Программа деятельности научного общества учащихся
рабочая программа на тему
Цель программы - повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nou.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа деятельности научного общества учащихся
МАОУ «СОШ № 16» г. Губкина Белгородской области
- Пояснительная записка
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. МАОУ «СОШ № 16», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учеников. Педагоги школы внедряют программы дополнительного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы. Одной из наиболее массовых и популярных сегодня форм работы с учащимися является привлечение их к учебно-исследовательской деятельности. Это довольно емкое понятие, включающее в себя такие элементы, как специализация (профильное обучение), дополнительное образование. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» представляет учащимся, склонным к интенсивному интеллектуальному труду, способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, способствует овладению навыками исследовательской работы. В школе осуществляется общеобразовательная подготовка по всем предметам, углубленное изучение русского языка, классы информационно – технологического профиля. Главная задача школы состоит в создании условий для разностороннего развития творческого потенциала учащихся.
Учет вышеуказанных особенностей школы находит отражение в образовательной программе, структурной частью которой является программа НОУ. Цель программы – повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности. Программа составлена на основе Программы развития МАОУ «СОШ № 16», комплексно-целевой программы «Одаренные дети» Губкинской муниципальной комплексной программы. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. 1. Педагогическое проблемное поле программы, приоритеты и принципы. Школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшим освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании», ст. 9). Все это определило основные задачи и направления деятельности НОУ: - формирование школьного научного сообщества со своими традициями; - раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности; - содействие профессиональному самоопределению учащихся; - углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе; - создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями; - проведение исследований, имеющих практическое значение; - разработка и реализация исследовательских проектов; - пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства. Деятельность НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов: - принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их; - принцип непрерывности, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями; - принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека; -принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности; - принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства; - принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;
- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.
2. Основные направления развития НОУ.
Содержание и организация работы научного общества учащихся
Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа. Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам. Второй, развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным. Третий, собственно исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
Формы работы:
- Обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
- Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
- Разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
- Создание спецкурсов, системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.
- Организация выставок, проведение научных семинаров и конференций.
- Создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.
- Издание сборников, организация стенной печати, публикация статей.
- Изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.
9. Проведение обзоров научно-популярной литературы.
Перечень мероприятий:
№п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители |
2.1. | Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся | в течение всего периода | школьный психолог |
2.2. | Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими образовательными направлениями в рамках преемственности. | 2007 -2008 учебный год | зам. директора по НМР, руководитель НОУ |
2.3. | Разработка механизма оценки качества образования членов НОУ. | сентябрь – ноябрь 2007 года | руководитель НОУ |
2.4. | Участие в работе МО города и области. | в течение всего периода | зам директора по НМР, руководитель НОУ |
2.5. | Разработка модели Кодекса чести члена НОУ | ноябрь 2007 года | руководитель НОУ, совет НОУ |
2.6. | Участие в городских, областных, научно-практических конференциях преподавателей и учащихся | в течение всего периода | руководитель НОУ |
7 | Участие в работе МО города и области | в течение всего периода | зам директора по НМР, руководитель НОУ |
8 | Проведение научно-методических семинаров для педагогов. | 2007-2012 учебный год | зам директора по НМР, руководитель НОУ |
9 | Организация работы психолого- педагогического семинара-практикума (согласно решаемым проблемам) | в течение всего периода | зам. директора по НМР, руководитель НОУ |
10 | Организация опытно-экспериментальной работы | в течение всего периода | руководитель НОУ |
11 | Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в определенной области знаний. | в течение всего периода | руководитель НОУ |
3. Нормативно-правовая обеспеченность НОУ.
Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного общества учащихся в системе учебно-воспитательной работы учреждения.
Основные направления:
- формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности НОУ;
-разработка нормативных документов, определяющих функционал сотрудников в данном направлении деятельности образовательного учреждения.
Перечень мероприятий:
№п/п | мероприятия | сроки реализации | исполнители |
3.1. | Совершенствование Положения о НОУ | 2007-2008 учебный год | руководитель НОУ |
3.2. | Формирование нормативно-правовой базы: - Положение о Совете НОУ; - Положение о школьной научно-практической конференции; - Положение о проведении Дней науки. | 2007-2008 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
3.3. | Разработка должностных обязанностей руководителя НОУ | 2007-2008 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
3.4. | Мониторинг выполнения должностных обязанностей руководителя НОУ | 2008- 2009 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
3.5. | Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность НОУ | 2010-2011 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
4. Управление школьным НОУ.
Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Основные направления:
- развитие механизмов самоуправления школьным НОУ;
- взаимодействие с образовательным учреждением (школой) на основе взаимосвязанных программ деятельности;
Перечень мероприятий:
№п/п | мероприятия | сроки реализации | исполнители |
4.1. | Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной модели управления. | 2007-2008 учебный год | зам. директора по НМР, руководитель НОУ |
4.2. | Создание Совета НОУ | 2007-2008 учебный год | руководитель НОУ |
4.3. | Развитие различных форм самоуправления в НОУ | 2008- 2009 учебный год | руководитель НОУ |
4.4. | Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета НОУ | в течение всего периода | зам. директора по НМР, руководитель НОУ |
4.5. | Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля. | в течение всего периода | руководитель НОУ |
4.6. | Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных учреждений. | в течение всего периода | зам. директора по НМР, руководитель НОУ |
5. Научное сопровождение деятельности НОУ
Задача: создание условий для развития исследовательских умений и навыков членов НОУ.
Основные направления:
- установление контактов с профессорско-преподавательским составом вузов;
- организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- участие в научно-практических конференциях, выставках научного творчества.
Перечень мероприятий:
№ п.п | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители |
5.1. | Участие в научно-практических конференциях разного уровня (городских, областных, всероссийских) | в течение всего периода | руководитель НОУ |
5.2. | Проведение специальных семинаров по основам организации и проведения научного исследования. | в течение всего периода | зам. директора по НМР, руководитель НОУ |
6. Создание развивающей образовательной среды
Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.
Основные направления:
- отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы личностного роста членов секций;
- проектирование и организация индивидуальной работы с учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизиологических особенностях;
- разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды.
Перечень мероприятий:
№ п\п | Мероприятия | сроки реализации | ответственные |
6.1. | Изучение физиологических и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся. | в течение всего периода | психолог, руководитель НОУ |
6.2. | Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями учащихся. | 2007-2008 учебный год | руководитель НОУ |
6.3. | Создание образовательной развивающей среды | 2007- 2012 учебные годы | руководитель НОУ |
6.4. | Мониторинг эффективности образовательной среды | с 2008 г. в течении всего периода | руководитель НОУ |
7. Взаимодействие с семьей. Социальное партнерство. Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.
Основные направления:
- развитие материально-технической базы НОУ;
- обеспечение научного руководства деятельностью секции;
- оценка деятельности руководителя НОУ;
- организация образовательного процесса НОУ;
- организация досуга детей;
- изучение и распространения педагогического опыта.
Перечень мероприятий:
№ п\п | Мероприятия | сроки реализации | ответственные |
7.1. | Установление связи с попечительским советом школы | 2007 – 2008 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
7.2. | Установление связи с организациями - шефами | 2008-2009 учебный год | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
7.3. | Обеспечение научного руководства исследовательскими работами | течении всего периода | зам. директора по УВР, руководитель НОУ |
7.4. | Расширение контактов с семьей через реализацию разнообразных форм взаимодействия: родительский комитет; родительские конференции; совместные исследовательские работы | руководитель НОУ |
8. Ожидаемые результаты программы
Реализация Программы позволит сформировать целостную социально-педагогическую систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
Целенаправленно реализуя все положения Программы, НОУ подготовит выпускника, способного к следующему:
- самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
- осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и способностей;
- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
- продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе
Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....
Презентация деятельности научного общества учащихся, педагогов и родителей "Лидер"
В статье освещается деятельность научного общества МБОУ гимназии №19 г.Липецка....
Программа Научного общества учащихся учащихся "Эрудит"
Особенность программы заключается в исследовательской деятельности. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добыт...
Краеведение в деятельности научного общества учащихся
Данная статья вкратце описывает систему работы руководителя научного общества, а также его членов над краеведческим материалом. Приложение содержит один из готовых продуктов этой работы - презентацию....
Программа курса внеурочной проектной деятельности «Научное общество учащихся»
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка НОУ (научное общество учащихся)«Эрудит» (внеурочная деятельность) для обучающихся 8, 9 -х классов
Рабочая программа кружка НОУ (научное общество учащихся) «Эрудит» в рамках внеурочной деятельности для 8 и 9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательно...
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников с международным участием «В научном поиске» Научного общества учащихся «Малая Академия»
Сводный протокол Межрегиональной научно-практической конференции с имеждународным участием....