Разработка урока по обществознанию "Конституция.Основной закон РФ"
методическая разработка по обществознанию
Тема: Конституция. Основной закон страны.
Цель:
· познакомить обучающихся с основным законом страны;
· научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
· работать над формированием понятийного аппарата;
· развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
· продолжить формирование навыков работы в группе.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.
Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_rf.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Конституция. Основной закон страны.
Цель:
· познакомить обучающихся с основным законом страны;
· научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
· работать над формированием понятийного аппарата;
· развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
· продолжить формирование навыков работы в группе.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.
Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
ХОД УРОКА
Записывается тема урока.
1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
2. Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал
3. Вопрос учителя. Что такое Конституция?
Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.
3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра «Неизвестная страна».
Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)
Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.
«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Задание:
1) Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
2) Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
3) Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
4) Вопрос учителя:
· «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
· Права выделите зеленым цветом:
- личные
- политические
- социально-экономические
- культурные
· Обязанности выделите красным цветом
· Что бы вы дополнили к перечням?
· Являются ли они всеобщими?
· Другие вопросы.
5) Работа с Конституцией.
Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.
Вопросы группам: 1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
Ответы обучающихся: - ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей
п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
4. Мини-лекция.
1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.
Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.
Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.
1. Разминка – физкультминутка. Закрепление.
1) На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
2) Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.
Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав для разминки:
· право на жизнь;
· право на свободу мысли;
· право на труд и выбор профессии;
· право на национальный язык;
· тайна переписки;
· право на участие в митингах и собраниях;
· право на отдых;
· выбор места проживания;
· право на образование;
· право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
· право на социальное обеспечение;
· и другие.
В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
6. Возвращение к началу урока.
Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.
7. Рефлексия.
Вопросы учителя:
У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
1. Кому было некомфортно на уроке? Почему?
2. Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
3. Кого можно выделить.
Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки:
- 0 градусов;
- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
- 100 градусов.
Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока. (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).
8. Домашнее задание: п. 9, практикум к параграфу – выполняют все.
По выбору: 1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
2. Предложить поправки к Уставу школы.
PS.
1. На данном занятии использованы все стили обучения:
· визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
· аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
· кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
· эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).
2. «Лента рефлексии» - это атласная лента любого цвета, на которой отмечены 3 шкалы с градусами: 0, 36,6 и 100 градусов на определённом расстоянии. Я использую ленту красного цвета.
Список использованной литературы.
1. Коротаева В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2003г.
2. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.
4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
5. Преподавание истории в школе. № 4 ,6 .2001г.
6. Классный руководитель. 2005г. №3
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
Разработка урока повторения по теме "законы постоянного тока" 11 класс
ДАЕТСЯ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "зАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА " 11 КЛАСС ( ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)...
Методическая разработка урока "Конституция РФ - основной закон страны"
Методическая разработка...
Методическая разработка урока в 9 классе "Законы Ньютона"
Обобщающий урок "Законы Ньютона" в игровой форме....
Разработка урока по физике "Первый закон термодинамики и их применение к различным изопроцессам"
Это разработка урока предназначен для 10 класса с использование интерактивной доски...
разработка урока Математика 5 класс Законы арифметических действий
разработка урока Математика 5 класс Законы арифметических действий№ п/пСтруктура аннотацииСодержание аннотации1231ФИО Малясова Людмила Геннадьевна2Должность, преподаваемый предмет Учитель ма...
Методическая разработка урока информатики по теме "Законы алгебры логики" в 9 классе
Конспект урока, презентация, раздаточные материалы к уроку информатики в 9 классе по теме "Законы алгебры логики"...