Рабочая программа кружка по обществознанию
рабочая программа
Кружок "Практическое обществознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_prakticheskoe_obshchestvoznanie.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО На заседании МС Протокол № 1 от 30 августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Артищева Ю.А./ 30 августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Павлова И.А../ Приказ №129 от 31 августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Практическое обществознание»
учителя истории и обществознания
первой категории
Устининой Екатерины Николаевны
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МОУ СОШ п. Индустриальный
Протокол №1 от 30 августа 2019г.
2019–2020 учебный год
Оглавление
№ | Раздел программы | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Содержание тем учебного курса | |
3 | Требования к уровню подготовки учащихся | |
4 | Учебно-тематическое планирование | |
5 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы | |
6 | Приложения |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Практическое обществознание» ориентирована на реализацию образовательных целей МОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе ОУ и Образовательной программе:
– создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования и среднего общего образования;
– формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
– воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Программа адресована учащимся 8-го класса МОУ СОШ п. Индустриальный. Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу.
Программа кружка «Практическое обществознание» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания и подготовиться к экзаменам. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.
Цель кружковой работы:
- целенаправленная и качественная подготовка учащихся к экзаменам; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи кружковой работы :
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате основного государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание тем
Вводные занятия. Особенности ОГЭ по обществознанию: - кодификатор элементов содержания - спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления.
Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Тема 6. Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма общественных отношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;
- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- подготавливать аннотацию, реферат, творческую работу(задание на составление плана доклада по определенной теме);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Особенности ОГЭ по обществознанию: -кодификатор элементов содержания - спецификация КИМ-ов ОГЭ по обществознанию. | 1 | ||
2 | Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. | 1 | ||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
4 | Биологическое и социальное в человеке. Личность. | 1 | ||
5 | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | ||
6 | Межличностные отношения. Межличностные конфликты и их разрешение. | 1 | ||
7 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука. | 1 | ||
8 | Образование. Религия. Свобода совести. | 1 | ||
9 | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | ||
10 | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности. | 1 | ||
11 | Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. | 1 | ||
12 | Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство. | 1 | ||
13 | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | ||
14 | Налоги. Экономические цели и функции государства. | 1 | ||
15 | Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. | 1 | ||
16 | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. | 1 | ||
17 | Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | 1 | ||
18 | Власть. Роль политики в жизни общества. Государство. | 1 | ||
19 | Формы государства. Политический режим. Демократия. | 1 | ||
20 | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения. | 1 | ||
21 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | ||
22 | Право. Нормы права. | 1 | ||
23 | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. | 1 | ||
24 | Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство РФ. | 1 | ||
25 | Органы государственной власти РФ. | 1 | ||
26 | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Права ребенка. | 1 | ||
27 | Гражданские правоотношения. | 1 | ||
28 | Семейные правоотношения. | 1 | ||
29 | Трудовые правоотношения. | 1 | ||
30 | Административные правоотношения. | 1 | ||
31 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | ||
32-33 | Практическая работа | 2 | ||
34 | Итоговое повторение | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы
- Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.-М.: «Дрофа»,2001.-128 с.
- Боголюбов Л. Н. Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобраз. учреждений. М.: Просвещение. 2008 г.
- Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобраз. учреждений. М.: «ТИД «Русское слово -РС». 2008 г.
- Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобраз. учреждений. М.: «ТИД «Русское слово -РС». 2009 г.
- Липсиц И. В. Экономика: в 2 книгах учебник для 9 класса общеобраз. учреждений. М.: Вита-Пресс. 2003.
- Никитин А. Ф. Обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобраз. учреждений. М.: Просвещение. 2008.
- Калачёва Е.Н. ОГЭ 2017.Обществознние.9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).Практикум по выполнению типовых тестовых заданий.-М.: Издательство «Экзамен», 2073. – 78 с.
- Калачёва Е.Н. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня В и С.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 111 с.
- Королькова Е.С. Обществознание. 9 класс: экспресс-диагностика/Е.С. Корольков, Т.В. Коваль.-М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 111 с.
- Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 143 с.
- Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 143 с.
Интернет-ресурсы
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.
Пояснительная записка. Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировани...
Программа кружка по обществознанию 9,11 классы
(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
Программа кружка позволит учащимся более эффективнее готовиться к экзамену....
Программа кружка по обществознанию 9 класс 2016-2017 учебный год
Программа кружка...
Программа кружка по обществознанию "Практическое обществознание"
Аннотацияк программе по внеурочной деятельности«Практическое обществознание» Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№...
Программа кружка по обществознанию в 11 классе "Человек и общество"
Программа кружка "Человек и общество" расчитана на 1 час в неделю....