Обществознание рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

рабочая программа по обществознанию 9 класс (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_programma_9.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 9)

(УО)

Образовательная область, предмет –обществоведение.

       Данная рабочая программа по обществоведению разработана на  основе  программы В.М.Мозговой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета  обществоведение отводится 1 час в неделю (34 часа в год).  

По  учебному плану школы  в 9 классе   отведено  1 час в неделю (34 часа в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по обществоведению сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению обществоведческих знаний, формированию личностных качеств гражданина, практическому  применению этих знаний при подготовке подростков с нарушением интеллекта к жизни, учитывая степень выраженности и структуру дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: 

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.;

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал, задания практического характера, Конституция Российской Федерации, интернетресурсы

Программа адресована обучающимся 9 б класса.

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности. Данная рабочая  программа по обществоведению предполагает учет индивидуально-личностной природы обучающихся, их потребностей и интересов, определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения подростков как личности,  поэтому данную программу можно определить как личностно-ориентированную. Рабочая программа по курсу обществоведения определяет в целом оптимальный объем знаний и умений, который доступен  обучающимся. Преподавание курса носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс даёт и закрепляет основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Содержание курса носит элементарный характер. Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он даёт возможность широко использовать межпредметные и метапредметные связи истории с историей, географией, биологией, математикой, чтением, письмом, развитием речи, профессионально-трудовым обучением, физкультурой, СБО, ИЗО и др. Изучение  обществоведения  рассчитано  на два года обучения (68 часов – по 34 часа на каждом году обучения). Сам по себе курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. В то же время данный учебный предмет для девятиклассников является  подготовительным этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных обществоведческих знаний, служащих подготовкой подростков с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовой и правовой адаптации и дальнейшем вхождением в социум. Основной метод обучения обществоведению – беседа, которая позволяет выявить у школьников уже имеющиеся представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. В тех случаях, когда  выбранный материал труден для вербального восприятия: учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных практических работ, экскурсий, использование видеопрезентаций, игр  и т.п. для введения обучающихся в мир новых теоретических знаний.  Курс обществоведения в 9 классе состоит из двух основных разделов. Раздел III предполагает общее знакомство учащихся с правами и обязанностями гражданина России. Раздел IV знакомит с основами уголовного права.  Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся класса.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • сообщение учащимся знаний об обществоведении, как науке об изучении ……
  • формирование  доступных представлений и понятий  о государственном устройстве, гражданских обязанностях и правах гражданина современного общества;
  • сообщить начальные сведения и привить учащимся интерес к общественным наукам;
  • соединение знаний обучающихся с практической подготовкой к жизни, посильному сознательному участию в жизни социума;
  • раскрытие вопросов культуры, взаимоотношений людей в обществе;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение, математика, история, предметы эстетического цикла, СБО, биология, география, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической работе, тестовые контрольные задания, рефераты.

Планируемые результаты:

На всех уроках проводится коррекция логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания; крупной и мелкой моторики. Урок обществоведения активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность подростков, облегчается усвоение новых знаний; помогает обучающимся выражать свои мысли общегражданскими терминами;  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала, развивается и совершенствуется наблюдательность, память,  речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости событий, делать выводы.  Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. К знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • что такое государство?;
  • что такое право?;
  • виды правовой ответственности;
  • что такое правонарушение?;
  • что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации;
  • какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?

Обучающиеся должны уметь:

  • написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку;
  • оформлять стандартные бланки;
  • обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения;
  • правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

Содержание рабочей программы:

п/п

Тема

Кол-во уче бных часов  (в авторск ой прог-ме)

Кол-во уче бных часов  (в рабочей программе)

1

ПОВТОРЕНИЕ

2

2

2

Раздел III . ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

22

22

3

Раздел IV. ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА.

8

15

4

ПОВТОРЕНИЕ

2

2

Итого:

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...

Рабочая программа по СБО для глубоко умственно отсталых детей 8 класс

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и реализуется на основе программы образования учащихся с ум...

Биология рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)

Рабочая программа по биологии 9 класс (умственная отсталость)...

Обществознание КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 кл.(у/о)...

Обществознание КТП 8 класс (для детей с умственной отсталостью)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для учащихся 8 класса (у/о)...