Рабочая программа научного химического общества по теме" Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни"
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

Евтушенко Надежда Николаевна

Настоящая программа раскрывает содержание курса  научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения.Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области химии, обогащение мировоззрения и научного кругозора, развитие мотивации учения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_nauchnogo_khimicheskogo_obshchestva.zip40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

химического научного общества

для __8 - 11кл.____ классов  

учителя      Евтушенко Н.Н.

Тема: «МАТЕРИАЛЫ И ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Пояснительная  записка

Настоящая программа раскрывает содержание курса  научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения- гимназии. Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области химии, обогащение мировоззрения и научного кругозора, развитие мотивации учения.

Место курса в образовательном  процессе.

       В повседневной жизни нас окружает бесконечное количество натуральных, искусственных и синтетических материалов. Поэтому изучение химии не может ограничиваться знакомством с реактивами, а должно помочь учащимся ориентироваться в сложном мире окружающих человека химических веществ и их превращений.
    Содержание разработанного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний учащихся с привлечением адаптированньх  для школьника фундаментальных теоретических основ курса «Коллоидная Химия» и раскрытии отдельных прикладных аспектов.

Цели, задачи, образовательные результаты
   Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся, приобретенных в курсе химии .При его построении проблемы коллоидной химии избраны в качестве базовых, поскольку в основном учебном курсе химии им уделяется очень мало внимания. Между тем роль соответствующих знаний исключительно велика в достижении понимания множества процессов, происходящих в окружающей нас действительности. К таковым относятся процессы, составляющие сущность приготовления пищи, окрашивания и обработки тканей, процессы, протекающие при различных косметических манипуляциях, при питании растений и т. п.
Разработка данного курса обусловлена следующими причинами:
— учетом широких возможностей для общекультурного и методологического образования учащихся;
— реальными возможностями развития функциональной грамотности современного человека, химической компетентности, основанной на объяснении химизма процессов, с которыми ученик встречается в повседневной жизни;
— опытом апробации изучения отдельных вопросов программы в рамках традиционного обучения химии;
— неизменным интересом значительной части учащихся и учителей к данному материалу;
возможностями вовлечения учащихся, изучающих данный курс, в особую деятельность по чтению лекций для младших школьников, разработке и проведению дидактических игр, организации исследовательской деятельности, направленной на поиск объяснений явлений, происходящих в окружающей действительности, и т. п.
      Основными целями изучения курса являются:
— развитие интереса к химическим знаниям;
— развитие функциональной грамотности, химической компетентности учащегося;
расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;
— совершенствование и расширение предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической (в том числе экспериментальной) деятельности;
развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования.

    Каждая тема курса позволяет отработать, расширить и углубить знания учащихся по определенным вопросам базовой программы (дисперсные системы, жесткость воды, гидролиз). Это очень важно, поскольку в существующих условиях крайнего дефицита времени не удается рассмотреть их с достаточной полнотой, Поэтому можно говорить об определенной компенсирующей функции курса, дополняющей основные решаемые им задачи.
     В рамках предлагаемой логики курса осуществляются постепенное формирование и развитие понятий коллоидной химии. От определения дисперсных систем мы следуем к рассмотрению более сложных вопросов дисциплины. Так, первая тема «Ремонт в вашем доме вводит в мир дисперсных систем и простейших явлений коллоидной химии. Основные понятия адсорбции изучаются в темах «Химия стирки» и  «Что мы едим, что мы пьем». Электрокинетические свойства дисперсных систем вводятся в теме «Химия здоровья и красоты» .
     Каждая тема курса связана также с определенным типом дисперсных систем. Хотя
их изучение происходит не в классической последовательности, а лишь способствует углублению понимания процессов, происходящих в окружающей вас жизни. Так, тема «Ремонт в нашем доме» в большей степени связана с твердыми пенами, изучением их структурно- механических свойств; «Химия стирки» изучает поверхностно –активные вещества; свойства высокомолекулярных веществ  и эмульсий раскрывает тема «Что мы едим, что мы пьем», «Химия здоровья и красоты» акцентирует внимание на свойствах паст, гелей, золей, аэрозолей.
    Многоаспектность прикладной компоненты курса определяет возможность положительного влияния его изучения на развитие мотивации химического образования.
Прикладная направленность курса предполагает активное вовлечение учащихся в процесс анализа событий и явлений окружающей действительности с целью их объяснения с позиций науки. В связи с этим большое внимание предполагается уделить организации разноуровневой (репродуктивной, продуктивной) самостоятельной работы учеников с литературными источниками, фотографиями, материалами периодической печати, химическими материалами. На занятиях преобладающей формой является диалог, опирающийся на широкие межпредметные связи и жизненный опыт учащихся.
     Самостоятельная работа учеников может быть реализована посредством подготовки творческих работ по выбору, которые включают в себя подготовку сообщений и информационных карточек, демонстрационных и раздаточных коллекций для последующей организации лабораторных и практических работ по химии.
В практических экспериментальных исследованиях важное место принадлежит организации мини-исследований окружающих предметов быта.

     Продолжительность курса 102 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 3 часа в неделю.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни», составители И.М.Титова, Е.И.Евстафьева.

     Формы контроля достижений учащихся .
Усвоение материала  по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы обобщаются на конференции.

Литература :

1.Зайковский И.И. Занимательная химия.- М.Учпедгиз.

2.Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах.

3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.

4.Федров Л.Ю. Рассказы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых.

5.Юдин А.М. Химия в нашем доме.

6.Покровский А.А. Беседы о питании.

7.Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика.

8.Несмеянов А.И. Пища будущего.

9.Фримант М.Химия в действии.

10.Химия для вас. Лаки и краски в вашем доме.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (3 ч.)

Химия наука об изменяющемся веществе и способах получения веществ с заранее заданными свойствами. Исторические примеры создания новых материалов, изменяющих быт. Историческая ретроспектива  на материале любого из примеров:
а) из истории посуды (глиняная, медная, золотая, оловянная ,мельхиоровая, эмалированная и т. д.) и материалов, из которых она изготовлялась;
б) лекарственные средства (от мыла до антибиотиков)

Формы творческих заданий

Подготовка рефератов из истории посуды; лекарственные средства.

Тема 1. Ремонт в нашем доме (15 ч.)

Классификация дисперсных систем ,дисперсность. Адгезия. Коллоидно-химические основы использования клеев и красок. Крахмальный клейстер. Из истории использования красок и клеев в древности. Ограничения использования свинецсодержащих красок (только для фасадных работ).
Современные лакокрасочные материалы: олифы, масляные краски, эмали, лаки, водно-дисперсионные краски. Грунтовки. Шпатлевки. Способы подготовки окрашиваемой поверхности к работе.
Строительные материалы как твердые пены, их структурно-механические свойства: прочность, вязкость, слеживание.
Гипс: состав, основы использования. Области применения гипса. Гипсокартон,
Лабораторный эксперимент
Опыт Тиндаля. Классифицирование примеров дисперсных систем, используемых в быту. Сравнительный анализ адгезионной способности различных клеев и материалов. Изготовление гипсовой отливки детской игрушки.
Формы творческих заданий (по выбору)
Разработка схемы конспекта «Использование клеев и красок в быту».
Проект проведения домашнего ремонта: составление перечня необходимых материалов.
Тема 2. Химия стирки (21 ч)
Из истории стирки: особенности стирки в древних Греции и Риме. Вытяжка из золы как средство для стирки в старину.
Мыло и его свойства. Из истории получения мыла. Особенности современного производства мыла. Жесткость воды.
Синтетические моющие средства. Адсорбция поверхностно-активных веществ. Механизм моющего действия.
Состав химических волокон, свойства тканей и особенности стирки. Пятна и способы их устранения.

Растворы, их практическое применение. Расчеты при приготовлении растворов.

Лабораторный эксперимент:

а) сравнительная характеристика моющего действия мыла к СМС в жесткой и мягкой воде;
б) удаление с поверхности ткани пятен йода, жира, фруктового сока.

В)приготовление растворов заданной концентрации.
Формы творческих заданий (по выбору) Разработка  презентации «Мыло в истории цивилизации».
Выполнение подборки информационных карточек по проблеме» I1риемы удаления пятен».
Тема З. Что мы едим, что мы пьем (26 ч)
Вода ,которую мы пьем. Природные полимеры — жиры, углеводы, белки: состав, основные физико-химические свойства, энергетическая ценность. Процессы, происходящие при их обработке (в приготовлении мяса, при варке и хранении картофеля механизм черствления хлеба). Азот в пище. Набухание, диффузия, осмос в приготовлении пищи.
Хлорид натрия и сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин. Консерванты пищевых продуктов: сернистый газ, сульфит натрия, бензойная кислота и др.
Ароматизаторы глутамат натрия к др. Пряности.
Чай, кофе: вещества, входящие в их состав.
Различные системы питания: вегетарианство, раздельное питание и т. п.

Природные антиоксиданты(плоды черники).
Лабораторный эксперимент
а) качественные реакции на белки, денатурация белков;
б) исследование кинетики набухания полимеров. Изучение влияния кислоты, щелочи, соли на набухание желатина;
в) определение витамина С в яблоке;
г) природные индикаторы дома (чай, сок свеклы, краснокочанной капусты, черники, смородины);
д) карамелизация сахара и его горение в присутствии катализатора;

е)определение концентрации железа  в воде различными способами;

е)определение качественного состава меда;

Ж)определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ;

И)определение азота в пищевых продуктов.

Формы творческих заданий

• Подготовка схемы конспекта: Осмос и диффузия на кухне» , «Природные красители и индикаторы»
• Подготовка сообщений по проблемам «Основы рационального приготовления пищи», «Различные системы питания».Нитраты, их влияние на здоровье человека.

«Значение белковой пищи для человека; опасность модных «белковых диет»
• Подготовка к дискуссии :Выбор системы питания- мода или необходимость?»
Тема 4. Химия здоровья и красоты «(26ч)
Лекарства и яды в древности и средневековье. Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции.
Золи и суспензии. Строение мицеллы. Двойной электрический слой. Коагуляция золей электролитами .

Лекарства: основные правила приема. Физико-химические основы некоторых медицинских процедур: электрофорез, электрокардиограмма.
Вредные вещества в вашем доме. Растения, поглощающие из воздуха вредные примеси (хлорофитум). Фитонциды некоторых растений в качестве лечебных средств. Адсорбенты. Пористые тела. Пористость. Удельная поверхность. О вреде курения. Устройство и принцип действия противогаза
Особенности свойств паст и гелей. Состав и свойства зубных паст и косметических гелей. Особенности проявления их свойств и правила хранения.
Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Кремы для загара. Химия волос: химическая завивка и окраска. Обесцвечивание волос с помощью пероксида натрия и гидроксида аммония. Препараты из белковых веществ как средства ухода за волосами, кожей, ногтями.
Химия запаха. Общие представления о химических основах старинных рецептов. О технологии изготовления духов в Финикии, Египте, Италии и Франции. Дезодоранты как аэрозоли. Механизмы действия дезодорантов.
Декоративная косметика: химический состав, содержание вредных веществ. Правила корректного пользования духами и косметикой.

Украшения. Драгоценные и полудрагоценные камни как твердые золи. Из истории знаменитых камней. Изделия из стекла.
Лабораторный эксперимент.
а)
коагуляция золей электролитами. Определение заряда коллоидной частицы в разных средах (на примере золя гидрата окиси железа);
б) адсорбция активированным углем из растворов. Адсорбция сигаретного дыма активированным углем;
в) определение запахов пряностей. Дегустация разных сортов чая. Коллекция запахов;
г) образование геля желатины;
д) приготовление золя смолы.

Формы творческих заданий
Подготовка схем-конспектов «Адсорбция в окружающем нас мире. Из истории знаменитых камней.»
Тема 5. Химия досуга (4 ч)
Содержание определяется интересами учащихся (например, химия — автолюбителям, фотолюбителям и др.).
Данную тему можно посвятить ответам на вопросы учащихся.
Каждый из них в результате изучения курса может выбрать наиболее интересное для него направление для выполнения исследовательской работы. Это позволит выстроить индивидуальный маршрут учащегося, поможет раскрыть его потенциал и удовлетворить интересы.

Тема6. Итоговое занятие (3 часа).

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Из них:

Дата проведения занятия

теоретические занятия

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Введение

3часа

1.1

Химия-наука об изменяющемся веществе и способах получения веществ с заранее заданными свойствами. 

1час

1час

1.2

Исторические примеры создания новых материалов, изменяющих быт.

1час

1час

1.3.

Историческая ретроспектива  на материале любого из примеров:
а) из истории посуды (глиняная, медная, золотая, оловянная ,мельхиоровая, эмалированная и т. д.) и материалов, из которых она изготовлялась;
б) лекарственные средства (от мыла до антибиотиков)

1час

1час

     

2.

Тема 1. Ремонт в нашем доме

15часов

2.1.

Классификация дисперсных систем.

2часа

1час

1час

Опыт Тындаля

2.2.

Коллоидно-химические основы использования клеев и красок. Крахмальный клейстер. Из истории использования красок и клеев в древности.

3часа

2часа

1час

Классифицирование бытовых дисперсных систем.

2.3.

Современные лакокрасочные материалы: олифы, масляные краски, эмали, лаки, водно-дисперсионные краски. Грунтовки. Шпатлевки. Способы подготовки окрашиваемой поверхности к работе.

3часа

2часа

1час

Сравнительный анализ адгезионной способности различных клеев и материалов

2.4

Гипс: состав, основы использования. Области применения гипса. Гипсокартон.

3часа

2часа

1час

Изготовление гипсовой отливки детской игрушки

2.5.

Твердые пены: их структурно-механические свойства: прочность, вязкость, слеживание. 

2часа

1час

1час

Изучение текучести песка, цемента

2.6.

Обсуждение проектов проведения домашнего ремонта.

2часа

2часа

3.

Тема 2. Химия стирки

21час

3.1.

Из истории стирки.

Представление работ учащихся.

2час

2часа

3.2.

Мыло и его свойства. Из истории получения мыла. Особенности современного производства мыла. Жесткость воды.

4часа

2часа

2часа

Получение мыла

Изучение моющего действия мыла

3.3

Синтетические моющие средства.

3часа

2часа

1час.

Сравнительная характеристика моющего действия мыла.

3.4.

Состав химических волокон, свойства тканей и особенности стирки. Пятна и способы их устранения.

4часа

2час

2часа

Удаление пятен жира, от травы, ягод и соков. Особенности стирки в зависимости от состава тканей.

3.5.

Растворы. Их практическое применение.

2часа

2часа

3.6.

Расчеты при приготовлении растворов.

4часа

3часа

1час

Приготовление растворов с различными концентрациями

3.6.

Семинар по теме. Обсуждение творческих работ учащихся.

2часа.

2часа.

4.

Тема З. Что мы едим, что мы пьем

26часов

4.1.

Основные компоненты пищи.

2часа

1час

1час

Определение витамина с в яблоке. Карамелизация сахара.

4.2.

Вода, которую мы пьем.

2часа

1час

1час

.Определение концентрации железа  воде различными способами;

4.3

Природные полимеры — жиры, углеводы, белки: состав, основные физико-химические свойства, энергетическая ценность

4часа

2часа

2часа

Качественные реакции на белки. Свойства белков, исследование влияния кислоты, щелочи, соли на набухание желатина.

4.4

Азот в пище.

4часа

1час

3часа

определение азота в пищевых продуктов.

Определение качества молока и молочных продуктов.

Определение качества мяса.

Определение качества рыбы.

4.5.

Хлорид натрия и сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин.

4часа

2часа


Природные индикаторы дома (чай, сок свеклы, краснокочанной капусты, черники, смородины);


е)определение качественного состава меда;

4.6

Консерванты пищевых продуктов: сернистый газ, сульфит натрия, бензойная кислота и др

1час

1час

4.7.

Ароматизаторы глутамат натрия и др..

1час

1час

4.8

Пряности. Чай, кофе: вещества, входящие в их состав.

2часа

1час

Природные индикаторы дома (чай, сок свеклы, краснокочанной капусты, черники, смородины); 

4.9.

Природные антиоксиданты.

2часа

1час

1час

Определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ;

4.10.

Различные системы питания: вегетарианство, раздельное питание и т. п.

2часа

2часа

4.11.

Дискуссия»Выбор системы питания-мода или необходимость».

Обсуждение творческих работ учащихся.

2часа

2часа

5.

Тема 4. Химия Здоровья и красоты

26часов

5.1.

Лекарства и яды в древности и средневековье.

2часа

2часа

5.2.

Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции.
Золи и суспензии. Строение мицеллы. Двойной электрический слой. Коагуляция золей электролитами .

2часа

1час

Коэгуляция золей элктролитами

5.3.

Физико-химические основы некоторых медицинских процедур: электрофорез, электрокардиограмма.

3часа

2часа

1час

Определение заряда коллоидной частицы в разных средах (на примере золя гидрата окиси железа)

5.4.

Вредные вещества в вашем доме.

1час

1час

5.5.

О вреде курения. Устройство и принцип действия противогаза.

3часа

2часа

1час

Адсорбция активированным углем из раствора. Адсорбция сигаретного дыма активированным углем.

5.6.

Особенности свойств паст и гелей. Состав и свойства зубных паст и косметических гелей. Особенности проявления их свойств и правила хранения.

3часа

5.7.

Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Кремы для загара. Химия волос: химическая завивка и окраска. Обесцвечивание волос с помощью пероксида натрия и гидроксида аммония. Препараты из белковых веществ как средства ухода за волосами, кожей, ногтями.

4часа

3часа

1час 

Образование геля желатины.

5.8

Химия парфюмерии и косметики.

4часа

3часа

1час

Определение запахов пряностей.

Дегустация различных сортов чая.

Коллекция запахов.

5.9

Украшения.

2часа

1час

1час

Приготовление золя смолы.

5.10.

Семинар по теме. Обсуждение творческих работ учащихся.

2часа

2часа

6.

Химия досуга .

4часа

6.1

Самостоятельная работа учащихся по подготовке проектов.

4часа

4часа

7.

Итоговое занятие. Обсуждение творческих работ учащихся.

3часа

3часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа научного математического общества обучающихся

Устав. Пояснительная записка.Планирование работы на учебный год. Научно-практическая конференция....

Рабочая программа "Человек и общество" для подготовки учащихся к ГИА

Программа расчитана на 48 часов и состоит из 6 разделов, которые заканчиваются тестированием...

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....

Рабочая программа по элективному предмету "Плазма-четвёртое состояние вещества" в 11 классе базовый уровень

     Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физи­ческой картине мира, расши...

Образец рабочей программы по физике. Первоначальные сведения о строении вещества 7 класс

Образец рабочей программы соответствует требованиям ФГОС. Здесь учитываются планируемые результаты, способы действий обучающихся с имеющимися ЦОР или ТС, критерии оценивания достижения плани...