Урок по обществознанию «Конституция – основной закон страны»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Краткое описание темы занятия

Урок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сберегающие технологии и технология проблемного обучения, как средство развития познавательной активности учащихся».

На уроке ведется большая работа по здоровьесбережению, осуществляется гендерный подход в обучении.

 

Тема изучается в разделе «Политика и право», третьим уроком, после темы «Право на службе человека»

  Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения по методике В. Ф. Базарного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_kl._konstitutsiya.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа №7»

Петропавловск – Камчатского городского округа

Урок по обществознанию

«Конституция – основной закон страны»

Разработала учитель

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Егорова Е.В.

Краткое описание темы занятия

Урок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с  требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя  «Здоровье сберегающие технологии и технология проблемного обучения, как средство развития познавательной активности учащихся».

На уроке ведется большая работа по здоровьесбережению, осуществляется гендерный подход в обучении.

Тема изучается в разделе «Политика и право», третьим уроком, после темы «Право на службе человека»

  Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения по методике В. Ф. Базарного.

План изучения темы.

1.Что такое Конституция?

2. Структура документа.

3.Государственное устройство России.

Оборудование: учебник, документ «Конституция РФ», презентация, флажки, тесты для повторения, схемы по содержанию,  учебник обществознания 6 класс под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой.

Цель. Содействовать формированию представления об основном законе страны, его структуре, истории создания, роли и значения для российского общества.

Задачи:

*познакомить с новыми понятиями: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «депутат»

* сформировать представления учащихся о сущности Основного закона страны, структуре документа, основных разделах Конституции РФ, системе власти в Российской Федерации

* воспитать осознанное уважение к основному закону государства, правам и обязанностям.

Ход урока.

I.   Орг.  момент.

-Здравствуйте ребята, повторяем изученный материал.

 

II. Повторение.  

Учитель.

- 3 группа может занять свои места, ученик -       / Ф. И./  работает с терминами, 1, 2 группы отвечают на вопросы, творческую работу готовиться представить ученик  - /Ф. И./

1.Фронтальная беседа. /Игра в мяч. Ученики стоя отвечают на вопросы учителя./  (4 мин)

Учитель задает вопросы.

Вопросы:

1)Какой характер у правил называемых «правом»? /Правила называемые правом носят общеобязательный характер/

2)В каких источниках выражается право?/ Право выражается в законах/

3)Назовите главный закон для учеников, учителей и родителей школы № 7?  /Устав средней школы №7/

4)Как называется обязанность людей отвечать за свои поступки? / Обязанность людей отвечать за свои поступки называется «Юридическая ответственность»/

5)Назовите возраст уголовной ответственности в нашей стране? / Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но в отдельных случаях с 14 лет/

1,2

Учитель

-Проверяем работу ученика /Ф. И./

- 3группа взаимопроверка, ответы на первую парту своего ряда

2.Комментированная проверка индивидуальной работы ученика с терминами        (3 мин)

- Ученики задают вопросы по изученному материалу, рецензируют ответ, за грамотный вопрос получают специальную медаль.

Учитель

- Свое мини -сочинение рассуждение по высказыванию представляет ученик Ф.И.

3.  Комментированная проверка творческого домашнего задания. (4 мин)

- Докажите, что законы необходимы обществу?

III. Изучение новой темы.

Учитель

- Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о законах.

- Внимание! У меня в руках золотой сундучок! Догадайтесь, что в нем?

- ученики строят предположения, отгадывают.

/ Учитель  достает Конституцию/

-Какое слово пропущено в теме урока?

-Запишите тему урока.  

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

- Откройте учебник, какой параграф будем изучать? Расшифруйте домашнее задание, запишите в дневник.

- Прочитаем хором проблему, которую мы должны решить на уроке сегодня.  

(3мин)

1.Работа по составлению плана урока. (3 мин)

- Просмотрите § 18, какой составим план урока?

 1. Что такое Конституция?

 2. Структура документа.

 3. Государственное устройство России.

Физическая минутка (1 мин)

2.Комментированное чтение текста

 первого пункта § 18. Задание: составить схему «Что такое Конституция?» (4 мин)

чтение 1- абзаца

- Выберем главное слово, запишем

Конституция

- Что она определяет?

*общественное и государственное устройство

*порядок и принципы образования органов власти

*избирательную систему

*права граждан

*обязанности граждан

Чтение 2,3,4-абзаца

- Что мы внесем в нашу схему? Почему?

Чтение 5 –абзаца

*основа законодательства

Чтение 6 –абзаца

- Можно ли изменять Конституцию? Ответьте на вопрос словами из текста.

3.Историческая справка. (3 мин)

Рассказ учителя об истории создания Конституции, используя презентацию.

4. Комментированная работа с документом. (4 мин)

 - Внимательно рассмотрите  документ.

-познакомьтесь с содержанием

-откроем Преамбулу, прочитаем. / чтение вслух/

- О чем говорится в Преамбуле? /Вводная часть, в ней говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание России/

- прочитайте 2 пункт § 18

-Назовите дату, когда была принята Конституция, как принимали?

-Что такое референдум? Запишите новый термин.

-Проверим, насколько вы внимательно просмотрели документ.

Работа с утверждениями. /класс стоя выполняет упражнения, если ученики согласны с утверждением, они приседают, если не согласны – разводят руки в стороны/

 

5. Самостоятельная работа.  ( 4 мин)

 Государственное устройство России.

-Разделимся на три группы:

1- группа Депутаты

2- Правительство

3- Судьи

 Задание

-Прочитать 3 пункт § 18, составить схему  «Государственное устройство России», определив в ней место своей группы и функции.

Проверка самостоятельной работы.

Представители групп находит недостающие части схемы и оформляют на доске и рассказывают о функциях ветвей власти.

- Какой принцип закреплен в Конституции?

/принцип разделения властей/

- Что он означает?

6.Подведение итогов.

- Какую проблему мы должны сегодня решить?

-Между Глебом и Владом возник спор.

 Глеб и Влад озвучивают свои точки зрения.

/ 1-я точка зрения: Конституцию должен знать каждый потому что…

2-я точка зрения:  Конституцию знать не обязательно, можно и так хорошо прожить, потому что…./

-Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?

-Что узнали на уроке?

-Что на уроке понравилось больше всего?

7. Выставление оценок. Домашнее задание.

 /Класс делится на 3 группы. Группы №1 и 2 работают фронтально под руководством учителя, группа №3 работает с тестом самостоятельно в тетради, индивидуально ученик работает с терминами у доски, используя сенсорный крест./

В то время когда учитель работает с классом,  ученик выполняет задание используя сенсорный крест.

Индивидуальная работа ученика с терминами

Термины                          Определения

А.  Гражданин            1.

Б. Гражданство           2.

В. Право                       3.

Г. Закон                        4.

Д. Преступление         5.

                                      6.

В то время когда учитель работает с классом, 3 группа самостоятельно решает тесты

Тесты для 3 группы / смотри приложение/

3 группа самостоятельно проверяет тесты,

    по  ключу учителя, который открывается на доске.

На доске открывается, высказывание  по которому желающие писали мини- сочинение

Людям необходимо установить законы

 и жить по законам, иначе они ни чем

не будут отличаться от самых диких зверей.

/Платон/

На доске зашифрована тема урока

*?!

Основной закон страны.

Ученики формулируют задачи, которые появляются на доске.

Задачи:

* познакомимся с основным законом страны

*узнаем структуру документа, новые термины

*будем учиться работать с текстом, документом, анализировать, составлять опорный конспект, схемы

Д/З § 18 /ч/ в/ п2/

Т. Р.мини- с. П. 1

Проблема

?!*

Каждый ли гражданин нашей страны должен

знать Конституцию?

План записывается в тетради.

Ученики читают текст жужжащим чтением,

По абзацам и вместе с учителем составляют схему «Что такое Конституция?»

На доске выстраивается схема

Конституция

*общественное и государственное устройство

*порядок и принципы образования органов власти

*избирательную систему

*права граждан

*обязанности граждан

Презентация

Термин

 Референдум

Утверждения

- Глава первая посвящена основам конституционного строя / да/

-Человек, его права и свободы не являются высшей ценностью  /нет/

-Права и свободы человека и гражданина вторая глава Конституции /да/

-Не все равны перед законом  /нет/

-Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность /да/

Учащиеся делятся по рядам, на 1 парту устанавливается отличительный флажок.

На доске открывается верхняя часть схемы,

ученики записывают ее в тетрадь.

Государственное устройство России

Российская Федерация  = Россия

Демократическое государство

Президент

Остальные части схемы находятся на стенах кабинета,

Федеральное собрание           Правительство    

Совет Федерации                     Глава прав-ва   Государственная дума            Министерства   __________________                  -------------  

Депутаты                                     исполняют         

Принимают законы                     законы

Суды

Разрешают

Споры

Вершат правосудие

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Разработка урока по обществознанию "Конституция.Основной закон РФ"

Тема: Конституция. Основной закон страны.Цель:·  познакомить обучающихся с основным законом страны;·  научить умению классифицировать конституционные права и обязанности гражда...

Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"

Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...

Урок обществознания.Конституция-основной закон страны.

Урок обществознания.Конституция-основной закон страны....

Урок по теме: "Конституция - основной закон страны"

Цели:показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;воспиты...