Рабочая программа научного химического общества по теме" Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни"
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме
Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения.Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области химии, обогащение мировоззрения и научного кругозора, развитие мотивации учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_nauchnogo_khimicheskogo_obshchestva.zip | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
химического научного общества
для __8 - 11кл.____ классов
учителя Евтушенко Н.Н.
Тема: «МАТЕРИАЛЫ И ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
Пояснительная записка
Настоящая программа раскрывает содержание курса научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения- гимназии. Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области химии, обогащение мировоззрения и научного кругозора, развитие мотивации учения.
Место курса в образовательном процессе.
В повседневной жизни нас окружает бесконечное количество натуральных, искусственных и синтетических материалов. Поэтому изучение химии не может ограничиваться знакомством с реактивами, а должно помочь учащимся ориентироваться в сложном мире окружающих человека химических веществ и их превращений.
Содержание разработанного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний учащихся с привлечением адаптированньх для школьника фундаментальных теоретических основ курса «Коллоидная Химия» и раскрытии отдельных прикладных аспектов.
Цели, задачи, образовательные результаты
Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся, приобретенных в курсе химии .При его построении проблемы коллоидной химии избраны в качестве базовых, поскольку в основном учебном курсе химии им уделяется очень мало внимания. Между тем роль соответствующих знаний исключительно велика в достижении понимания множества процессов, происходящих в окружающей нас действительности. К таковым относятся процессы, составляющие сущность приготовления пищи, окрашивания и обработки тканей, процессы, протекающие при различных косметических манипуляциях, при питании растений и т. п.
Разработка данного курса обусловлена следующими причинами:
— учетом широких возможностей для общекультурного и методологического образования учащихся;
— реальными возможностями развития функциональной грамотности современного человека, химической компетентности, основанной на объяснении химизма процессов, с которыми ученик встречается в повседневной жизни;
— опытом апробации изучения отдельных вопросов программы в рамках традиционного обучения химии;
— неизменным интересом значительной части учащихся и учителей к данному материалу;
возможностями вовлечения учащихся, изучающих данный курс, в особую деятельность по чтению лекций для младших школьников, разработке и проведению дидактических игр, организации исследовательской деятельности, направленной на поиск объяснений явлений, происходящих в окружающей действительности, и т. п.
Основными целями изучения курса являются:
— развитие интереса к химическим знаниям;
— развитие функциональной грамотности, химической компетентности учащегося;
расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;
— совершенствование и расширение предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической (в том числе экспериментальной) деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования.
Каждая тема курса позволяет отработать, расширить и углубить знания учащихся по определенным вопросам базовой программы (дисперсные системы, жесткость воды, гидролиз). Это очень важно, поскольку в существующих условиях крайнего дефицита времени не удается рассмотреть их с достаточной полнотой, Поэтому можно говорить об определенной компенсирующей функции курса, дополняющей основные решаемые им задачи.
В рамках предлагаемой логики курса осуществляются постепенное формирование и развитие понятий коллоидной химии. От определения дисперсных систем мы следуем к рассмотрению более сложных вопросов дисциплины. Так, первая тема «Ремонт в вашем доме вводит в мир дисперсных систем и простейших явлений коллоидной химии. Основные понятия адсорбции изучаются в темах «Химия стирки» и «Что мы едим, что мы пьем». Электрокинетические свойства дисперсных систем вводятся в теме «Химия здоровья и красоты» .
Каждая тема курса связана также с определенным типом дисперсных систем. Хотя их изучение происходит не в классической последовательности, а лишь способствует углублению понимания процессов, происходящих в окружающей вас жизни. Так, тема «Ремонт в нашем доме» в большей степени связана с твердыми пенами, изучением их структурно- механических свойств; «Химия стирки» изучает поверхностно –активные вещества; свойства высокомолекулярных веществ и эмульсий раскрывает тема «Что мы едим, что мы пьем», «Химия здоровья и красоты» акцентирует внимание на свойствах паст, гелей, золей, аэрозолей.
Многоаспектность прикладной компоненты курса определяет возможность положительного влияния его изучения на развитие мотивации химического образования.
Прикладная направленность курса предполагает активное вовлечение учащихся в процесс анализа событий и явлений окружающей действительности с целью их объяснения с позиций науки. В связи с этим большое внимание предполагается уделить организации разноуровневой (репродуктивной, продуктивной) самостоятельной работы учеников с литературными источниками, фотографиями, материалами периодической печати, химическими материалами. На занятиях преобладающей формой является диалог, опирающийся на широкие межпредметные связи и жизненный опыт учащихся.
Самостоятельная работа учеников может быть реализована посредством подготовки творческих работ по выбору, которые включают в себя подготовку сообщений и информационных карточек, демонстрационных и раздаточных коллекций для последующей организации лабораторных и практических работ по химии.
В практических экспериментальных исследованиях важное место принадлежит организации мини-исследований окружающих предметов быта.
Продолжительность курса 102 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 3 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни», составители И.М.Титова, Е.И.Евстафьева.
Формы контроля достижений учащихся .
Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы обобщаются на конференции.
Литература :
1.Зайковский И.И. Занимательная химия.- М.Учпедгиз.
2.Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах.
3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.
4.Федров Л.Ю. Рассказы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых.
5.Юдин А.М. Химия в нашем доме.
6.Покровский А.А. Беседы о питании.
7.Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика.
8.Несмеянов А.И. Пища будущего.
9.Фримант М.Химия в действии.
10.Химия для вас. Лаки и краски в вашем доме.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (3 ч.)
Химия наука об изменяющемся веществе и способах получения веществ с заранее заданными свойствами. Исторические примеры создания новых материалов, изменяющих быт. Историческая ретроспектива на материале любого из примеров:
а) из истории посуды (глиняная, медная, золотая, оловянная ,мельхиоровая, эмалированная и т. д.) и материалов, из которых она изготовлялась;
б) лекарственные средства (от мыла до антибиотиков)
Формы творческих заданий
Подготовка рефератов из истории посуды; лекарственные средства.
Тема 1. Ремонт в нашем доме (15 ч.)
Классификация дисперсных систем ,дисперсность. Адгезия. Коллоидно-химические основы использования клеев и красок. Крахмальный клейстер. Из истории использования красок и клеев в древности. Ограничения использования свинецсодержащих красок (только для фасадных работ).
Современные лакокрасочные материалы: олифы, масляные краски, эмали, лаки, водно-дисперсионные краски. Грунтовки. Шпатлевки. Способы подготовки окрашиваемой поверхности к работе.
Строительные материалы как твердые пены, их структурно-механические свойства: прочность, вязкость, слеживание.
Гипс: состав, основы использования. Области применения гипса. Гипсокартон,
Лабораторный эксперимент
Опыт Тиндаля. Классифицирование примеров дисперсных систем, используемых в быту. Сравнительный анализ адгезионной способности различных клеев и материалов. Изготовление гипсовой отливки детской игрушки.
Формы творческих заданий (по выбору)
Разработка схемы конспекта «Использование клеев и красок в быту».
Проект проведения домашнего ремонта: составление перечня необходимых материалов.
Тема 2. Химия стирки (21 ч)
Из истории стирки: особенности стирки в древних Греции и Риме. Вытяжка из золы как средство для стирки в старину.
Мыло и его свойства. Из истории получения мыла. Особенности современного производства мыла. Жесткость воды.
Синтетические моющие средства. Адсорбция поверхностно-активных веществ. Механизм моющего действия.
Состав химических волокон, свойства тканей и особенности стирки. Пятна и способы их устранения.
Растворы, их практическое применение. Расчеты при приготовлении растворов.
Лабораторный эксперимент:
а) сравнительная характеристика моющего действия мыла к СМС в жесткой и мягкой воде;
б) удаление с поверхности ткани пятен йода, жира, фруктового сока.
В)приготовление растворов заданной концентрации.
Формы творческих заданий (по выбору) Разработка презентации «Мыло в истории цивилизации».
Выполнение подборки информационных карточек по проблеме» I1риемы удаления пятен».
Тема З. Что мы едим, что мы пьем (26 ч)
Вода ,которую мы пьем. Природные полимеры — жиры, углеводы, белки: состав, основные физико-химические свойства, энергетическая ценность. Процессы, происходящие при их обработке (в приготовлении мяса, при варке и хранении картофеля механизм черствления хлеба). Азот в пище. Набухание, диффузия, осмос в приготовлении пищи.
Хлорид натрия и сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин. Консерванты пищевых продуктов: сернистый газ, сульфит натрия, бензойная кислота и др.
Ароматизаторы глутамат натрия к др. Пряности. Чай, кофе: вещества, входящие в их состав.
Различные системы питания: вегетарианство, раздельное питание и т. п.
Природные антиоксиданты(плоды черники).
Лабораторный эксперимент
а) качественные реакции на белки, денатурация белков;
б) исследование кинетики набухания полимеров. Изучение влияния кислоты, щелочи, соли на набухание желатина;
в) определение витамина С в яблоке;
г) природные индикаторы дома (чай, сок свеклы, краснокочанной капусты, черники, смородины);
д) карамелизация сахара и его горение в присутствии катализатора;
е)определение концентрации железа в воде различными способами;
е)определение качественного состава меда;
Ж)определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ;
И)определение азота в пищевых продуктов.
Формы творческих заданий
• Подготовка схемы конспекта: Осмос и диффузия на кухне» , «Природные красители и индикаторы»
• Подготовка сообщений по проблемам «Основы рационального приготовления пищи», «Различные системы питания».Нитраты, их влияние на здоровье человека.
«Значение белковой пищи для человека; опасность модных «белковых диет»
• Подготовка к дискуссии :Выбор системы питания- мода или необходимость?»
Тема 4. Химия здоровья и красоты «(26ч)
Лекарства и яды в древности и средневековье. Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции.
Золи и суспензии. Строение мицеллы. Двойной электрический слой. Коагуляция золей электролитами .
Лекарства: основные правила приема. Физико-химические основы некоторых медицинских процедур: электрофорез, электрокардиограмма.
Вредные вещества в вашем доме. Растения, поглощающие из воздуха вредные примеси (хлорофитум). Фитонциды некоторых растений в качестве лечебных средств. Адсорбенты. Пористые тела. Пористость. Удельная поверхность. О вреде курения. Устройство и принцип действия противогаза
Особенности свойств паст и гелей. Состав и свойства зубных паст и косметических гелей. Особенности проявления их свойств и правила хранения.
Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Кремы для загара. Химия волос: химическая завивка и окраска. Обесцвечивание волос с помощью пероксида натрия и гидроксида аммония. Препараты из белковых веществ как средства ухода за волосами, кожей, ногтями.
Химия запаха. Общие представления о химических основах старинных рецептов. О технологии изготовления духов в Финикии, Египте, Италии и Франции. Дезодоранты как аэрозоли. Механизмы действия дезодорантов.
Декоративная косметика: химический состав, содержание вредных веществ. Правила корректного пользования духами и косметикой.
Украшения. Драгоценные и полудрагоценные камни как твердые золи. Из истории знаменитых камней. Изделия из стекла.
Лабораторный эксперимент.
а) коагуляция золей электролитами. Определение заряда коллоидной частицы в разных средах (на примере золя гидрата окиси железа);
б) адсорбция активированным углем из растворов. Адсорбция сигаретного дыма активированным углем;
в) определение запахов пряностей. Дегустация разных сортов чая. Коллекция запахов;
г) образование геля желатины;
д) приготовление золя смолы.
Формы творческих заданий
Подготовка схем-конспектов «Адсорбция в окружающем нас мире. Из истории знаменитых камней.»
Тема 5. Химия досуга (4 ч)
Содержание определяется интересами учащихся (например, химия — автолюбителям, фотолюбителям и др.).
Данную тему можно посвятить ответам на вопросы учащихся.
Каждый из них в результате изучения курса может выбрать наиболее интересное для него направление для выполнения исследовательской работы. Это позволит выстроить индивидуальный маршрут учащегося, поможет раскрыть его потенциал и удовлетворить интересы.
Тема6. Итоговое занятие (3 часа).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Из них: | Дата проведения занятия | |
теоретические занятия | практические занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение | 3часа | |||
1.1 | Химия-наука об изменяющемся веществе и способах получения веществ с заранее заданными свойствами. | 1час | 1час | ||
1.2 | Исторические примеры создания новых материалов, изменяющих быт. | 1час | 1час | ||
1.3. | Историческая ретроспектива на материале любого из примеров: | 1час | 1час |
| |
2. | Тема 1. Ремонт в нашем доме | 15часов | |||
2.1. | Классификация дисперсных систем. | 2часа | 1час | 1час Опыт Тындаля | |
2.2. | Коллоидно-химические основы использования клеев и красок. Крахмальный клейстер. Из истории использования красок и клеев в древности. | 3часа | 2часа | 1час Классифицирование бытовых дисперсных систем. | |
2.3. | Современные лакокрасочные материалы: олифы, масляные краски, эмали, лаки, водно-дисперсионные краски. Грунтовки. Шпатлевки. Способы подготовки окрашиваемой поверхности к работе. | 3часа | 2часа | 1час Сравнительный анализ адгезионной способности различных клеев и материалов | |
2.4 | Гипс: состав, основы использования. Области применения гипса. Гипсокартон. | 3часа | 2часа | 1час Изготовление гипсовой отливки детской игрушки | |
2.5. | Твердые пены: их структурно-механические свойства: прочность, вязкость, слеживание. | 2часа | 1час | 1час Изучение текучести песка, цемента | |
2.6. | Обсуждение проектов проведения домашнего ремонта. | 2часа | 2часа | ||
3. | Тема 2. Химия стирки | 21час | |||
3.1. | Из истории стирки. Представление работ учащихся. | 2час | 2часа | ||
3.2. | Мыло и его свойства. Из истории получения мыла. Особенности современного производства мыла. Жесткость воды. | 4часа | 2часа | 2часа Получение мыла Изучение моющего действия мыла | |
3.3 | Синтетические моющие средства. | 3часа | 2часа | 1час. Сравнительная характеристика моющего действия мыла. | |
3.4. | Состав химических волокон, свойства тканей и особенности стирки. Пятна и способы их устранения. | 4часа | 2час | 2часа Удаление пятен жира, от травы, ягод и соков. Особенности стирки в зависимости от состава тканей. | |
3.5. | Растворы. Их практическое применение. | 2часа | 2часа | ||
3.6. | Расчеты при приготовлении растворов. | 4часа | 3часа | 1час Приготовление растворов с различными концентрациями | |
3.6. | Семинар по теме. Обсуждение творческих работ учащихся. | 2часа. | 2часа. | ||
4. | Тема З. Что мы едим, что мы пьем | 26часов | |||
4.1. | Основные компоненты пищи. | 2часа | 1час | 1час Определение витамина с в яблоке. Карамелизация сахара. | |
4.2. | Вода, которую мы пьем. | 2часа | 1час | 1час .Определение концентрации железа воде различными способами; | |
4.3 | Природные полимеры — жиры, углеводы, белки: состав, основные физико-химические свойства, энергетическая ценность | 4часа | 2часа | 2часа Качественные реакции на белки. Свойства белков, исследование влияния кислоты, щелочи, соли на набухание желатина. | |
4.4 | Азот в пище. | 4часа | 1час | 3часа определение азота в пищевых продуктов. Определение качества молока и молочных продуктов. Определение качества мяса. Определение качества рыбы. | |
4.5. | Хлорид натрия и сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин. | 4часа | 2часа |
| |
4.6 | Консерванты пищевых продуктов: сернистый газ, сульфит натрия, бензойная кислота и др | 1час | 1час | ||
4.7. | Ароматизаторы глутамат натрия и др.. | 1час | 1час | ||
4.8 | Пряности. Чай, кофе: вещества, входящие в их состав. | 2часа | 1час Природные индикаторы дома (чай, сок свеклы, краснокочанной капусты, черники, смородины); | ||
4.9. | Природные антиоксиданты. | 2часа | 1час | 1час Определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ; | |
4.10. | Различные системы питания: вегетарианство, раздельное питание и т. п. | 2часа | 2часа | ||
4.11. | Дискуссия»Выбор системы питания-мода или необходимость». Обсуждение творческих работ учащихся. | 2часа | 2часа | ||
5. | Тема 4. Химия Здоровья и красоты | 26часов | |||
5.1. | Лекарства и яды в древности и средневековье. | 2часа | 2часа | ||
5.2. | Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции. | 2часа | 1час Коэгуляция золей элктролитами | ||
5.3. | Физико-химические основы некоторых медицинских процедур: электрофорез, электрокардиограмма. | 3часа | 2часа | 1час Определение заряда коллоидной частицы в разных средах (на примере золя гидрата окиси железа) | |
5.4. | Вредные вещества в вашем доме. | 1час | 1час | ||
5.5. | О вреде курения. Устройство и принцип действия противогаза. | 3часа | 2часа | 1час Адсорбция активированным углем из раствора. Адсорбция сигаретного дыма активированным углем. | |
5.6. | Особенности свойств паст и гелей. Состав и свойства зубных паст и косметических гелей. Особенности проявления их свойств и правила хранения. | 3часа | |||
5.7. | Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Кремы для загара. Химия волос: химическая завивка и окраска. Обесцвечивание волос с помощью пероксида натрия и гидроксида аммония. Препараты из белковых веществ как средства ухода за волосами, кожей, ногтями. | 4часа | 3часа | 1час Образование геля желатины. | |
5.8 | Химия парфюмерии и косметики. | 4часа | 3часа | 1час Определение запахов пряностей. Дегустация различных сортов чая. Коллекция запахов. | |
5.9 | Украшения. | 2часа | 1час | 1час Приготовление золя смолы. | |
5.10. | Семинар по теме. Обсуждение творческих работ учащихся. | 2часа | 2часа | ||
6. | Химия досуга . | 4часа | |||
6.1 | Самостоятельная работа учащихся по подготовке проектов. | 4часа | 4часа | ||
7. | Итоговое занятие. Обсуждение творческих работ учащихся. | 3часа | 3часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа научного математического общества обучающихся
Устав. Пояснительная записка.Планирование работы на учебный год. Научно-практическая конференция....
Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА
Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"
Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....
Рабочая программа по элективному предмету "Плазма-четвёртое состояние вещества" в 11 классе базовый уровень
Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физической картине мира, расши...
Рабочая программа элективного курса по математике 11 класс«Геометрическое моделирование окружающего мира»
рабочая программа элективного курса по математике...
Образец рабочей программы по физике. Первоначальные сведения о строении вещества 7 класс
Образец рабочей программы соответствует требованиям ФГОС. Здесь учитываются планируемые результаты, способы действий обучающихся с имеющимися ЦОР или ТС, критерии оценивания достижения плани...