АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету « Музыка и пение » для «7-9 » классов
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Адаптированная рабочая программа обучения детей с УО.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования» Протокол № 7 от «09» июня 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова Протокол № 5 от «09» июня 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных Приказ №147 от 26.08.2022г |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету « Музыка и пение »
для «7-9 » классов
Составитель: Сахирова Виктория Валерьевна
учитель начальных и коррекционных классов
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Музыка и пение» для 6 -8 классов составлена на основе нормативно – правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
- Адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Республиканский центр образования»
- Учебного плана ГБОУ «Республиканский центр образования», годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год;
- Положения о рабочей программе, направленной на реализацию АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и положения о рабочей программе учителя ГБОУ «Республиканский центр образования»
- Устава ГБОУ «Республиканский центр образования».
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под обще редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2012г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г).
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Основными целями рабочей программы являются:
формирование музыкальной культуры учащихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с умственной отсталостью.
Основные задачи:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память
-способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
помочь самовыражению школьников с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
-содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности.
Рабочая программа построена с учетом принципов коррекционной направленности обучения; оптимистической перспектива образования; индивидуализации и дифференциации процесса обучения. В основе программы лежит принцип единства.
Для реализации рабочей программы используются следующие методы и средства:
рассказ;
объяснение;
упражнение;
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
беседа;
слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета, объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;
наглядный;
метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод арт — терапии;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):
Связь с другими предметами: ритмика, изобразительное искусство, чтение, русский язык, математика, литература, география, история.
В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются следующие типы уроков:
● вводный урок;
● урок формирования новых знаний;
● обобщающий;
● контрольный урок;
● урок формирования и закрепления умений и навыков;
● урок – сказка (может иметь различные формы: прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания);
● комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального);
● урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
● урок – состязание;
● урок – игра (конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки
Основные технологии: информационные, объяснительно-иллюстративные, здоровье — сберегающие, модульные, личностно-ориентированные, игровые:
В процессе обучения на уроках осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются требования к их знаниям в зависимости от уровня общего развития, особенностей структуры дефекта, развития речи и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала. По наиболее трудным темам программы уровень требований снижается. Для обучающихся, наиболее слабых в отношении умственного развития и требующих, поэтому особого внимания, подхода, даются индивидуальные задания, раздаточный материал.
Формы контроля: устный индивидуальный, текущий, итоговый тест, музыкальные викторины.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся.
Особенности обучающихся характеризуются недоразвитием познавательных интересов и снижением познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Учащиеся испытывают сложности при овладении программным материалом, недостаточно сформированы основные учебные умения и навыки. Учебный материал воспринимается медленно, требуется повторное объяснение. Со стороны произвольного внимания отмечается неустойчивость, концентрация внимания снижена, особенно в условиях монотонной деятельности, требуется дополнительная стимуляция. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушения внимания и восприятия. Учебная мотивация низкая. Эмоциональная реакция поверхностная, незрелая. В поведении в основном учащиеся спокойны, социальную дистанцию соблюдают. Мыслительные процессы характеризуются недостаточным уровнем операций анализа, обобщения, абстракции, переноса.
В речевом развитии проявляются дефекты речи на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. Вследствие нарушения проявляется недоразвитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Наблюдаются нарушения речевой моторики, быстро забывают пройденный материал. Словесная память снижена, словарный запас не соответствует возрасту. Навыки чтения и письменной речи усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи. Чтение снижено по темпу, с ошибками в произношении слов, с пропусками. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают нарушения письменной речи. Под диктовку текста испытывают трудности при воспроизведении графического образа букв, допускают пропуски букв. Смысл прочитанного текста понимают частично, пересказ вызывает затруднения. Навыками связной речи не владеют. Арифметические действия в уме доступны в пределах 20. Решение составных задач недоступно, простые задачи решают по аналогии, прибегая к помощи взрослого. Перенос показанного способа действия при решении новых упражнений, заданий вызывает затруднения, соотнести запоминаемый материал с предлагаемыми опорами не умеют. Обращенную речь понимают не всегда, на вопросы отвечают не сразу. Осознание личности полное, во временных и пространственных представлениях ориентируются. Особый интерес проявляют к занятиям творческой направленности.
Содержание учебного предмета
Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Музыка формирует вкусы, воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся специальных коррекционных образовательных учреждений.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей с различной структурой дефекта. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств, программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета), кино.
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Наряду с основными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
-Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-Коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи;
-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
-Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы, снятие эмоционального напряжения
-Развитие зрительного восприятия и узнавания;
-Развитие пространственных представлений и ориентации;
-Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально- хорового репертуара классного хора.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов. Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
-дети могут слушать произведение;
-беседовать о характере, особенностях формы произведения;
-пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
-выполнять индивидуальные задания творческого характера рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
-исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
-включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
Описание места предмета (коррекционного курса) в учебном плане.
Обучение по предмету "Музыке и пению" рассчитано на три года с 6 по 8 классы. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс — «Музыка и пение» (17 часов),
7 класс — «Музыка и пение» (17 часов),
8 класс — «Музыка и пение» (17 часа),
Учебный предмет «Музыка и пение» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 6класс | 7 класс | 8 класс |
Количество часов в неделю | 0,5 часов | 0,5 часов | 0,5 часов |
Итого в год | 17 часов | 17часов | 17 часов |
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «География».
К личностным результатам освоения учебной программы относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знание наизусть 10-12 песен;
- знание наиболее известных классических и современных музыкальных произведений из программы для слушания
- знание жанров музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;
- знание музыкальных терминов: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;
- знание современных электронных музыкальных инструментов и их звучание
- умение исполнять вокально-хоровые упражнения;
- выразительно исполнять песни различного содержания;
- адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других обучающихся;
- соотносить прослушанные произведения с определенным музыкальным жанром;
- давать характеристику примерного содержания прослушанных произведений;
- оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкальных произведений;
- отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;
-самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.
Достаточный уровень:
- знание средств музыкальной выразительности;
- знание основных жанров музыкальных произведений;
- знание музыкальных профессий и специальностей;
- знание особенностей творчества изученных композиторов;
- знание особенностей народного музыкального творчества;
- знание особенностей взаимозависимости и связи музыки с другими видами искусства (литература, живопись, театр, кинематограф)
- умение самостоятельно выразительно исполнять 12-14 песен;
- умение отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;
- умение называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;
- умение называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
- умение определять характер, идейное содержание произведения;
- умение определять ведущие средства музыкальной выразительности;
- умение создавать план прослушанного произведения;
- умение давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
- умение подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета 6 класс
Личностные результаты
• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с задачей, поставленной учителем;
• развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;
• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)
учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
• при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения
Предметные результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Обучающиеся должны уметь: -четко, ясно произносить тексты песен. -не нарушать вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения. -петь ровно, с напевностью звучания; протяжно и округло петь гласные, спокойно, но вместе с тем, относительно быстро произносить согласные; контролировать длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. -В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. -выразительно читать текст в ритме музыки. -выразительного петь, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.). -Слушать музыку Сопоставлять характер настроения прослушанных произведений делать выводы о музыкальных образах этих произведений. Знать : особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ. о составе и звучании симфонического оркестра. инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовы ми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты. о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий). Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специаль ностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. | Обучающиеся должны уметь: -эмоционально и осознанно воспринимать и воспроизводить разучиваемые произведения -выразительно «концертно» исполнять разученные произведений; -точно интонировать в октавном унисоне, -пение на одном звуке, на разные слоги; -пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги; -пение попевок с полутоновыми интонациями; — -пение с закрытым ртом; -хоровые распевания на песнях; -петь без сопровождения. Знать : -Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. -Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке. -Народную музыка в творчестве композиторов. -Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов. -Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений -определять средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, мет -роритм, мелодия, гармония, тембр. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета 6 класс
Предметные результаты | ||
минимальный уровень | достаточный уровень | личностные результаты |
Обучающиеся должны знать: несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности; инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты; правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. | наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора; жанры музыкальных инструментов: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада; музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка; современные электронные музыкальные инструменты и их звучание. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ценностям многонационального российского общества; воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т. п.); совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем; формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения ; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; |
Планируемые результаты освоения учебного предмета 7 класс
Предметные результаты | ||
минимальный уровень | достаточный уровень | личностные результаты |
наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора; жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада; музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка; современные электронные музыкальные инструменты и их звучание. | -понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения; -различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ценностям многонационального российского общества; воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т. п.); совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем; формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения ; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; |
Планируемые результаты освоения учебного предмета 8 класс
Предметные результаты | ||
минимальный уровень | достаточный уровень | личностные результаты |
Учащиеся должны знать: средства музыкальной выразительности; основные жанры музыкальных произведений; музыкальные инструменты; музыкальные профессии и специальности; особенности творчества изученных композиторов; особенности народного музыкального творчества. | иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и муз. драматургии; определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свой отношение к тем или иным музыкальным явлениям; исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ценностям многонационального российского общества; воспитание интернациональных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т. п.); совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем; формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения ; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; |
Содержание учебного курса «Музыка и пение» 6 класс
Тема с указанем количества часов | Содержание учебного материла | Характеристика формируемых базовых действий |
Раздел "Пение" (6 часов) | Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения. Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.). | Знать: несколько песен и правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. Уметь: самостоятельно исполнять их; |
Раздел "Слушание музыки" (6 часов) | Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий. Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ. Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала. Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными -инструментами. Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию». | Знать : -музыкальные профессии, специальности; наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, -современные электронные музыкальные инструменты и их звучание. Уметь: самостоятельно определять и называть их, указывать автора; жанры музыкальных инструментов: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада; музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка; |
Раздел "Музыкальная грамота" (5 часов) | Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий). Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д. | Знать: инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты; Уметь: -Слушать музыку Сопоставлять характер настроения прослушанных произведений делать выводы о музыкальных образах этих произведений. |
Примерный музыкальный материал 6 класс
Пение
Первая четверть
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова.
«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера.
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Вторая четверть
«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши- но» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе.
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, сл. И. Шаферана.
Третья четверть
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского.
«Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора.
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского.
«Варяг» — русская народная песня.
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинскош, сл. М. Танича.
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.
Четвёртая четверть
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
«Там на неведомых дорожках»
«Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача.
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Слушание
Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.
«Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».
Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».
Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта»'.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.
Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А Флярковского, сл. А. Дидурова.
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А" Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А Адалис.
7класс
Тема с указанием количества часов | Содержание учебного материала | Характеристика формируемых базовых действий |
Раздел "Пение" (6 часов) | Исполнение песенного материала в диапазоне си — миг. Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика. Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной. Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки. Повторение песен, разученных в 6-м классе. | Знать: наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки. Уметь: -Исполнять песенный материал в щадящем голосовом режиме -исполнять песни одновременно с фонограммой |
Раздел"Слушание музыки" (6 часов) | Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве. Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков. Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада. Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты. Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса. | Знать: музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка; современные электронные музыкальные инструменты и их звучание. Уметь: самостоятельно определять и называть и указывать жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада; |
Раздел"Музыкальная грамота" (5 часов) | Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра Мелодии декламационного характера. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д. | Знать: -средства выражения музыки-интонация -мелодии дикламационного характера -основные музыкальные термины:бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка Уметь: -различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; - интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; |
Примерный музыкальный материал 7 класс
Пение
Первая четверть
«Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова. Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
«Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина.
«С нами, друг!» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
«Листья желтые» — муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.
«Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник ' Изумрудного города» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.
«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. К Ибряева.
Вторая четверть
«Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского: -
«Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.
«Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева. .
«Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» — муз. А. Лепина, сл. В. Коростылева.
«Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, сл. С. Островского.
«Санта Лючия» — итальянская народная песня, пер. В. Струева и Ю. Берниковской.
Третья четверть
«Женька» — муз. Е. Жарковского, сл. К Ваншенкина.
«Звездочка моя ясная» — муз. В. Семенова, сл. О. Фокиной,
«Надежда» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.«Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!*- — муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева.
«Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.
«Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.
«Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина «Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.
Четвёртая четверть
«Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
«На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
«Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.
«Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.
«Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича.
«Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, сл. народные. Слушание
И. Бах. «Ария», ре мажор BWV1068.
Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии № 5, до минор, ор. 67. Дж. Бизе.
«Вступление». Из оперы «Кармен». Дж. Бизе. «Хабанера». Из оперы «Кармен». М. Майерс. «Каватина». М. Равель. «Болеро».
Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник». И. Штраус. «Вальс». Из оперетты «Летучая мышь». Ф. Шуберт. «Серенада».
М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя». «Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова. М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов». С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам». Н. Римский- Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко». Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед». Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».
П. Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си- бемоль минор, ор. 23.
Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам.
«Иллюзия»
8 класс
Тема с указанием количества часов | Содержание учебного материала | Характеристика формируемых базовых действий |
Раздел " Пение" (6 часов) | Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений: совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль); эмоционально-осознанное восприятие и, воспроизведение разучиваемых произведений; выразительное «концертное» исполнение разученных произведений; пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности; точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости. Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги; пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги; пение попевок с полутоновыми интонациями; пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; упражнения на чистое округленное интонирование, вокально-хоровые распевания на песнях; пение без сопровождения. Повторение песен, разученных в 6—7-х классах. | Знать: -средства музыкальной выразительности; основные жанры музыкальных произведений; музыкальные инструменты; музыкальные профессии и специальности; особенности творчества изученных композиторов; особенности народного музыкального творчества. Уметь: -пение в смешанном хоре -пение на одном звуке, на разные слоги; -пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги; -пение попевок с полутоновыми интонациями; -пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; -исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; -использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, |
Раздел"Слушание музыки" (6 часов) | Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке. Народная музыка в творчестве композиторов. Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов. Повторение прослушанных произведений из программы 6— 7 классов | Знать: -знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения; - Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов. Уметь: давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свой отношение к тем или иным музыкальным явлениям; -определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; |
Раздел"Музыкальная грамота" (5 часов) | Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр. Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений. Примерный музыкальный материал | Знать: о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и муз. драматургии; Уметь: использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; |
Примерный музыкальный материал 8 класс
Пение
Первая четверть
«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» — муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.
«Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» — муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана.
«Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, сл.М. Пляцковского. «Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского. ' ' .-'i -v
«Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.
«Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.
«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева.
Вторая четверть
«Город золотой» — муз. Ф. Милано, сл. А. Хвостова и А. Воло- хонского, обр. Б. Гребенщикова.
«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.
«Мой белый город» — муз. Е. Доги, сл. В. Лазарева.
Третья четверть
«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.
«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» — муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова.
«Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
«Пожелание» — муз. и сл. Б. Окуджавы.
«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, сл. Г. Фере.
Четвёртая четверть
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева- Седого, сл. А. Фатьянова.
«День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» — муз. и сл. Б. Окуджавы.
«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
«Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, сл. М. Матусовского.
Слушание
И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.
Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto eeon brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 1,
«Патетическая».
И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор. Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».
Г. Гендель. «Passacalia». 'Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7,
№1.
Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс». Дворжак. «Славянский танец», ми минор.
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2»,
Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро». Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.
А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь». М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).
Прокофьев. «Вставайте, люди русские» .«Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский»-.
Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».
Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы
«Снегурочка».
Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».
А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад». П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 — bis.
Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».
«Я ли в поле да не травушка была...» — муз. П. Чайковского, сл. И. Сурикова. Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам. X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».
«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» - муз. А. Петрова, сл. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
I чтв
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
1 | Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор). «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» В.Шаинский, Г.Остер. | ||
2 | Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. «Наташка-первоклашка». «Первый дождь» А.Флярковского. | ||
3 | Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. «Наташка -первоклашка» Ю.Чичкова. Л.Бетховен «Адажио» из «Лунной сонаты». | ||
4 | Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. «В Подмосковье водятся лещи» В.Шаинский, Г.Остер. «Весенняя» В.Моцарт-Оберек. | ||
5 | Особенности творчества композиторов: Э. Григ. «Весёлый марш монтажников». «Песня Сольвейг» Э. Грига, В. Моцарт. Р.к. «Л.Н.Толстой и музыка. В.А.Моцарт «Турецкий марш». Музыкальная викторина |
II чтв
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
план | факт | ||
1 | Проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. «Волшебная сказка» А.Морозова-Ю.Таркаева. Х.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей». | ||
2 | Особенности творчества композиторов: Л. Бетховен. Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Волшебная сказка». | ||
3 | Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер. «Весёлый марш монтажников» Р.Щедрина. Слушание «Кабы не было зимы» Е.Крылатого. | ||
4 | Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. «Облака из пластилина» М.Протасова-Н.Соловьёвой. Э.Григ «Песня Сольвейг», «Утро». Музыкальная викторина |
III чтв
№ урока | Дата | Тема | ||
план | факт | |||
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания. P.к. Особенности национального фольклора. Народные гуляния на рождество. «В Рождество Христово Ангел прилетел». | ||||
2 | Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала. «Воспоминания о полковом оркестре» Ю.Гуляев-Р.Рожд. «Прощание славянки» В.И.Агапкина. | |||
3 | Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания. «Мы желаем счастья вам» С.Намин. «Три танкиста» Д.Покрасс-Б.Ласкин. | |||
4 | Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот). «Ты у меня одна». | |||
5 | Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий. «Три танкиста» Д.Покрасс-Б.Ласкин. «Последняя поэма» А.Рыбникова |
IV чтв
№урока | дата | Тема | |
план | факт | ||
1 | Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях. Пианист, скрипач, гитарист, трубач «Дождь пойдёт по улице...» В.Шаинский-С.Козлов | ||
2 | Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания. «Крылатые качели» Е.Крылатова, Ю.Энтина. | ||
3 | Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Ударные инструменты (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты). «Священная война» А.Александрова-В.Лебедева-Кумача.Музыкальная викторина. |
7 класс
I чтв
№ урока | дата | Тема | |
план | факт | ||
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. «Всё пройдёт» А.Флярковский, А.Дидуров. Симфония №5 Л.В.Бетховен | |||
2 | Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми1. «Дорога добра» М.Минков, Ю.Энтин. «Я тебя никогда не забуду» А.Рыбникова. | ||
3 | Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки. «Школьный корабль» Г.Струве, К.Ибряев. «Колыбельная Светланы» Т.Хренников. | ||
4 | Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки. «Отговорила роща золотая» Г.Пономарёв-С.Есенин. «Серенада» Ф.Шуберт. | ||
5 | Мелодия, как основное выразительное средство. Р.к. «В.Поленов и музыка». Г. Вагнер отрывки из оперы «Лоэнгрин». Музыкальная викторина. |
II чтв
№урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
1 | Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. «Колокола». «Марш Черномора» М. Глинка, «Танец с саблями» М.Хачатурян | ||
2 | Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: концерт, опера, балет. «Песенка о хорошем настроении» А.Лепина-В.Коростылёва. Г.Свиридов «Увертюра». | ||
3 | Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов: произведения современных композиторов. «Колокола» Ю. Энтина-Е. Крылатова. Л.Субраманиами «Иллюзия». | ||
4 | Музыкальная викторина. |
III чтв
№ урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной. Пение: «Песня остаётся с человеком», «Женька». | |||
2 | Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. P.к. Фольклорно-песенные праздники Тульской области. «Ёлка», «Огни рождества». | ||
3 | Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. «Песня Гардемаринов» ВЛебедев- Ю.Ряшенцев. М.Мусоргский «Сцена Юродивого». | ||
4 | Мелодии декламационного характера. «Трус не играет в хоккей» А. Пахмутова-С. Гребенников. Г.Свиридов «Тройка». | ||
5 | Музыкальная викторина. |
IVчтв
№ урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. «Берёзовый сок» В.Баснера-М.Матусовского. | |||
1 | Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка». «Песня старого извозчика» Н.Богословского-Я.Родионова. «Песня Юродивого» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского. | ||
3 | Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной. «Четырнадцать минут до старта» О.Фельцмана-В.Войнович. М.Равель «Сиртаки», «Вальс» Г.Свиридов.Музыкальная викторина. |
8 класс
I чтв
№ урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
1 | Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений: совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре. Пение на одном звуке, на разные слоги. «Конопатая девчонка» Б.Савельев. М.Пляцковский. «А цыган идёт» А.Петров. | ||
2 | Повторение определения средств музыкальной выразительности. Темп; динамика. «Подмосковные вечера» В.Соловьёва -Седого, М.Матусовского. Бетховен «Патетическая соната». | ||
3 | Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. «Гляжу в озёра синие» Л.Афанасьева. И.Шаферана. «Токатта ре- минор» И.С.Бах | ||
4 | Повторение определения средств музыкальной выразительности. Темп; динамика. «Подмосковные вечера» В.Соловьёва-Седого, М.Матусовского. Бетховен «Патетическая соната». | ||
5 | Музыкальная викторина. |
IIчтв
№ урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
1 | Повторение определения средств музыкальной выразительности. Лад. «Песенка о медведях» А.Занепина-Л. Дербенёва. «Времена года» П.И.Чайковский. | ||
2 | Повторение определения средств музыкальной выразительности. Метроритм. Пение «Город золотой» Ф.Милано-А.Хвостов. Г. Гендель «Пассакалия» соч. 7 №1. | ||
3 | Певческие упражнения. Пение с закрытым ртом. «Разговор со счастьем» А.Зацепина-Л.Дербенёва. «Тема гуляний» И.Стравинский | ||
4 | Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7. Музыкальная викторина. |
III чтв
№ урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
1 | Выразительное «концертное» исполнение разученных произведений. P.к. Народные гуляния Тульской области. Разучивание и пение святочных песен. | ||
2 | Героика, лирика в музыке. «Конопатая девчонка» Б. Савельев-М.Пляцковский. «Сеча при Керженце» Н.Римский-Корсаков. | ||
3 | Драма и юмор в музыке. «Берёзовые сны» В.Гевиксман-Г.Фере. «Песенка Герцога» Дж.Верди. | ||
4 | Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности; «Берёзовые сны» В.Гевиксман-Г.Фере. «Вальс» А.Хачатурян. | ||
5 | Музыкальная викторина. |
IV чтв
№ урока | Дата | Тема | |
план | факт | ||
Вокально-хоровые распевания на песнях. Пение: «Где же вы теперь...?» В.Соловьёва-Седого.-А. Фатьянова. отрывок из балета «Петрушка» И.Стравинского. | |||
2 | Народная музыка в творчестве композиторов. «Нам нужна одна Победа» Б.Окуджава. «Я ли в поле да ни травушка была» П.Чайковский. | ||
3 | Певческие упражнения: совершенствование певческого дыхания, упражнения на чистое округленное интонирование. «Прощайте, голуби» М.Фрадкина-М.Матусовского. «Половецкие пляски с хором» А.Бородин. Музыкальная викторина.. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методический комплекс:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012, под редакцией В. В. Воронковой
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Музыка» 5-9 классы автор Евтушенко И.В.). Москва «Просвещение» 2011 г. 2. Т. А. Замятина.
- Современный урок музыки Учебно-методическое пособие - М.: Просвещение, 2010 Фонохрестоматия по программе «Музыка» для 5 - 8 классов. (4CD –диска) 2012г.
- Мультимедийная компьютерная игра «Угадай инструмент» 5. «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»)
- Каждый ученик и учитель Центра обеспечены рабочим местом. Номенклатура передаваемого оборудования учащимся ГБОУ «РЦО»
- Номенклатура передаваемого оборудования учителям ГБОУ «РЦО»
N | Наименование и основные характеристики | количество | |
1 | Специализированный программно-технический комплекс ученика с ОВЗ | 1 | |
2 | Наушники+ колонки | 1 | |
3 | Микрофон+вебкамера | ||
4 | Сканер | 1 | |
5 | Черно-белый лазерный принтер | 1 | |
6 | |||
Цифровая фотокамера | 1 | ||
7 | Графический планшет Wacom Bamboo Pen | 1 | |
8 | Клавиатура INTELLIKEYS | 1 | |
Компьютерный̆ роллер Roller | 1 |
Э/ресурсы:
karaoke.ru
каталог «Детские песни»
Музыкальное детство htt://wwwyoungmusicant.narod.ru
Музыкальные сайты htt://wwwall-2music.cjm
Музыка для детей htt://music.mp.musik.edu.bu/main
Музыка и я, уроки музыки в школе htt://www.musicandi.ru
Приложение№ 1
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает одну – две ошибки, которые сам же и исправляет,
- один – два недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;
- допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;
- беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5". Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2". Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Приложение № 2
контрольно-измерительные материалы:
6 класс
Iчетверть
Прослушать и записать название музыкального сочинения (имя композитора)
Ответ: «Лунная соната» (Л.В.Бетховен)
Задание№2
Угадать изображённые на картинке муз-ные инструменты.
Ответ: гусли, балалайка, гармонь.
Задание№3
Исполнить на ударно-шумовых (коллективно) ритм р.н.п. «Коробочка».
«Турецкий марш» В.А.Моцарт.
Ответ: марш
Задание№4
Записать название музыкального знака, изображённого на карточке.
Ответ: нота.
Задание№5
Нарисовать любимый музыкальный русский народный инструмент Доп. задание №6
Коллективно (хором) исполнить «Весёлый марш монтажников» Р.Щедрин, В.Котов.
IIчетверть Задание№1
Угадать и записать ответ: в каком регистре (низкий, средний, высокий) звучит
«Песня Сольвейг» Э.Грига.
Овет: высокий
Задание№2
Прослушать и записать ответ: какая звучит мелодия, грустная или весёлая»? Х.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей».
Ответ: грустная.
Задание№3
Выполнить движения под музыку. Ф.Шопен «Вальс».
Задание№4
Отгадать и записать профессию изображённого на картинке героя.
Ответ: дирижёр.
Задание№5
Нарисовать образ героя (сюжет) р. н. песни «Варяг».
Доп. материал (картинки с изображением моря, крейсера, матроса) для раскраски.
Доп. задание №6
Коллективное исполнение полюбившейся песни.
IIIчетверть Задание№1
Прослушать и записать ответ: о каком празднике идёт речь в песне «В Рождество Христово Ангел прилетел».
Ответ: Рождество Христово.
Задание№2
Прослушать и записать ответ. Что звучит, песня, танец, марш? «Вальс» Е.Дога.
Ответ: танец.
Задание№3
Выполнить движения под музыку «Три танкиста» Д.Покрасс-Б.Ласкин. Задание№4
Вспомнить и записать названия духовых инструментов.
Ответ: гобой, кларнет, фагот, туба, тромбон (подсказка – картинки с изображением инструментов)
Задание№5
Нарисовать духовой инструмент. Доп. задание №6
Коллективно исполнить песню «Мы желаем счастья вам» С.Намин.
IVчетверть Задание№1
Прослушать и записать название произведения (имя композитора).
Ответ: «Танец рыцарей» С.Прокофьева.
Задание№2
Описать характер и настроение песни «Колыбельная Светланы» Т.Хренникова.
Ответ: спокойная, грустная, плавная, нежная и т.д.
Задание№3
Исполнить на ударно-шумовых инструментах (коллективно) ритм р.н.п.
«Барыня». Задание№4
Вспомнить и записать названия инструментов симфонического оркестра.
Ответ: кларнет, тромбон, треугольник, бубен, тарелки и т.д.
Задание№5
Раскрасить картинку с изображением муз-ного инструмента. Доп. задание №6
Исполнить (коллективно) полюбившуюся песню. класс
7 класс
Iчетверть Задание№1
Прослушать и записать название песни.
Ответ: «Санта - Лючия».
Задание№2
Записать ответ: как называется песня лирического характера,
Ответ: романс, серенада.
Задание№3
Перечислить (записать) музыкальные профессии.
Ответ: певец, дирижёр, пианист и т.д.
Задание№4
Исполнить (коллективно) наударно-шумовых инструментах ритм песни
«Дорога добра» М.Минков, Ю.Энтин. Задание№5
Выполнить движения (коллективно) под музыку С.Прокофьева «Танец рыцарей.
Маршировка
Доп. задание №6
Пение (коллективное) «Всё пройдёт» А.Флярковский, А.Дидуров.
IIчетверть Задание№1
Прослушать и выбрать правильный ответ. «Какая звучит музыка: классическая или современная?» («Мелодия» Э.Морриконе).
Ответ: современная.
Задание№2
Прослушать и записать правильный ответ. «Что звучит: песня, танец, марш?» («Танец с саблями» М.Хачатурян, «Марш Черномора» М. Глинка)
Ответ: 1) танец, 2) марш.
Задание№3
Просмотреть видео и записать ответ. «Что происходит на сцене? Какой музыкальный жанр вы видите?» («Арии Сусанина» из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»).
Ответ: опера.
Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент». Задание№5
Дирижирование «Московские окна» Т.Хренников-М.Матусовский. Доп. задание №6
Коллективное исполнение «Песенка о хорошем настроении» А.Лепина- В.Коростылёва
IIIчетверть Задание№1
Прослушать и записать название муз-ного сочинения (имя композитора)
Ответ: «Тройка» (Г.Свиридов).
Задание№2
Записать общее название современных муз-ных инструментов.
Ответ: электронные
Задание№3
Прослушать и записать ответ. «Определи лад музыкального сочинения». «Песня Гардемаринов» ВЛебедев-Ю.Ряшенцев.
Ответ: мажор.
Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент». Задание№5
Исполнить на ударно-шумовых р.н.п. «Задумал да старый дед». Доп. задание №6
Коллективное пение под фонограмму «Трус не играет в хоккей» А. Пахмутова-С. Гребенников, «Хорошие девчата» А. Пахмутовой - М. Матусовского.
Год Задание№1
Прослушать и записать название части (отрывка) муз-ного сочинения. Вступление к опере «Кармен» Дж.Бизе.
Ответ: вступление (увертюра).
Задание№2
Записать ответ. «Что такое «сиртаки»?
Ответ: танец.
Задание№3
Записать основные средства музыкальной выразительности.
Ответ: лад, темп, регистр.
Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент». Задание№5
Игра на ударно-шумовых инструментах (р.н.п. на выбор). Доп. задание №6
Пение под фонограмму песен, разученных в 7-м классе.
8 класс
Iчетверть Задание№1
Прослушать и записать название муз-ного произведения.
Ответ: «Танец с саблями» А.Хачатурян.
Задание№2
Прослушать и записать характер му-ного сочинения. «Подмосковные вечера» В.Соловьёв –Седой.
Ответ: лирический.
Задание№3
Записать основные средства музыкальной выразительности.
Ответ: лад, темп, регистр.
Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент». Задание№5
Игра на ударно-шумовых инструментах. Р.н.п. «Ноченька». Доп. задание №6
Пение (коллективное, с солистом) под фонограмму «Подмосковные вечера» В.Соловьёва –Седого. «Моя Москва» И.Дунаевский. М.Лисянский.
IIчетверть Задание№1
Прослушать и записать название (автора) муз-ного произведения.
Ответ: «Времена года» П.И.Чайковский. (Зима).
Задание№2
Прослушать и записать характер му-ного сочинения. «Я тебя никогда не забуду» А.Рыбникова-А.Вознесенского.
Ответ: лирический.
Задание№3
Записать, в каком музыкальном сочинении звучит «эпос».
Ответ: «Вставайте люди русские».Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева).
Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент». Задание№5
Игра на ударно-шумовых инструментах. Р.н.п. «Коробочка». Доп. задание №6
Пение (коллективное, с солистом) под фонограмму «Песенка о медведях» А.Занепина-Л. Дербенёва. «Разговор со счастьем» А.Зацепина-Л.Дербенёва. III четверть
Задание№1
Прослушать и записать название (автора) муз-ного произведения.
Ответ: «Времена года» П.И.Чайковский. Зима.
Задание№2
Записать, в какое время года (праздник) исполняются «святочные песни»?
Ответ: зима. Под Рождество Христово.
Задание№3
Записать, что звучит: песня, танец, марш? «Половецкие пляски» А.Бородин.
Ответ: танец (пляска).
Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент».
Задание№5
Дирижирование. Р.н.п. «Ой, во поле липонька». Доп. задание №6
Исполнение под фонограмму «Старый клён» А.Пахмутова-М.Матусовский.
«Берёзовые сны» В.Гевиксман-Г.Фере. Год
Задание№1
Прослушать и записать ответ. «В каком жанре написано произведение?» М.Глинка «Я помню чудное мгновенье».
Ответ: романс.
Задание№2
Записать музыкальные профессии и специальности.
Ответ: певец, композитор, дирижёр, музыкант и т.д.
Записать ответ. «В творчестве какого известного композитора звучит народная музыка?»
Ответ: П.И.Чайковского.
Задание№3
Дирижирование. «Нам нужна одна Победа» Б.Окуджава. Задание№4
Игра на компьютере «Угадай инструмент».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...
Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету "Природоведение", 5 класс
Учебный предмет входит в предметную область «Естествознание», изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Адаптированная рабочая программа по природоведению ориентиро...
Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Окружающий мир» ,7 кл
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) по предмету "Окружающий мир", 7 класс...
Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...
"Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Выступление на заседании школьного дефектологического семинара "Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету « История » для «7 - 9» классов
Адаптированная рабочая программа....
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...