Разработка урока по обществознанию "Конституция.Основной закон РФ"
методическая разработка по обществознанию

Ядревская Ирина Александровна

Тема: Конституция. Основной закон страны.

Цель:

·  познакомить обучающихся с основным законом страны;

·  научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;

·  работать над формированием понятийного аппарата;

·  развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

·  продолжить формирование навыков работы в группе.

Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_rf.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания.

Тема: Конституция. Основной закон страны.

Цель:

·  познакомить обучающихся с основным законом страны;

·  научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;

·  работать над формированием понятийного аппарата;

·  развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и   практического применения их в жизни;

·  продолжить формирование навыков работы в группе.

Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

ХОД УРОКА

Записывается тема урока.

1.  Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?

2.  Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал

3.  Вопрос учителя. Что такое Конституция?

Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.

3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра «Неизвестная страна».

Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)

Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.

«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Задание:

1)  Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.

2)  Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.

3)  Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.

4)  Вопрос учителя:

·  «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»

·  Права выделите зеленым цветом:

- личные

- политические

- социально-экономические

- культурные

·  Обязанности выделите красным цветом

·  Что бы вы дополнили к перечням?

·  Являются ли они всеобщими?

·  Другие вопросы.

5)  Работа с Конституцией.

Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.

Вопросы группам: 1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?

2)  Какие обязанности записаны в Конституции?

Ответы обучающихся: - ст. 57 – платить налоги

- ст. 59 – защита Отечества

- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды

- ст. 44 – забота об охране памятников культуры

- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей

п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

4. Мини-лекция.

1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.

2) О законах Хаммурапи.

3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.

4) О Конституции 1787 года США.

5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.

Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.

1.  Разминка – физкультминутка. Закрепление.

1)  На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.

2)  Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.

Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав для разминки:

·  право на жизнь;

·  право на свободу мысли;

·  право на труд и выбор профессии;

·  право на национальный язык;

·  тайна переписки;

·  право на участие в митингах и собраниях;

·  право на отдых;

·  выбор места проживания;

·  право на образование;

·  право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

·  право на социальное обеспечение;

·  и другие.

В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.

6. Возвращение к началу урока.

Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».

Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».

Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.

7. Рефлексия.

Вопросы учителя:

У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?

1.  Кому было некомфортно на уроке? Почему?

2.  Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?

3.  Кого можно выделить.

Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки:

- 0 градусов;

- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;

- 100 градусов.

Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока. (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).

8. Домашнее задание: п. 9, практикум к параграфу – выполняют все.

По выбору: 1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.

2. Предложить поправки к Уставу школы.

PS.

1. На данном занятии использованы все стили обучения:

·  визуальный (раздаточный материал, схема на доске);

·  аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);

·  кинестический (моделирование страны, активные передвижения);

·  эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).

2. «Лента рефлексии» - это атласная лента любого цвета, на которой отмечены 3 шкалы с градусами: 0, 36,6 и 100 градусов на определённом расстоянии. Я использую ленту красного цвета.

Список использованной литературы.

1.  Коротаева В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” Москва – 2003г.

2.  Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.

3.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998г.

4.  Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1

5.  Преподавание истории в школе. № 4 ,6 .2001г.

6.  Классный руководитель. 2005г. №3

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения (анализ, синтез, постановка целей и пр.)

http://pandia.ru/text/78/182/images/image001_19.gifhttp://pandia.ru/text/78/182/images/image002_24.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Разработка урока повторения по теме "законы постоянного тока" 11 класс

ДАЕТСЯ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "зАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА "  11 КЛАСС ( ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)...

Методическая разработка урока в 9 классе "Законы Ньютона"

Обобщающий урок "Законы Ньютона" в игровой форме....

Разработка урока по физике "Первый закон термодинамики и их применение к различным изопроцессам"

Это разработка урока предназначен для 10 класса с использование интерактивной доски...

разработка урока Математика 5 класс Законы арифметических действий

разработка урока Математика 5 класс Законы арифметических действий№ п/пСтруктура аннотацииСодержание аннотации1231ФИО Малясова Людмила Геннадьевна2Должность, преподаваемый предмет Учитель ма...

Методическая разработка урока информатики по теме "Законы алгебры логики" в 9 классе

Конспект урока, презентация, раздаточные материалы к уроку информатики в 9 классе по теме "Законы алгебры логики"...