Биология рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 9 класс (умственная отсталость)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_programma_9.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 9)
(УО)
Образовательная область, предмет – естествознание(биология), человек.
Данная рабочая программа по биологии разработана на основе программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета биология отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской программе - 2 часа в неделю, без уточнения количества часов в год.
По учебному плану школы в 9 классе отведено 2 часа в неделю, (68 часов в год).
Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о живой природе, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект: программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.
Биология. Человек. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с. : ил.
Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2014.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, тестовые задания по предмету, печатная рабочая тетрадь по предмету, интернетресурсы.
Программа адресована обучающимся 9 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для девятиклассников является практическим опытом, этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Ученики знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Основным методом обучения на уроках является беседа. Беседы организуются в процессе изучения всего материала. Обучение биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (микроскопическое строение крови, подсчёт частоты пульса, обнаружение крахмала в хлебе и картофеле и пр.).
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- сообщение учащимся общие сведения о строении и жизни человека;
- проведение экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни человека);
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, география, история, обществознание, предметы эстетического цикла, СБО, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, поурочные тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической(лабораторной) работе, тестовые контрольные задания.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы и снижены для детей со сложными дефектами развития (Дёминова Максима и Логиновой Дарьи.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курени и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Содержание рабочей программы:
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
ВВЕДЕНИЕ | 0 | 2 | |
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 0 | 2 | |
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 0 | 14 | |
КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. | 0 | 8 | |
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. | 0 | 4 | |
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. | 0 | 13 | |
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. | 0 | 2 | |
КОЖА. | 0 | 7 | |
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. | 0 | 7 | |
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. | 0 | 7 | |
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. | 0 | 2 | |
Итого: | 0 | 68 |
В связи с тем, что в авторской программе В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей. Планирование содержания предмета сохранено полностью (по сравнению с авторской программой).
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Биология.Человек».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе (для детей с умственной отсталостью)...
Биология КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Тематическое планирование по биологии для учащихся 7 класса (у/о)...
Биология КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование для учащихся 6 класса по биологии (у/о)...
Биология КТП 8 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по биологии для учащихся 8 класса (у/о)...
Биология КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью) на дому
Календарно-тематическое планирование по биологии для учащегося 6 класса на дому (у/о)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету « Музыка и пение » для «7-9 » классов
Адаптированная рабочая программа обучения детей с УО....