Программа кружка "Мы и общество"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кощинская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
«Принята» школы Протокол № ____ | «Согласована» школы по ВР
| «Утверждаю» Директор школы ____ Барнев А. Н. «____»____ 2015 г. |
Программа кружка
«Мы и общество»
Срок реализации 1 год
Возраст детей
Руководитель: Пеканова А.А.
Кощино
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Мы и общество» для 9 класса основной школы направлена на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Направленность программы "Мы и общество" по содержанию является социально-экономической и политической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации —годичной.
Новизна программы состоит в том, что программа кружка более расширено, углубленно и конкретизировано раскрывает основные темы курса обществознания 8-9 классов. Это позволяет учащимся лучше подготовиться к успешной сдачи ОГЭ.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы социально-экономического и политического характеры являются первостепенными. От каждого образованного человека требуется понимание процессов, происходящих в обществе. К числу наиболее актуальных проблем относится социальные проблемы общества и социальное неравенство, экономическое положение современной РФ, политический строй государства и т.д.
Программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цель: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Программа разработана для учащихся 9 класса, то есть для детей 14-16 лет.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на срок в один учебный год.
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».
Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Доминантной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе.
Планируемые предметные умения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы; -давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учётом исторической перспективы и ретроспективы.
Организация и проведение аттестации учеников:
Основными результатами освоения содержания программы учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности языковых явлений, содержательно связанных с предметным полем – обществознанием.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч.)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (7ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Контрольное тестирование (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Названия тем, уроков | Количество часов |
1 | Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации | 1 |
Тема 1. Современное общество | 4 | |
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 1 |
3 | На пути к современной цивилизации | 1 |
4 | Глобальные проблемы современности | 1 |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. | 1 |
Тема 2. Человек среди людей | 9 | |
6 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 |
7 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 |
8 | Личность и межличностные отношения. | 1 |
9 | Семья как малая группа | 1 |
10 | Особенности подросткового возраста. | 1 |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 |
13 | Мышление и речь | 1 |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 | |
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 |
19 | Предпринимательство. | 1 |
20 | Рынок и рыночный механизм. | 1 |
21 | Экономические цели и функции государства. | 1 |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 |
Тема 4. Политика и право | 8 | |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. | 1 |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 |
26 | Политический режим. Демократия. | 1 |
27 | Правовое государство и гражданское общество | 1 |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. | 1 |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 |
Тема 5. Духовная жизнь общества | 2 | |
31 | Формы и разновидности культуры | 1 |
32 | Образование и самообразование | 1 |
33 | Итоговое повторение | 1 |
34 | Теститорование | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Названия тем, уроков | Кол-во часов | Лекции | Практические,семинары | Самостоятельные |
1 | Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации | 1 | 1 | ||
Тема 1. Современное общество | 4 | 2 | 1 | 1 | |
2 | Общество – динамичная саморазвивающаяся система | 1 | 1 | ||
3 | На пути к современной цивилизации | 1 | 1 | ||
4 | Глобальные проблемы современности | 1 | 1 | ||
5 | Социальные конфликты и пути их решения. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Человек среди людей | 9 | 5 | 4 | 4 | |
6 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | 1 | ||
7 | Человек и его ближайшее окружение. | 1 | 1 | ||
8 | Личность и межличностные отношения. | 1 | 1 | ||
9 | Семья как малая группа | 1 | 1 | ||
10 | Особенности подросткового возраста. | 1 | 1 | 1 | |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. | 1 | 1 | 1 | |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | 1 | 1 | 1 | |
13 | Мышление и речь | 1 | 1 | ||
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 | 1 | 1 | |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества | 9 | 5 | 6 | 2 | |
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | 1 | ||
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций | 1 | 1 | ||
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | 1 | 1 | 1 | |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 | 1 | ||
19 | Предпринимательство. | 1 | 1 | ||
20 | Рынок и рыночный механизм. | 1 | 1 | 1 | |
21 | Экономические цели и функции государства. | 1 | 1 | 1 | |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | 1 | 1 | |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | 1 | ||
Тема 4. Политика и право | 8 | 5 | 7 | 2 | |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы Конституционного устройства Р.Ф. | 1 | 1 | 1 | |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан | 1 | 1 | 1 | |
26 | Политический режим. Демократия. | 1 | 1 | 1 | |
27 | Правовое государство и гражданское общество | 1 | 1 | 1 | |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | 1 | 1 | |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. | 1 | 1 | 1 | |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | 1 | 1 | 1 | |
Тема 5. Духовная жизнь общества | 2 | 1 | 1 | ||
31 | Формы и разновидности культуры | 1 | 1 | ||
32 | Образование и самообразование | 1 | 1 | ||
33 | Итоговое повторение | 1 | |||
34 | Тестирование | 1 |
Литература:
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
- ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
- Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,
- Конституция РФ.- Санкт-Петербург 2012
- Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
- Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
- Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
- Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
- Сборник кодексов РФ. – М.,2002
- Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа научного математического общества обучающихся
Устав. Пояснительная записка.Планирование работы на учебный год. Научно-практическая конференция....
Программа деятельности научного общества учащихся
Цель программы - повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно-исследователь...
Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"
Образовательная программа "Человек. Природа. Общество" расчитана на изучение с 1 класса по 11....
Рабочая программа научного химического общества по теме" Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни"
Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения.Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области...
Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА
Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...
Воспитательная программа "Я и Общество"
Воспитательная программа развития учащихся "Я и Общество".Воспитательная программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательного учреждения и определяет основные цели, задачи и сод...
программа литературно-краеведческого общества "Спутники Достоевского"
Программа дополнительного образования для обучающихся в 8-11 классах. Уникальна тем, что основана на краеведческом материале, связанном с деятельностью племянника Ф. М. Достоевского - Ф. М. Достоевско...