КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Урок обществознания 10 класс
Тема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 78.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 10 классе
Тема: «Право в системе социальных норм»
Цель: формирование личной правовой культуры обучающихся.
Задачи:
- образовательные: углубить представления о сути, значении права, его социальной ценности, познакомить с понятиями норма права, отрасли права, институты права, выработать умение применять знания на практике, научить приему составления опорного конспекта в виде наглядной схемы, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации;
- развивающие: развивать умения характеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм, решать задачи практического характера, работать с разными источниками информации, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
-воспитательные: воспитать правовое сознание.
Планируемые результаты:
Предметные: Знание различных подходов к определению права, понимание структуры права, различные классификации отраслей права, нормы права, институты права, отличия права от морали и от закона.
Метапредметные:
Формирование УУД
Личностные УУД: понимание личной ответственности за свои поступки.
Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач.
Познавательные УУД: использовать документ как источник знаний, преобразование информации.
Личностные:
Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний.
Тип урока: урок ознакомление с новым материалом, с практическим применением знаний, с использованием ИКТ, проблемного подхода.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, устная и письменная.
Основные понятия: право, норма права, отрасли права, институты права.
Методическое обеспечение: учебник Боголюбова Л.Н Обществознание 10 класс, технологическая карта, карточки по группам с заданиями, компьютерная презентация, тексты с учебными ситуациями.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран.
Технологии:
Технология развивающего обучения
Технология развития критического мышления
Технология проблемно-правовых ситуаций. Методика кейс-стади.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
ХОД УРОКА
1)Организационный этап.
Здравствуйте, сегодня мы приступаем к изучению правовой сферы жизни общества. Тема нашего урока «Право в системе социальных норм».- Слайд 1
Кодификатор ЕГЭ - блок 5, тема №1
Обоснование темы (понимание смысла): - Слайд 2
Право-закон, возможность
Система - состоит из элементов
Социальные нормы - определение?
Виды социальных норм - СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР (вместе)- на доске – Слайд 3
2) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. – Слайд 4,5,6,7
Мотивация учебной деятельности учащихся. (Применение технологии развивающего обучения) Доска делится на три колонки (прием ЗХУ (знаем, хотим, умеем)). Первая и вторая колонка заполняется учителем на доске на этапе повторения, постановки цели и задач урока, третья - учениками в ходе урока. Посмотрите на тему урока и скажите, что мы уже знаем? (ответы учащихся заносятся в первую колонку). Что мы должны узнать в ходе урока, сформулируйте цель в виде плана? (ответы учащихся заносятся учителем во вторую колонку в виде плана, учащиеся записывают план в тетрадь)
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Социальная норма - это правило, образец. Социальные нормы регулируют, контролируют, оценивают поведение людей. Социальные нормы: -обычаи и традиции; -правовые нормы; -моральные нормы; -эстетические нормы; -политические нормы; -религиозные нормы. | План: 1. Определение права. 2. Основные признаки права. 3. Право и мораль 4. Функции права 5. Право как система. 4. Норма права. 5. Институт права 6. Отрасли права |
? |
3) Первичное усвоение новых знаний.
Понятие право в узком и широком смысле - Слайд 8
(Применение технологии развития критического мышления)
(Работа с учебником Боголюбова Л.Н. Обществознание 10 класс).
Откройте учебник с.169. Сформулируйте определение права с точки зрения позитивного и естественного права (позитивное право - право исходящее от государства, оформлено в виде законов и других правовых актов; естественное право - возникло из природы человека, общества, выражает неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения).
Определение права на основании интегративного подхода и запишите в тетрадь (Право - это система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства).- - Слайд 9
Из данного определения, а также пользуясь учебником п.1 параграфа 18 выделите основные признаки права – Слайд 10, 11
(учащиеся называют признаки права и записывают в специальные карточки:
1. Общеобязательные нормы
2. Установленные государством
3. Гарантируются государством
4. Сила государственного принуждения
5. Закрепляет существующий государственный и общественный строй
4) Право носит универсальный характер, то есть охватывает практически все сферы общественной жизни. Единственный вид социальных норм, который может в этом отношении соперничать с правом - это мораль. Взаимоотношения между правом и моралью менялись в ходе развития общества. Право возникло из системы обычаев и сначала лишь узаконивало то, что было установлено моралью. Сегодня подавляющее большинство общественных отношений регулируются как правом, так и моралью. – Слайд 12
Например, регулирование семейных отношений. – Слайд 13
Мораль и право регулирует отношения между родителями, родителями и детьми
отношения любви родители обязаны кормить ребенка
дружбы, заботы предоставлять жилье до 18 лет
Где пересекаются круги, это совпадение моральных и правовых регуляторов-семьи, где дети воспитываются в любви и заботе, уюте, достатке.
Но есть отношения, которые регулирует только право, но не мораль.
Так, определенные виды сделок носят законный характер только после обязательного нотариального удостоверения, с моральной точки зрения это требование права не оценивается.
5) Первичная проверка понимания. (Применение технологии развивающего обучения)
МОЖЕТ ЛИ ПРАВО ПРОТИВОРЕЧИТЬ МОРАЛИ?- (нет, они одинаково воспринимают и оценивают общественные отношения)
Разумеется, между правом и моралью есть много общего, но есть и различия. Выполните задание 1 - в специальной карточке – Слайд 14,15,16
- Составить таблицу: Общее и различие между моралью и правом
6) Закрепление изученного. Решение проблемно-правовых ситуаций.
методика кейс-стади. – Слайд 17
- Близкие родственники и друзья то и дело берут друг у друга деньги в долг и принимают разные обязательства, не составляя письменных договоров. Что мешает им нарушить свои обязательства?
- ст.56 Семейного кодекса России. «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам»
7) Функции права – Слайд 18
Перечислить их
8) Система права. Что такое система? (ответы детей) – Слайд 19
Что входит в систему права?- (дети смотрят на слайд и отвечают)
9) Закрепление. (Применение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения)
1) В обществе существует множество норм. Перед вами задание, выберите те примеры, в которых говорится об исполнении или неисполнении именно правовых норм (работа в группах) (Приложение) – Слайд 20,21
10) В систему права входят отрасли права. – Слайд 22,23,24
ЧТО ТАКОЕ ОТРАСЛИ ПРАВА?- ответы учащихся
11) Закрепление.
Выполнить задание №2 – специальные карточки - Слайд 25,26
В приведенном списке найдите: Отрасли права, институты права
Гражданство, гражданское право, конституционное право, наследование, дарение, семейное право, административное право
12) Контроль усвоения (Применение технологии развивающего обучения)
Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли поставленных целей?
Где на практике вы можете применить или использовать полученные знания?
Выставление оценок.
13) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. - Слайд 27
Д/задание - параграф 18, составить план темы, согласно заданию 24 ЕГЭ
14) Рефлексия (подведение итогов). ( Применение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения) "Синквейн". - Слайд 28,29
Право
Социальное, нормативное
Обеспечивает, регулирует, охраняет
Система общеобязательных норм
Возможность
15) заполнить оценочный лист - Слайд 30
Индивидуальный оценочный лист
№ п/п | Вопросы | Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты | ||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | |||
1. | Мне понравился урок | |||||
2. | Я справился со всеми заданиями, предложенными на уроке | |||||
3. | Я приобрёл полезные знания на уроке | |||||
4. | Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока |
Приложения к уроку обществознания в 10 классе «Право в системе социальных норм»
Приложение 1
Технологическая карта
Приложение 2
Задание 1. Составьте таблицу, выделите общее и различие
ОБЩЕЕ | |
Моральные нормы | Правовые нормы |
Задание 2. В обществе существует множество норм. Перед вами список. Выберите те примеры, в которых говорится об исполнении или неисполнении именно правовых норм
- Алексей Иванович отказался участвовать в корпоративных вечеринках.
- Ваня не сказал спасибо за подарок.
- Вера Петровна не заплатила налоги.
- Виктор Петрович, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.
- Галя не поздоровалась с соседом.
- Группа подростков разбила витрину магазина.
- Иван и Анна не стали устраивать свадьбу и приглашать родителей и друзей, а расписались в загсе в обеденный перерыв
- Иван и Василий совершили кражу.
- Иван Иванович управлял машиной в нетрезвом виде.
- Игорь не сдержал данное обещание.
- Маше продали в магазине некачественный товар.
- Никита безответственно относится к урокам.
- Николаевы забрали сына-второклассника на экстернат и учат его дома.
- Олег Иванович без уважительной причины не пришел на работу, прогулял её.
- Петровы считают себя верующими, но не соблюдают пост.
Задание 3. В приведенном списке найдите: Отрасли права, институты права
Гражданство, гражданское право, конституционное право, наследование,
дарение, семейное право, административное право
Отрасли права | Институты права |
Гражданское право | Гражданство |
Конституционное право | Наследование |
Семейное право | Дарение |
Административное право |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».
Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина»....
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Презентация к уроку обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»
Презентация к уроку обществознания 10 класс Тема: «Право в системе социальных норм»...
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Ссылка на видеоурок. https://youtu.be/H_vhYybI09Q Тема: "Право в системе социальных норм" 10 класс обществознание.
Ссылка на видеоурок. https://youtu.be/H_vhYybI09QТема: " Право в системе социальных норм" 10 класс обществознание....
КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Ссылка самоанализ урока https://cloud.mail.ru/public/hr6C/1hcpDPQjL ТЕМА: "ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ" обществознание 10 класс
САМОАНАЛИЗ УРОКА Ссылка аудио самоанализ https://cloud.mail.ru/public/hr6C/1hcpDPQjLТЕМА :ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ" обществознание 10 класс...
Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс
План - конспект урока с применением кейс технологии...