Программа кружка по обществознанию 9,11 классы
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_mire_obshestvoznaniya.docx | 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловской области «Мезенский лицей»
«Согласовано» Зам. директора по ВР ___________ | «Утверждаю» Директор _________ «___» _________ 2016 г. |
ПРОГРАММА КРУЖКА
«В МИРЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)
Руководитель кружка:
Масошина Ольга Александровна
Программа кружка «В мире обществознания»
(подготовка к ОГЭ, ЕГЭ учащихся 9, 11 классов) 68 ч.
Данная программа создана, с целью подготовки учащихся 9, 11 классов к сдаче ЕГЭ, ОГЭ на специализированных занятиях.
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ и ОГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ и ОГЭ является наиболее востребованным.
Программа кружка «В мире обществознания». (Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ 9, 11 классов) предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к экзаменам. Кроме того, экзамены по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.
Программа кружка «В мире обществознания» предназначена для обучающихся 9-11 классов и рассчитана на 68 часов.
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»).
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ);
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ) в 2017 году;
- Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к экзаменам; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 9-х классах (34 часов) и 1 час в неделю в 11 классах(34 часов).
Программа кружка состоит из трех разделов:
- Особенности ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ЕГЭ, ОГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Планируемые предметные результаты изучения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;
- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- подготавливать аннотацию, реферат, творческую работу(задание на составление плана доклада по определенной теме);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Содержание кружка
9 класс
Вводные занятия. Особенности ОГЭ по обществознанию: - кодификатор элементов содержания - спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления.
Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Тема 6. Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма общественных отношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
11 класс
Вводные занятия. ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Изменения в структуре ЕГЭ в 2017 г. Правила заполнения бланков КИМ. Решение тематических тестов по теме: Человек и общество. Решение тематических тестов по теме: Социальные отношения.
Тема 1. ЭКОНОМИКА
Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Ценные бумаги. Виды ценных бумаг: акции, облигации, чек, вексель, банковский сертификат, сберегательная книжка на предъявителя, коносамент. Понятие и значение внутреннего государственного долга РФ. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги. Системы налогообложения. Виды налогов, уплачиваемые предприятиями. Функции налогов. Налоговая система в современной России.
Тема 2. Политика
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политическая жизнь современной России. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Конституция Российской Федерации главы 3, 4-6.
Тема 3. ПРАВО.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъекты гражданского права. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Полное товарищество, Товарищество на вере (коммандитное), Общество с ограниченной ответственностью, Публичное хозяйственное общество (акционерное общество), Производственный кооператив, Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие), Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). Имущественные и неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия расторжения брака. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Календарно-тематическое планирование
9 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1. | Особенности ОГЭ по обществознанию: -кодификатор элементов содержания - спецификация КИМ-ов ОГЭ по обществознанию. | 1 | ||
2. | Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. | 1 | ||
Человек и общество | 4 | |||
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
4. | Биологическое и социальное в человеке. Личность. | 1 | ||
5. | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | ||
6. | Межличностные отношения. Межличностные конфликты и их разрешение. | 1 | ||
Сфера духовной культуры | 3 | |||
7. | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука. | 1 | ||
8. | Образование. Религия. Свобода совести. | 1 | ||
9. | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | ||
Экономика | 5 | |||
10. | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности. | 1 | ||
11. | Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. | 1 | ||
12. | Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство. | 1 | ||
13. | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | ||
14. | Налоги. Экономические цели и функции государства. | 1 | ||
Социальная сфера | 3 | |||
15. | Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. | 1 | ||
16. | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. | 1 | ||
17. | Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | 1 | ||
Сфера политики и социального управления | 4 | |||
18. | Власть. Роль политики в жизни общества. Государство. | 1 | ||
19. | Формы государства. Политический режим. Демократия. | 1 | ||
20. | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения. | 1 | ||
21. | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | ||
Право | 10 | |||
22. | Право. Нормы права. | 1 | ||
23. | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. | 1 | ||
24. | Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство РФ. | 1 | ||
25. | Органы государственной власти РФ. | 1 | ||
26. | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Права ребенка. | 1 | ||
27. | Гражданские правоотношения. | 1 | ||
28. | Семейные правоотношения. | 1 | ||
29. | Трудовые правоотношения. | 1 | ||
30. | Административные правоотношения. | 1 | ||
31. | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | ||
32-33. | Практическая работа | 2 | ||
34. | Итоговое повторение | 1 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата урока | Корректировка даты |
1. | ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Изменения в структуре ЕГЭ в 2017 г. Правила заполнения бланков КИМ. | 1 | ||
2-3. | Решение тематических тестов по теме: - Человек и общество | 2 | ||
4-5. | Решение тематических тестов по теме: - Социальные отношения | 2 | ||
Экономика | 4 | |||
6. | Ценные бумаги. | 1 | ||
7. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.7) | 1 | ||
8. | Налоги. | 1 | ||
9. | Практикум. Налоговый кодекс РФ. | 1 | ||
Политика | 2 | |||
10. | Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. | 1 | ||
11. | Практикум. Конституция РФ. (главы 3, 4-6) | 1 | ||
Право | 22 | |||
12. | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. | 1 | ||
13. | Субъекты гражданского права. | 1 | ||
14. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.3) | 1 | ||
15. | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | 1 | ||
16. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.4) | 1 | ||
17. | Имущественные и неимущественные права. | 1 | ||
18. | Практикум. Гражданский кодекс РФ (часть первая, гл.2) | 1 | ||
19. | Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. | 1 | ||
20. | Практикум. Трудовой кодекс РФ (гл.2, 11, 13, 19, 30, 42) | 1 | ||
21. | Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. | 1 | ||
22. | Практикум. Семейный кодекс РФ (гл.3, 4, 6-8, 11, 12) | 1 | ||
23. | Особенности административной юрисдикции. | 1 | ||
24. | Практикум. Кодекс РФ об административных правонарушениях. (гл. 2,3) | 1 | ||
25. | Основные правила и принципы гражданского процесса. | 1 | ||
26. | Практикум. Гражданский процессуальный кодекс РФ. (гл. 1, 4) | 1 | ||
27. | Особенности уголовного процесса | 1 | ||
28. | Практикум. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. (гл. 2, 5-8, 12-14 ) | 1 | ||
29. | Гражданство РФ. | 1 | ||
30. | Практикум. Конституция РФ. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». | 1 | ||
31. | Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. | 1 | ||
32. | Практикум. Конституция РФ. Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе». | 1 | ||
33. | Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | ||
34. | Итоговое повторение | 1 |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
Список учащихся 9, 11 классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...
Рабочая программа предметного кружка по обществознанию для 9 класса
Рабочая программа предметного кружка по обществознанию для 9 класса.Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ГИА по обществознанию, расширение содер...
Программа кружка по обществознанию 9 класс 2016-2017 учебный год
Программа кружка...
Рабочая программа кружка по обществознанию
Кружок "Практическое обществознание"...
Программа кружка по обществознанию "Практическое обществознание"
Аннотацияк программе по внеурочной деятельности«Практическое обществознание» Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№...
Программа кружка по обществознанию в 11 классе "Человек и общество"
Программа кружка "Человек и общество" расчитана на 1 час в неделю....