Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) по теме

Анисимова Елена Александровна

Цели урока:

  • Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
  • Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
  • Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид педагогической деятельности: частично поисковая.

Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.

Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядность:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Методическое обеспечение урока:

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Кравченко А.И. Обществознание для 6 класса

Кравченко А.И., Хромова И.С. Обществознание. Программа курса.

Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию. 6 класс

Презентация «Исторические ступени развития общества»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентация к открытому уроку55 КБ
Файл pisi.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 6 «А» классе

Тема урока: Конституция – основной закон страны

Цели урока:

  • Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
  • Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
  • Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид педагогической деятельности: частично поисковая.

Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.

Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядность:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Методическое обеспечение урока:

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Кравченко А.И. Обществознание для 6 класса

Кравченко А.И., Хромова И.С. Обществознание. Программа курса.

Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию. 6 класс

Презентация «Исторические ступени развития общества»

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Тихонечко садитесь.

  1. Ход урока

        Мотивация            

       Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию  - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.

 И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

         Вопросы к классу:

  • О чем рассказывает эта притча?
  • В чем ее смысл?

        (ответы детей)

  • Как вы думаете,  почему Конституцию нашего государства называют «Основной закон нашего государства»? (ответы учащихся)
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.

  • Какая тема нашего урока? (называют тему урока).

  • Давайте откроем тетрадочки и запишем тему нашего урока (открывают тетради, записывают).

  1. Изучение нового материал

Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица

        Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.

Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.

В своем современном виде первые Конституции появились:

 в США в 1787 году                                                                            СЛАЙД

в 1791 во Франции и Польше.

        В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций

                                                                                                                  СЛАЙД

Конституции были приняты в

                         1918 году

                        1925 году

                         1937 году

                        1978 году

Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.

Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.

  • Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята ныне действующая Конституция? (ответы)

Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.

  • Давайте запишем в тетрадке  дату принятия Конституции.

 (записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие  Конституцию)

  • А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?

  • Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего?

 (дети перечисляют: интернет,  энциклопедии, словари, учебник.

Предложить детям воспользоваться словарями и найти значение данного слова. Можете поработать в паре, можете индивидуально.

Так же можете воспользоваться учебником. В содержании найдите, на какой странице находится тема урока, и в материале параграфа найдите данное определение).

  • Итак, российская Конституция имеет свою внутреннюю структуру и содержит три части: преамбула (введение), основная часть (в нее входят разделы, главы статьи), заключительные и переходные моменты.

  • Перед вами лежат сборники Конституции РФ, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (ответы учащихся)

  • Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти  в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Приамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ,

  • Определите самостоятельно:

1 ряд - количество разделов в Конституции РФ

2. ряд – количество глав

3. ряд – количество статей.                                         СЛАЙД

  • Найдите в Конституции статью 41 пункт 1.

 Зачитайте в слух. (один из детей зачитывают в слух)

Итак, статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья, а как мы можем сохранить свое здоровье на уроке? (физминутка)

ФИЗМИНУТКА

Раз -  подняться, подтянуться,

Два нагнуться, разогнуться

Три в ладоши, три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шири,

Пять – руками помахать

Шесть - на место тихо сесть.

  • В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 7, 14, дайте характеристику нашему государству.

                                                                                            СЛАЙД

(проверяем)

  • Открываем учебники на странице 120-121, прочитайте пункт «Государственное устройство России» и дополните данную схему.

                                                                                                 СЛАЙД

  • Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам гражданина Российской Федерации. Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев, а кто из них смог воспользоваться своим правом.  

СЛАЙДЫ «Сказочной викторины»

РЕФЛЕКСИЯ                   СЛАЙД

Сегодня я узнал…                          

 Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Было интересно…

Было  трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

  • Подумайте, какие еще умения вы приобрели сегодня уроке?

Чему научились?

(ответы учащихся: вместе учились ставить цели, определяли тему урока, учились работать со справочной литературой)

  • Домашнее задание:

стр. 117-121, вопросы устно

Дополнительно:

*Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев.

*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами»

* Реклама на тему «Конституция – основной закон страны»

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 класса

2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Кравченко А.И. Обществознание для 6 класса

3. Кравченко А.И., Хромова И.С. Обществознание. Программа курса.

4. Кожин Ю.А. Тесты по обществознанию. 6 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 Конституция – основной закон страны Учитель истории и обществознания: Анисимова Елена Александровна

Слайд 2

Первые Конституции 1787 США 1791 Франция

Слайд 3

История Конституций Российской Федерации 1918 Конституция РСФСР 1924 Конституция СССР 1936 Конституция СССР 1977 Конституция СССР

Слайд 4

Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

Слайд 5

Внимание! 1 ряд – сколько разделов содержит Конституция? 2 ряд – сколько глав; 3 ряд – сколько статей

Слайд 6

Проверяем! Структура Конституции Преамбула (Вводная часть) 2 раздела 9 глав 137 статей

Слайд 7

Заполни схему «Государственная власть в Российской Федерации», учебник страница 120-121

Слайд 8

Проверяем! Государственная власть в Российской Федерации

Слайд 9

Сказочная викторина Рассмотрите эпизоды из сказок и определите, какие были нарушены права героев согласно Конституции РФ, а кто смог воспользоваться правами…

Слайд 10

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка " Какое право нарушила ведьма в этой сказке? право на жизнь; право на получение образования; право на владение имуществом. Чьи права были нарушены в этой сказке?

Слайд 11

Какое право помогал осуществлять Доктор Айболит зверям Африки:? Право на бесплатное медицинское обслуживание; Право на жизнь и свободу; Право на труд; Право на образование

Слайд 12

Кто из персонажей сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» воспользовался своим правом на труд?

Слайд 13

Выбери право, нарушение которого изображено на картинках: Право на жизнь; Право на неприкосновенность жилища; Право на труд.

Слайд 14

Нарушение какого права изображено на рисунке? право на жизнь; право на неприкосновенность жилища; право на справедливый суд; право на труд.

Слайд 15

Нарушение каких прав изобразил художник? Право на владение личным имуществом; Право на свободу; Право на неприкосновенность жилища; Право на жизнь. 1 2

Слайд 16

Сказка «Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке». Какие права были нарушены в этих сказках?

Слайд 17

Каким правом воспользовалась лягушка – путешественница?

Слайд 18

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я смог… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Слайд 19

Домашнее задание!!! стр. 117-121, вопросы устно Дополнительно: *Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев. *Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами» * Реклама на тему «Конституция – основной закон страны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны".

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны"  использовалась для проведения уроков, посвященных 20-летию со дня принятия Конституции РФ. Материал расчит...

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Урок обществознания.Конституция-основной закон страны.

Урок обществознания.Конституция-основной закон страны....

Конспект урока по обществознанию. 8 класс. Тема: « Конституция. Основной закон страны»

Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих...

Открытый урок по обществознанию по теме "Демократия, ее основные ценности и признаки"

Методическая разработка будет полезна преподавателям истории...