Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс
рабочая программа по праву (7 класс)

Захарьина Лариса Анатольевна

Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки "для подростков;5. Они охраняют закон; 6.Готовы ли вы защищать свои права.В программе предлагается перечень дополнительной литературы для работы учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП право 7 класс32.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей истории, обществознания

Руководитель МО

_________       Головенкова Л.С.

подпись                          Ф.И.О.

Протокол  заседания МО

№ 1 от « 29 » августа 2018г.

Согласовано

Заместитель директора

___________  Тимофеенкова Г.А.

подпись                      Ф.И.О.

«____»____________2018 г.

Утверждено

Приказ № ________

от «___»_______2018__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  курса  «Основы правовых знаний»

для 7 класса

основного общего образования

Учитель:  Захарьина Л.А.

Квалификационная категория:  высшая

2018/19

Рабочая программа по курсу «Основы правовых знаний» для 7  класса составлена на основе:    

авторской Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений «Основы правовых знаний»   7 кл./ Авт.-сост.: В.В. Спасская, СИ. Володина, Е.А. Певцова. Российский фонд правовых реформ. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2004 год.

Для реализации данной программы используется УМК по курсу  «Основы правовых знаний» для 7-го класса:

  • Программа курса «Основы правовых знаний»   /авт.-сост.: В. В. Спасская, С.И. Володина, Е. А. Певцова/  Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
  • О. А. Василенкова.  «Основы правовых знаний». Учебное пособие для 7 класса. -  М.: ЗАО  «Издательство «Вече», 2008
  • Н. Г. Суворова.   Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс   – М.: ЗАО  «Издательство «Вече», 2009
  • С.Н.Ловягин..«Право и лево». 7-11 классы Российский фонд правовых реформ. Пособие для внеурочной работы.  -  М.: Вита-пресс,2000  
  • А.Ф.Никитин. Школьный юридический словарь.  М.: Просвещение/Дрофа, 2004

Дополнительная литература:

-   Защити меня. Сборник материалов. – М., 1995

-    Королькова Е.С. Путешествие юного гражданина. Пособие для учащихся.  -  М., 1999

-    Никитина А.Ф. Граждановедение. Учебное пособие для 7 класса.  -  М., 2002

-    Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка.  -  М., 1997

-    Яковлев Ю. Я.  Ваши права, дети.  -  М., 1992

-    Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 7 класса.  -  М., 2008  

-    Морозова С. В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.

ЦОР: презентации:

1.      Права ребёнка

2.      Путешествие в мир гражданина.

3.  Право и его роль в жизни общества

Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год ( 0,5 часа в неделю)

Основные формы  и методы преподавания курса:

при изучении курса могут быть использованы как традиционные, так и инновационные педагогические технологии, позволяющие задавать устойчивую мотивацию школьников к активной учебной деятельности  на уроке и дома; эффективно работать над основными понятиями  и терминами урока; организовывать активное взаимодействие в процессе учебно-познавательной деятельности. На занятиях используются различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых  и других игр по праву, работа с источниками.   Более предпочтительными являются: технологии проблемного обучения, активных методов обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативной. Используются приемы и методы критического мышления (лекция со стопами,  составление кластера, ИНСЕРТ, составление маркировочной таблицы, «Мозговой штурм».

Контроль предметных результатов: устный опрос, понятийный диктант, проверочные работы, тестирование, написание эссе, составление таблиц, схем, кластеров, выполнение итоговых мини-проектов


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА,  КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)

Личностными результатами,  формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты  проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания.

      Предметными результатами являются:

 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание учебного курса «Основы правовых знаний»  7 класс.

Тема 1. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ (5 часов)

Обычное право и процесс его формирования. Особенности обычаев прошлого. Современные обычаи как регуляторы поведения людей.

Причины зарождения права и государства. Первые древние государства. Закон как форма выражения права и регулятор общественных отношений. Древние законы.

Знакомство с правом. Разные понимания права. Естественное право. Право и закон. Источник права и его понимание. Основные источники права. Характеристика закона.

Право и мораль. Общее и отличительное. Противоречия между правом и моралью.

Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Конституция России о правах человека.

Право на жизнь. Правовое положение человека в древнем государстве. Современные взгляды на проблему смертной казни как высшей меры наказания в государстве. Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях террористических актов, вооруженных конфликтов, войны.

Свобода и закон. Право как мера свободы. Границы свободы.

Юридическое равенство. Равенство прав и обязанностей. Юридическое равенство и фактическое неравенство. Равенство людей вне зависимости от расы, национальности, пола, религиозных и политических взглядов.

Важность изучения законов. Правовая культура. Проблемы повышения правовой культуры общества. Исполнение и соблюдение законов — обязанности граждан государства.

Тема 2. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА (2 часа)

Конституция — Основной закон государства. Правила, закрепленные Конституцией РФ. Основные права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты прав. Понятия «социальное государство», «светское государство». Конституция — документ прямого действия.

Устройство Российского государства. Россия как федеративная страна. Субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти. Правовое государство и его признаки. Сущность принципов верховенства закона, разделения властей, незыблемости прав и свобод.

Гражданство. Права и обязанности гражданина. Гражданство ребенка. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови»; принцип «почвы». Выход из гражданства.

Тема 3. ПРАВА ДЕТЕЙ (4 часа)

Международное право о правах детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей.

Гражданское законодательство России о правах детей. Правовой статус малолетних: права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.

Право на жилье, право на охрану здоровья, право на образование, социальная защита детей.

Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей. Опека и попечительство.        .

Права детей по трудовому законодательству. Запреты на использование труда подростков. Права и обязанности работающего подростка. Льготы работающим подросткам.

Право на тайну.

Тема 4. «ЛОВУШКИ» ДЛЯ ПОДРОСТКА (2  часа)        

Преступление и проступок. Бродяжничество и попрошайничество. Обман. Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.

Правонарушения несовершеннолетних. Административная ответственность.

Модели правового поведения в случаях задержания милицией. Права задержанного несовершеннолетнего. Личный досмотр. Протокол задержания. Допрос правонарушителя. Допрос подозреваемого в совершении преступления.

Тема 5. ОНИ ОХРАНЯЮТ ЗАКОН (2 часа)

Организация правосудия в нашей стране. Судебные органы. Принципы правосудия: равенство перед законом, гласность, участие общественности. Исполнение судебных решений. Судебные приставы.

Адвокат как защитник и представитель клиента. Права и обязанности адвоката. Случаи оказания бесплатной юридической помощи.

Прокурор на страже закона. Прокурорский надзор за исполнением законов. Участие прокурора в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.

Милиция как правоохранительный орган государства. Криминальная милиция, милиция общественной безопасности, паспортная служба.

Права и обязанности нотариуса* Нотариальные действия. Случаи, при которых мы обращаемся к нотариусу.

Тема 6. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА (2 часа)

Правовая активность граждан страны. Гражданин как участник управления делами государства. Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность, профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.

Общественные движения и их роль в правовой жизни страны. Варианты личного участия в создании справедливого государства.

Учебно-тематический план

п\п

Название раздела и темы урока

Основные идеи содержания урока

Кол-во

часов

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

Обычное право. От обычая к праву

Человек как и все живые существа подчиняется правилам. Правила человеческого общества вырабатываются сознательно на протяжении всей истории человечества. Сегодня эти правила сохранились в виде таких социальных норм как обычаи.

Как возникло и в чем выражалось право? Первые законы древнейших государств являлись отражением общественного понимания справедливых порядков на конкретном этапе исторического развития.

1

Задания

стр. 8, 14

2

Мораль и право. Современное понятие права

Нормы морали, несмотря на свою историческую динамику, обладают стабильностью, непреходящей ценностью. Это правило носит универсальный характер, и его соблюдение составляет нравственную основу норм права.

Право  -  довольно сложная категория, которая имеет разные толкования.

Право и мораль имеют общую нравственную основу  -  справедливость, но различаются по внешней форме своего выражения.

1

Составление сравнительной таблицы «Мораль и право»;

Тесты стр.21

3

Права человека. Право на жизнь.

Право  -  это единственная форма, в которой в обществе выражаются права и свободы человека и  гражданина.

Право на жизнь является универсальным и всеобщим правом, оно принадлежит каждому независимо от его происхождения, цвета кожи, сферы занятий. У человека можно почти все при определенных обстоятельствах забрать  и вернуть, кроме жизни, поэтому человечество не должно совершать ошибки, которую оно не может исправить.

1

Дать свое определение понятию «права человека»; должны ли быть ограничения прав человека.

Составьте рассказ о жизни в обществе, где все дозволено

4

Свобода и закон.

Юридическое равенство.

Понятия «свобода» и «закон», несмотря на внутреннее противоречие взаимосвязаны.

Смысл понятия «юридическое равенство» заключается в признании равенства граждан в правах и обязанностях.

1

Задания

стр. 45

5

Зачем изучать закон.

Законы  -  это не только запреты, но и предписания определенного поведения. Знание законов помогает человеку пользоваться своими правами, уметь защищать их в случае необходимости.

1

Понятийный диктант

6

О чем говорит Конституция. Как устроено наше государство.

Конституция РФ как юридический документ является Основным законом, по которому живет Российское государство и народ.

По своему устройству Россия – федеративное государство, которое имеет федеральные органы власти и управления.

1

На основе статей Конституции РФ составить схему государственного устройства РФ

7

Гражданин и гражданство

Гражданство как правовая связь человека и государства означает осуществление прав и обязанностей как со стороны гражданина, так и со стороны государства. Право на гражданство  -  неотъемлемое право человека.

1

Решение правовых задач

стр75. и др.

8

Международное право и ваши права

Для защиты прав ребенка существуют специальные законы, главный из которых  -  Конвенция прав ребенка.

1

Задания

стр. 81

9

Ваши гражданские права

В соответствии с Гражданским кодексом РФ каждый человек от рождения обладает правоспособностью, имеет права и несет обязанности. Объем прав и обязанностей увеличивается по мере взросления человека.

1

Рассуждение на тему: Права несовершеннолетних ограничены для того, чтобы…

10

Ваши права на заботу государства, на труд, права в семье

В Конституции РФ наше государство названо социальным, т. е. ответственным за качество жизни граждан. Социальная помощь не должна превращаться в социальное иждивенчество, она должна носить адресный характер.

Трудовое законодательство бережно относится к несовершеннолетним, предоставляя им максимум прав и льгот при трудоустройстве и в процессе работы.

Отношения родителей и детей строятся в основном на нравственных основаниях. Закон определяет самые общие правила, на которых строятся отношения в семье, и  вмешивается в жизнь семьи. Если это необходимо.

1

Решение правовых задач

стр. 88, 92, 96, 101

11

Ваши тайны

Каждый человек имеет право а частную жизнь, и ребенок вправе рассчитывать на терпимое отношение взрослых к его тайнам.

1

Обсуждение тем

на стр. 108

с элементами диспута

12

Вовлечение детей в преступную деятельность. Преступить закон

Вовлечение детей в преступную деятельность происходит из-за излишней доверчивости детей или их готовности к противоправным действиям.

Грань, отделяющая шалость от преступления, не всегда понятна ребенку. Главное  -  помочь увидеть ее.

1

Решение правовых задач

стр.113,118,

122

13

Если вы попали в полицию

Задержанные полицией лиц имеют права, знание которых помогает юридически грамотно вести себя в некоторых сложных ситуациях.

1

Работа с таблицей:

14

Суд. Адвокат. Прокурор.

Главная задача суда  -  осуществлять от имени государства правосудие. Сильная и независимая судебная власть – залог сильного и справедливого государства.

Главная задача адвоката  -  защищать права и законные интересы граждан в судебном процессе, оказывать им юридическую помощь при решении самых разных жизненных проблем.

Главная задача прокуратуры  - следить за точным исполнением законов, пресекать преступление и нарушение закона, Рассматривать жалобы граждан о нарушении их прав.

1

Начать составление кластера:

«Правоохранительные органы»

15

Полиция. Нотариус.

Главная задача полиции  -  защищать жизнь, здоровье, права граждан и интересы государства от тех, кто хочет переступить или уже переступил закон, а также бороться с преступностью.

Главная задача нотариуса  -  совершать нотариальные действия, позволяющие юридически закрепить гражданские права людей, исключить возможность их нарушения.

1

Завершить составление кластера:

«Правоохранительные органы»

16

Ваш выбор: право или бесправие. Ваше личное участие в создании справедливого государства

От гражданской позиции каждого конкретного человека, его ответственности зависит многое не только в личной судьбе, но и в судьбе страны.

Проблема сознательного выбора и личной ответственности за жизнь в школьном коллективе  -  реальная возможность непосредственного воздействия на общественную жизнь в целом.

1

Сделай свой выбор, обоснуй его.

17

ПОУ на тему: «Основные обязанности человека и гражданина»

Взаимосвязь прав человека и его обязанностей. Пределы и ограничения прав и свобод. Конституционные обязанности граждан РФ.

Соблюдение в обществе прав человека тесно связано с исполнением гражданами своих обязанностей.

1

Итоговые мини-проекты:  Надо ли знать законы?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов

       Программа факультативного курса       «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену»   составлена на основе  ...