Рабочая программа кружка «Основы русской словесности» (для учащихся 7-9 классов)
рабочая программа по теме

Петракова Галина Михайловна

Рабочая программа кружка по основам русской словесности для 7-9 классов составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа кружка по основам русской словесности для 8-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности—изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности—прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности»  предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастны­ми возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол от _____201__г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор________Г.М.Петракова

Приказ от_______ №_____

 

Рабочая программа

кружка
«Основы русской словесности »

             

(для учащихся 7-9 классов)

Срок реализации 2016-2017уч.год

уровень базовый

        

 

Составитель:
учитель 1 категории
Петракова Г.М.

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по основам русской словесности для 7-9 классов составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы». Программа кружка по основам русской словесности для 8-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности—изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности—прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности»  предполагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы.

В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.

Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.

Цель практического освоения словесности:

- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;

- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.

Задачи изучения словесности:

1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.


Требования к уровню подготовки:

  • умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
  • применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
  • понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
  • умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
  • развивать «чувство стиля»;
  • умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
  • умение редактировать и совершенствовать текст;
  • умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
  • умение анализировать стихотворения;
  • понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
  • умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
  • умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержания образования

Тема 1 Средства художественной выразительности 11 часов

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств. Семантика.  Лексические возможности языка. Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка. Семантика Фонетических средств языка. Интонация. Семантика словообразования. Словесные средства выражения комического. Лексические возможности языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов историзмов. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы. Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха. Семантика типов предложений.

Период. Инверсия. Антитеза. Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

Тема 2 Словесные средства выражения комического 4 часа

Языковые средства создания комического. Комическое как средство выражения оценки явления. Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур .Гипербола. Фантастика. Ирония. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы .Пародийные афоризмы. Эпиграмма. Обобщение по теме «Словесные средства выражения комического»

Тема 3 Качества текста и художественность произведения словесности 5 часов

Текст и его признаки. Содержание и форма. Тема и идея. Основные требования к тексту. Художественность произведения. Обобщение по теме «Качества текста и художественность произведения словесности

Тема 4 Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 4 часа

Слово в эпическом произведении. Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как выражения идеи. Рассказчик и автор в эпическом произведений. Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении»

Тема 5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 3 часа

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы. Обобщение по

теме «Языковые средства в лирическом произведении».

Тема 6 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 7 часов

Слово в драматическом произведении. Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Изображение характеров как

способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт. Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии  на русскую  литературу. Мифологические образы в русской литературе. Влияние народной словесности на литературу. Заключительный урок-обобщение.

Тематическое планирование

Название темы, раздела

К-во часов

1

Средства художественной выразительности.

11

2

Словесные средства выражения комического.

4

3

Качества текста и художественность произведения словесности.

5

4

Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

4

5

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

3

6

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.

7

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Сроки проведения

1. Средства художественной выразительности 11 часов

1.

Средства языка художественной

словесности. Многообразие языковых средств.

1ч.

Определять языковые средства выразительности. Работать со справочным материалом  книги.

2.

Семантика.  Лексические возможности языка.

1ч.

Определять значение слов в словарях. Навыки работы с учебником,

словарем.

3.

Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы. Изобразительные и выразительные возможности языка.

1ч.

Приводить примеры изобразительных   и выразительных  средств. Наблюдать за выразительными  средствами  языка.

4.

Семантика фонетических

средств языка. Интонация.

1ч.

Определять элементы интонации, их роль в тексте

5.

Семантика

словообразования.

1ч.

Определять роль приставок, суффиксов для  понимания смысла слов  и текстов.

6.

Словесные средства выражения комического. Лексические

возможности

языка. Синонимы. Омонимы. Паронимы.

Антонимы.

1ч.

Определять лексические средства  в тексте, их роль.

7.

Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов и

историзмов.

1ч.

Определять архаизмы и историзмы, их роль в тексте.

.

8.

Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

1ч.

Определять неологизмы, заимствованные слова, окказионализмы

9.

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение,

метонимия, синекдоха.

1ч.

Определять роль метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии, синекдохи в речи.

10.

Семантика типов предложений. Период. Инверсия. Антитеза.

1ч.

Определять семантику типов предложений , период, Инверсию и антитезу в тексте.

11.

Поэтическая фигура. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

1ч.

Определять поэтические фигуры.

2.  Словесные средства выражения комического - 4 часа

12.

Языковые средства создания комического. Комическое как средство

выражения оценки явления.

Языковые средства создания комического.

Неожиданность. Остроумие. Каламбур.

1ч.

Определять юмор и сатиру, средства создания комического

13.

Гипербола. Фантастика.

Ирония. Речь героя.

«Говорящие» имена.

1ч.

Понимание сущности комического, развитие чувства юмора

14.

Пословицы и афоризмы.

Пародийные афоризмы.

Эпиграмма.

1ч.

Понимание сущности комического, развитие чувства юмора

15.

Обобщение по теме «Словесные

Средства выражения

комического»

1ч.

Умение видеть авторский идеал в сатирическом  и юмористическом произведениях

3. Качества текста и художественность произведения словесности 5 часов

16.

Текст и его признаки. Содержание и

форма.

1ч.

Определять признаки  текста, его  содержание и форму.

17.

Тема и идея.

1ч.

Определять признаки текста, тему и идею.

18.

Основные требования к

тексту.

1ч.

Оценить качества текста, различать удачных и неудачных выражений

19.

Художественность

произведения.

1ч.

Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.

20.

Обобщение по

теме «Качества

текста и художественность произведения словесности

1ч.

Определять Качества текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки

                                 4. Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения
                                                                                           автора в эпическом произведении - 4 часа

21.

Слово в эпическом произведении.

1ч.

Различать разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя.

22.

Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как

выражения идеи.

1ч.

Различать понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Определять сюжет и композицию, идею.

23.

Рассказчик и автор в эпическом произведении.

1ч.

Видеть  разные виды авторского повествования и способы  передачи речи героя.

24.

Обобщение по теме: «Языковые средства в эпическом произведении»

1ч.

Умение понять авторскую мысль

5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 3 часа

25.

Слово в лирическом произведении. Ритм как способ выражения мысли

и чувства автора.

1ч.

Понимать значения средств языкового выражения в лирическом произведении

26.

Звуковая организация

Стихотворной речи. Стихотворные забавы.

1ч.

Различать игровые формы стиха, умения определять рифму, звукопись стиха

27.

Обобщение по теме: «Языковые средства в лирическом произведении».

1ч.

Определять значения средств языкового выражения в лирическом произведении, передавать в чтении своеобразие образа-переживания, анализировать стихотворение

6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 7 часов

28.

Слово в драматическом

произведении. Выбор вида  и жанра как средство

выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

1ч.

Отличать словесные формы в драматическом произведении от их употреблении в лирическом и эпическом.

29.

Изображение характеров как

способ выражения авторской позиции в драматическом

произведении. Сюжет и

конфликт.

1ч.

Определять элементы сюжета и композиции пьесы, подтекст

30.

Обобщение по теме: «Языковые средства в драматическом произведении»

1ч.

Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям.

31.

Взаимовлияние произведений словесности— закон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу.

1ч.

Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого

32.

Мифологические образы в русской литературе.

1ч.

Умение видеть мифологические образы в русской литературе, их значение

33.

Влияние народной словесности на литературу.

1ч.

Умение определять влияние фольклора на литературу,

умения сравнивать.

34.

Заключительный

урок-обобщение

1ч.

Умение работать с текстом по его анализу, работать по картине

Контроль и проверка знаний.

        Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:

По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах  - создание собственных произведений.

Ресурсное обеспечение

1.Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

2.Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 8 класс». – М., 2010.

Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.8 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа кружка по корейскому языку для учащихся 6-го класса "Занимательный корейский"

Данная рабочая программа разработана на базе учебника "Вводный курс корейского языка" и в соответсвии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ с. Покровка, расчитана на 2014-2015 учебный год для учащ...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа факультатива «Основы русской словесности» для 9 класса

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы под редакцией Альбетковой Р.И. «Основы русской словесности для 5-9 классов» (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий...

Рабочая программа кружка по английскому языку для учащихся 5-6 класса

Данный материал представляет собой примерную рабочую программу кружка по английскому языку для учащихся 5-6 класса, изучающих предмет по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English". Материалы можно использов...

Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для учащихся (5-10 классов) с нарушением интеллекта

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней...

Программа кружка "Основы русской словесности"

Программа "Основы русской словесности" предназначена для внеклассной работы по русскому языку и литературе в 8 классе. Составлена в соответствии с законом «Об Образовании в РФ», ...