Воспитательная программа "Я и Общество"
методическая разработка (5 класс) по теме
Воспитательная программа развития учащихся "Я и Общество".
Воспитательная программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательного учреждения и определяет основные цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя для создания образа воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная программа | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32
г. Новороссийск
Воспитательная программа развития учащихся
среднего звена (5-7 классы)
«Я и Общество»
Классный руководитель:
Оботова Лилия Владимировна
Эксперты:
Главный специалист, методист ЦРО
г. Новороссийска
Бульба Ольга Владимировна ____________
Зам. директор по УВР МОУ СОШ №32
Гуль Наталья Анатольевна_____________
Г. Новороссийск 2008 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я пойму.
(Восточная мудрость)
Воспитательная программа предназначена для учащихся 5 -7 классов общеобразовательного учреждения и определяет основные цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя для создания образа воспитанника.
На протяжении многих лет педагогическая наука исходила из того, что воспитание – это социально-определённое и целенаправленное воздействие на ребёнка. В условиях модернизации российского образования стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, активной гражданской позиции обучающихся.
Современные ориентации и новые ценности в социуме подводят к тому, что социализация человека, а точнее, - её промежуточные результаты должны являть собой динамично развивающуюся личность с определённым набором качеств. В процессе социализации ученик должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей.
Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках, да и не на всех уроках учитель может развивать у учащихся нужный набор качеств (на то есть определённые причины). Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Они позволяют формировать у учащихся ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность органов самоуправления класса и школьного самоуправления.
Одна из актуальнейших проблем, стоящих перед классным руководителем – организация свободного времени учащихся. Причем, наполненного не одними дискотеками, а продуктивной деятельностью, воспитывающей общественную активность, ориентирующей ребят на социально значимые ценности. Перед каждым классным руководителем стоит вопрос: чем увлечь ребят?
Происходит интенсивное вхождение пятиклассников в общественную жизнь, актуальным становится выбор своего будущего в социуме. Ребятам приходится решать ряд важных для себя вопросов: «Кем быть?», «Каким быть?», «Что должен делать?». Через осознание для себя этих вопросов и поиск ответа на них и была выработана программа воспитательной работы в классе и сформирован орган самоуправления в классе.
Развитие самоуправления как социального феномена стало сегодня официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации (глава 8, статья 130-133). Но стоит обратить внимание на то, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов. От меня как от классно руководителя зависело то, какие практические навыки и умения, социальные ценности сформируются у ребят.
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. Ценностное содержание личности ученика является заботой всех причастных к делу воспитания людей. Трудно поименно определить ряд школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности. Я, как классный руководитель, отталкивалась от основных, исторически сложившихся групп ценностей: нравственные ценности, научно-познавательные ценности, художественно-эстетические, материальные ценности.
Ученики должны овладеть в процессе творческой деятельности опытом организаторской работы. А накопление опыта есть поступательное движение. Личность становится субъектом заботы коллектива класса. И организованная групповая деятельность пронизывается теплом эмоционального переживания. Актив класса принимает участие в жизни школы. Ребята в реальных ситуациях учатся не только жить в согласии и радости, но и получать первый опыт самоорганизации. В центре внимания оказались не просто знания, умения и навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, сформировалась потребность присваивать их, жить ими. Взаимодействие и сотрудничество становится привычной чертой школьного быта.
При создании концепции воспитательной программы учитывались интересы, способности, потребности детей данного классного коллектива, их возможности, творческий потенциал, заинтересованность большинства родителей.
Отличительным признаком программы является единство Учения, Досуга, Труда, Общения.
Цели и задачи:
- Формирование и развитие классного коллектива;
- Создание благоприятных условий для развития личности (через систему Взаимодоверия);
- Самоутверждение каждого учащегося, раскрытие его потенциальных способностей;
- Формирование здорового образа жизни;
- Защита интересов обучающихся;
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов, духовных ориентиров;
- Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
В своей работе я преследую психолого-педагогические цели:
- научить детей творчески мыслить и действовать (ведь современное общество нуждается в модном нынче слове – креатив);
- развитие чувства эмпатии и культуры речи;
- развитие самостоятельности, ответственности;
- развитие смелости, адекватной самооценки, быстроту реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию.
Формы работы:
Групповые:
- собрание творческих групп - по плану
Коллективные:
- конкурсы,
- концерты,
- соревнования,
Индивидуальные:
- беседы,
- консультации,
- обмен мнениями,
- оказание индивидуальной помощи,
- совместный поиск решения проблемы и др.
В классе выбран председатель Совета. В состав совета входят советники по образованию, здоровью, физкультуре и спорту, досугу, связям.
Совет по образованию
Выявляет неуспевающих учащихся и помогает им исправить положение, закрепляет шефские пары | Постоянно |
Проводит рейды по проверке сохранности учебников, школьно-письменных принадлежностей, ведению дневников. | 1 раз в неделю |
Подводит итоги успеваемости учащихся. | 2 раза в четверть |
Выявляет нарушителей школьной дисциплины и докладывает об этом на Советах. | 1 раз в неделю |
Поощряет учащихся за хорошую работу. | 1 раз в четверть |
Совет по труду
Организует и ведет работу по уборке территории, ремонту оборудования. | Постоянно |
Поощряет отличившихся детей. | По мере подведения итогов работы |
Совет по здоровью
Ведет пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками. | Постоянно |
Выпускает санбюллетни. | 1 раз в месяц |
Проводит рейды по проверке: - санитарного состояния классов; - выполнения сан. гигиенических требований; | 1 раз в неделю |
Поощряет детей, ведущих здоровый образ жизни. | 1 раз в месяц |
Совет по физкультуре и спорту
Пропагандирует различные виды спорта и привлекает ребят к занятиям в кружках и секциях. | Постоянно |
Проводит утреннюю гимнастику перед началом учебных занятий | Ежедневно |
Организует и проводит спортивные игры на переменах и после уроков. | Ежедневно |
Участвует в организации и проведении спортивных соревнований в школе и районе | 1 раз в месяц |
Совет по досугу
Выявляет и развивает творческие возможности ребят. | Постоянно |
Готовит и проводит календарные праздники и развлечения. | 2 раза в месяц |
Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки. | Каникулы и выходные дни |
Поощряет активистов и победителей творческих конкурсов. | По мере необходимости |
Совет по информации
Ведет летопись добрых дел и достижений класса | Постоянно |
Доводит до сведения членов детской организации решения общешкольной детской организации. | 1 раз в четверть |
Выпускает: - «Молнии» - стенгазету | По мере необходимости 1 раз в месяц |
Организует в библиотеке класса «Книжкину больницу» | 1 раз в неделю |
Несмотря на это, все стараются помогать друг другу при выполнении определённого дела
Система воспитательной работы включает 8 разделов:
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- профилактика правонарушений: курения, алкоголизма, наркомании;
- воспитание здорового образа жизни;
- нравственное и эстетическое воспитание;
- организация трудовой деятельности;
- профилактика дорожно – транспортного травматизма;
- экологическое воспитание;
- профилактика безнадзорности и правонарушений подростков по закону №2539-КЗ.
Достигнутые результаты
Представляю вашему вниманию основные результаты моей работы.
- Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения...
- Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям: называют друг друга по имени, говорят "спасибо" и "пожалуйста", поздравляют учителей с днем рождения, уступают место в транспорте пожилым людям, аккуратно ведут дневники...
- Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, интеллектуальная команда показывает высокие результаты, возрос интерес к театрам, музеям, выставкам, улучшилась успеваемость, темы классных часов определяются исходя из интересов...
- Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьезно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу...
Список литературы
1. Шмаков С.А. игры учащихся – феномен культуры
М., Новая школа, 1994
2. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя
М., Центр «Педагогический поиск», 2001
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя
М., «Вако», 2004
4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня
Под общей редакцией доктора педагогических наук Селивановой Н.Л
М., Педагогическое общество России, 1998
5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества
М., Центр «Педагогический поиск», 2000
6. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе
М., Центр «Педагогический поиск», 2001
7. Научно-методический журнал «Классный руководитель»
М., Центр «Педагогический поиск», 2000-2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Жизнь в согласии с собой и обществом"
Главные идеи:формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с окружающими;передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта...
План внеклассного воспитательного мероприятия: Люди в Обществе
План внеклассного воспитательного мероприятияНазвание: Люди в ОбществеТема: День Инвалидов и День Конституции РФФорма проведения: беседа с элементами дискуссии. Цели:Обучающая: обобщить основные ...
Воспитательная программа "Становление личности" составлена для воспитательной работы в ТО "Умелые ручки"
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему статьЧеловеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осо...
Воспитательная система"Я нужен обществу здоровым"
Представляю проект воспитательной системы 9 класса...
Воспитательная система"Я нужен обществу здоровым"
Представляю проект воспитательной системы 9 класса...
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
Воспитательное занятие "Семья- ячейка общества"
Тема "Семья -ячейка общества" Цели и задачи: формирование у детей представления об отношении к семье. Дать представление о личной и социальной ценности семьи. Развивать познавательный интр...