лист изменений и дополнений
| 16-18 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего образования;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019-2020 учебный год
- Авторской программы: основного общего образования по «Обществознанию»
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая программа по Обществознанию 9 класс. –Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Тематическое планирование курса обществознания для 9 класса. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ А.С. Митькин – 8–е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен» 2018. – 110, [2] c.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Цели и задачи курса «Обществознания» для 9 класса
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
- человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета по «Обществознанию» для 9 класса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
•понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Вводный урок (1 час)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и доме. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Глава 1. Политика и социальное управление (12 часов)
Тема 2. Политика и власть (1 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Характеризовать власть и политику как социальные явления.
Тема 3-4. Государство и его функции (2 часа)
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства.
Тема 5-6. Политические режимы (2 часа)
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Сопоставлять различные виды политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.
Тема 7. Правовое государство (1 час)
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей.
Тема 8. Гражданское общество и государство. (1 час)
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление
Тема 9. Участие граждан в политической жизни (1 час)
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити-ческого экстремизма. Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Описывать различные формы участия граждан в политической жизни.
Тема 10-11. Политические партии и движения (2 часа)
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Виды политических систем, их характеристика
Тема 12-13. Практикум по теме «Политика» (2 часа)
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава 2. Право (18 часов)
Тема 14. Роль права в жизни общества и государства (1 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Тема 15. Правоотношения и субъекты права (1 час)
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события.
Тема 16. Правонарушения и юридическая ответственность (1 час)
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Тема 17. Правоохранительные органы (1 час)
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Различать сферы деятельности различных правоохранительных органов и судебных систем. Деятельность правоохранительных органов
Тема 18-19. Конституция Российской Федерации (2 часа)
Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи конституции. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 20-21. Права и свободы человека и гражданина (2 часа)
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Тема 22. Гражданские правоотношения (1 час)
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Тема 23. Право на труд. Трудовые правоотношения (1 час)
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Тема 24. Семейные правоотношения (1 час)
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 25. Административные правоотношения (1 час)
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Тема 26. Уголовно - правовые отношения (1 час)
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 27. Социальные права (1 час)
Социальные права. Жилищные правоотношения. Социальная политика государства. Право на жилице. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.
Тема 28. Международно–правовая защита жертв вооруженных конфликтов (1 час) Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Тема 29. Правовое регулирование отношений в сфере образования (1 час)
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 30-31. Практикум по теме «Право» (2 часа)
Тема 3.Экономика. Повторение (4 часов )
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства
для 9 А, Б, В классов
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Глава 1. Политика и социальное управление | 12 |
3. | Глава 2. Право | 18 |
4. | Глава 3. Повторение. Экономика | 4 |
| Всего: | 35 |
Календарно - тематическое планирование по «Обществознанию»
для 9 А,Б,В класса
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1 час) | |||
1 | Введение. | 1 |
|
Глава 1. Политика (12 часов) | |||
2 | Политика и власть | 1 |
|
3-4 | Государство и его функции | 2 |
|
5-6 | Политические режимы | 2 |
|
7 | Правовое государство | 1 |
|
8 | Гражданское общество и государство | 1 |
|
9 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
|
10-11 | Политические партии и движения | 2 |
|
12-13 | Практикум по теме «Политика» | 2 |
|
Глава 2. Право (18 часов) | |||
14 | Роль права в жизни общества и государства | 1 |
|
15 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
|
16 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
|
17 | Правоохранительные органы | 1 |
|
18-19 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя | 2 |
|
20-21 | Права и свободы человека и гражданина | 2 |
|
22 | Гражданские правоотношения | 1 |
|
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 |
|
24 | Семейные правоотношения | 1 |
|
25 | Административные правоотношения | 1 |
|
26 | Уголовно – правовые отношения | 1 |
|
27 | Социальные права | 1 |
|
28 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 |
|
29 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
|
30-31 | Практикум по теме «Право» | 2 |
|
32-35 | Глава 3. Повторение. Экономика | 4 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 49.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Брянска»
«Согласовано» Протокол заседания методической кафедры учителей____________ от «20»__ 08__2019г. №1 руководитель ШМК _____________/
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №52 г. Брянска _____________ /Беляева Г М. «23»__ 08__2019г.
| «Утверждена » Директор МБОУ СОШ №52 г. Брянска __________/Семенихина О.Н/. Приказ №_____ От «30»__ 08___2019г. |
| ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Обществознанию
( наименование учебного курса)
для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и
обществознания
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»
Протокол № 1 от 30.08.2019г.
2019-2020 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3- 6 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 7- 9 |
3 | Содержание учебного предмета | 10-12 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов | 13 |
5 | Календарно- тематическое планирование | 14-15 |
6 | Лист изменений и дополнений | 16-18 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №52 г. Брянска (ФГОС ООО);
- Примерной образовательной программе основного общего образования;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 52 г. Брянска на 2019-2020 учебный год
- Авторской программы: основного общего образования по «Обществознанию»
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая программа по Обществознанию 9 класс. –Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Тематическое планирование курса обществознания для 9 класса. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой «Обществознание. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ А.С. Митькин – 8–е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен» 2018. – 110, [2] c.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Цели и задачи курса «Обществознания» для 9 класса
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
- человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета по «Обществознанию» для 9 класса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
•понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Тема 1. Вводный урок (1 час)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и доме. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Глава 1. Политика и социальное управление (12 часов)
Тема 2. Политика и власть (1 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Характеризовать власть и политику как социальные явления.
Тема 3-4. Государство и его функции (2 часа)
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства.
Тема 5-6. Политические режимы (2 часа)
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Сопоставлять различные виды политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.
Тема 7. Правовое государство (1 час)
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей.
Тема 8. Гражданское общество и государство. (1 час)
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление
Тема 9. Участие граждан в политической жизни (1 час)
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити-ческого экстремизма. Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Описывать различные формы участия граждан в политической жизни.
Тема 10-11. Политические партии и движения (2 часа)
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Виды политических систем, их характеристика
Тема 12-13. Практикум по теме «Политика» (2 часа)
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава 2. Право (18 часов)
Тема 14. Роль права в жизни общества и государства (1 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Тема 15. Правоотношения и субъекты права (1 час)
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события.
Тема 16. Правонарушения и юридическая ответственность (1 час)
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Тема 17. Правоохранительные органы (1 час)
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Различать сферы деятельности различных правоохранительных органов и судебных систем. Деятельность правоохранительных органов
Тема 18-19. Конституция Российской Федерации (2 часа)
Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи конституции. Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 20-21. Права и свободы человека и гражданина (2 часа)
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Тема 22. Гражданские правоотношения (1 час)
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Тема 23. Право на труд. Трудовые правоотношения (1 час)
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Тема 24. Семейные правоотношения (1 час)
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 25. Административные правоотношения (1 час)
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Тема 26. Уголовно - правовые отношения (1 час)
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 27. Социальные права (1 час)
Социальные права. Жилищные правоотношения. Социальная политика государства. Право на жилице. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.
Тема 28. Международно–правовая защита жертв вооруженных конфликтов (1 час) Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Тема 29. Правовое регулирование отношений в сфере образования (1 час)
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Тема 30-31. Практикум по теме «Право» (2 часа)
Тема 3.Экономика. Повторение (4 часов )
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства
Тематическое планирование по «Обществознанию»
для 9 А, Б, В классов
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Глава 1. Политика и социальное управление | 12 |
3. | Глава 2. Право | 18 |
4. | Глава 3. Повторение. Экономика | 4 |
Всего: | 35 |
Календарно - тематическое планирование по «Обществознанию»
для 9 А,Б,В класса
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1 час) | |||
1 | Введение. | 1 | |
Глава 1. Политика (12 часов) | |||
2 | Политика и власть | 1 | |
3-4 | Государство и его функции | 2 | |
5-6 | Политические режимы | 2 | |
7 | Правовое государство | 1 | |
8 | Гражданское общество и государство | 1 | |
9 | Участие граждан в политической жизни | 1 | |
10-11 | Политические партии и движения | 2 | |
12-13 | Практикум по теме «Политика» | 2 | |
Глава 2. Право (18 часов) | |||
14 | Роль права в жизни общества и государства | 1 | |
15 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
16 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | |
17 | Правоохранительные органы | 1 | |
18-19 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя | 2 | |
20-21 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | |
22 | Гражданские правоотношения | 1 | |
23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | |
24 | Семейные правоотношения | 1 | |
25 | Административные правоотношения | 1 | |
26 | Уголовно – правовые отношения | 1 | |
27 | Социальные права | 1 | |
28 | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | |
29 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | |
30-31 | Практикум по теме «Право» | 2 | |
32-35 | Глава 3. Повторение. Экономика | 4 |
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 9 А класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 9 Б класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 9 В класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5 кл ФГОС (Боголюбов Л.Н.)
Рабочая программа в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова), рассчитана на 102 часа....
Рабочая программа по обществознанию 5 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___5 А, Б, В, Г, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основног...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___6 А, Б, ____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общег...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___7 А, Б, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного обще...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___8 Б, В, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного обще...