Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Цель курса: сформировать первоначальные представления о сферах общества: эко­номической, политической, социальной, духовной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_klass_obshchestvoznanie.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО учителей ________________________ гимназии № 446

_________ (_____________)

Протокол № ___ от

«____»___________2015 г.

«Рекомендована к использованию»

Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446

Протокол №___________ от

«____»___________2015 г.

 

«Утверждаю»

Директор гимназии № 446

__________ (И.А. Лев)

«___»______________2015 г.

Рабочая программа учебного курса

«обществознание»

для 5 класса

Составитель: учитель истории и обществознания                                                       

ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Курапкина Ольга Александровна

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;
  4. Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).
  5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089
  6. Приказ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  7. Образовательная программа гимназии № 446;
  8. Учебный план гимназии № 446.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Цель курса: сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Основные образовательные задачи: 

 • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;

 • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни  общества;

 • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Предполагаемые результаты освоения

Личностные результаты:

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий  и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

 • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Предметные результаты:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,  культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения обучающимися основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

 • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Человек. В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: зачем человек рождается, что такое наследственность, наследственность как биологическая сущность человека, можно ли влиять на наследственность. Выделяются ключевые понятия: цели и ценность человеческой жизни, гуманное отношение к людям, как норма цивилизованного общества. Человек, как биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Особый возраст – отрочество: легко ли быть подростком, отрочество – пора мечтаний, самостоятельность как показатель взрослости, всегда ли самостоятельность приносит пользу, нужны ли в наше время рыцари. Выделяются ключевые понятия: отрочество как особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья. В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: зачем люди создают семьи, семья и государство, если семья не выполняет свои обязанности, какие бывают семьи. Выделяются ключевые понятия: семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.

Семейное хозяйство: семейные заботы, каким должен быть хозяин дома, как хозяйствовать по правилам. Выделяются ключевые понятия: семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время: что такое свободное время, свободное время и физкультура, свободное время и телевизор, своими руками, что такое хобби. Выделяются ключевые понятия: свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа. В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: школьное образование, как учились раньше, чему учит школа, учись учиться. Выделяются ключевые понятия: значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Учеба – основной труд школьника. Умение учиться. Одноклассники, сверстники, друзья: ты и другие ровесники, уважай слово – «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь». Выделяются ключевые понятия: отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд. В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: каким бывает труд, что создается трудом, оценка труда, богатство и бедность, богатство обязывает. Выделяются ключевые понятия: труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество: что такое творчество, мастер и ремесленник, творчество в искусстве. Выделяются ключевые понятия: труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество и искусство.

Тема 5. Родина. В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: наша Родина – Россия, русский язык как государственный, за что мы любим свою страну. Выделяются ключевые понятия: наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота. Символика России: герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечество достойный сын: что такое гражданин, права и обязанности граждан РФ, жизненная позиция «Моя хата с краю». Выделяются ключевые понятия:  гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан России. Гражданственность. Мы – многонациональный народ: что говорит закон, мы разные, но мы один народ, многонациональная культура России, что такое национальность. Выделяются ключевые понятия: Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Контингент обучающихся

11 классы имеют разноуровневую подготовку достаточную для усвоения данной программы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Уметь:

  •  описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  •  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  •  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  •  первичного анализа и использования социальной информации;
  •  сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Технологии и методики, используемые при изучении предмета

  1. Технология организации работы учащихся с учебной литературой.
  2. Технология организации самостоятельной работы.
  3. Технология проблемного обучения.
  4. Технология «Дебаты».
  5. Технология поиска информации.
  6. Технология групповой работы.
  7. Технология анализа конкретной ситуации.
  8. Элементы технологии гуманитарно-личностной технологии Ш.А.Амоношвили.
  9. Технология учебного исследования.
  10. Проектные технологии.
  11. Технология проведения дискуссий.
  12. Технология уровневой дифференсации.
  13. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении.

Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.Самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

2.Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах.

3.Развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение).

4.Формируют культуру речи и письма.

5.Развивают системное мышление.

Основные задачи:

1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,

обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

3.Обучение формам представления основных результатов проектной деятельности.

В рамках данной программы обучающиеся выполняют проекты по темам:

«Школа моей мечты» и  «Моя малая Родина».

Предполагаемый результат проектной исследовательской деятельности. Учащиеся будут знать и уметь: устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, искать источники и работать с источником, отстаивать свою точку зрения и искать компромисс, отвечать на незапланированные вопросы, оформлять проект.

Критерий оценки проектной деятельности обучающихся. Оценивание происходит на разных уровнях проектной деятельности – на уровне ценностном, творческом и практическом, поэтому можно говорить о промежуточном и итоговом оценивании. Оцениваться может содержание проекта, структура, организация проектной работы, результаты. Самой значимой оценкой для учащихся является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:

• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

• степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

• количество новой информации использованной для выполнения проекта;

• степень осмысления использованной информации;

• уровень сложности и степень владения использованными методиками;

• оригинальность идеи, способа решения проблемы;

• осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта;

•уровень организации и проведения презентации; устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

• владение рефлексией;

• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

• социальное и прикладное значение полученных результатов

Тематическое планирование

№ п.п

Разделы и темы

Кол-во часов по плану

Фактически

дано

  В том

числе

Примечание

Пр. р.

Кр. р.

1

Вводный урок: «Окружающий мир вокруг тебя»

1

2

Тема 1. Человек

Загадка человека.

1

3

Загадка человека.

1

4

Отрочество - особая пора жизни.

1

5

Отрочество - особая пора жизни.

1

1

6

Практикум по теме "Человек".

1

7

Тема 2. Семья

Семья и семейные отношения.

1

8

Семейное хозяйство.

1

9

Свободное время.

1

10

Практикум по теме "Семья".

1

11

Практикум по теме "Семья".

1

12

Тема 3. Школа

Образование в жизни человека.

1

13

Образование в жизни человека.

1

14

Образование и самообразование.

1

15

Образование и самообразование.

1

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

17

Практикум по теме "Школа".

1

18

Тема 4. Труд 

Труд - основа жизни.

1

19

Труд - основа жизни.

1

20

Труд и творчество.

1

21

Труд и творчество.

1

22

Практикум по теме "Труд".

1

23

Практикум по теме "Труд".

1

24

Тема 5. Родина

Наша Родина - Россия.

1

25

Наша Родина - Россия.

1

26

Государственные символы России.

1

27

Государственные символы России.

1

28

Гражданин России.

1

29

Гражданин России.

1

30

Мы - многонациональный народ.

31

Мы - многонациональный народ.

1

32

Практикум по теме "Родина"

1

33

Практикум по теме "Родина"

1

34

Итоговое повторение.

1

Контроль уровня обученности

Контроль реализации программы:

а) Стартовый контроль – тест на  развитие общего кругозора учащихся.

б) Текущий контроль – после изучения  тем – проверочные тесты (тематические).

в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май  2015 г.

Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и индивидуальный),  тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание  небольшого сообщения, эссе,  и т.д.

В соответствии с методами  обучения для реализации курса используются следующие формы   контроля:

1.Индивидуальный контроль.

2.Групповой контроль.

 Групповую форму контроля применяем:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения поставленных вопрос или задач.

в) При выявлении наиболее рационального ответа или решения задачи.

Иногда групповой контроль проводим в виде уплотненного опроса.

3. Фронтальный контроль.

4. Взаимный контроль.

5. Самоконтроль.

6. Контрольный диктант.

Критерии оценивания устного и письменного ответа:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем знаний и умений составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет знаниями и умениями в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем знаний и умений учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Учебно-методическое обеспечение программы

Для обучающихся:

  1. Обществознание. 5 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 6-е изд.— «Просвещение», М., 2015 г.
  2. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание». 5 класс, М., «Просвещение», 2015 г.

Для учителя:

  1. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Введение в обществознание»/ Под ред. Л.Н.Боголюбова.
  2. Э.В.Уткина Школьные олимпиады. Обществознание 5-9 классы. М., «Айрис-Пресс», 2009;

Интернет-ресурсы:                                  

http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

   http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Обществознание» в 6 классе Составитель: Шпак О.М.

Рабочая программа составлена по учебнику Корольковой Е.С. в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа учебного курса "Обществознание" для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана  на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 6 класса

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой куль...

Рабочая программа учебного курса обществознание для 8 класса

рабочая программа Обществознание 8 класс (Боголюбов)...

Рабочая программа учебного курса Обществознание для 9 класса

Рабочая программа Обществознание 9 класса (Боголюбов)...

рабочая программа учебного курса Обществознание для 9 класса

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС...