Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс
рабочая программа по праву (7 класс)
Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки "для подростков;5. Они охраняют закон; 6.Готовы ли вы защищать свои права.В программе предлагается перечень дополнительной литературы для работы учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП право 7 класс | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа-гимназия»
г. Ярцева Смоленской области
Рассмотрено на заседании МО учителей истории, обществознания Руководитель МО _________ Головенкова Л.С. подпись Ф.И.О. Протокол заседания МО № 1 от « 29 » августа 2018г. | Согласовано Заместитель директора ___________ Тимофеенкова Г.А. подпись Ф.И.О. «____»____________2018 г. | Утверждено Приказ № ________ от «___»_______2018__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы правовых знаний»
для 7 класса
основного общего образования
Учитель: Захарьина Л.А.
Квалификационная категория: высшая
2018/19
Рабочая программа по курсу «Основы правовых знаний» для 7 класса составлена на основе:
авторской Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений «Основы правовых знаний» 7 кл./ Авт.-сост.: В.В. Спасская, СИ. Володина, Е.А. Певцова. Российский фонд правовых реформ. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2004 год.
Для реализации данной программы используется УМК по курсу «Основы правовых знаний» для 7-го класса:
- Программа курса «Основы правовых знаний» /авт.-сост.: В. В. Спасская, С.И. Володина, Е. А. Певцова/ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
- О. А. Василенкова. «Основы правовых знаний». Учебное пособие для 7 класса. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2008
- Н. Г. Суворова. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс – М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2009
- С.Н.Ловягин..«Право и лево». 7-11 классы Российский фонд правовых реформ. Пособие для внеурочной работы. - М.: Вита-пресс,2000
- А.Ф.Никитин. Школьный юридический словарь. М.: Просвещение/Дрофа, 2004
Дополнительная литература:
- Защити меня. Сборник материалов. – М., 1995
- Королькова Е.С. Путешествие юного гражданина. Пособие для учащихся. - М., 1999
- Никитина А.Ф. Граждановедение. Учебное пособие для 7 класса. - М., 2002
- Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. - М., 1997
- Яковлев Ю. Я. Ваши права, дети. - М., 1992
- Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 7 класса. - М., 2008
- Морозова С. В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.
ЦОР: презентации:
1. Права ребёнка
2. Путешествие в мир гражданина.
3. Право и его роль в жизни общества
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год ( 0,5 часа в неделю)
Основные формы и методы преподавания курса:
при изучении курса могут быть использованы как традиционные, так и инновационные педагогические технологии, позволяющие задавать устойчивую мотивацию школьников к активной учебной деятельности на уроке и дома; эффективно работать над основными понятиями и терминами урока; организовывать активное взаимодействие в процессе учебно-познавательной деятельности. На занятиях используются различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками. Более предпочтительными являются: технологии проблемного обучения, активных методов обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативной. Используются приемы и методы критического мышления (лекция со стопами, составление кластера, ИНСЕРТ, составление маркировочной таблицы, «Мозговой штурм».
Контроль предметных результатов: устный опрос, понятийный диктант, проверочные работы, тестирование, написание эссе, составление таблиц, схем, кластеров, выполнение итоговых мини-проектов
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
Метапредметные результаты проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметными результатами являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного курса «Основы правовых знаний» 7 класс.
Тема 1. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ (5 часов)
Обычное право и процесс его формирования. Особенности обычаев прошлого. Современные обычаи как регуляторы поведения людей.
Причины зарождения права и государства. Первые древние государства. Закон как форма выражения права и регулятор общественных отношений. Древние законы.
Знакомство с правом. Разные понимания права. Естественное право. Право и закон. Источник права и его понимание. Основные источники права. Характеристика закона.
Право и мораль. Общее и отличительное. Противоречия между правом и моралью.
Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Конституция России о правах человека.
Право на жизнь. Правовое положение человека в древнем государстве. Современные взгляды на проблему смертной казни как высшей меры наказания в государстве. Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях террористических актов, вооруженных конфликтов, войны.
Свобода и закон. Право как мера свободы. Границы свободы.
Юридическое равенство. Равенство прав и обязанностей. Юридическое равенство и фактическое неравенство. Равенство людей вне зависимости от расы, национальности, пола, религиозных и политических взглядов.
Важность изучения законов. Правовая культура. Проблемы повышения правовой культуры общества. Исполнение и соблюдение законов — обязанности граждан государства.
Тема 2. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА (2 часа)
Конституция — Основной закон государства. Правила, закрепленные Конституцией РФ. Основные права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты прав. Понятия «социальное государство», «светское государство». Конституция — документ прямого действия.
Устройство Российского государства. Россия как федеративная страна. Субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти. Правовое государство и его признаки. Сущность принципов верховенства закона, разделения властей, незыблемости прав и свобод.
Гражданство. Права и обязанности гражданина. Гражданство ребенка. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови»; принцип «почвы». Выход из гражданства.
Тема 3. ПРАВА ДЕТЕЙ (4 часа)
Международное право о правах детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей.
Гражданское законодательство России о правах детей. Правовой статус малолетних: права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.
Право на жилье, право на охрану здоровья, право на образование, социальная защита детей.
Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей. Опека и попечительство. .
Права детей по трудовому законодательству. Запреты на использование труда подростков. Права и обязанности работающего подростка. Льготы работающим подросткам.
Право на тайну.
Тема 4. «ЛОВУШКИ» ДЛЯ ПОДРОСТКА (2 часа)
Преступление и проступок. Бродяжничество и попрошайничество. Обман. Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.
Правонарушения несовершеннолетних. Административная ответственность.
Модели правового поведения в случаях задержания милицией. Права задержанного несовершеннолетнего. Личный досмотр. Протокол задержания. Допрос правонарушителя. Допрос подозреваемого в совершении преступления.
Тема 5. ОНИ ОХРАНЯЮТ ЗАКОН (2 часа)
Организация правосудия в нашей стране. Судебные органы. Принципы правосудия: равенство перед законом, гласность, участие общественности. Исполнение судебных решений. Судебные приставы.
Адвокат как защитник и представитель клиента. Права и обязанности адвоката. Случаи оказания бесплатной юридической помощи.
Прокурор на страже закона. Прокурорский надзор за исполнением законов. Участие прокурора в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.
Милиция как правоохранительный орган государства. Криминальная милиция, милиция общественной безопасности, паспортная служба.
Права и обязанности нотариуса* Нотариальные действия. Случаи, при которых мы обращаемся к нотариусу.
Тема 6. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА (2 часа)
Правовая активность граждан страны. Гражданин как участник управления делами государства. Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность, профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.
Общественные движения и их роль в правовой жизни страны. Варианты личного участия в создании справедливого государства.
Учебно-тематический план
№ п\п | Название раздела и темы урока | Основные идеи содержания урока | Кол-во часов | Вид контроля | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | Обычное право. От обычая к праву | Человек как и все живые существа подчиняется правилам. Правила человеческого общества вырабатываются сознательно на протяжении всей истории человечества. Сегодня эти правила сохранились в виде таких социальных норм как обычаи. Как возникло и в чем выражалось право? Первые законы древнейших государств являлись отражением общественного понимания справедливых порядков на конкретном этапе исторического развития. | 1 | Задания стр. 8, 14 | ||
2 | Мораль и право. Современное понятие права | Нормы морали, несмотря на свою историческую динамику, обладают стабильностью, непреходящей ценностью. Это правило носит универсальный характер, и его соблюдение составляет нравственную основу норм права. Право - довольно сложная категория, которая имеет разные толкования. Право и мораль имеют общую нравственную основу - справедливость, но различаются по внешней форме своего выражения. | 1 | Составление сравнительной таблицы «Мораль и право»; Тесты стр.21 | ||
3 | Права человека. Право на жизнь. | Право - это единственная форма, в которой в обществе выражаются права и свободы человека и гражданина. Право на жизнь является универсальным и всеобщим правом, оно принадлежит каждому независимо от его происхождения, цвета кожи, сферы занятий. У человека можно почти все при определенных обстоятельствах забрать и вернуть, кроме жизни, поэтому человечество не должно совершать ошибки, которую оно не может исправить. | 1 | Дать свое определение понятию «права человека»; должны ли быть ограничения прав человека. Составьте рассказ о жизни в обществе, где все дозволено | ||
4 | Свобода и закон. Юридическое равенство. | Понятия «свобода» и «закон», несмотря на внутреннее противоречие взаимосвязаны. Смысл понятия «юридическое равенство» заключается в признании равенства граждан в правах и обязанностях. | 1 | Задания стр. 45 | ||
5 | Зачем изучать закон. | Законы - это не только запреты, но и предписания определенного поведения. Знание законов помогает человеку пользоваться своими правами, уметь защищать их в случае необходимости. | 1 | Понятийный диктант | ||
6 | О чем говорит Конституция. Как устроено наше государство. | Конституция РФ как юридический документ является Основным законом, по которому живет Российское государство и народ. По своему устройству Россия – федеративное государство, которое имеет федеральные органы власти и управления. | 1 | На основе статей Конституции РФ составить схему государственного устройства РФ | ||
7 | Гражданин и гражданство | Гражданство как правовая связь человека и государства означает осуществление прав и обязанностей как со стороны гражданина, так и со стороны государства. Право на гражданство - неотъемлемое право человека. | 1 | Решение правовых задач стр75. и др. | ||
8 | Международное право и ваши права | Для защиты прав ребенка существуют специальные законы, главный из которых - Конвенция прав ребенка. | 1 | Задания стр. 81 | ||
9 | Ваши гражданские права | В соответствии с Гражданским кодексом РФ каждый человек от рождения обладает правоспособностью, имеет права и несет обязанности. Объем прав и обязанностей увеличивается по мере взросления человека. | 1 | Рассуждение на тему: Права несовершеннолетних ограничены для того, чтобы… | ||
10 | Ваши права на заботу государства, на труд, права в семье | В Конституции РФ наше государство названо социальным, т. е. ответственным за качество жизни граждан. Социальная помощь не должна превращаться в социальное иждивенчество, она должна носить адресный характер. Трудовое законодательство бережно относится к несовершеннолетним, предоставляя им максимум прав и льгот при трудоустройстве и в процессе работы. Отношения родителей и детей строятся в основном на нравственных основаниях. Закон определяет самые общие правила, на которых строятся отношения в семье, и вмешивается в жизнь семьи. Если это необходимо. | 1 | Решение правовых задач стр. 88, 92, 96, 101 | ||
11 | Ваши тайны | Каждый человек имеет право а частную жизнь, и ребенок вправе рассчитывать на терпимое отношение взрослых к его тайнам. | 1 | Обсуждение тем на стр. 108 с элементами диспута | ||
12 | Вовлечение детей в преступную деятельность. Преступить закон | Вовлечение детей в преступную деятельность происходит из-за излишней доверчивости детей или их готовности к противоправным действиям. Грань, отделяющая шалость от преступления, не всегда понятна ребенку. Главное - помочь увидеть ее. | 1 | Решение правовых задач стр.113,118, 122 | ||
13 | Если вы попали в полицию | Задержанные полицией лиц имеют права, знание которых помогает юридически грамотно вести себя в некоторых сложных ситуациях. | 1 | Работа с таблицей: | ||
14 | Суд. Адвокат. Прокурор. | Главная задача суда - осуществлять от имени государства правосудие. Сильная и независимая судебная власть – залог сильного и справедливого государства. Главная задача адвоката - защищать права и законные интересы граждан в судебном процессе, оказывать им юридическую помощь при решении самых разных жизненных проблем. Главная задача прокуратуры - следить за точным исполнением законов, пресекать преступление и нарушение закона, Рассматривать жалобы граждан о нарушении их прав. | 1 | Начать составление кластера: «Правоохранительные органы» | ||
15 | Полиция. Нотариус. | Главная задача полиции - защищать жизнь, здоровье, права граждан и интересы государства от тех, кто хочет переступить или уже переступил закон, а также бороться с преступностью. Главная задача нотариуса - совершать нотариальные действия, позволяющие юридически закрепить гражданские права людей, исключить возможность их нарушения. | 1 | Завершить составление кластера: «Правоохранительные органы» | ||
16 | Ваш выбор: право или бесправие. Ваше личное участие в создании справедливого государства | От гражданской позиции каждого конкретного человека, его ответственности зависит многое не только в личной судьбе, но и в судьбе страны. Проблема сознательного выбора и личной ответственности за жизнь в школьном коллективе - реальная возможность непосредственного воздействия на общественную жизнь в целом. | 1 | Сделай свой выбор, обоснуй его. | ||
17 | ПОУ на тему: «Основные обязанности человека и гражданина» | Взаимосвязь прав человека и его обязанностей. Пределы и ограничения прав и свобод. Конституционные обязанности граждан РФ. Соблюдение в обществе прав человека тесно связано с исполнением гражданами своих обязанностей. | 1 | Итоговые мини-проекты: Надо ли знать законы? |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе
Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс
Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии. При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов
Программа факультативного курса «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» составлена на основе ...