Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
рабочая программа по теме

Носенко Лариса Анатольевна

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 го. 3 273-ФЗ, на основе…;Типового положении о специальном (коррекционном образовании); Устава КОУ «Школы-интерната № 15 »;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, М. «Просвещение», 2006 г.  и «Положения о рабочей программе педагогов», утвержденного приказом по школе №  от  2013 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_2_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Казенное образовательное учреждение Омской области

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15 II ВИДА»

________________________________________________________________________________________

                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                         Директор КОУ «Школа-интернат № 15»

                                                                                                 _________________ Н.В. Зачинская

(подпись)           «  » ________ 2013 г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по развитию слухового восприятия и формированию произношения

для работы с обучающимися  2  малокомплектного специального  класса

 слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость

                                           Составитель:

                                                                     Носенко Л.А. ______________

                                                                            (подпись)

                                                                                                Рабочая программа рассмотрена

                                                                                        на заседании методического объединения

                                                             учителей - дефектологов

                                                                                                «26» августа 2013 г., протокол № 1

                                                                                               Председатель методического объединения

                                                                                   учителей -дефектологов

                                                                                 Храмцова Г.И.     _________________________

                                                                                   (подпись)

                              СОГЛАСОВАНО

                                                                                   Заместитель директора УВР

                                                                       Сорокина Л.Г.      _____________________

                                                                                     (подпись)

                                   «27» августа 2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного  специального  класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 го. 3 273-ФЗ, на основе…;Типового положении о специальном (коррекционном образовании); Устава КОУ «Школы-интерната № 15 »;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, М. «Просвещение», 2006 г.  и «Положения о рабочей программе педагогов», утвержденного приказом по школе №  от  2013 года.

Программа состоит из двух  разделов:

- развитие слухового восприятия;

- обучение произношению.

Согласно учебному плану на каждого учащегося отводится 2 часа в неделю (4 занятия по 20 минут).

Занятие делится следующим образом:  10 минут – развитие слухового восприятия, 10 минут – формирование произношения.

I. Речевой материал разбит на разделы:

- тексты;

- речевой материал обиходно-разговорного характера и  речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Тексты подобраны с учетом программных требований и отображают разные стороны жизни и деятельности человека.  Включены тексты краеведческого характера.

Более сложный по содержанию и больший по объему материал предлагается учащимся с I, II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.

Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин, согласуется с учителями-предметниками, речевой материал обиходно-разговорного характера – с воспитателями.

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов

Мониторинг по развитию слухового восприятия проводится 2 раза в год: декабрь, май.  

II. Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.  При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).

Работа над произношением ведётся по индивидуальным планам для каждого учащегося, которые составляются по результатам обследования в первую неделю сентября.

Работа над произношением разбита на разделы:

- речевое дыхание;

-голос;

- звуки и их сочетания;

- слово;

- фраза.

Обследование произношение производится 2 раза в год: сентябрь, май

Учебно- тематическое планирование. Содержание тем учебного предмета.

1. По РСВ

  № п/п

Наименование разделов , тем и название текстов.

Речевой материал, воспринимаемый на слух.

1

Речевой материал обиходно-разговорного характера

Как ты слышишь? Как зовут твою воспитательницу? Поставь правильно регулятор громкости.

2

1 четверть.

 

"Игрушки","В умывальной комнате", «Школа», «Класс», "Части тела",«Овощи и фрукты», «Осень»,— сначала в условиях ситуативности, а затем вне ее.

3

2  четверть.

 

Темы: «В спальне» , «Одежда», «Школьная кухня», "Растения", «Продукты» , «Одежда и обувь» ,

4

2 четверть.

Тексты: «Осень», «Санитар» , «Во втором классе» , «Забавы зимой», «Елка».

5

3 четверть.

 

Темы: «Зимние каникулы» , "На лыжах, на коньках",«Мамин праздник» ,«Ягоды».

6

3 четверть.

Тексты: «Зима», «Синичка», «Вова простудился». «Столовая» , «Весна».

7

4 четверть.

 

Темы: «Весенние каникулы», «Наши мамы», «Школьный медпункт»," "Грибы", «Летние каникулы», « Комнатные растения.

8

4 четверть.

Тексты: «День рождения», «Семья», «Скоро лето», «Лето».

2. По ФП

п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

1

Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа- папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-6 слогов (первое полугодие), в 7-8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).

2

Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

3

Звуки и их сочетания

Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смяrчение согласных перед гласными и, э(пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после раздели- тельных ь, ъ(обезьяна, съел) ; р, ф, х, 6, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить)

Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы,з,ж,г,ц,ч.

Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, 6-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.

Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, кисель, пюре) и т. д.

Дифференцированное  произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

Работа по коррекции усвоенных звуков.

4

Слово

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замена.

Закрепление указанных звуков и их сочетаний происходит при их усвоении в подготовительном классе. При начале обучения с[ класса требуется правильное их усвоение; при этом для специального обучения выделяются на первую четверть звуки с, б, на вторую — звуки г, д, р, ц.

 четвертая четверть), а также слов со стечением согласных (третья — четвертая четверть), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласные оглушаются;

с удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса).

5

Фраза

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

учащиеся   2 малокомплектного специального класса должны воспринимать:

- тексты (5 - 7 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии со СА;

- речевой материал обиходно-разговорного характера и  речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов со СА и без них

        учащиеся должны уметь:

- произносить слитно на одном выдохе ряды слогов, слов, словосочетаний и фраз в 4 – 6 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы ; (сопряжено, отраженно по подражанию);

- изменять высоту и силу голоса в связи со словесным ударением, громкость и высоту собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменять высоту и силу голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно);

- закрепить правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа(я), йо(ё), йу(ю), йэ(е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, з, ш, я, е, ю. ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ж, ф, х;

- дифференцировать звуки в словах: с-ш, с-ш, ш-ж, б-п, ц-с, д-т;

- знание правил орфоэпии: безударный О, звонкие согласные на конце слов и перед глухим, произношение сочетаний с предлогами,

- воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации.

Учебно-методическое обеспечение

1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.;

2. Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников . М., 1993.;

3. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции /Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М, 2001.;

 4. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха (Из опыта работы) /Сост. Е.П. Кузьмичёва, Н.Ф. Слезина. М., 1986.;

5. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей (Пособие для учителя)/ Сост. Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с соде...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...