Программа кружка по обществознанию в 11 классе "Человек и общество"
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Подольная  Мария Юрьевна

Программа кружка "Человек и общество" расчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_11_klass_chelovek_i_obshchestvo.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №__

От «__»_________2022 г.

Руководитель МО

___________/______________

Ф.И.О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА

Подольной Марии Юрьевны,

Кружок «Человек и общество»

                Название кружка

11 класс

2022-2023 учебный год

Планируемые результаты изучения курса

Метапредметные результаты:

 Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

 Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально – философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

 Способность анализировать реальные социальные ситуации.

 Умение выполнять познавательные задачи.

 Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержание данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.

 В старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно – популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

 Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Предметными результатами освоения выпускниками содержания программы является:

  Относительно целостное представление об обществе, человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности;

  Знание ряда ключевых и базовых понятий для школьного обществознания наук: социологии, культурологии, экономической теории, политологии, этике, правоведения, психологии, философии: уметь объяснять с позиций явления социальной действительности.

  Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 Умения находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать; давать оценку взглядам, подходам, событиям);

 Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.

 Знание основных правовых и нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами.

 Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека: основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность.

 Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

 Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.

 Понимание роли искусства в становлении личности в жизни общества.

Личностными результатами являются:

 Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма , любви, уважении к Отечеству,  на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправии народов, единства разнообразных культу, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу станы перед нынешними и грядущими поколениями.

Содержание программы.

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч.)

Раздел 1. Содержательные линии темы «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (18ч.).

Общество как динамическая система. Системное строение общества. Общество и природа. Социальные институты. Типология обществ. Прогресс общества и его проблемы. Культура и духовная жизнь общества. Религия. Мораль

Проблемы изучения конкретных разделов темы «Человек. Познание» (3ч.).

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Деятельность человека и её виды.

Познание мира, виды Научное познание. Истина. Практика.

Раздел 2.  Актуальные проблемы темы «Экономика»(3ч.)

Экономика и экономическая наука.

Экономические системы. Рыночный механизм. Виды рынков. Деньги и их функции. Инфляция и её виды. Измерители экономической деятельности: ВВП, экономический рост и развитие. Роль государства в экономике.

Раздел 3. Содержательная линия темы:   «Политика» (3ч.).

Власть и её виды. Политическая система, её структура и функции. Государство, функции, формы, политические режимы. Избирательные системы. Партии и их роль, виды. Многопартийность. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество

Раздел 4. «Социальные отношения»: обзор основных позиций (3ч.).

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная стратификация: социальный статус, социальная роль, социальная мобильность. Социальный конфликт. Социальный контроль.

Раздел 5 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (3ч.).

Раздел 2. «Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ» (15 ч.) 1. Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Алгоритм работы (3 ч.).

2. Особенности заданий части 2. Основные модели заданий. Алгоритм работы (3 ч.).

3. Специфика заданий  части 2 (3ч).

4. Эссе   как творческая работа (4ч.).

5. Работа с заданиями части 1, части 2 (2ч.)  

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

Планируемые результаты

1

Человек и общество

18

Знать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки. Знать определение общества  в узком  и широком смысле. Понимать «общество» как социальную организацию страны. Знать основные признаки общества.  

Знать понятие «человек» как продукт биологической,     социальной     и культурной эволюции. Понимать  цель и   смысл   жизни   человека. Знать науки о человеке. Понимать природу как предпосылку выделения человека и общества. Знать широкое и узкое значение  природы.  

Знать о духовных ориентирах личности, понятия       морали,      общечеловеческие ценности, идеалы.

Знать, что такое патриотизм и гражданственность.  Знать понятие добра  и   зла. Что такое мировоззрение и его роль в жизни человека. Знать, что такое деятельность, что такое потребности, иерархическую теорию потребностей. Знать понятие личности, индивида и индивидуальности. Знать связь свободы и необходимости.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Уметь: высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные проблемные вопросы. Понимать взаимосвязь четырех      сфер      общества. Понимать взаимосвязь,  взаимоотношения общества и природы.  Уметь работать   с   материалами СМИ. Уметь решать задания по теме «Общество» в формате ЕГЭ. Уметь характеризовать черты деятельности, определять   мотивы   деятельности, раскрывать   на   примерах многообразие     видов     деятельности, определять    взаимосвязь деятельности и сознания. Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать собственные и  чужие  взгляды  на  познаваемость мира, объяснять    противоречия реальной жизни  и  находить возможные варианты их разрешения. Уметь характеризовать   основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке, выделять основные признаки понятия «личность», объяснять, в каких сферах происходит       социализация личности и в чем она выражается, определять   связь   между самоопределением   и   самореализацией личности.

2.

Экономика

3

Знать понятие экономики и экономической науки,  как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от  экономического  развития? Знать экономические циклы. Знать, что такое рынок, конкуренция и монополия, спрос и предложение, факторы спроса и предложения. Знать понятия: фондовый рынок,  акции, облигации и другие ценные бумаги.

Знать постоянные и переменные издержки, экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Знать налоги, уплачиваемые предприятиями. Знать источники финансирование бизнеса, основные принципы менеджмента и маркетинга.

Знать, что такое бизнес, его основные организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Как открыть свое дело. Знать экономические системы. Знать, что такое общественные блага, внешние эффекты. Понимать, что такое госбюджет, государственный долг.  Знать   основы    денежной и бюджетной  политики,  как  защищать конкуренцию с помощью  антимонопольного законодательства. Знать, что такое банки. Знать о роли центрального банка и об  основных операциях коммерческих банков. Знать другие финансовые институты,  их виды. Знать  причины и последствия инфляции. Знать, что такое безработица, её   причины и экономические последствия. Понимать государственную политику в области занятости. Знать, что такое мировая экономика, международное разделение труда. Знать, что такое сбережения, страхование, как осуществляется  защита прав потребителя. Знать экономику производителя.Уметь различать части экономической науки; давать характеристику ресурсам экономики; узнать, что  такое ВВП. Уметь делать выводы, анализировать. Уметь выделять факторы экономического роста; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост. Уметь различать принципы менеджмента. Развивать умение работать с документами. Иметь представление, как открыть свое дело. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами. Уметь различать экономические системы. Различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Понимать, что такое государственная политика в области международной торговли. Уметь работать с документами, высказывать свое мнение.

Понимать рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

3.

Политика

3

Знать, что свободное общество – одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой. Знать сущность и особенности общественного сознания,  структуру общественного сознания. Знать, что такое общественная психология и идеология, индивидуальное и общественное сознание. Знать, что такое обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология?  Знать современные политические идеологии, их роль в политической жизни. Уметь различать два уровня политического сознания.  Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни. Знать о многообразии форм  политического поведения, о  политическом терроризме. Понимать необходимость  регулирования политического поведения. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение. Знать, что такое политическая элита,   как она формируется. Знать тенденции развития семьи, что такое неполная семья. Уметь характеризовать  современную демографическую ситуацию в России. Знать о том, что такое религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблемы поддержания межрелигиозного мира.

4

Социальные отношения

3

Знать, что свободное общество – одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой. Знать сущность и особенности общественного сознания,  структуру общественного сознания. Знать, что такое общественная психология и идеология, индивидуальное и общественное сознание. Знать, что такое обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология?  Знать современные политические идеологии, их роль в политической жизни. Уметь различать два уровня политического сознания.  Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни. Знать о многообразии форм  политического поведения, о  политическом терроризме. Понимать необходимость  регулирования политического поведения. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение. Знать, что такое политическая элита,   как она формируется. Знать тенденции развития семьи, что такое неполная семья. Уметь характеризовать  современную демографическую ситуацию в России. Знать о том, что такое религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблемы поддержания межрелигиозного мира.

5

Право

6

Знать нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Понимать взаимосвязь естественного и позитивного права. Знать   законотворческий процесс в РФ. Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права. Знать, что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства;  что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба. Понимать взаимосвязь прав и обязанностей налогоплательщика, необходимость альтернативной гражданской службы. Знать, в чем особенности экологического правонарушения,  какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан. Знать, что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений. Знать правовую связь членов семьи, понятия фактический брак, церковный брак, гражданский брак. Знать процессы вступления в брак и расторжения брака, права и обязанности супругов, права и обязанности детей и родителей. Знать о воспитании детей, оставшихся без попечения родителей. Понимать какие отношения регулируются семейным правом, каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка. Кто является субъектами и объектами семейных  правоотношений. Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу, каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения. Знать, какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора,  каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда. Знать, в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи. Знать, что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила, каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное наказание; что такое конституционность акта. Знать, какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда. Понимать перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека. Знать законодательство РФ об образовании. Знать правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Знать порядок оказания платных образовательных услуг. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения,  называть и характеризовать основные проблемы XXI в.,  объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе.

  

.          

Календарно-тематический план

п\п

Наименование разделов, тем

Календарные сроки

По плану

По факту

1-2

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1 неделя

2 неделя

 Раздел 1. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

3

 Тема 1. Содержательные линии темы «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы.

3 неделя

4-5

Общество как динамическая система. Системное строение общества. Общество и природа. Социальные институты. Типология обществ. Прогресс общества и его проблемы. Культура и духовная жизнь общества. Религия. Мораль

4 неделя

5 неделя

 Тема 2. Проблемы изучения конкретных разделов темы «Человек. Познание».

6-8

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Деятельность человека и её виды.

Познание мира, виды Научное познание. Истина. Практика.

6 неделя

7 неделя

8 неделя

Тема 3: Актуальные проблемы темы «Экономика»

9-11

Экономика и экономическая наука.

Экономические системы. Рыночный механизм. Виды рынков. Деньги и их функции. Инфляция и её виды. Измерители экономической деятельности: ВВП, экономический рост и развитие. Роль государства в экономике.

10-11 неделя

Тема 4: Содержательная линия темы:   «Политика».

12-14

Власть и её виды. Политическая система, её структура и функции. Государство, функции, формы, политические режимы. Избирательные системы. Партии и их роль, виды. Многопартийность. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданское общество.

12-14 неделя

Тема 5: «Социальные отношения»: обзор основных позиций.

15-17

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная стратификация: социальный статус, социальная роль, социальная мобильность. Социальный конфликт. Социальный контроль.

15-17 неделя

Тема 6: «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.

18-20

Право в системе социальных норм. Система права: отрасли, институты нормы права. Правоотношения. Правоохранительные органы. Юридическая ответственность.

18-20 неделя

Раздел 2. «Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ»

21-23

 Основные модели заданий части 1         и проверяемые умения.            Алгоритм работы.

21-23 неделя

24-26

Особенности заданий части 2.              

Основные модели заданий. Алгоритм работы.

24-26 неделя

27-29

 Специфика заданий  части2

27-29 неделя

30-33

Эссе   как творческая работа.

30-33 неделя

34

Работа с заданиями части 1, части 2  

34 неделя

Итого: 34ч

Перечень учебно-методического обеспечения

                                                                                                                                                                   - ЕГЭ 2018. Обществознание. Разработано ФИПИ

- Баранов П,А,: Готовимся к ЕГЭ. Учебно-справочное пособие.-СПб.,2016.

- ЛабезниковаЮ.А.: Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки.-Просвещение,2007.

 - ЛабезниковаЮ.А.: ЕГЭ-2009: Репититор.-М.: Просвещение, Эксмо, 2009.

-  БарановП.А., ШевченкоС.В.: Обществознание. Экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика».-М.: АСТ: Астрель, 2008.

- Методические письма: « Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании обществознания  в образовательных    учреждениях среднего(полного) общего образования.

 

 

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по обществознанию 9,11 классы

(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)...

Программа кружка "Мы и общество"

Программа кружка "Мы и общество"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка НОУ (научное общество учащихся)«Эрудит» (внеурочная деятельность) для обучающихся 8, 9 -х классов

Рабочая программа кружка НОУ (научное общество учащихся) «Эрудит» в рамках внеурочной деятельности для 8 и 9 классов разработана на основе Федерально­го государственного образовательно...

Рабочая программа кружка по обществознанию

Кружок "Практическое обществознание"...

Программа кружка по обществознанию "Практическое обществознание"

Аннотацияк программе по внеурочной деятельности«Практическое обществознание» Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№...