Конспект урока "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
определение семьи и брака, условия вступления в брак, брачный возраст, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Урока: «СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ»
Цели: Сформировать у обучающихся базовые знания в области правоотношений.
- Развивать умения работать с источниками права, проводить правовой анализ социальной информации.
- Создать условия для осознания ценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейным обязанностям, воспитанию детей.
ЗАДАЧИ: Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: развитие морального и правового сознания; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; переработка и структурирование информации, анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений; учёт разных мнений, владение средствами решения коммуникативных задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, учебник 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н., презентация, Семейный кодекс Российской Федерации
ПЛАН изучения нового материала:
1. Юридические понятия семьи и брака.
2. Сущность и особенности семейных правоотношений.
3. Правоотношения супругов.
4. Правоотношения родителей и детей.
ХОД УРОКА:
1. Мотивационный этап:
Целеполагание: - Как вы думаете, каковы будут наши задачи? Что нам необходимо знать, чтобы повзрослев, мы не оказались в сложной ситуации? (учащиеся предлагают варианты, а учитель, направляя и поправляя их, ставит цели урока).
Учитель: Эпиграфом к уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- Как вы понимаете, что значит «счастлив дома»? (т.е. – в семье)
Метод АССОЦИАЦИЯ: Какие ассоциации возникают у вас при слове «семья»? (дружная, богатая, счастливая, крепкая, многодетная…..)
- Почему так важно человеку иметь семью?
- Так что же такое семья? (предположения обучающихся)
Работа с учебником: Это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.
- Кто может быть членом семьи?
- Можно ли считать семьёй бабушку и внука, который находится у неё на воспитании?; Супругов, которые усыновили детей? - Почему?
РАБОТА с СК РФ: (ст.1-4) - Как государство относится к семье? (работа с документом) - Как может создаваться семья? (ст.2-3)
Учитель: Путь к семейному союзу лежит, как правило, через «брак». Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» - означает «отбирать, выбирать» хорошее и отклонять плохое. Что же такое брак в семейном праве?
Запись в тетрадь: Брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов. (работа с понятием)
Характеристика брака: 1. Брак может быть только между мужчиной и женщиной; 2. Цель – создание семьи, а не из корыстных побуждений; 3.Должен быть зарегистрирован в органах ЗАГСа. 4. Порождает взаимные права и обязанности.
- О каких видах брака вы слышали или знаете? (церковный, гражданский, фиктивный – с объяснением).
Учитель: Несмотря на несколько разновидностей брака, в РФ законным и действительным признаётся только официально заключённый брак.
Давайте рассмотрим и изучим статьи СК РФ (ст.12-14) и ответим на вопросы:
- Какие условия необходимо соблюсти для вступления в брак, а какие можно считать лишь моральным аспектом? Выберите правильные ответы:
- Брачный возраст; + - белое платье и фата;
- мужчина – старше, женщина – моложе; - дееспособность; +
- единобрачие; + - материальное обеспечение;
- согласие родителей; - родственные связи; + - взаимное согласие. +
Учитель: Исходя из документа, определите, что может являться препятствием для вступления в брак? (ст.13-14) (возраст, принуждение, недееспособность, состояние в другом браке и близкое родство)
- Назовите родственников, брак между которыми невозможен. (ст.14)
- А могут ли несовершеннолетние заключать брак и при каких условиях? (ст.13)
Мы проработали документ, а теперь давайте выступим в роли юристов-экспертов в следующих ситуациях:
ЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте ситуацию и решите, какое из условий заключения брака нарушено: «Кирилл, желая добиться расположения к себе Марины, заявил, что если она не согласится зарегистрировать с ним брак, он убьёт сначала её, а потом себя. Марина, зная неуравновешенный характер Кирилла и допуская реально возможным исполнения им угрозы, согласилась и их брак был зарегистрирован в районном ЗАГСе. (добровольное согласие на вступление в брак)
ЗАДАНИЕ 2. Никита Сергеевич, у которого умерла жена и Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Никиты Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые, когда выросли, полюбили друг друга. Когда им исполнилось 18 и 19 лет, они решили пожениться. Смогут ли зарегистрировать их брак? (да, т.к. никаких родственных связей между ними нет).
ЗАДАНИЕ 3. Артёму и Ирине по 17 лет. Они решили пожениться. Родители не против. Чем их дети будут где-то допоздна гулять, лучше пусть живут в законном браке. Взяв паспорта, они отправились в ЗАГС. Но там их попросили прийти через год. (не достигли брачного возраста).
Учитель: Если вы решили зарегистрировать свои отношения и препятствий этому нет, то куда следует обращаться? (ЗАГС)
ВЫПОЛНИТЕ задание: Заполните пропуски в тексте и у вас получится небольшая памятка для будущих молодожёнов «Идём в ЗАГС».
«Вы решили пожениться. О своём решении вы сообщаете знакомым и родственникам. Однако, ваши слова вряд ли будут приняты всерьёз, если вы не подадите _____________ в _______. Этот день принято называть в современном мире _____________ . Перед тем, как собраться в ________ , учтите, что как правило, день свадьбы назначается через _________ после подачи __________________ , а не тогда, когда вам захочется. В редких случаях регистрацию могут отложить до ______ месяцев или ускорить, если на то есть веские причины: ______________ , _______________ или ______________________ . ___________ со дня подачи _____________ до торжественной регистрации брака даётся для того, чтобы вы ещё успели подумать, не торопитесь ли вы со свадьбой?»
Слова для справки: беременность невесты, заявление, 3, угроза жизни будущего супруга, месяц, ЗАГС, рождение ребёнка, помолвка.
Учитель: Прочный, продолжительный брак всегда ценился у славянских народов. Не случайно до нас дошла традиция отмечать годовщины свадьбы: деревянная, ситцевая, розовая, серебряная, золотая, бриллиантовая… Прочность брака обеспечивается не только взаимной любовью. Брак во многом зависит от таких качеств супругов как: чуткость, внимательность, готовность к компромиссам и уступкам, терпимость, способность думать и заботиться о других, ответственность за судьбу семьи и преданность ей. Чем раньше человек воспитает в себе эти качества, тем прочнее будет его семья.
Учитель: Но брак – это не только марш Мендельсона. Брак порождает права и обязанности супругов. В этом мужчины и женщины равноправны.
Работа с СК РФ (ст.31, 32) (34, 36): - Какие права имеют супруги? (имущественные и неимущественные)
- Что является личными неимущественными правами? (выбор фамилии, места жительства, выбор профессии…)
- Какие бывают виды имущественных прав? (законные и договорные)
Как правило, о своих имущественных правах не задумываешься, когда в семье всё хорошо. Но в жизни случается по-разному. Кто-то женится, а кто-то – разводится. К сожалению, иногда не получается разойтись мирно и начинается раздел имущества… Но как же правильно разделить всё нажитое и приобретённое в браке и до него? На этот вопрос вы также найдёте ответ в СК РФ (ст.
Где можно получить развод? (в ЗАГСе, если нет детей и имущественных споров) (в суде)
- Как делится имущество, нажитое совместно в браке?
- Как распределяется имущество, которым владели до брака?
А теперь поработаем экспертами и решим ЗАДАЧУ:
«После семи лет супружеской жизни Антон и Алёна решили расторгнуть свой брак. У них двое детей: мальчик – 5 лет и девочка – 3,5 года. Супруги имеют квартиру (она принадлежала жене ещё до вступления в брак), дачу, полученную мужем год назад в наследство, автомобиль, подаренный к свадьбе. Кроме того, у жены есть драгоценности, часть которых была подарена ей на день рождения, а часть – приобретена супругами за годы совместного проживания. У супругов есть большая библиотека, собранная обоими супругами. Каким образом теперь действовать Антону и Алёне, и какие вопросы им придётся решать?
(Для расторжения брака – суд, который решает судьбу детей и раздел имущества. Общее: автомобиль, библиотека, часть драгоценностей. Жене – квартира, часть драгоценностей, мужу – дача.
Последний вопрос нашего урока о правах и обязанностях родителей и детей, мы разберём по учебнику, заполнив таблицу:
Права родителей | Обязанности | Права детей | Обязанности |
Воспитывать детей | Воспитывать детей | Жить и воспитываться в семье | Содержать и оказывать помощь престарелым родителям |
Дать образование | Дать образование | Получать надлежащее воспитание и заботу | Заботиться о родителях в старости. |
Иметь детей | Содержать детей | На содержание от своих родителей | |
Защищать интересы детей | |||
Не наносить вред ребёнку | |||
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основами Семейного кодекса РФ. Давайте, вспомним:
- На каких основаниях создаётся семья? - Что такое брак?
- Какие условия нужны для регистрации брака?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: учебник, п.18, составить 2 юридические задачи на тему «Семейные правоотношения»
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
конспект урока "Семейные правоотношения"
Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый результат:иметь представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторже...
Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"
Класс: 9Тип: урок закрепления изученного материалаФорма проведения урока: практикум Цели урока:Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научит...
Конспект учебного занятия "Гражданские правоотношения" 11 класс
изучение понятия "гражданские правоотношения" через имущественные и неимущественные личные отношения. Наследственное право.Защита гражданских прав....
Конспект урока "Правоотношения и субъекты правоотношений"
Конспект урока по обществознанию "Правоотношения и субъекты правоотношений" ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе....
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...