Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Геращенко Сергей Андреевич

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова), рассчитана на 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_11_klass_2017.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);
  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №1576);
  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
  • Приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
  • Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования Саратовской области от 06 декабря 2004 года №1089 (в ред. приказа Минобразования Саратовской области от 06 апреля 2012 года №1139);
  • Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
  • программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов профильного уровня авторов Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.

Изучение обществоведения (как части обществознания без права и экономики) в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих цели и задач:

•        Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

•        Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

•        Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

•        Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

•        Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Обществознание»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение обществознания в 10-11 классах на углубленном уровне в целом выделяет 210 ч. В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 24» на изучение обществознания в 11 классе отводится 3 часа в неделю.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.


II. Содержание учебного предмета

Социальное развитие современного общества

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура. Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

 Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Политическая жизнь современного общества

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

 Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Духовная культура

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

 Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Наука. Функции современной науки. Этика науки.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Современный этап мирового развития

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

Формы организации учебных занятий и видов учебной деятельности: урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-диалог, зачет; работа с учебником и дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом.


III. Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Обществознание» на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • Основные социальные институты и процессы;
  • Различные подходы к исследованию человека и общества;
  • Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь:

  • Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  • Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;
  • Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  • Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
  • Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
  • Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • Подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  • Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
  • Ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
  • Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
  • Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  • Нравственной оценки социального поведения людей;
  • Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

Социальное развитие современного общества (34 ч.)

1

Социальная структура и социальные отношения

05.09.16

2

Социальные группы

05.09.16

3

Социальная инфраструктура

08.09.16

4

Социальная стратификация и мобильность

12.09.16

5

Роль экономики в жизни общества

12.09.16

6

Экономика и политика

15.09.16

7

Экономика и культура

19.09.16

8

Социальные статусы и роли

19.09.16

9

Социальные роли в юношеском возрасте

22.09.16

10

Социальные ценности и нормы

26.09.16

11

Правовая культура.

26.09.16

12

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

29.09.16

13

Социальные последствия отклоняющегося поведения

03.10.16

14

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

03.10.16

15

Социальный конфликт и пути его разрешения

06.10.16

16

Этнос и нация

10.10.16

17

Ментальные особенности этноса

10.10.16

18

Межэтнические отношения и национальная политика

13.10.16

19

Проблемы регулирования межнациональных отношений

17.10.16

20

Национальная политика России

17.10.16

21

Демографическая ситуация в России и мире

20.10.16

22

Демография современной России

24.10.16

23

Институт семьи и брака

24.10.16

24

Государственная политика поддержки семьи

27.10.16

25

Быт и бытовые отношения

10.11.16

26

Материально-вещественная среда обитания человека

14.11.16

27

Молодежь в современном обществе

14.11.16

28

Молодежь как особая социальная группа

17.11.16

29

Проблема молодежи в современной России

21.11.16

30

Социальная структура российского общества

21.11.16

31

Социальные проблемы российского общества

24.11.16

32

Конституционные основы социальной политики РФ.

28.11.16

33

Урок-диспут по теме «Социальное развитие современного общества»

28.11.16

34

Повторительно-обобщающий урок:

«Социальное развитие современного общества»

01.12.16

Политическая жизнь современного общества (34 ч.)

35

Политическая система и политический режим

05.12.16

36

Политическая система

05.12.16

37

Политический режим

08.12.16

38

Демократия

12.12.16

39

Проблемы современной демократии

12.12.16

40

Парламентаризм

15.12.16

41

Государство в политической системе

19.12.16

42

Государственная служба и ее задачи

19.12.16

43

Основные направления политики государства

22.12.16

44

Правовое государство

26.12.16

45

Гражданское общество

26.12.16

46

Роль СМИ в политической жизни

47

Влияние СМИ на избирателя

48

Политическая идеология

49

Политическая психология

50

Политическое поведение

51

Политический терроризм

52

Политические партии и движения

53

Становление многопартийности в России

54

Сетевые структуры в политике

55

Политическое лидерство

56

Группы давления

57

Политические элиты

58

Выборы в демократическом обществе

59

Избирательные технологии

60

Человек в политической жизни

61

Политическое участие

62

Политический конфликт

63

Пути урегулирования политических конфликтов

64

Политический процесс

65

Развитие политических систем

66

Современный этап политического развития России

67

Урок-дискуссия по теме «Политическая жизнь современного общества».

68

Повторительно-обобщающий урок:

«Политическая жизнь современного общества»

Духовная культура (22 ч.)

69

Духовное развитие общества

70

Духовная культура как компонента развития современного общества

71

Многообразие и диалог культур

72

Духовный мир личности

73

Высшие духовные ценности

74

Мораль и нравственность

75

Нравственная культура

76

Наука

77

Этика науки

78

Образование

79

Тенденции развития образования в современном мире

80

Роль религии в жизни общества

81

Роль религии в жизни общества

82

Межконфессиональные отношения

83

Место искусства в духовной культуре

84

Виды и жанры искусства

85

Миф и реальность современного искусства

86

Массовая культура

87

СМИ и культура

88

Роль телевидения в культурной жизни общества

89

Урок-круглый стол по теме «Духовная культура»

90

Повторительно-обобщающий урок: «Духовная культура»

Современный этап мирового развития (6 ч.)

91

Многообразие современного мира

92

Кризис индустриальной цивилизации

93

Глобализация и ее последствия

94

Процессы глобализации

95

Взаимосвязь глобальных проблем

96

Сетевые структуры в современной мировой политике

97

Целостность и противоречивость современного мира

98

Урок-круглый стол по теме «Современный этап мирового развития»

99

Повторительно-обобщающий урок: «Современный этап мирового развития»

100

Повторение материала, изученного в 11 классе

101

Обобщение изученного в 10-11 классах

102

Обобщение изученного в 10-11 классах


V. Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Обществознание: учебник для 11 класса: профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
  2. Методические рекомендации для учителя / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
  3. Рабочая тетрадь по обществознанию / Под ред. О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой. М.: Просвещение, 2012.
  4. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Эксмо, 2014. – 352с.
  5. Бергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Перевод Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
  6. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1961.
  7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных ВУЗов. М.: Педагогическое общество России, 2012. – 256 с.
  8. Кравченко А.И. Основы социологии. М.: Академический проект, 2002. – 384 с.
  9. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
  10. Социология. Учебное пособие. М.: Знание, 1995. – 272 с.
  11. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса

Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы  ...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс

Рабочая программа по обществознанию (профильный  уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс (Л.Н. Боголюбов)

Программа учебной деятельности по обществознанию (3 часа в неделю, профильный уровень)...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень). 10-11 классы.

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 10-11 классов по линии учебников Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по обществознаию (профильный уровень)...