Урок по теме: "Конституция - основной закон страны"
план-конспект урока по обществознанию на тему
Цели:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
Задачи урока:
- обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
- воспитание гражданской активности, патриотизма.
- формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_osnovnoy_zakon_strany.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция России - основной закон страны.
Цели:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
Задачи урока:
- обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
- воспитание гражданской активности, патриотизма.
- формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Учащиеся должны знать:
- Конституция обладает высшей юридической силой.
- Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
- Конституция – закон высшей юридической силы.
- Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
- Перед Конституцией стоят три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий;
- анализировать тексты.
I.Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам необходимо решить тест по теме «Исторический процесс». (на слайде, 5-6 минут)
II.Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (Возм. ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?
(Возм.ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?
(Ответ учащегося: дневник)
Какую информацию можно извлечь из дневника?
(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)
Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?
(Ответ учащегося: да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Что же такое Конституция?
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства,
определяющий,
- Как устроено государство,
- Как образованы органы власти,
- Каковы права и обязанности граждан.
Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?
(Возм. ответ учащегося: главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)
Ребята, мы знаем определение конституции. Как вы думаете, о чем еще мы будем заниматься? (будем повторять главы, статьи, разделы конституции РФ, вспомним вступительную часть- преамбулу).
III.Сколько статей, глав, разделов содержит Конституция РФ? (Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).12 декабря 1993 года является днем принятия Конституции РФ.Теперь открываем тетради и записываем тему урока «Конституция РФ- основной закон государства.
Помимо Конст.РФ имеется Конст.ЧР, которая составлена на основе Конст.РФ. Скажите, сколько глав, статей содержит Конст.ЧР?( 105 ст., 10глав)
Согласно Конст.ЧР Чувашия и ЧР равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Власть в ЧР принадлежит народу. Государственным языков в ЧР являются чувашский и русский языки. Чувашская Республика является субъектом РФ. Столицей ЧР является г. Чебоксары. Глава ЧР является высшим должностным лицом. Государственный Совет ЧР является законодательным органом государственной власти ЧР. Кабинет Министров является исполнительным органом государственной власти ЧР. 30 ноября 2000 года считается днем принятия Конституции ЧР.
Возвращаемся теме урока. Итак, первая глава Конституции называется «Основы конституционного строя». Согласно 1статье Россия- есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.
1)Ребята, что означает демократическое государство? (Возм.отв. Это значит, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, народ может осуществить свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления).Правильно.
2)Что означает федеративное государство?(Возм.отв. То есть состоящее из частей, которые имеют самостоятельность и называются субъектами федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область , автономные округа.
3) Что означает правовое государство? ( Возм.отв. В государстве верховенство закона, признание прав и свобод человека и гражданина, разделение власти, независимость судей.)
4) Ребята, почему РФ-республика? (Потому что управление государством является коллективным, высшие органы и должностные лица избираются на определенный срок).
Назовите три ветви государственной власти.
(Ответ учащегося: Государственная власть
Законодательная исполнительная судебная)
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Они самостоятельны и подчиняются только Конституции. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Как называется 2 глава Конституции РФ? (Права и свободы человека и гражданина)
Как называется 3 глава Конституции РФ? (Федеративное устройство)
Как называется 4 глава? (Президент)(запись в тетрадях)
IV. Групповая работа. Мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет работать отдельно. Первая группа изучает 2 главу и составляет таблицу «Права и свободы человека и гражданина». Вторая группа изучает 3 главу и составляет таблицу «Типы субъектов РФ». Третья группа изучает 4 главу и составляет схему «Полномочия Президента».
V. Найдите ошибки в тексте:
Президент РФ является главой государства. Он избирается на 5 лет гражданами РФ старше 21 года через референдум. Президентом может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
Ребята, скажите как называется 5 глава Конституции? (Федеральное Собрание)
Федеральным собранием или парламентом осуществляется какая власть? (Законодательная)
VI.Изучите статьи 94-97 ( 1 группа)
Статьи 98-101 (2 группа)
Статьи 102-105 ( 3 группа) (работа с документами)
Ответьте на вопросы:
Кто может быть депутатом ГД? (1 группа)
Как заседают СФ и ГД? Кто открывает первое заседание ГД? (2 группа)
Что относится к ведению СФ и ГД?(3 группа)
6 глава Конституции называется «Правительство Российской Федерации».
Какая власть осуществляется Правительством РФ? (Исполнительная власть). Правительство состоит из председателя, заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД.
Кто является Председателем Правительства РФ?
7 глава Конституции называется «Судебная власть». Мы знаем, что в РФ правосудие осуществляется только судом. Согласно статьи 118 судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
VII.Изучите главу 7 и ответьте на вопросы.
Ребята, а кто может быть судьей?
(Возм.отв. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации).
Кем назначаются судьи?
(Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации).
Какие дела рассматриваются в Верховном суде РФ? (Возм.отв. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам)
Какие дела рассматриваются в Конституционном суде РФ? (Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации и тд.)
Какие дела рассматривает Высший арбитражный суд РФ? (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами).
Глава 8 называется “Местное самоуправление” . Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов.
Глава 9 называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
VIII. Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения».
1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
IX.Рефлексия.
(работа учащихся с синквейном)
Правила написания синквейна
1 строка | Существительное, обозначающее тему синквейна «Конституция» |
2 строка | Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна (российская, важная) |
3 строка | Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету (обязует, защищает, охраняет) |
4 строка | Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки (закон суров, но это закон) |
5 строка | Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту (необходимость) |
- Итак,когда была принята Конституция современной России?
- О чем идет речь во вступлении?
- Из каких частей состоит первый раздел Конституции? О чем идет речь в 1 разделе?
- О чем идет речь во 2 разделе?
X. Домашнее задание. Эссе на тему: «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» Н. Мальбранш
Что вы узнали на уроке? Какую оценку вы поставили бы своей группе?
Я думаю, что урок был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! А каждый гражданин должен знать Конституцию своей страны. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. Урок окончен.Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."
Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"
тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...
Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"
Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...
Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.
Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: - вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело...
Конспект урока по обществознанию. 8 класс. Тема: « Конституция. Основной закон страны»
Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих...
Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.
Внеклассное мероприятие по обществознанию...
Урок по обществознанию «Конституция – основной закон страны»
Краткое описание темы занятияУрок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме сам...