Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 5 - 7 классы
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по обществознанию "Я - гражданин". Программа рассчитана на учеников 5 - 7 классов. Данная программа составлена на основе "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина РОссии", с учетом требований к результатам освоения образовательной программы по истории России основного общего образования, установленным Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvoznaya_ya_-_grazhdanin.docx | 35.61 КБ |
skvoznaya_ya_-_grazhdanin.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47»
Программа рекомендована Утверждаю:
к работе педагогическим Директор
советом школы __________ Д.В. Новоселов
Протокол №___ от ___2017г. Приказ № ___ от ___ 2017г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
учителей предметов
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от ___2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
5 - 7 класс
Составитель программы:
Шныткина Надежда Владимировна,
учитель истории
г. Новокузнецк
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «я – гражданин» для занятий по внеурочной деятельности в 5 - 7 классе составлена на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с учетом требований к результатам освоения образовательной программы по истории России основного общего образования, установленных Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
В основе программы по внеурочной деятельности «Я – гражданин» лежит программа курса и тематическое планирование к пособию А.Н. Иоффе, Н.Ф, Крицкой,
Л.В, Мостяевой «Я – гражданин». М:, Просвещение, 2015г.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принцип взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин» предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- формирование патриотических чувств и национального самосознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Любовь к Родине, патриотически чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны в разные периоды ее истории, о труде людей и родной природе.
Цель программы:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Обозначенная цель подразумевает работу педагога по формированию основных мировоззренческих идей и качеств личности: гражданственности, ответственности, законопослушания, патриотизма, терпимого отношения к мнению других людей, а также выбора личностью гражданских ценностных ориентаций, действуя в соответствии с ними.
Задачи программы:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- организовывать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям родного края;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, к ее истории, традициям;
- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Отличительной особенностью программы является акцентирование внимания не только на права детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Разработанная программа курса направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность, участие школьников в социально-значимых проектах, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном- коллективная, а также используется групповая и индивидуальные формы работы.
Предусматриваются следующие формы работы:
- теоретическое занятие
- беседы
- подготовка учащимися сообщений
- литературно-музыкальные композиции
- просмотр и обсуждение видеоматериала
-экскурсии
- поездки, походы по историческим и памятным местам
- творческие конкурсы
- интеллектуально-познавательные игры
- тренинги
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- заочные путешествия
- творческие проекты, презентации
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Место предмета в учебном плане
Внеурочная деятельность по истории входит в предметную область «Общественные науки» и изучается в 5 – 7-х классах основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года. Общее количество часов составляет 102 часа, 1 час в неделю: 5 класс – 34 часа, 6 класс - 34 часа, 7 класс – 34 часа.
Содержание учебного материала
5класс
Введение (1 час)
Тема 1 Моя Родина - Россия (6 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Самое главное богатство – люди. Города России. Малая родина.
Тема 2 Кто такой гражданин и как им стать (6 часов)
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы. Государственные символы.
Тема 3 Я и мои права (21 час)
Введение понятий «права и свобода». «Всеобщая декларация прав человека». «Конвенция о правах ребенка». Право на имя. Право на семью. Право на бесплатное образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Право на отдых. Право на труд. Право на пользование культурным наследством. Мои обязанности.
6 класс
Вводное занятие по курсу (1 час)
Тема 1 «Я и я» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к себе. Кто я такой. Кто я . Откуда я родом. Что такое личность. Правила поведения в обществе.
Тема 2 «Я и семья» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к своей семье. Забота о родителях. Мои семейные обязанности. Семейные традиции.
Тема 3 «Я и культура» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к культуре. Культурное многообразие мира. Культура общения. Этика и эстетика. Культура родного края.
Тема 4 «Я и школа» (3 часа).
Формирование гражданского отношения к школе. Этика взаимоотношений «ученик – ученик», «ученик – учитель». Права и обязанности учащегося.
Тема 5 «Я и мое Отечество» (9 часов)
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Конституция РФ. Символика и государственные праздники Российской Федерации. Герои России и Кузбасса. Моя малая Родина.
Тема 6 «Я и планета». (7 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля. Экология. Охрана природы. Защита природы родного края.
7 класс
Введение (1 час)
Тема 1. Мы - россияне (5 часов)
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны.
Малая родина в составе России.
Тема 2. Российская государственность (5 часов)
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд.
Ролевая игра «Выборы». Власть и политика.
Участие граждан в управлении страной.
Тема 3. Россия - демократическое государство (5 часов)
Демократия - власть народа: история и современность Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем.
Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Тема 4. Гражданин в экономических отношениях (5 часов)
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России.
Налоговая политика государства.
Тема 5. Современное российское общество (5 часов)
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения
Тема 6. Россия в современном мире (4 часа)
Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты.
Диспут «Современный мир».
Защита проектов (4часа)
8 класс
Введение (1 час)
Тема 1 Я живу в России (10 часов)
Особенности территории РФ. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России. Россия – многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. Наши праздники
Тема 2 Из прошлого в будущее (7 часов)
Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. Представления о происхождении мира, становлении человека. Наука. Мифология. Религия. Искусство
Тема 3 Наши корни (6 часов)
Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории. Календарь.
Тема 4 Россия и мир (10 часов)
Россия и страны мира (историческая карта мира). Глобальные проблемы человечества, их прогнозирование и преодоление . Международное сотрудничество
Планируемые результаты изучения
Курс внеурочной деятельности «Я – гражданин» ориентирован на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем многообразии культур, национальностей, религий;
- чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов России;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе, о роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, ответственность;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий материальной и духовной культуры России;
- приводить примеры достижений России в мировой истории.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать и определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдения под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство;
-критично относиться к своему мнению и корректировать его;
- оценивать свои достижения, черты характера с учетом мнения других людей;
- проводить самооценку своих личностных качеств и поступков.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу своей страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
5 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий |
2 | Моя Родина - Россия | 6 | 11.09. – 21.10. | Работа с разными видами источников информации |
3 | Кто такой гражданин и как им стать | 6 | 23.10 – 16.12. | Групповая работа, ролевая игра |
4 | Я и мои права | 21 | 18.12 – 26.05. | Защита проектов, викторина |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
6 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Вводное занятие по курсу | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий, игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображение |
2 | Я и я | 5 | 11.09. – 14.10. | Анкетирование, мини-сочинение, беседа, работа со словарем, психологический практикум, подготовка проекта |
3 | Я и семья | 4 | 16.10 .– 18.11. | Беседа, мини-сочинение, диспут, , составление памятки, ролевая игра, конкурс сочинений и рисунков |
4 | Я и культура | 5 | 20.11. – 23.12. | Диспут, просмотр видеофильма, экскурсия в библиотеку, викторина |
5 | Я и школа | 3 | 25.12. – 20.01. | Беседа «Мои права и обязанности», разработка проекта |
6 | Я и мое Отечество | 9 | 22.01. – 22.03. | Работа с информационными источниками, викторина, работа в группах, мини-проекты, рисунки о городе |
7 | Я и планета | 7 | 02.04. – 23.05. | Круглый стол по экологии, конкурс рисунков, работа в группе, представление презентаций |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
7 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий |
2 | Мы – россияне | 5 | 11.09. – 14.10. | Беседа, работа с разными источниками информации |
3 | Российская государственность | 5 | 16.10. – 25.11. | Практическая работа с письменными источниками |
4 | Россия – демократическое государство | 5 | 27.11. – 27.12. | Ролевая игра |
5 | Гражданин в экономических отношениях | 5 | 11.01. – 10.02. | Разработка мини-проектов |
6 | Современное российское общество | 5 | 12.02. – 17.03. | Диспут |
7 | Россия в современном мире | 4 | 19.03. – 21.04. | Круглый стол |
8 | Защита проектов | 4 | 23.04. – 26.05. | Представление проектов |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
8 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий |
2 | Я живу в России | 10 | 11.09. – 25.11. | Беседа, работа с разными источниками информации |
3 | Из прошлого в будущее | 7 | 27.11. – 20.01. | Практическая работа с письменными источниками |
4 | Наши корни | 6 | 22.01. – 03.03. | Ролевая игра |
5 | Россия и мир | 10 | 05.03. – 23.05. | Разработка мини-проектов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Москаева Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2013г.
- А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Москаева Я – гражданин России. Книга для учителя.. М.: Просвещение, 2013г
- Антошин М.К, Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. М.: Айрис-пресс, 2013г.
- Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2010г.
- Бродовская З.В. В стране загадок, Новосибирск, 2012г.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 2011г.
- Данилюк А.Я и др. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013г.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2011г.
- Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990г.
- Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» составитель В.П. Пахомов, Самара, 2009г.
- Тубельский А.М. Формирование опыта демократического поведение школьников и учителей, М.6 Просвещение, 2014г.
- Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 2012г.
- Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47»
Программа рекомендована Утверждаю:
к работе педагогическим Директор
советом школы __________ Д.В. Новоселов
Протокол №___ от ___2017г. Приказ № ___ от ___ 2017г.
Программа обсуждена на
методическом объединении
учителей предметов
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от ___2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
5 - 7 класс
Составитель программы:
Шныткина Надежда Владимировна,
учитель истории
г. Новокузнецк
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «я – гражданин» для занятий по внеурочной деятельности в 5 - 7 классе составлена на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», с учетом требований к результатам освоения образовательной программы по истории России основного общего образования, установленных Федеральным государственным стандартом основного общего образования.
В основе программы по внеурочной деятельности «Я – гражданин» лежит программа курса и тематическое планирование к пособию А.Н. Иоффе, Н.Ф, Крицкой,
Л.В, Мостяевой «Я – гражданин». М:, Просвещение, 2015г.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принцип взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин» предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- формирование патриотических чувств и национального самосознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.
Любовь к Родине, патриотически чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны в разные периоды ее истории, о труде людей и родной природе.
Цель программы:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Обозначенная цель подразумевает работу педагога по формированию основных мировоззренческих идей и качеств личности: гражданственности, ответственности, законопослушания, патриотизма, терпимого отношения к мнению других людей, а также выбора личностью гражданских ценностных ориентаций, действуя в соответствии с ними.
Задачи программы:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- организовывать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, традициям родного края;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, к ее истории, традициям;
- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Отличительной особенностью программы является акцентирование внимания не только на права детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Разработанная программа курса направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность, участие школьников в социально-значимых проектах, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном- коллективная, а также используется групповая и индивидуальные формы работы.
Предусматриваются следующие формы работы:
- теоретическое занятие
- беседы
- подготовка учащимися сообщений
- литературно-музыкальные композиции
- просмотр и обсуждение видеоматериала
-экскурсии
- поездки, походы по историческим и памятным местам
- творческие конкурсы
- интеллектуально-познавательные игры
- тренинги
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- заочные путешествия
- творческие проекты, презентации
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Место предмета в учебном плане
Внеурочная деятельность по истории входит в предметную область «Общественные науки» и изучается в 5 – 7-х классах основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года. Общее количество часов составляет 102 часа, 1 час в неделю: 5 класс – 34 часа, 6 класс - 34 часа, 7 класс – 34 часа.
Содержание учебного материала
5класс
Введение (1 час)
Тема 1 Моя Родина - Россия (6 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Самое главное богатство – люди. Города России. Малая родина.
Тема 2 Кто такой гражданин и как им стать (6 часов)
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы. Государственные символы.
Тема 3 Я и мои права (21 час)
Введение понятий «права и свобода». «Всеобщая декларация прав человека». «Конвенция о правах ребенка». Право на имя. Право на семью. Право на бесплатное образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Право на отдых. Право на труд. Право на пользование культурным наследством. Мои обязанности.
6 класс
Вводное занятие по курсу (1 час)
Тема 1 «Я и я» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к себе. Кто я такой. Кто я . Откуда я родом. Что такое личность. Правила поведения в обществе.
Тема 2 «Я и семья» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к своей семье. Забота о родителях. Мои семейные обязанности. Семейные традиции.
Тема 3 «Я и культура» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к культуре. Культурное многообразие мира. Культура общения. Этика и эстетика. Культура родного края.
Тема 4 «Я и школа» (3 часа).
Формирование гражданского отношения к школе. Этика взаимоотношений «ученик – ученик», «ученик – учитель». Права и обязанности учащегося.
Тема 5 «Я и мое Отечество» (9 часов)
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Конституция РФ. Символика и государственные праздники Российской Федерации. Герои России и Кузбасса. Моя малая Родина.
Тема 6 «Я и планета». (7 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля. Экология. Охрана природы. Защита природы родного края.
7 класс
Введение (1 час)
Тема 1. Мы - россияне (5 часов)
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны.
Малая родина в составе России.
Тема 2. Российская государственность (5 часов)
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд.
Ролевая игра «Выборы». Власть и политика.
Участие граждан в управлении страной.
Тема 3. Россия - демократическое государство (5 часов)
Демократия - власть народа: история и современность Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем.
Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Тема 4. Гражданин в экономических отношениях (5 часов)
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России.
Налоговая политика государства.
Тема 5. Современное российское общество (5 часов)
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения
Тема 6. Россия в современном мире (4 часа)
Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты.
Диспут «Современный мир».
Защита проектов (4часа)
8 класс
Введение (1 час)
Тема 1 Я живу в России (10 часов)
Особенности территории РФ. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России. Россия – многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. Наши праздники
Тема 2 Из прошлого в будущее (7 часов)
Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. Представления о происхождении мира, становлении человека. Наука. Мифология. Религия. Искусство
Тема 3 Наши корни (6 часов)
Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории. Календарь.
Тема 4 Россия и мир (10 часов)
Россия и страны мира (историческая карта мира). Глобальные проблемы человечества, их прогнозирование и преодоление . Международное сотрудничество
Планируемые результаты изучения
Курс внеурочной деятельности «Я – гражданин» ориентирован на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем многообразии культур, национальностей, религий;
- чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов России;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе, о роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, ответственность;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий материальной и духовной культуры России;
- приводить примеры достижений России в мировой истории.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать и определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдения под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство;
-критично относиться к своему мнению и корректировать его;
- оценивать свои достижения, черты характера с учетом мнения других людей;
- проводить самооценку своих личностных качеств и поступков.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу своей страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
5 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий |
2 | Моя Родина - Россия | 6 | 11.09. – 21.10. | Работа с разными видами источников информации |
3 | Кто такой гражданин и как им стать | 6 | 23.10 – 16.12. | Групповая работа, ролевая игра |
4 | Я и мои права | 21 | 18.12 – 26.05. | Защита проектов, викторина |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
6 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Вводное занятие по курсу | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий, игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображение |
2 | Я и я | 5 | 11.09. – 14.10. | Анкетирование, мини-сочинение, беседа, работа со словарем, психологический практикум, подготовка проекта |
3 | Я и семья | 4 | 16.10 .– 18.11. | Беседа, мини-сочинение, диспут, , составление памятки, ролевая игра, конкурс сочинений и рисунков |
4 | Я и культура | 5 | 20.11. – 23.12. | Диспут, просмотр видеофильма, экскурсия в библиотеку, викторина |
5 | Я и школа | 3 | 25.12. – 20.01. | Беседа «Мои права и обязанности», разработка проекта |
6 | Я и мое Отечество | 9 | 22.01. – 22.03. | Работа с информационными источниками, викторина, работа в группах, мини-проекты, рисунки о городе |
7 | Я и планета | 7 | 02.04. – 23.05. | Круглый стол по экологии, конкурс рисунков, работа в группе, представление презентаций |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
7 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий |
2 | Мы – россияне | 5 | 11.09. – 14.10. | Беседа, работа с разными источниками информации |
3 | Российская государственность | 5 | 16.10. – 25.11. | Практическая работа с письменными источниками |
4 | Россия – демократическое государство | 5 | 27.11. – 27.12. | Ролевая игра |
5 | Гражданин в экономических отношениях | 5 | 11.01. – 10.02. | Разработка мини-проектов |
6 | Современное российское общество | 5 | 12.02. – 17.03. | Диспут |
7 | Россия в современном мире | 4 | 19.03. – 21.04. | Круглый стол |
8 | Защита проектов | 4 | 23.04. – 26.05. | Представление проектов |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
8 класс
(34 часа)
№ | Раздел, тема | Часы | Сроки проведения | Формы организации и основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | 07.09. | Групповая работа, решение проблемных заданий |
2 | Я живу в России | 10 | 11.09. – 25.11. | Беседа, работа с разными источниками информации |
3 | Из прошлого в будущее | 7 | 27.11. – 20.01. | Практическая работа с письменными источниками |
4 | Наши корни | 6 | 22.01. – 03.03. | Ролевая игра |
5 | Россия и мир | 10 | 05.03. – 23.05. | Разработка мини-проектов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Москаева Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2013г.
- А.Н. Иоффе, Н.Ф. Крицкая, Л.В. Москаева Я – гражданин России. Книга для учителя.. М.: Просвещение, 2013г
- Антошин М.К, Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. М.: Айрис-пресс, 2013г.
- Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2010г.
- Бродовская З.В. В стране загадок, Новосибирск, 2012г.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 2011г.
- Данилюк А.Я и др. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013г.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2011г.
- Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990г.
- Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» составитель В.П. Пахомов, Самара, 2009г.
- Тубельский А.М. Формирование опыта демократического поведение школьников и учителей, М.6 Просвещение, 2014г.
- Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 2012г.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...