Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания по теме "Гражданское право", 10 класс ФГОС СОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_obshchestvoznanie_10_klass_fgos_soo.docx | 25.36 КБ |
grazhdankoe_pravo.pptx | 385.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание Тема урока: «Гражданское право» Класс:10
Тип урока: комбинированный урок
Виды деятельности: самостоятельная работа с учебником, просмотр учебного видеосюжета и презентации, прослушивание объяснений учителя, решение текстовых заданий, анализ опорных схем, моделирование
Ресурсы: Учебник обществознания под ред. Боголюбова 10 класс, презентация + видеосюжет по теме, раздаточный материал: тест «Гражданское право», опорные схемы, задачи и проблемные ситуации в гражданских правоотношениях, проектор, экран.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: определять основное отличие гражданского права от других отраслей права; объяснять проявления гражданской правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц; характеризовать имущественные и неимущественные правоотношения; корректно оценивать ситуации с позиции гражданского права. Получат возможность научиться: самостоятельно формулировать познавательную цель; отстаивать свою позицию; осуществлять поиск нужной информации
Метапредметные: регулятивные: определение цели учебной деятельности; работа по плану, сверяясь с целью;
познавательные: владение смысловым чтением; нахождение необходимой информации; представление необходимой информации на схеме;
коммуникативные: контроль, коррекция, оценка своих действий и других обучающихся; умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: самоопределение + мотивация к деятельности; правильное понимание своих прав и обязанностей; оценивание разнообразных жизненных ситуаций.
Цели урока:
- сформировать новые предметные знания в области гражданского права;
- продолжать формирование культуры мышления, общения и умения устанавливать целевые приоритеты
- обозначить личностную значимость новых знаний по данной теме.
Задачи:
- Образовательные: познакомить обучающихся 10 класса с Гражданским правом; дать представление об особенностях данной отрасли права; научить анализировать опорные схемы;
- Воспитательные: воспитание правовой грамотности, формирование правовой культуры.
- Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работать с текстом, презентацией и опорными схемами.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Ресурсы ЦОР (ЭОР) | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
задания для каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Личностная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Организационный этап. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся | Презентация «Гражданское право» | Вступительное слово учителя + презентация | Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. | Слушают и воспринимают вступительное слово учителя. Формулируют тему урока | самоопределение + мотивация к деятельности | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Подготовка учащихся к работе на занятии | Презентация «Гражданское право» | Работа с презентаций задания на слайдах + | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Формулируют цель и задачи урока Объясняют свои формулировки | самоопределение + мотивация к деятельности | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
Актуализация знаний. | Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. | Видеосюжет по теме | Работа с презентацией и видеосюжетом к уроку беседа по теме «Гражданское право» | Выдвигает проблему. Формулирует задание обеспечивает мотивацию выполнения | определяют основное отличие гражданского права от других отраслей. | самоопределение + мотивация к деятельности | осуществляют учебные действия по намеченному плану | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
Первичное усвоение новых знаний. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | Презентация «Гражданское право» | Работа с тестом учебника. Заполнение опорных схем урока. Ответы на вопросы. | Формулирует задание. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи | Работают с учебником. Составляют схемы Осуществляют самопроверку | Формируют правильное понимание своих прав и обязанностей | осуществляют учебные действия по намеченному плану | Осуществляют самопроверку. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Первичная проверка понимания | Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция | Беседа с классом по теме «Гражданское право» | Осуществляет: выборочный контроль. Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний | Высказывают свои предположения в паре. Отвечают на вопросы преподавателя. | Формируют правильное понимание своих прав и обязанностей | формулировать собственное мнение и позицию | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | |
Первичное закрепление. | Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков | Презентация «Гражданское право» | Работа с раздаточным материалом. Разбор правовых ситуаций. | Формулирует задание. Организует: обсуждение способов решения, оценочные высказывания обучающихся | По очереди комментируют. | оценивание разнообразных жизненных ситуаций | осуществляют учебные действия по намеченному плану | Осуществляют взаимопроверку |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Мобилизация детей на самооценку, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Мини тест по теме «Гражданское право» | Организует: работу обучающихся, взаимопроверку. Контролирует выполнение работы | Работают с заданиями мини теста (индивидуально | самоопределение + мотивация к деятельности | осуществляют учебные действия по намеченному плану | Осуществляют самопроверку | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий | Презентация «Гражданское право» | Презентация к уроку | Дает комментарий к домашнему заданию | Выбирают вариант домашнего задания из предложенных | самоопределение + мотивация к деятельности | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей | работа по плану, сверяясь с целью |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей | Презентация «Гражданское право» | Беседа с классом по теме «Гражданское право» + работа с презентацией | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Участвуют в обсуждении содержания материала. Формируют правильное понимание своих прав и обязанностей | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам. Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отрасли российского права Материальное право Процессуальное право Конституционное (государственное) Гражданское Административное Трудовое Семейное Финансовое Уголовное и т.д. Гражданско-процессуальное право Административно-процессуальное право Уголовно-процессуальное право Права и обязанности Процедура, форма защиты
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО – это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения на основе юридического равенства сторон.
Гражданское право Гражданская правоспособность – возможность иметь права и обязанности Гражданская дееспособность – осознанная способность осуществлять права и обязанности
Принципы гражданского права Принцип равенства участников гражданских правоотношений Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав Принцип невмешательства в частные дела Принцип неприкосновенности собственности Принцип судебной защиты нарушенного права Принцип восстановления нарушенных прав Принцип свободного договора
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – коммерческие и некоммерческие организации, имеющие в собственности или управлении обособленное имущество, имеющие возможность от своего имени вступать в гражданские правоотношения.
Объекты гражданских правоотношений Вещи Результаты интеллектуальной деятельности Услуги Информация Ценные бумаги Нематериальные блага Деньги
Имущественные права Право владеть Право пользования Право распоряжения Вещи, как объекты имущественных правоотношений, бывают делимыми и неделимыми, движимыми и недвижимыми.
Личные неимущественные права: на жизнь (жить и распоряжаться жизнью); на имя и возможность изменить его; на здоровье; на честь и достоинство; на тайну частной жизни и её неприкосновенность (медицинскую, тайну совершения нотариальных и следственных действий, вкладов в банки и иные кредитные организации, личного общения); на неприкосновенность жилища и т.д.
Право на интеллектуальную собственность – это право имущественного и личного неимущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право на произведения литературы, искусства, науки Патентное право на изобретения, модели образцы, промышленные
Наследование – это переход прав и обязанностей умершего лица к его наследникам в соответствии с нормами права. Наследники первой очереди (дети, супруги, родители) Наследники второй очереди (родные сестры, братья, бабушки, дедушки)
В гражданском праве существуют Виды наследования по закону по завещанию
Наследователем всегда является один человек, а вот наследников может быть несколько. Принять наследство или отказаться в течение 6 месяцев
Способы защиты гражданских прав : признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; возмещение убытков и взыскание неустойки; компенсация морального ущерба; обращение в суд.
БЛИЦ – ОПРОС Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданин»? Ответ: гражданин – это индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и свободы
БЛИЦ – ОПРОС 2) Назовите классификацию прав человека и гражданина согласно Конституции РФ. Ответ: гражданские, экономические, политические, социальные, культурные.
БЛИЦ – ОПРОС Ответ: права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, на свободу совести, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений 3) Какие права являются гражданскими?
БЛИЦ – ОПРОС К какой отрасли права относятся гражданские права? Ответ: к гражданскому праву Почему гражданское право относится к частному праву? Ответ: регулирует частные интересы граждан
БЛИЦ – ОПРОС 6) Какие еще отрасли системы права относятся к частному праву? Ответ: семейное, торговое, предпринимательское 7) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданское право»? Ответ: гражданское право – это отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения
Задание 35 «Алгоритм действий»
Алгоритм: Понятие, сущность… Характерные черты, основные принципы Специфические принципы… Важнейшие задачи, основные функции… Формы, типы, виды, классификации… Структура… Основные этапы, стадии развития… Особенности развития… Тенденции развития в современном мире, в РФ Значение… в развитии общества, личности
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское право». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 35
План развернутого ответа по теме « Гражданское право» 1. Что такое гражданское право? 2. Элементы гражданских правоотношений: а) объекты правоотношений б) содержание правоотношений в) субъекты правоотношений
3. Виды субъектов правоотношений: а) государство б) юридические лица в) физические лица 4. Правоспособность и дееспособность. 5. Виды дееспособности: а) полная б) частичная 6. Роль гражданского права в системе частного права.
Домашнее задание: §23, вопросы для самопроверки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Государственная охрана права"
Материалы к уроку обществознания в 8 классе по учебнику издательства "Баласс", ОС "Школа 2100", авторов д.Д.Данилова, Е.В. Сизовой и др....
Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»
Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся....
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина»....
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе "Трудовое право"
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме "Трудовое право"...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....