Программа кружка по обществознанию 9,11 классы
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловской области «Мезенский лицей»
«Согласовано» Зам. директора по ВР ___________ | «Утверждаю» Директор _________ «___» _________ 2016 г. |
ПРОГРАММА КРУЖКА
«В МИРЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)
Руководитель кружка:
Масошина Ольга Александровна
Программа кружка «В мире обществознания»
(подготовка к ОГЭ, ЕГЭ учащихся 9, 11 классов) 68 ч.
Данная программа создана, с целью подготовки учащихся 9, 11 классов к сдаче ЕГЭ, ОГЭ на специализированных занятиях.
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ и ОГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ и ОГЭ является наиболее востребованным.
Программа кружка «В мире обществознания». (Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ 9, 11 классов) предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к экзаменам. Кроме того, экзамены по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.
Программа кружка «В мире обществознания» предназначена для обучающихся 9-11 классов и рассчитана на 68 часов.
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»).
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ);
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ) в 2017 году;
- Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к экзаменам; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 9-х классах (34 часов) и 1 час в неделю в 11 классах(34 часов).
Программа кружка состоит из трех разделов:
- Особенности ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ЕГЭ, ОГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Планируемые предметные результаты изучения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;
- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- подготавливать аннотацию, реферат, творческую работу(задание на составление плана доклада по определенной теме);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Содержание кружка
9 класс
Вводные занятия. Особенности ОГЭ по обществознанию: - кодификатор элементов содержания - спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления.
Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Тема 6. Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма общественных отношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
11 класс
Вводные занятия. ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Изменения в структуре ЕГЭ в 2017 г. Правила заполнения бланков КИМ. Решение тематических тестов по теме: Человек и общество. Решение тематических тестов по теме: Социальные отношения.
Тема 1. ЭКОНОМИКА
Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Ценные бумаги. Виды ценных бумаг: акции, облигации, чек, вексель, банковский сертификат, сберегательная книжка на предъявителя, коносамент. Понятие и значение внутреннего государственного долга РФ. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги. Системы налогообложения. Виды налогов, уплачиваемые предприятиями. Функции налогов. Налоговая система в современной России.
Тема 2. Политика
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политическая жизнь современной России. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Конституция Российской Федерации главы 3, 4-6.
Тема 3. ПРАВО.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъекты гражданского права. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Полное товарищество, Товарищество на вере (коммандитное), Общество с ограниченной ответственностью, Публичное хозяйственное общество (акционерное общество), Производственный кооператив, Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие), Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). Имущественные и неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия расторжения брака. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Календарно-тематическое планирование
9 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1. | Особенности ОГЭ по обществознанию: -кодификатор элементов содержания - спецификация КИМ-ов ОГЭ по обществознанию. | 1 | ||
2. | Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. | 1 | ||
Человек и общество | 4 | |||
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
4. | Биологическое и социальное в человеке. Личность. | 1 | ||
5. | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | ||
6. | Межличностные отношения. Межличностные конфликты и их разрешение. | 1 | ||
Сфера духовной культуры | 3 | |||
7. | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука. | 1 | ||
8. | Образование. Религия. Свобода совести. | 1 | ||
9. | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | ||
Экономика | 5 | |||
10. | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности. | 1 | ||
11. | Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. | 1 | ||
12. | Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство. | 1 | ||
13. | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | ||
14. | Налоги. Экономические цели и функции государства. | 1 | ||
Социальная сфера | 3 | |||
15. | Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. | 1 | ||
16. | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. | 1 | ||
17. | Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | 1 | ||
Сфера политики и социального управления | 4 | |||
18. | Власть. Роль политики в жизни общества. Государство. | 1 | ||
19. | Формы государства. Политический режим. Демократия. | 1 | ||
20. | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения. | 1 | ||
21. | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | ||
Право | 10 | |||
22. | Право. Нормы права. | 1 | ||
23. | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. | 1 | ||
24. | Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство РФ. | 1 | ||
25. | Органы государственной власти РФ. | 1 | ||
26. | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Права ребенка. | 1 | ||
27. | Гражданские правоотношения. | 1 | ||
28. | Семейные правоотношения. | 1 | ||
29. | Трудовые правоотношения. | 1 | ||
30. | Административные правоотношения. | 1 | ||
31. | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | ||
32-33. | Практическая работа | 2 | ||
34. | Итоговое повторение | 1 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1. | ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Изменения в структуре ЕГЭ в 2017 г. Правила заполнения бланков КИМ. | 1 | ||
2-3. | Решение тематических тестов по теме: - Человек и общество | 2 | ||
4-5. | Решение тематических тестов по теме: - Социальные отношения | 2 | ||
Экономика | 4 | |||
6. | Ценные бумаги. | 1 | ||
7. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.7) | 1 | ||
8. | Налоги. | 1 | ||
9. | Практикум. Налоговый кодекс РФ. | 1 | ||
Политика | 2 | |||
10. | Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. | 1 | ||
11. | Практикум. Конституция РФ. (главы 3, 4-6) | 1 | ||
Право | 22 | |||
12. | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. | 1 | ||
13. | Субъекты гражданского права. | 1 | ||
14. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.3) | 1 | ||
15. | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | 1 | ||
16. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.4) | 1 | ||
17. | Имущественные и неимущественные права. | 1 | ||
18. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.2) | 1 | ||
19. | Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. | 1 | ||
20. | Практикум. Трудовой кодекс РФ (гл.2, 11, 13, 19, 30, 42) | 1 | ||
21. | Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. | 1 | ||
22. | Практикум. Семейный кодекс РФ (гл.3, 4, 6-8, 11, 12) | 1 | ||
23. | Особенности административной юрисдикции. | 1 | ||
24. | Практикум. Кодекс РФ об административных правонарушениях. (гл. 2,3) | 1 | ||
25. | Основные правила и принципы гражданского процесса. | 1 | ||
26. | Практикум. Гражданский процессуальный кодекс РФ. (гл. 1, 4) | 1 | ||
27. | Особенности уголовного процесса | 1 | ||
28. | Практикум. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. (гл. 2, 5-8, 12-14 ) | 1 | ||
29. | Гражданство РФ. | 1 | ||
30. | Практикум. Конституция РФ. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». | 1 | ||
31. | Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. | 1 | ||
32. | Практикум. Конституция РФ. Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе». | 1 | ||
33. | Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | ||
34. | Итоговое повторение | 1 |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
Список учащихся 9, 11 классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780911-1460463159.jpg)
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-178625-1517327059.jpg)
Рабочая программа предметного кружка по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа предметного кружка по обществознанию для 9 класса.Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ГИА по обществознанию, расширение содер...
Программа кружка по обществознанию 9 класс 2016-2017 учебный год
Программа кружка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/05/picture-662198-1441451333.jpg)
Программа кружка по обществознанию "Практическое обществознание"
Аннотацияк программе по внеурочной деятельности«Практическое обществознание» Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/24/picture-480262-1563960415.jpg)
Программа кружка по обществознанию в 11 классе "Человек и общество"
Программа кружка "Человек и общество" расчитана на 1 час в неделю....