Рабочая программа кружка «Основы экономики и правовых знаний»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа курса ориентирована на учащихся 9 класса. В настоящее время для нашей страны подобный широкий взгляд на систему экономического образования необходим. Данный подход является наиболее плодотворным, так как позволяет представлять социальные науки (особенно экономику) в связке с практическим применением для налаживания производства и здоровой экономической системы в России.
Назначение курса состоит в том, чтобы обеспечить знакомство учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами современной рыночной экономики и ведением бизнеса; с тем, как они связаны между собой, как они действуют и используются в повседневной деловой практике, а также заинтересовать учащихся и сориентировать их в выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhok_9_klass_osnovy_ekonomiki_i_pravovyh_znaniy.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Основы экономики и правовых знаний» составлена в соответствии с требованиями
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых обучающимися.
Цели изучения кружка:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
- освоение знаний базового уровня экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации и профильной ориентации школьников;
- овладение умениями осуществлять самоанализ и самооценку уровня развития своих способностей для принятия решения о возможности самостоятельной предпринимательской деятельности и дальнейшего обучения и карьеры в области экономики и предпринимательства;
- развитие у учащихся способности самостоятельно осуществлять трудные и рискованные проекты, генерировать новые идеи, анализировать и оценивать их.
Задачи обучения:
- дать необходимый уровень правовых знаний, норм правового поведения, правовых ценностей, на основании которых обучающиеся в будущем смогут сознательно участвовать в правовом процессе, критически оценивать правовую ситуацию, делать ответственный выбор;
- способствовать усвоению обучающимися основных категорий данной учебной дисциплины, необходимых теоретических знаний, практических навыков правового поведения;
- способствовать воспитанию правовой активности, грамотности, ответственности гражданина и патриота, глубоко переживающего все, что связано с настоящим и будущим правового государства.
- формировать у учащихся экономическое мышление, а также систему практически ориентированных знаний, умений и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к принятию решения о возможности самостоятельной предпринимательской деятельности, дальнейшего обучения и карьеры в области экономики и предпринимательства;
- создавать условия для приобретения учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;
Задачи развития:
Создать условия для развития у школьников:
- практических навыков принятия обоснованных экономических решений;
- развивать представления о предпринимательской деятельности, саморазвитии и самореализации;
- развить у учащихся творческую активность;
- формирование стойкого интереса к экономической науке;
- закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
- развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.
Задачи воспитания:
- воспитывать у школьников предпринимательскую культуру.
- способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к ресурсам, трудолюбия, порядочность, толерантность, самостоятельность, инициативность.
- воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;
- формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
- Общая характеристика предмета
Рабочая программа курса ориентирована на учащихся 9 класса. В настоящее время для нашей страны подобный широкий взгляд на систему экономического образования необходим. Данный подход является наиболее плодотворным, так как позволяет представлять социальные науки (особенно экономику) в связке с практическим применением для налаживания производства и здоровой экономической системы в России.
Назначение курса состоит в том, чтобы обеспечить знакомство учащихся с основными понятиями, закономерностями и принципами современной рыночной экономики и ведением бизнеса; с тем, как они связаны между собой, как они действуют и используются в повседневной деловой практике, а также заинтересовать учащихся и сориентировать их в выборе будущей профессии.
- Место предмета в базисном учебном плане:
календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 учебный час в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
- Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
- основные законы экономики;
- основные понятия экономической сферы жизни общества;
- специальности в экономической сфере, их основные функциональные обязанности;
- современные черты экономической жизни в РФ.
уметь
- аргументировать свои ответы и вести цивилизованную дискуссию.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьезных исследований;
- усвоения учащимися важнейших приемов и трудовых навыков, что может оказаться полезным в повседневной жизни и в будущей профессии;
- поддержания и развития интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;
- формирования аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; законодательный процесс в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
- Содержание предмета
Блок «Экономика»:
Глава 1.Как устроена жизнь.
Понятие «Экономика». Цели и задачи. Основные элементы экономической деятельности. Блага. Производство. Собственность. Типология экономических систем. Рынок и его признаки. Законы спроса и предложения.
Глава 2. Что хочет потребитель, или кто такие маркетологи.
Понятие «маркетинг». Основное содержание деятельности маркетолога.
Глава 3. Менеджеры: как создать сильную фирму.
Менеджмент: основное содержание деятельности, принципы. Иерархия менеджеров.
Глава 4. Генеральный директор: генерал от бизнеса.
Генеральный директор. Три типа стратегии бизнеса. Качества генерального директора. Принципы разграничения важности дел генеральным директором фирмы.
Глава5. Финансисты – менеджеры денежных потоков.
Финансовый менеджмент в фирме. Активы и пассивы в фирме. Основные и оборотные активы компаний.
Глава 6. Бухгалтер – специалист по бизнес-математике.
Бухгалтер: основное содержание деятельности, обязанности в фирме. Задачи бухгалтера. Переменные и постоянные издержки фирмы. Варианты карьеры специалиста с бухгалтерским образованием.
Глава 7. Банкиры – владыки мира денег.
Понятие «деньги» и их функции. Инфляция. Банки: история возникновения, типология и функции. Роль банка в современном бизнесе. Функции Центрального Банка РФ. Легко ли
быть банкиром.
Глава 8. Волшебники торговли.
История возникновения и развития товарно-денежных отношений. Оптовая и розничная торговли. Биржа. Современная розничная торговля. Работа в торговой сфере на современном этапе.
Глава 9. На государевой службе.
Роль государства в современной экономической жизни. Финансово-экономические службы. Налоги: основное содержание, типология, функции. Налоговая система РФ.
Глава 10. Предприниматель – специалист на все руки.
Предпринимательство: основное содержание деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Качества предпринимателя. Мотивы предпринимательской деятельности. Секреты успеха предпринимательской деятельности.
Глава 11. Экономика – ворота в мир бизнеса.
Работа экономиста: история и современность. Трудовая деятельность в экономической сфере: ярмарка профессий.
Блок «Право»:
Глава 12. Государство и право
Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Глава 13. Право как особая система норм
Современные подходы к пониманию права. Понятие нормы и виды норм поведения. Несоциальные нормы. Социальные нормы: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные, правовые, моральные (нравственные), политические, эстетические нормы, нормы этикета. Соотношение права и морали. Признаки права (системность, обязательность, определенность, официальность, принудительность). Определение права. Назначение права в обществе. Источники права. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный нормативный акт. Правовые нормы: понятие и их система. Отрасли права и их классификация (материальное и процессуальное право). Понятие правоотношение. Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений. Понятие юридической ответственности и ее цели. Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская, финансовая).
Глава 14. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России.
Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ.
Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворческий процесс: порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства.
Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека.
Местное самоуправление в России. Томская область как субъект РФ. Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Местное самоуправление в области: структура, направление деятельности.
Правоохранительные органы, их сущность, структура, основные направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов.
Глава 15. Права человека
Права и свободы человека и гражданина, закреплённые во второй главе Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Международные договоры о правах человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Глава 16. Экологическое право
Общая характеристика экологического права. Понятия окружающая среда, природная среда. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Глава 17. Семейное право
Семейное право как отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака и рождения детей (принятия их на воспитание). Понятие и функции семьи. Понятие брака. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Расторжение брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Личные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Имущественные права детей и обязанности родителей.
Глава 18. Трудовое право и социальная защита
Необходимость регулирования трудового процесса и трудовое право как отрасль права, регулирующая применение наемного труда. Источники трудового права (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, отдельные законы о труде, подзаконные нормативные акты). Занятость граждан. Трудоустройство. Граждане как субъекты трудового права. Работодатели. Гарантии при приеме на работу. Документы, необходимые при поступлении на работу. Трудовой договор: его содержание и форма. Увольнение работников: 1) по инициативе работника (ст. 80 ТК); 2) по инициативе администрации (ст. 81 ТК). Оформление увольнения. Рабочее время. Время отдыха. Порядок предоставления отпусков. Дисциплина труда. Меры поощрения. Меры дисциплинарной ответственности. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Материальная ответственность. Особенности регулирования труда молодежи: поступление на работу, запреты на отдельные виды работ, ограничения в переноске тяжестей, нормы труда (выработки) для молодых рабочих, отпуска, предоставляемые несовершеннолетним, оплата труда несовершеннолетних. Трудоустройство несовершеннолетних и их увольнение. Понятие безработицы. Регистрация безработных. Подходящая работа. Обучение и переобучение безработных. Пособие по безработице: условия выплаты и размер. Страхование. Виды социальной помощи по государственному страхованию (медицинская помощь, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия). Пенсии и их виды (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Глава 19. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Понятие права собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации как основной нормативный акт гражданского права, упорядочивающий отношения собственности. Содержание права собственности. Определение права собственности. Основания возникновения права собственности. Интеллектуальная собственность. Субъекты права собственности. Граждане как собственники. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Наследование имущества. Договоры: понятие, принципы, форма, порядок заключения. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Защита имущественных и неимущественных прав: 1) силами самого собственника; 2) с помощью средств государства (уголовная, административная, гражданская (имущественная) ответственность). Защита прав потребителей. Защита неимущественных прав (чести, достоинства, имени): уголовно-правовая и гражданско-правовая.
Глава 20. Процессуальное право
Понятие процессуальное право. Гражданский процесс, его основные принципы. Участники гражданского процесса. Доказательства и доказывание. Процессуальные сроки. Прохождение дела в суде. Стадии судебного процесса. Судебное решение. Обжалование решений. Исполнение судебных решений.
Арбитражный процесс как специфическая отрасль гражданского процесса и его особенности.
Уголовный процесс, его основные принципы и участники. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство (прохождение дела в суде) и его стадии. Суд присяжных заседателей. Административная юрисдикция. КоАП РФ. Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Порядок рассмотрения дел, обжалование постановлений.
Конституционное судопроизводство, его отличие от других судебных систем. Основные принципы. Право на обращение в Конституционный Суд РФ. Основные стадии конституционного судопроизводства. Постановления (определения) Конституционного Суда как источник права с высшим статусом.
Глава 21. Правовая культура и правосознание
Определение понятий правовая культура и правосознание. Правовая культура общества. Правовая культура личности. Основные элементы правовой культуры. Связь правовой культуры с правосознанием. Правосознание - один из компонентов правовой культуры. Уровни правосознания: обыденный, профессиональный, теоретический. Совершенствование правовой культуры. Правовая безграмотность, правовой нигилизм, правовой цинизм.
- Тематическое планирование
№ | Тема урока |
Как устроена жизнь | |
Что хочет потребитель, или кто такие маркетологи. | |
Менеджеры: как создать сильную фирму | |
Генеральный директор: генерал от бизнеса. | |
Финансисты – менеджеры денежных потоков. | |
Бухгалтер – специалист по бизнес-математике | |
Банкиры – владыки мира денег. | |
Волшебники торговли. | |
На государевой службе | |
Предприниматель – специалист на все руки | |
Экономика – ворота в мир бизнеса | |
Бизнес-планирование | |
Государство и право | |
Право как особая система норм | |
Конституционное право | |
Права человека | |
Экологическое право | |
Семейное право | |
Трудовое право и социальная защита | |
Гражданское право | |
Процессуальное право | |
Правовая культура и правосознание | |
Итоговое повторение |
- Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
1. Липсиц И.В. Бизнес и экономика: учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений.: предпрофильная подготовка учащихся- М. Вита-Пресс, 2012.
2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М., 2012.
3. Липсиц И. В. Экономика без тайн. М, 2012.
4. Сборник тестовых заданий по экономике с решениями
С. Равичев, С. Григорьев, А. Свахин, Т. Протасевич. М., 2012.
Источники
1.Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года).
2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г.)
3. Конвенция о правах ребенка (от 19 ноября 1989 года).
4.Конституция РФ.
5.Гражданский кодекс РФ.
6.Кодекс об административных правонарушениях РФ.
7.Семейный кодекс РФ.
8.Трудовой кодекс РФ.
9.Уголовный кодекс РФ.
10.Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
11.Закон об образовании РФ.
12.Закон о защите прав потребителей РФ.
Литература для учащихся
Липсиц И.В. Бизнес и экономика: учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений.: предпрофильная подготовка учащихся- М. Вита- Пресс, 2015. (электронный носитель)
Интернет-ресурсы
http://www.econline.h1.ru Economics online
http://economicus.ru Economicus.Ru - проект Института "Экономическая Школа
http://www.marketing.spb.ru Все о маркетинге - статьи, книги.
http://www.cfin.ru Корпоративный менеджмент
http://www.ie.boom.ru«IE: Экономика. Институциональная экономика».
http://ecsocman.edu.ru Экономика, Социология, Менеджмент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Основы философии"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Основы философии» для 10, 11 классов составлена на основе Примерной программы по обществознанию: Федеральный компон...
Рабочая программа кружка «Основы русской словесности» (для учащихся 7-9 классов)
Рабочая программа кружка по основам русской словесности для 7-9 классов составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Прогр...
Рабочая программа кружка "Основы естественнонаучных исследований"
Кружок ведется в рамках ФГОС ООО...
рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамоты" для дошкольных групп
Настоящая программа составлена на основе программы дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет А. В. Горячева, Н. В. Ключ и программы курса «Развивающая информатика» Е. Н. Челак...
Рабочая программа кружка "Основы современной биологии"
Программа кружка имеет эколого- биологическую направленность. Новизна программы состоит в том, что она направлена не только на углубление теоретических знаний, но и на развитие практически...
Рабочая программа по курсу экономика "Основы потребительских знаний" 9 класс.
Актуальность рабочей программы обусловлена необходимостью повышения общего уровня развития обучающихся. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся к изучению предлагаются различн...
Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки &quo...