Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
рабочая программа по теме
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 го. 3 273-ФЗ, на основе…;Типового положении о специальном (коррекционном образовании); Устава КОУ «Школы-интерната № 15 »;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, М. «Просвещение», 2006 г. и «Положения о рабочей программе педагогов», утвержденного приказом по школе № от 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_2_klass.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Казенное образовательное учреждение Омской области
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15 II ВИДА»
________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ «Школа-интернат № 15»
_________________ Н.В. Зачинская
(подпись) « » ________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию слухового восприятия и формированию произношения
для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса
слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
Составитель:
Носенко Л.А. ______________
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена
на заседании методического объединения
учителей - дефектологов
«26» августа 2013 г., протокол № 1
Председатель методического объединения
учителей -дефектологов
Храмцова Г.И. _________________________
(подпись)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР
Сорокина Л.Г. _____________________
(подпись)
«27» августа 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 го. 3 273-ФЗ, на основе…;Типового положении о специальном (коррекционном образовании); Устава КОУ «Школы-интерната № 15 »;Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, М. «Просвещение», 2006 г. и «Положения о рабочей программе педагогов», утвержденного приказом по школе № от 2013 года.
Программа состоит из двух разделов:
- развитие слухового восприятия;
- обучение произношению.
Согласно учебному плану на каждого учащегося отводится 2 часа в неделю (4 занятия по 20 минут).
Занятие делится следующим образом: 10 минут – развитие слухового восприятия, 10 минут – формирование произношения.
I. Речевой материал разбит на разделы:
- тексты;
- речевой материал обиходно-разговорного характера и речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.
Тексты подобраны с учетом программных требований и отображают разные стороны жизни и деятельности человека. Включены тексты краеведческого характера.
Более сложный по содержанию и больший по объему материал предлагается учащимся с I, II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.
Материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин, согласуется с учителями-предметниками, речевой материал обиходно-разговорного характера – с воспитателями.
Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов
Мониторинг по развитию слухового восприятия проводится 2 раза в год: декабрь, май.
II. Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии. При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).
Работа над произношением ведётся по индивидуальным планам для каждого учащегося, которые составляются по результатам обследования в первую неделю сентября.
Работа над произношением разбита на разделы:
- речевое дыхание;
-голос;
- звуки и их сочетания;
- слово;
- фраза.
Обследование произношение производится 2 раза в год: сентябрь, май
Учебно- тематическое планирование. Содержание тем учебного предмета.
1. По РСВ
№ п/п | Наименование разделов , тем и название текстов. | Речевой материал, воспринимаемый на слух. |
1 | Речевой материал обиходно-разговорного характера | Как ты слышишь? Как зовут твою воспитательницу? Поставь правильно регулятор громкости. |
2 | 1 четверть. |
|
"Игрушки","В умывальной комнате", «Школа», «Класс», "Части тела",«Овощи и фрукты», «Осень»,— сначала в условиях ситуативности, а затем вне ее. | ||
3 | 2 четверть. |
|
Темы: «В спальне» , «Одежда», «Школьная кухня», "Растения", «Продукты» , «Одежда и обувь» , | ||
4 | 2 четверть. Тексты: «Осень», «Санитар» , «Во втором классе» , «Забавы зимой», «Елка». | |
5 | 3 четверть. |
|
Темы: «Зимние каникулы» , "На лыжах, на коньках",«Мамин праздник» ,«Ягоды». | ||
6 | 3 четверть. Тексты: «Зима», «Синичка», «Вова простудился». «Столовая» , «Весна». | |
7 | 4 четверть. |
|
Темы: «Весенние каникулы», «Наши мамы», «Школьный медпункт»," "Грибы", «Летние каникулы», « Комнатные растения. | ||
8 | 4 четверть. Тексты: «День рождения», «Семья», «Скоро лето», «Лето». |
2. По ФП
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
1 | Речевое дыхание | Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа- папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-6 слогов (первое полугодие), в 7-8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию). |
2 | Голос | Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно). |
3 | Звуки и их сочетания | Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смяrчение согласных перед гласными и, э(пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после раздели- тельных ь, ъ(обезьяна, съел) ; р, ф, х, 6, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить) Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы,з,ж,г,ц,ч. Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, 6-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч. Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, кисель, пюре) и т. д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков. |
4 | Слово | Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замена. Закрепление указанных звуков и их сочетаний происходит при их усвоении в подготовительном классе. При начале обучения с[ класса требуется правильное их усвоение; при этом для специального обучения выделяются на первую четверть звуки с, б, на вторую — звуки г, д, р, ц. четвертая четверть), а также слов со стечением согласных (третья — четвертая четверть), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласные оглушаются; с удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса). |
5 | Фраза | Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно). Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно). Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно). |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
учащиеся 2 малокомплектного специального класса должны воспринимать:
- тексты (5 - 7 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии со СА;
- речевой материал обиходно-разговорного характера и речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов со СА и без них
учащиеся должны уметь:
- произносить слитно на одном выдохе ряды слогов, слов, словосочетаний и фраз в 4 – 6 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы ; (сопряжено, отраженно по подражанию);
- изменять высоту и силу голоса в связи со словесным ударением, громкость и высоту собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменять высоту и силу голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно);
- закрепить правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа(я), йо(ё), йу(ю), йэ(е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, з, ш, я, е, ю. ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ж, ф, х;
- дифференцировать звуки в словах: с-ш, с-ш, ш-ж, б-п, ц-с, д-т;
- знание правил орфоэпии: безударный О, звонкие согласные на конце слов и перед глухим, произношение сочетаний с предлогами,
- воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации.
Учебно-методическое обеспечение
1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990.;
2. Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников . М., 1993.;
3. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции /Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М, 2001.;
4. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха (Из опыта работы) /Сост. Е.П. Кузьмичёва, Н.Ф. Слезина. М., 1986.;
5. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей (Пособие для учителя)/ Сост. Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Рабочая программа по развитию слухового восприятия в 9 классе II отделения составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 3 273-ФЗ, с соде...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...