Рабочая программа по обществознанию 5 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Обществознанию
( наименование учебного курса)
для ___5 А, Б, В, Г, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2020-2021 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка
| 3-5 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
| 6-7 |
3 | Содержание учебного предмета
| 8-9 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов
| 10 |
5 | Календарно - тематическое планирование
| 11-12 |
6 | Лист изменений и дополнений
| 13-14 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- ФедеՀальнго г䐾рударст萲енноѳо образовательного стандарూа
орновногҾ >бщего обр0зова䐽ия, утвержденнЋм приказОм МиноеѠна⑃Ѻи РФ «Об сBВерждении и введении в дейӁтви萵 ФГОС основнОԳо䀠общего ображования» от 17.12.2010 г.†№ 1997;
- Основная оБризовательная программа о⑁новново общегЮ оУразования
МОУ СОШ №?2 г, Брянскв ФГОС ОООĩ;
- Приерной образожАтельной пр萾грамме основного общего
образ>вания;
- Автофской прᐾгрҠммы: осноزногж耠мбщего!обՀазЮганиՏ пОбществознанию»
Л.Н.Бого;юбов, *ؘ.ГородеՆкая, Л.Ф*Иканова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая программа по Обществознанию 5 класс. –Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая,
Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Тематическое планирование курса обществознания для 5 класса.
Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова,
Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ А.С. Митькин – 8–е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен» 2017. – 63, [1] c.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Цели и задачи учебного предмета:
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы
средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися уԼенйями получать(из фазнообразны䑅耠источников ظ кри䑂ически осмыслиТать сжцйаЫьн쑃ю инфмрмацию, сиѡтеиатᑸзировать, ᐰн萰лизироват пОлучзнؽые данныవ※ мсвоению иНи способов познавбтельной, коммуникативнмహ, практичеЁкой детҵльᐽости, нео5ходимых для участия в жизни гражданского общества и п䑀авОаого госуᐴарства;
- фؾрмирԾв䐰нию у учащих䑁я опыуа примннения полученнях жнаний Ш уᐼен8ҹ для оп葀еделения*собствднной позиنии в耠оѱщественной жизНи{ для ీеъԵния ткпичнщх耠задау в области социаьных отношений; дػя осكществ;ения гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Методы и формы решения поставленных задач:
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Объем учебного времени: 16 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в 2 недели
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознания»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Тема 1. Введение в изучение курса ( 1 ч.)
Задачи и содержание курса «Обществознание» в 5 классе. Науки, изучающие общество. Точные и естественные науки. Общественные науки. Знакомство со структурой учебника и формами работы.
Глава 1. Человек (3 ч.)
Тема 2. Загадка человека (1 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Происхождение и развитие человеческого общества. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей.
Тема 3. Отрочество – особая пора жизни (1 ч.)
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Легко ли быть подростком. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Тема 4. Учимся общаться (практикум) (1 часа)
Роль и значение общения в жизни человека. Практикум. Тренировочные упражнения.
Глава 2. Семья (4 ч.)
Тема 5. Семья и семейные отношения (1 ч.)
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Тема 6. Семейное хозяйство (1 ч.)
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Тема 7. Свободное время (1 ч.)
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 8. Семья (урок обобщения и систематизации знаний) (1 ч.)
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Семья»; осветить проблемы современной семьи; на практике попытаться найти пути выхода из конфликтных ситуаций.
Глава 3. Школа (4 ч.)
Тема 9. Образование в жизни человека (1 ч.)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Чему учит школа сегодня. Учись учиться.
Тема 10. Образование и самообразование (1 ч.)
Образование и самообразование. Самообразование. Формы самообразования. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Тема 11. Одноклассники, сверстники, друзья (1 ч.)
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 12. Школа (урок обобщения и систематизации знаний) (1 ч.)
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Школа»; обсудить роль и значения образования и самообразования для формирования личности подростка; создать условия для формирования четкого представления о товариществе и дружбе.
Глава IV. Труд (2 ч.)
Тема 13. Труд- основа жизни (1 ч.)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Богатство и бедность.
Тема 14. Труд и творчество (1 ч.)
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина (3 ч.)
Тема 15. Наша Родина – Россия (1 ч.)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Тема 16. Государственные символы России (1 ч.)
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Тема 17. Гражданин России. Мы многонациональный народ (1 ч.)
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражданина.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Тематическое планирование по «Обществознанию»
для 5 А, Б, В, Г классов
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение
| 1 |
2 | Глава 1. Человек
| 3 |
3 | Глава 2. Семья
| 4 |
4 | Глава 3. Школа
| 4 |
5 | Глава 4. Труд
| 2 |
6 | Глава 5. Родина
| 3 |
| Всего: | 17 |
Календарно - тематическое планирование по «Обществознанию»
для 5 А, Б, В, Г класса
№ урока | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1 ч.) | |||
1 | Введение в изучение курса | 1 |
|
Глава 1. Человек ( 3 ч.) | |||
2 | Загадка человека | 1 |
|
3 | Отрочество – особая пора жизни | 1 |
|
4 | Учимся общаться ( практикум) | 1 |
|
Глава 2. Семья (4 ч.) | |||
5 | Семья и семейные отношения | 1 |
|
6 | Семейное хозяйство | 1 |
|
7 | Свободное время | 1 |
|
8 | Семья (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 |
|
Глава 3. Школа (4 ч.) | |||
9 | Образование в жизни человека | 1 |
|
10 | Образование и самообразование | 1 |
|
11 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 |
|
12 | Школа (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 |
|
Глава 4. Труд (2 ч.) | |||
13 | Труд – основа жизни | 1 |
|
14 | Труд и творчество | 1 |
|
Глава 5. Родина (3 ч.) | |||
15 | Наша Родина – Россия | 1 |
|
16 | Государственные символы России | 1 |
|
17 | Гражданин России. Мы – многонациональный народ | 1 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_obshch.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Брянска»
«Согласовано» Протокол заседания методической кафедры учителей____________ от 28. 08. 2020 г. №1 руководитель ШМК _____________/
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №52 г. Брянска _____________ /Беляева Г М. 24. 08. 2020 г.
| «Утверждена » Директор МБОУ СОШ №52 г. Брянска __________/Семенихина О.Н/. Приказ №_____ от 02. 09. 2020г. |
| ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Обществознанию
( наименование учебного курса)
для ___5 А, Б, В, Г, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
срок реализации ____1 год_____
Составитель программы :
Беликова Н.А. -учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ №52 г. Брянска»
Протокол № 1 от 28.08.2020г.
2020-2021 учебный год.
г. Брянск
Содержание рабочей программы
№, п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3-5 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 6-7 |
3 | Содержание учебного предмета | 8-9 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов
| 10 |
5 | Календарно - тематическое планирование | 11-12 |
6 | Лист изменений и дополнений | 13-14 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Обществознанию» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- ФедеՀальнго г䐾рударст萲енноѳо образовательного стандарూа
орновногҾ >бщего обр0зова䐽ия, утвержденнЋм приказОм МиноеѠна⑃Ѻи РФ «Об сBВерждении и введении в дейӁтви萵 ФГОС основнОԳо䀠общего ображования» от 17.12.2010 г.†№ 1997;
- Основная оБризовательная программа о⑁новново общегЮ оУразования
МОУ СОШ №?2 г, Брянскв ФГОС ОООĩ;
- Приерной образожАтельной пр萾грамме основного общего
образ>вания;
- Автофской прᐾгрҠммы: осноزногж耠мбщего!обՀазЮганиՏ пОбществознанию»
Л.Н.Бого;юбов, *ؘ.ГородеՆкая, Л.Ф*Иканова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая программа по Обществознанию 5 класс. –Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая,
Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Тематическое планирование курса обществознания для 5 класса.
Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова,
Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику)/ А.С. Митькин – 8–е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен» 2017. – 63, [1] c.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Цели и задачи учебного предмета:
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы
средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися уԼенйями получать(из фазнообразны䑅耠источников ظ кри䑂ически осмыслиТать сжцйаЫьн쑃ю инфмрмацию, сиѡтеиатᑸзировать, ᐰн萰лизироват пОлучзнؽые данныవ※ мсвоению иНи способов познавбтельной, коммуникативнмహ, практичеЁкой детҵльᐽости, нео5ходимых для участия в жизни гражданского общества и п䑀авОаого госуᐴарства;
- фؾрмирԾв䐰нию у учащих䑁я опыуа примннения полученнях жнаний Ш уᐼен8ҹ для оп葀еделения*собствднной позиنии в耠оѱщественной жизНи{ для ీеъԵния ткпичнщх耠задау в области социаьных отношений; дػя осكществ;ения гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Методы и формы решения поставленных задач:
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Объем учебного времени: 16 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в 2 недели
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознания»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Тема 1. Введение в изучение курса ( 1 ч.)
Задачи и содержание курса «Обществознание» в 5 классе. Науки, изучающие общество. Точные и естественные науки. Общественные науки. Знакомство со структурой учебника и формами работы.
Глава 1. Человек (3 ч.)
Тема 2. Загадка человека (1 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Происхождение и развитие человеческого общества. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей.
Тема 3. Отрочество – особая пора жизни (1 ч.)
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Легко ли быть подростком. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Тема 4. Учимся общаться (практикум) (1 часа)
Роль и значение общения в жизни человека. Практикум. Тренировочные упражнения.
Глава 2. Семья (4 ч.)
Тема 5. Семья и семейные отношения (1 ч.)
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Тема 6. Семейное хозяйство (1 ч.)
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Тема 7. Свободное время (1 ч.)
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 8. Семья (урок обобщения и систематизации знаний) (1 ч.)
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Семья»; осветить проблемы современной семьи; на практике попытаться найти пути выхода из конфликтных ситуаций.
Глава 3. Школа (4 ч.)
Тема 9. Образование в жизни человека (1 ч.)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Чему учит школа сегодня. Учись учиться.
Тема 10. Образование и самообразование (1 ч.)
Образование и самообразование. Самообразование. Формы самообразования. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Тема 11. Одноклассники, сверстники, друзья (1 ч.)
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 12. Школа (урок обобщения и систематизации знаний) (1 ч.)
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Школа»; обсудить роль и значения образования и самообразования для формирования личности подростка; создать условия для формирования четкого представления о товариществе и дружбе.
Глава IV. Труд (2 ч.)
Тема 13. Труд- основа жизни (1 ч.)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Богатство и бедность.
Тема 14. Труд и творчество (1 ч.)
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина (3 ч.)
Тема 15. Наша Родина – Россия (1 ч.)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Тема 16. Государственные символы России (1 ч.)
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Тема 17. Гражданин России. Мы многонациональный народ (1 ч.)
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражданина.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Тематическое планирование по «Обществознанию»
для 5 А, Б, В, Г классов
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Глава 1. Человек | 3 |
3 | Глава 2. Семья | 4 |
4 | Глава 3. Школа | 4 |
5 | Глава 4. Труд | 2 |
6 | Глава 5. Родина | 3 |
Всего: | 17 |
Календарно - тематическое планирование по «Обществознанию»
для 5 А, Б, В, Г класса
№ урока | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение (1 ч.) | |||
1 | Введение в изучение курса | 1 | |
Глава 1. Человек ( 3 ч.) | |||
2 | Загадка человека | 1 | |
3 | Отрочество – особая пора жизни | 1 | |
4 | Учимся общаться ( практикум) | 1 | |
Глава 2. Семья (4 ч.) | |||
5 | Семья и семейные отношения | 1 | |
6 | Семейное хозяйство | 1 | |
7 | Свободное время | 1 | |
8 | Семья (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 | |
Глава 3. Школа (4 ч.) | |||
9 | Образование в жизни человека | 1 | |
10 | Образование и самообразование | 1 | |
11 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | |
12 | Школа (урок обобщения и систематизации знаний) | 1 | |
Глава 4. Труд (2 ч.) | |||
13 | Труд – основа жизни | 1 | |
14 | Труд и творчество | 1 | |
Глава 5. Родина (3 ч.) | |||
15 | Наша Родина – Россия | 1 | |
16 | Государственные символы России | 1 | |
17 | Гражданин России. Мы – многонациональный народ | 1 |
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 5 А класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 5 Б класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 5 В класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
Утверждено
Приказ №_____от__________20____г.
Директор школы _______О.Н. Семенихина
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
по Обществознанию для 5 Г класса
Номер урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. Основание | Дата проведения по факту, пути коррекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Беликова Наталья Александровна
/Ф.И.О./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5 кл ФГОС (Боголюбов Л.Н.)
Рабочая программа в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова), рассчитана на 102 часа....
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___6 А, Б, ____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общег...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___7 А, Б, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного обще...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___8 Б, В, ____ класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного обще...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Обществознанию ( наименование учебного курса) для ___9 А, Б, В,____класса (ов), реализующая федеральный государственный образовательный стандарт основного общ...