Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей № 533
учитель истории и обществознания Смирнова А.А.
Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Этап актуализации | ||||||
Объявляет тему урока Просит выдвинуть предположение об актуальности темы предстоящего урока Представляет друг другу группы, являющиеся оппозиционными Организует беседу, выявляющую представления обучающихся о понятии «Право» Подводит итог беседы. Ставит цель заслушивания распространённых в социуме мнений о связи права и морали | Слушают название темы урока Выдвигают предположения об актуальности темы урока Участвуют в представлении другу групп-участников телепередачи Слушают вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Участвуют в беседе Участвуют в подведении итога беседы | Выделять существенную информацию из речи учителя Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем во время выдвижения предположений об актуальности выдвинутой темы урока, Взаимодействуют в процессе представления другу групп-участников телепередачи | Слушать собеседника Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Этап проблематизации | ||||||
Формулирует провокационные вопросы по теме в форме крылатых фраз: « Подчиняясь всем правилам, лишаешь себя стольких удовольствий», «Всё, что есть хорошего в жизни, либо незаконно, либо аморально» Задаёт наводящие вопросы, помогая обучающимся глубже проникнуть в проблематику | Группы обучающихся обсуждают проблематику поставленных вопросов последовательно один на за другой вслух высказывают свою позицию, аргументируя теоретическим материалом, изученным ранее Работа осуществляется с целью: отработки приемов аналитического мышления понимания обучающимися содержания заданной проблемы | Анализировать: связь социальной проблемы с основными правовыми понятиями (Право, система Права, норма Права в отличии от нормы морали, структура нормы права, закон, источники Права, правоотношение, функции Права в обществе и.т.д.) содержание понятий и реальность практического применения | Дискуссионное обсуждение внутри группы, между группами | Понимать на слух связь проблематики с теоретической предметной аргументацией | Группы обучающихся по ходу выражения мнения другими оценивают теоретическую составляющую аргументации оппонентов по ранее разработанному алгоритму | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона Осуществлять взаимоконтроль |
Этап целеполагания и планирования | ||||||
Организует обсуждение содержания поставленных целей и задач перед обучающимися в процессе построения ориентировочной основы деятельности участников учебно-воспитательного процесса Создаёт прогностическую модель ожидаемого результата урока | Инициативно участвуют в обсуждении содержания поставленных целей и задач | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Участвуют в обсуждении содержания поставленных целей и задач с учётом интересов представляемых обучающимися социальных групп | Партнёрство – ведущий способ взаимодействия участников Понимать на слух ответы обучающихся Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия | В ходе обсуждение содержания поставленных целей и задач обучающихся осуществляют самоконтроль понимания | Принимать и сохранять учебную цель и задачу Осуществлять самоконтроль |
Этап концептуализации | ||||||
Организует коллективно-распорядительную деятельность в малых группах по анализу реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в социуме | Участвуют в коллективной деятельности в малых группах по анализу реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в социуме | Умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание | Ведут дискуссию на разных уровнях | Способность вести дискуссию на разных уровнях | Достраивают созданные оппозиционными группами-участниками дискуссии гипотезы, контролируя полноту их ответов | Осуществлять взаимоконтроль, как в группе, так и в коллективе в целом |
Этап моделирования | ||||||
Помогает обучающимся самостоятельно сформулировать объективные закономерности, характеризующие способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, связанных с объектом урока | С помощью формулируют объективные закономерности, характеризующие способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, связанных с объектом урока | Понимание смысла и обоснованности созданной модели решения определённых задач | Взаимодействуют в процессе преобразования модели для фиксации найденных существенных характеристик объекта урока | Способность совместно преобразовать модель для фиксации найденных существенных характеристик объекта урока | Регулируют полноту и чёткость формулирования объективных закономерностей остальными участниками УВП | Осуществлять регуляцию, как в группе, так и в коллективе в целом |
Этап конструирования | ||||||
Использует приёмы «ловушек» и «провокаций» для объективизации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме Осуществляет контроль полноты охвата построенной системы конкретно-практических задач границ применимости | Реагируют на приёмы «ловушек» и «провокаций» выражением с достаточной полнотой и точностью собственных мыслей для объективизации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме | Умение реакционно реагировать на нестандартные приёмы Умение достаточно полно и точно выражать собственные мысли | Ведут многоуровневое взаимодействие: «ученик-ученик», «ученик - учитель», «ученик-группа» в соответствии с задачами коммуникации | Способность многоуровневого взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик - учитель», «ученик-группа» | Осуществляют реакционный самоконтроль и взаимный контроль членов своей группы Осуществляют контроль полноты охвата построенной совместно системы конкретно-практических задач границ применимости | Осуществлять реакционный самоконтроль Осуществлять реакционный взаимоконтроль |
Этап рефлексии | ||||||
Стимулирует обучающихся к самостоятельному подведению итогов в ходе решения учебной задачи урока –определение роли права в жизни общества Знакомит обучающихся с критериальной базой оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока Вариативно оценивает качество работы учащихся с учётом самостоятельности обучающихся в контроле хода решения учебной задачи урока, позиций обучающихся, понимания и субкультуры класса Даёт творческое домашнее задание – написать отзыв об участии в телепередаче, репортаж в форме мини эссе | Самостоятельно подводят итоги в ходе решения учебной задачи урока –определение роли права в жизни общества Слушают учителя для ознакомления с критериальной базой оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока | Способность к самостоятельному обобщению результатов учебно-познавательной деятельности | Коллективно взаимодействуя, осуществляют совместную деятельность по оцениванию эффективности работы своей группы и коллектива в целом на уроке | Способность бесконфликтно осуществлять совместную деятельность по оцениванию эффективности работы своей группы и коллектива в целом на уроке | Осуществляют самооценку качества своей учебной работы | Самостоятельно осуществлять оценивание качества своей учебной работы в виду наличия потребности в оценке своих действий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока По дидактическим целям- урок обобщающего повторения По этапам формирования навыка- итоговый По приёмам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности- урок-игра По способу организации общения- урок работы в малых группах По приоритетно используемому методу обучения- проблемный По типу межпредметных связей – интегрированный По структуре учебной деятельности- комбинированный По способу создания учениками собственного образовательного продукта- когнитивный (деловая ролевая игра), коммуникативный («круглый стол»)
Актуальность Урок коммуникативного типа обеспечивает формирование социальной компетенции. Способности строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Для эффективной реализации поставленной цели оптимален выбор педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся в комплексе:
Формирование коммуникативной компетенции через проблемные методы работы с учащимися. В соответствии с ФГОС дидактическая модель урока как образовательной ситуации включает следующие этапы: Этап актуализации Этап проблемматизации Этап целеполагания и планирования Этап концептуализации Этап моделирования Этап конструирования Этап рефлексии
Стадия подготовки Учащиеся разбиты на группы представляющие разные социальные слои для проведения ситуативного анализа восприятия понятия права в государстве представителями разных социальных групп Государственные чиновники Учителя Представители СМИ В оенные Родители школьников Родители школьников
В качестве заготовки к уроку предложено творческое домашнее задание по группам - создание наглядного материала в виде плакатов на основе пройденного материала
1. Таким образом этап актуализации предполагал обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока, а также активность ученической позиции
2. Этап проблематизации представлен двумя провокацион-ными вопросами, отражающими наличие конструктивного конфликта (представление различных точек зрения, позиций) относительно темы урока.
3. на этапе целеполагания и планирования учитель выступает в роли модератора – «ведущей телепередачи» Определяет партнёрство как ведущий способ взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса стимулирует инициативность обучающихся в постановке учебной задачи Прогнозирует ожидаемый результат урока
4. на этапе концептуализации формируем способность работать в малой группе в вести разноуровневую дискуссию выдвигать гипотезы умение аргументировать ставить вопросы на понимание.
5. этап моделирования фиксация существенных характеристик объекта урока понимания учащимися созданной модели для решения конкретных задач
6. на этапе конструирования применяется приём «провокаций» и «ловушек», отрабатывается многоуровневость взаимодействия:
7. на этапе рефлексии важны уровень самостоятельности обучающихся в контроле хода решений учебной задачи урока понимание обучающимися критериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока Наличие самостоятельности в оценивании качества своей учебной работы, учёт позиций обучающихся и понимание субкультуры класса
эффективность и результативность модели Практическая реализация данного урока показала эффективность и результативность модели на уроке обобщающего повторения Урок может рассматриваться как пример достижения сформированности коммуникативной компетенции через проблемные методы работы с обучающимися Спасибо а ваше внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку "Роль права в жизни общества и государства". 6 класс.
Урок соответствует ФГОС ООО....
Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"
Технологическая карта урока обществознание 8 класс "Личность и общество"...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль в жизни общества"...
Конспект урока "Роль права в жизни общества и государства"
Конспект урока по обществознанию в 9 классе разработан в соответствии с ФГОС по основной образовательной программе и на основе учебника Обществознание. 9 клас / Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2017...
Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»
Правовое государствоВерховенство законаВзаимная ответственность личности и государстваСудебная защита прав гражданРазделение властей:1.Законодательная2.Исполнительная3.Судебная...
Конспект урока "Роль права в жизни общества и государств".
ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 класс по предмету "Обществознание"...