Предмет: Обществознание
Класс: 9 класс
Учитель истории и
обществознания МБОУ «СОШ
им. М.М.Рудченкос.Перелюб
Саратовской области»
Дубинчина Людмила Николаевна
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК: УМК по обществознанию под ред. А.И. Кравченко
Технологическая карта
Тема | Конституция - основной закон страны |
Цель | Создать условия для формирования знаний о Конституции – основном законе страны, характеризовать систему власти в Российской Федерации, рассмотреть обязанности и права гражданина.
|
Задачи | Обучающая - добиться усвоения учащимися знаний и понятий«Конституция», «принцип разделения властей», «президент», «депутат»; проследить историю складывания Конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; Развивающая - способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, развивать коммуникативные навыки учащихся и навыки критического мышления Воспитательная – сформировать культуру общения при работе в группе, учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу, задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.
|
Формируемые УУД | Личностные: - Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур
Регулятивные: - Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
- Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
- Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Познавательные: - Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
- Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).
- Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки
Коммуникативные: - Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
- Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности
- Учитывать позиции других участников деятельности
- Ясно и точно излагать свою точку зрения
|
Методы и педтехнологии | ТКМЧП; стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод, групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка
|
Основные понятия | Конституция, принцип разделения властей, президент, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности;
|
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Обществознание: Рабочие программы: Предметная линия учебников под редакцией: А.И. Кравченко 5-9 классы / А.И. Кравченко.- М.: Русское слово, 2011.-90-96с.- (ФГОС)
- Обществознание.9 класс; учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Кравченко А.И., Певцова Е.А. - М.: ООО ТИД «Русское слово», 2012.-224 с.
- Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой Обществознание.
|
Организация пространства | Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «», 4 ноутбука для работы групп, часы, организация мест для групповой работы, оценочные листы, кластеры, словари и справочники |
Структура урока | - Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Решение учебной задачи (открытие нового знания)
- Первичное закрепление
- Включение новых знаний в систему знаний и повторение
- Домашнее задание
- Рефлексия
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Организую ситуацию самооценки готовности к уроку. Давайте вспомним, что значит быть готовым к уроку. Давайте проверим наличие: учебных принадлежностей; оценочного листа И отметем в оценочном листе готовность к уроку. Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно... | Оценивают готовность к уроку.
Отмечают в оценочном листе свою готовность к уроку
| Знания, умения и ценностные установки, необходимые для осознанного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности (роль обучающегося) | Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения. |
II. Актуализация знаний Цель. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания
| Организую ситуацию для включения учащихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия нового знания
Организую групповую работу по обсуждению притчи с проблемными заданиями для определения темы урока через перспективные знания терминологии
Ребята я предлагаю вам прочитать причту и ответить на вопросы: Вопросы к классу: 1. О чем рассказывает эта притча? 2. В чем ее смысл? 3. Как она связана с темой нашего урока?
Китайский философ IVв до н.э. ШанЯн, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Ребята а как мы назовём тему нашего урока? Уточняю и фиксирую тему урока Правильно, тема нашего урока Конституция -основной закон страны.
| Выполняют задание. Предъявляют результаты, соотносят их с целью.
Работа в группе
Выслушав притчу , группы формулирует ответы на поставленные вопросы. В повседневной жизни мы соприкасаемся с законами, правами,обязанностями но знаний явно не хватает, чтобы четко сформулировать определения, объяснить роль и место законов в жизни общества и каждого отдельного человека.Поэтому сегодня мы будем изучать понятие «Конституция». Без знания этого понятия невозможно полное представление о политической сфере общества и о правовой культуре отдельно взятого человека. | Относительно целостное представление о законах общества Знание ключевых понятий раздела « Политическая сфера» Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) Владение различными видами публичных выступлений и следование правовым нормам и правилам ведения диалога. Умение выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений, поведения, выполнение в повседневной жизни правовых норм. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
| Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшое задание.
Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У» Фаза вызова: «Мозговой штурм» Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «Конституция» групповая работа. Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.
Представьте на доске все идеи, которые у вас появились
Заполните графу «Знаю» в Таблице «З/Х/У» по выделенным категориям.
Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке
Ребята можно обсудить эти вопросы и записать их (без повторения) в графу «Хочу узнать» Это и будут наши цели урока Фиксирую учебную задачу: Таким образом, в графе «Хочу узнать» мы сформулировали цели нашего урока: Объяснить значение понятий: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «депутат»; и проследить историю складывания конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; объяснить и характеризовать систему власти в Российской Федерации; задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.
| Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания
Работа в группе Записывают на листе ассоциации, связанные с понятием «Конституция»
Представитель одной из групп переносит записи на доску Докладчики из других групп дополняют
Заполняют графу «Знаю» в таблице «З/Х/У» Одна из групп представляет свой перечень вопросов
Докладчики от остальных групп дополняют (без повторения) вопросы для графы «Хочу узнать» | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности Учитывать позиции других участников деятельности Ясно и точно излагать свою точку зрения Оценивать свою работу и работу членов группы |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания о религии как одной из форм культуры
| Организую ситуацию решения учебной задачи.
Давайте обратимся к Рабочему материалу (приложение 1) в групповом обсуждении создадим обобщённое определение понятия Конституция и ответим на вопросы. Ораторы групп представляют продукт групповой работы. Организация работы с кластерами. Определение понятий согласно заданию. Работа в группах, защита групповых проектов. | Определяют действия и их последовательность. Осуществляют поиск необходимой информации. Обсуждают в парах, сравнивают, анализируют.
Самостоятельная работа: чтение рабочего текста, заполнение графы «Узнал», Дополнение графы «Хочу узнать» Работа в парах Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения. Взаимооценка | Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, соотносить их с собственными знаниями) Знание основных П равовыхпонятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность. Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), оценку своих учебных достижений, поведения. Овладение правилами ведения диалога |
V. Первичное закрепление Цель. Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму
| Организация выполнения задания Продолжим наше путешествие. Сейчас мы попадем на страницы ныне действующей Конституции. Разделитесь на 10 групп. Каждая группа получает свое индивидуальное задание по изучению Конституции. Работая с текстом (приложение 2) Конституции РФ и текстом учебника на страницах 94-95, заполните таблицу и ответьте на вопрос: - Почему Конституция – это Основной закон жизни?
| Выполняют исходное задание по новому алгоритму.
Индивидуальная работа Применение первоначальных знаний на зрительных образах (один-два ученика на выбор учителя) Взаимооценка
| Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей | Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки Овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог), Следование правилам ведения диалога |
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов
| Организую ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление изученного ранее Наша следующая остановка в путешествии называется «Кто и как, согласно Конституции нами управляет?»
Задание На странице нашего путеводителя по стране «Конституция» изображена схема «Органы власти современной России». Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее. Попробуем восполнить его недоработку, используя полученные знания на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства. (приложение 3)
Давайте попробуем выполнить задание на рабочих листах, проверить выполнение задания по эталону и оценить себя по предложенным критериям после выполнения задания организую блиц-опрос.
| Выполняют задание учителя
Самостоятельная работа Задание: заполнить схему«Органы власти современной России». Самооценка по критериям Блиц-опрос. После минутного обсуждения отвечают на поставленные вопросы. | Относительно целостное представление об органах власти в современной России, Знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений |
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Организую дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу
Какие вопросы мы решали на уроке?
На все ли поставленные вопросы мы ответили? Какие вопросы остались без ответа?
Где можно найти ответы на эти вопросы?
Что мешало работать?
Что помогло достичь цели?
Чему мы учились?
Что понравилось на уроке? В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?
Поблагодарите друг друга за хорошую работу Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения
На уроке выясняли понятие конституции, историю зарождения прав ,роль прав и обязанностей в жизни общества и отдельно взятого человека. Мы не ответили на вопрос: « Может ли подросток на практике реализовать все права гражданина России ?».Не затронули вопрос: всегда ли права в Конституции исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни ?Остались неясными отдельные термины . Ответы на интересующие вопросы можно найти в словарях, энциклопедиях, Интернете ит.д. Анализ оценочных листов
Несоблюдение правил работы в группе некоторыми учениками Отсутствие необходимых учебных принадлежностей
Внимательность, любознательность, доброжелательность Мы учились находить нужную информацию, оценивать свои знания и действия.
Взаимодействовать в группе и парах. Все это помогло достичь цели урока Тема «Конституция- основной закон страны» актуальна, так как это касается духовной культуры каждого человека, влияет на его поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми. Ориентирует нас на отношение к правам и свободам человека как высшей ценности | Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей Знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни
| Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Формирование способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме (отношение к религии и атеизму, осознание своего конституционного права на свободу совести, осознание своего места в поликультурном мире) Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности |
VIII. Домашнее задание.
| Прочитайте параграф №11. Задание на выбор: 1. Задание №3 в Р.Т. стр.75 2. Сообщение «Особенности Конституции РФ». 3. Мультимедийная презентация . | Выбор задания по уровню сложности: выполнение заданий в тетради, написание сообщения, подготовки мультимедийной презентации | Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации | Определение сущностных характеристик изучаемого явления, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников, перевод информации из одной знаковой системы в другую |
Мотивация
Китайский философ IVв до н.э. ШанЯн, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Вопросы к классу:
1. О чем рассказывает эта притча?
2. В чем ее смысл?
3. Как она связана с темой нашего урока?
Приложение 1.
Рабочий материал для первой группы.
Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
В своем современном виде первые конституции появились в США (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Вопросы к группе:
1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
2. Назовите наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIII веке?
3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
5. Что такое справедливая власть, сточки зрения американской конституции?
Рабочий материал для второй группы
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежит декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.
Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть. Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.
Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. Нона закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.
Затем были Конституции 1936., 1977 г.
Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.
Вопросы к группе:
1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции?
2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II?
3. Почему они не удались?
4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?
5. Проследите и охарактеризуйте этапы развития Конституции при советской власти?
6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?
Кластер «Конституция»
Приложение 2.
Конституция – Основной закон жизни.
Задание
- Почему Конституция – это Основной закон жизни?
Структура и содержание Основного закона жизни
Название разделов | Содержание |
1.Преамбула | Вводная часть, в которой говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветания и благополучия России |
2.Основы конституционного строя | Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Носителем власти в РФ является народ. Россия суверенна. Содержится характеристика Федеративного устройства России. РФ – социальное государство, светское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ |
3.Права и свободы человека и гражданина | Характеристика личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ |
4.Федеральное устройство | Характеристика федеративного устройства РФ, государственный язык – русский. Разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении РФ и в ведении субъектов РФ. Определяются границы, денежная единица, правовая база республик |
5.Президент РФ | Президент – глава государства, гарант Конституции. ОН определяет основные направления внутренней внешней политики государства. Описан механизм выборов Президента, его полномочия. Прописан механизм отстранения Президента от власти |
6.Федеральное собрание | Это парламент нашей страны. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной думы. Прописаны порядок их выборов и роспуска, их полномочия |
7.Правительсво РФ | Осуществляет исполнительную власть. Расписаны полномочия правительства, порядок роспуска |
8.Судебная власть | Правосудие в РФ осуществляется только судом. Содержится характеристика судей. Прописаны полномочия различных видов судов РФ |
9.Местное самоуправление | Обеспечивает самоуправление в РФ. Указаны их полномочия |
10.Конституционные поправки и пересмотр Конституции | Определяется, кто и как может вносить поправки, прописан механизм внесения поправок |
Проверка выполнения задания: каждая группа презентует работы, по ходу заполняется таблица..
Приложение 3.