Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Согласовано                                                                                       Утверждаю                                                                                                                              

научно-методический совет                                                             директор ___________Шакина И.И.

протокол  №1    от 27.08.2014                                                                                                   01.09. 2014  

Рабочая программа учебного предмета

«Обществознание»

Для 10 класса

(профильный уровень)

Разработана Яшниковым Д.В. ,

 учителем истории и обществознания.  

Магнитогорск, 2014 г


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1.1.нормативно – правовые документы

1.2.общая  характеристика предмета, его место в системе наук

1.3. основные особенности рабочей программы, в том числе использования резервных часов

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН

1.6. методические  рекомендации и технологические подходы

1.7. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

2. Учебно – методическое обеспечение предмета  

3. Учебно – тематический план                                                                                                                                                                                                                                                    4. Календарно – тематический план                                                                                                                                                      

5. Характеристика КИМов

6. Приложение

6.1. нормы оценок

6.2. литература

6.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет

6.4. лист коррекции

6.5. КИМы

6.6 Спецификация.

6.7 Кодификатор.  


1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                   1.1 Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Рабочая программа по предмету «Обществознание» для__10 - 11_ класса составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089),примерной программой (Примерные программы среднего (полного) общего образования по истории, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от07.06.2005г. № 03-1263).

1.1. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании»№273 – Ф3 от 29.12.2012г.
  2. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по обществознанию(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
  4. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  5. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  6. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
  7. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» от 28.06.2010г №103/3073
  8. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275
  9. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012г №24/5135
  10. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года  № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2012/2013 учебный год»
  11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
  12. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
  13. Учебный план МООУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год
  14. Методическое письмо «О проверке и оценивании письменных работ учащихся». // Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО. 2006 г. (русский язык)
  15. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993
  16. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» от06.05.2009г.№01-269.
  17. Приказ Минестерства образования и науки Российской федерации»Об  утверждении федеральных перечней учебников, рекомедованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» от19.12.2012г.№1067.Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013г.№26755

 «Рабочая программа по обществознанию  для 10класса» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,  определяет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

«Рабочая программа по обществознанию  для 10 класса» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе  резерва свободного учебного времени, установленного примерной  программой (11% от общего объема учебных часов, т.е. 8ч.). Принципы построения вариативной части курса определяются потребностями систематизации и повторения изученного материала.

                                                                              1.2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего общего образования  на профильном уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.         

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета «Обществознание» в X классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

                                                                       1.3.Особенности рабочей программы

Особенность рабочей программы по истории заключается в том,  что  программа отражает НРЭО, составлена с учетом календарного учебного графика МОУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели

Рабочая программа по обществознанию  для 10класса  включает шесть разделов: пояснительную записку;  календарно-тематическое планирование;   характеристику УМК;  требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня  подготовки учащихся; приложения (список литературы).

                                                                     1.4.Цели  и задачи учебного курса

Цели изучения предмета:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

                                                 1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса,  формированию ОУУН

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

    Практическая часть отрабатывается учащимися на уроках,  при выполнении домашнего задания, при написании эссе, сочинений,  докладов  по отдельным темам, решении тестов.

С учетом индивидуальных особенностей учащихся и спецификой школы-интернат №2 обучение организовано в ортопедическом режиме.

1.6.Методические рекомендации и технологические подходы

На уроках обществознания , возможно, использование следующих форм учебных занятий

  • Лекции
  • Семинары
  • Урок-презентация.
  • Уроки с элементами лабораторной и практической работы
  • Проблемная лекция.

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната №2 используются следующие образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Проблемное обучение
  • Развитие исследовательских навыков
  • Лекционно-семинарско-зачетная система.
  • Технология игрового обучения

1.7.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента согласована с темами, предусмотренными стандартом по обществознанию. На изучение  НРЭО  отведено  10 % учебного времени. Изучение содержания регионального компонента на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

•        способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:

  • речевой компетенции;
  • социокультурной компетенции;
  • учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

•        активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;

•        воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;

•        формирование культурологического потенциала;

•        формирование адаптивного типа жизнедеятельности;

систематизация сведений из разных наук (обществознания, истории, географии, литературы, искусства)

       10 класс                    

№пп

Тема НРЭО

Время

1.

Экологические проблемы Челябинской области

45 мин.

2

Экономическая ситуация в Челябинской области, в г. Магнитогорске.

45мин.

3

Предпринимательство в Челябинской области,  в г. Магнитогорске.

45мин.

4

Проблема занятости в Челябинской области.

45мин.

5

Демографические проблемы Южного Урала.

45мин.

6

Национальная политика на Южном Урале.

45мин.

7

Социальные процессы и социальная политика на Южном Урале.

45мин.

2.Учебно-методическое обеспечение предмета

 Класс: 10 (профильный уровень)

Количество часов в неделю: 2

Не менее 40% учебного времени должно отводиться на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Программа

Учебники, учебные и методические пособия

Количество разделов

Практическая часть

НРК

вид работ

количество работ

количество часов

Рабочая  программа  (профильный уровень) учебного курса по обществознанию для 10 класса  составлена  на  основе  федерального  компонента  государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном  уровне (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089) 

Обществознание. 10 класс : учебник  для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова   и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ]  - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. Обществознание. 10 класс. – М.: Русское слово, с 2006

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 классы. – М.: Русское слово, с 2006

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, с 2011

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н.Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, с 2006

Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. – М.: Просвещение, с 2006

Аверьянов Ю. И., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, с 2006

Автономов В.С.: Экономика: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений, – М.: Вита-Пресс, с 2006 (или другой учебник по экономике)

5

Тестирование, практикум (работа с источниками), зачет, семинар, контрольная работа, проверочная работа

5-6

6-7

10 класс

  1. №п.п.

Тема

Кол.час.

К.Р.

НРЭО

четверть

2

1

Специфика социально-гуманитарного знания. Введение в философию.

8

1

1

2.

«Философия человека. Социальная философия.»

14

1

1

2

3.

«Деятельность, как способ существования людей»

14

2

1

3

4.

«Знание, сознание, познание».

14

2

2

4

5

«Духовное развитие общества»

18

2

4

4

7

Итоги.

68

8

8

        Календарно-тематическое планирование. 10 класс. Обществознание  68 часов (профильный класс)

№п\п

Дата проведения

урока

Раздел программы

Тема урока

Тема контрольной работы (теста)

Кол-во      часов

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

план

факт

1

I    Специфика социально-гуманитарного знания. Введение в философию.  

Вводный урок. Социальные науки, их классификация.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания.

8

2

 Урок-исследование

Фронтальная  и индивидуальная работа.

§ 1, 2, вопросы,

  с. 15-17

 2

 

 

 

 

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Философия и общественные науки

в Новое и Новейшее время.

.

2

 Урок-исследование. Работа

в группах.

Учебник, документы  

§  3, 4,  вопросы,

с.  36-38, с. 45-47

3

Место философии в системе обществознания. Из истории русской философской мысли.

2

Урок-анализ. Работа

в группах .Урок лабораторного  типа. Групповая работа.

Учебник, документы  

практикум§1,§ 5-6, вопросы,

с.15-17 ,с. 65-68

4.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по разделу  «Специфика социально-гуманитарного знания»

.

2

Урок-конференция

,

 

5.

II«Философия человека. Социальная философия»

Происхождение человека и становление общества.Сущность человека как проблема философии.

Факторы формирования личности.

.

14

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Фронтальная  ииндивидуальная работа

§ 7 вопросы,

  с. 78-80 Практикум § 2

   6.

Общество и общественные отношения Взаимодействие природы и общества

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Урок-исследование. Работа в группах 

Учебник, документы  

Практикум § 1

7.

 Общество как развивающаяся системаТипология обществ. 

2

Урок-исследование. Работа в группах

Учебник, документы §1

8

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Формации и цивилизации

2

 Урок-анализ Работа

в группах

Учебник, документы  

практикум§ 1

вопросы

9.

Исторический процесс

2

Урок-исследование.Работа в группах

Учебник, документы  

Практикум §21

вопросы

10.

 Проблема общественного прогресса.

2

Урок-исследование. Работа в группах

 практикум§ 24

вопросы

11.

. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

2

Фронтальная  и индивидуальнаяработа

практикум§ 1

вопросы

11.

.

. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по разделу «Философия человека. Социальная философия»

Тестовая работа №1 тема «Общество»

2

Тест

в формате ЕГЭ

Учебник, документы  

практикум

12.

.

III       «Деятельность как способ  существования людей»

Деятельность людей и ее многообразие. Структура деятельности.   Мотивы деятельности

14

2

Урок-проблема Индивидуальная работа

Учебник, документы  

практикум§ 3-4

вопросы

13.

Сознательное и бессознательное в поведении людей

2

Урок-исследование Работа в группах.Доклады

Документы.

14.

Деятельность и общение. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Урок – анализ. Индивидуальнаяработа.

Учебник, документы § 5. Учебник, документы  

практикум§ 6.

15

Трудовая деятельность. Изобретательская деятельность.

2

Урок - деловая игра Работа

в группах. Практическая работа.

Учебник, д окументы  §17. Учебник, документы§18.

16.

Экономическая деятельность. Политическая деятельность.

2

Урок-исследование. Групповаяработа.

Учебник, документы §19. Учебник, документы  § 22-23.

17.

Свобода в деятельности человека

2.

Урок-анализ. Работа

в группах

Учебник, документы  §20

Вопросы.

18.

 

.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по разделу

«Деятельность как способ существования людей».

Тестовая работа №2 тема «Человек»

2

Тест

в формате ЕГЭ

19.

IV «Знание, сознание, познание»

. Знание и сознание .Мышление и речь.

14

2

Урок-исследование фронтальная  и индивидуальная работа.

Учебник, документы § 8.

20.

Познание. Истина и ее критерии.

2

Урок-исследование Фронтальная  и индивидуальная работа

Учебник, документы  § 9.

20.

Научное познание. Ненаучное познание.

2

Урок-проблема Работа

в группах, фронтальная  и ндивидуальнаяработа

Учебник, документы§ 10.

21.

Социальное познание. Самопознание.

.2

Урок-проблема. Урок-практикум, групповая работа.

Учебник, документы  §11,12

22.

. Мировоззрение, его виды и формы.

2

Урок-исследование, индивидуальная работа

Учебник, документы  §13.

23.

Проблема познаваемости мира.

2

Урок-проблема.Защита проекта. презентация

Учебник, документы §16.

24..

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по разделу  «Знание, сознание, познание»

Тестовая работа №3 тема.»Познание»

.2

Тест

в формате ЕГЭ

25.

V «Духовное развитие общества»

Сущность и особенности духовной культуры. Мораль и нравственные ориентиры деятельности.

18

2

Школьная лекция. Фронтальная работа

Учебник, документы §14,15.

26.

Наука в жизни современного общества. Роль религии как формы духовной культуры.

 

2

Школьная лекция Работа

в группах

Учебник, документы §15

27.

Религиозные объединения и организации

в России. Мировые религии.

2

Урок лабораторного типа. Фронтальная  и индивидуальная работа.

Учебник, документы .Дополнитель-на лит-ра.

28

Искусство в жизни человека. Многообразие видов искусства.

2

Урок-анализ.

Работа

в группах

Учебник, документы  

29.

Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого.

2

Урок-исследование. Фронтальная  и индивидуальная работа

Учебник, документы.

30.

Социальная и личностная значимость образования. Развитие образования в современной  России.

.2

Урок-проблема. Урок-проект. Презентация.

31

 Итоговый урок  за курс обществознания в 10 классе «Специфика социально-гуманитарного знания»

2

Зачет. Защита проектов

32.

Итоговый урок  за курс обществознания в 10 классе «Специфика социально-гуманитарного знания»

  .

.2

Зачет. Защита проектов

33

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

по разделу V «Духовное развитие общества»

Тестовая работа №4 тема «Духовно-нравственная сфера»

2

Тест

в формате ЕГЭ

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Согласовано                                                                                       Утверждаю                                                                                                                              

научно-методический совет                                                             директор ___________Шакина И.И.

протокол  №1    от 27.08.2014                                                                                                   01.09. 2014  

Рабочая программа учебного предмета

«Обществознание»

Для 11 класса

(базовый уровень)

Разработана Яшниковым Д.В. ,

 учителем истории и обществознания.  

Магнитогорск, 2014 г


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1.1.нормативно – правовые документы

1.2.общая  характеристика предмета, его место в системе наук

1.3. основные особенности рабочей программы, в том числе использования резервных часов

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН

1.6. методические  рекомендации и технологические подходы

1.7. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

2. Учебно – методическое обеспечение предмета  

3. Учебно – тематический план                                                                                                                                                                                                                                                    4. Календарно – тематический план                                                                                                                                                      

5. Характеристика КИМов

6. Приложение

6.1. нормы оценок

6.2. литература

6.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет

6.4. лист коррекции

6.5. КИМы

6.6 Спецификация.

6.7 Кодификатор.  

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                   1.1 Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Рабочая программа по предмету «Обществознание» для__10 - 11_ класса составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089),примерной программой (Примерные программы среднего (полного) общего образования по истории, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от07.06.2005г. № 03-1263).

  1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по обществознанию(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
  3. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
  6. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году» от 28.06.2010г №103/3073
  7. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275
  8. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012г №24/5135
  9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
  10. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
  11. Учебный план МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год
  12. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993
  13. Приказ Минестерства образования и науки Российской федерации»Об  утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,на 2013-2014 учебный год» от19.12.2012г.№1067.Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013г.№26755

«Рабочая программа по  обществознанию  для 11класса» содействует реализации единой концепции обществоведческого образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов обществознания.

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.       

  Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

                                                                       1.3.Особенности рабочей программы

Особенность рабочей программы по истории заключается в том,  что  программа отражает НРЭО, составлена с учетом календарного учебного графика МОУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели

 «Рабочая программа по обществознанию  для 11класса» включает шесть разделов: пояснительную записку;  календарно-тематическое планирование;   характеристику УМК;  требования к уровню подготовки учащихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня  подготовки учащихся; приложения (список литературы…).

                                                                     1.4.Цели  и задачи учебного курса

Цели изучения предмета:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

                                                 1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса,  формированию ОУУН

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

    Практическая часть отрабатывается учащимися на уроках,  при выполнении домашнего задания, при написании эссе, сочинений,  докладов  по отдельным темам, решении тестов.

С учетом индивидуальных особенностей учащихся и спецификой школы-интернат №2 обучение организовано в ортопедическом режиме.

1.6.Методические рекомендации и технологические подходы

На уроках обществознания, возможно, использование следующих форм учебных занятий

  • Лекции
  • Семинары
  • Урок-презентация.
  • Уроки с элементами лабораторной и практической работы
  • Проблемная лекция.

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната №2 используются следующие образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Проблемное обучение
  • Развитие исследовательских навыков
  • Лекционно-семинарско-зачетная система.
  • Технология игрового обучения

1.7.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

Тематика содержания учебной программы в части реализации НРЭО согласована с темами, предусмотренными стандартом по обществознанию. На изучение  НРЭО  отведено  10 % учебного времени. Изучение содержания регионального компонента на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

•        способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:

  • речевой компетенции;
  • социокультурной компетенции;
  • учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

•        активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;

•        воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;

•        формирование культурологического потенциала;

•        формирование адаптивного типа жизнедеятельности;

систематизация сведений из разных наук (обществознания, истории, географии, литературы, искусства)

11 класс

№ п.п.

Тема  НРЭО

Время

1

Избирательная компания Челябинской области. Голосование в нашем регионе

45 мин.

2

Формы образования нашего города. Какие образовательные учреждения есть в нашем городе,  в Магнитогорске.

45 мин.

3

  1. Предпринимательство в регионе
  2. Современное состояние экономики региона
  3. Основные отрасли промышленности

45 мин.

4

Налоги, уплачиваемые предприятиями Челябинской области

45 мин.

5

Экологические проблемы региона

45 мин.

6

Социальная политика в области семьи в нашем регионе.

45 мин.

7

Рынок труда и государственная политика в области занятности в России и в Уральском регионе

45 мин.

2.Учебно-методическое обеспечение предмета

 Класс: 11 (базовый уровень)

Количество часов в неделю: 2

Не менее 40% учебного времени должно отводиться на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Программа

Учебники, учебные и методические пособия

Количество разделов

Практическая часть

НРК

вид работ

количество работ

количество часов

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию. Базовый уровень. – М.: Дрофа, с 2007

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, с 2006

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. Обществознание. 10 класс. – М.: Русское слово, с 2006

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 классы. – М.: Русское слово, с 2006

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, с 2011

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н.Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, с 2006

Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. – М.: Просвещение, с 2006

Аверьянов Ю. И., Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, с 2006

Автономов В.С.: Экономика: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений, – М.: Вита-Пресс, с 2006 (или другой учебник по экономике)

5

Тестирование, практикум (работа с источниками), зачет, семинар, контрольная работа, проверочная работа

5-6

6-7

3. Учебно – тематический план.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение обществознание   в11 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).

11 класс

Раздел, тема

Кол-во час.

Календ.

сроки

Тип, вид, форма урока

Основные компетенции

обществоведческого образования

Измерительные формы контроля

Дом.задание

Примечание

ЕГЭ

И

ГИА

Раздел 1. Политика как общественное явление

16 ч.

1

Понятие власти. Политическая власть. Типология властных отношений.

1

Комбинированный урок, практикум

Знать понятия: политика, экстремизм, власть.

Характеризовать политику как деятельность, политические действия, субъекты и объекты политики.

Практическая работа   «Определение видов власти»

10 кл. §20

11кл.

§15

ГИА 5.1»Власть.

роль политики в

жизни общества».            

ЕГЭ 4.1»Понятие

Власти».

2.

Государство и его функции.

1

Комбинированный

Знания: знать, что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства; знать основные функции государства ; знать, какие причины могут лежать в основе зарождения государства.

 Умения: анализировать, давать определение понятиям.

Понятия: политическая система общества, государство, суверенитет, функции государства

§21

11 кл.

ГИА 5.2»Понятие и

Признаки государства».

ЕГЭ 4.2»Государст-

во,его функции».

3-4.

Политика как общественное явление.

Политическая система, её структура и сущность.

2

Комбинированный урок, практикум

Знать понятия: политическая система, государство ,политическая партия, движение, многопартийность. Называть функции государства, партии; виды партий.

Характеризовать политическую систему, ее структуру и сущность; государство, его функции; политическую партию, классификацию партий, многопартийность. Объяснять роль государства в политической системе, роль СМИ.

Характеризовать политическую систему России в разные эпохи, политическую систему зарубежных стран современности.

Практическая работа по материалам СМИ

«Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения»

§21

11 кл.

Конституция РФ

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.

Мухаев Р.Т. Политология

Никитин А.Ф. Право и политика

Шилобод М.И. Указ. Соч.

Глобальный мир. Политическая система современной России

ЕГЭ 4.3»Полити-

ческая система».

5.

Политический режим. Типология политических режимов.

1

Комбинированный урок

Знания: знать, что такое политический режим и какие существуют их типы;

Умения: уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности,  давать определения.

Понятия: политический режим, авторитаризм, демократия, тоталитаризм, диктатура.

§21

11 кл.

ГИА 5.5»Полити-

ческий режим».

ЕГЭ 4.4»Типоло-

ия политических

режимов».

6.

Демократия, её признаки.

1

Комбинированный урок, практикум

Знать, называть принцип и формы демократии, знать понятия: политический плюрализм, парламентаризм.

 Характеризовать основные признаки и ценности демократии,

отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Анализировать высказывания о демократии, аргументировать собственную позицию.

Практическая работа

«Мыслители о демократии»

11кл.

§24

Н.М.Воскресенская, Н.В.Давлетшина  Демократия: государство и общество 10-11 кл.,М., Дрофа

ЕГЭ 4.5»Демократия,

ее основные приз

наки и ценности»

7-8.

Выборы в демократическом обществе.

2

Комбинированный урок

Знания:  знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть  и принимаемые ею решения.

Умения: уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы способствующие политической активности населения

Понятия: референдум, митинг, шествие, пикетирование, пассивное и активное избирательное право

Вопросы, задания, документы

11кл.

§24

Мухаев Р.Т. Политология

Шилобод М.И. Указ. Соч.

ГИА5.8»Выборы,

референдум».

9.

Гражданское общество и государство.

1

Комбинированный урок

Знать: признаки правового государства, понятие «Гражданское общество».

Характеризовать условия появления и значение гражданского общества, правового государства

Практическая работа «Россия на пути к гражданскому обществу: деятельность общественной палаты»

10кл.

§22

Глобальный мир.

СМИ: между властью и гражданским обществом

ЕГЭ4.6»Гражданское

общество и государство».

ГИА5.10»Гражданское

общество и правовое

государство».

10.

Политическая элита. Особенности её формирования в современной России.

1

Комбинированные уроки

Знать признаки и сущность политических элит.

Уметь решать практические, познавательны, проблемные задания, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих  в социальной деятельности, анализировать источники, использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях

ЕГЭ 4.7»Политическая

элита».

11.

Политическая идеология. Основные идейно - политические течения современности.

1

Лекция

Знать понятие идеологии, основные идейно-политические течения современности.

Характеризовать рольидеологии в политической жизни, сравнивать основные идеологии

Аргументировано высказывать свою идейную позицию

Решение задач

11кл.

§14

12.

Многопартийность. Политические партии и движения. Законодательное регулирование их деятельности.

1

Комбинированный урок

Знать понятия: многопартийность, политические партии.

Характеризовать роль политических партий  и движений в политической жизни.

 Аргументировано высказывать свою идейную позицию

Решение ситуационных задач

11 кл.

§21

ЕГЭ4.8»Политические

партии и движения».

13.

Роль СМИ в политической жизни общества.

1

Комбинированный урок ,  практикум

Анализировать  актуальную информацию  о социальных объектах, выделяя их существенные признаки,   закономерности развития

Практическая работа

«Характер информации, распространяемой по каналам СМИ».

Учить конспект

ЕГЭ4.9»СМИ в политической системе».

14.

Политический процесс, особенности политического процесса в России.

1

Комбинированный урок

Характеризовать политический процесс. Особенности политического процесса в России.

Фронтальный опрос

Учить конспект

Глобальный мир. Особенности русской политической культуры

Мухаев Р.Т. Политология

Никитин А.Ф. Право и политика

ЕГЭ 4.11»Политический

процесс».

15.

Избирательная компания в РФ. Законодательство о выборах в РФ.НРЭО

1

Комбинированный урок

Характеризовать избирательную компанию в РФ. Законодательство РФ о выборах.

Деловая игра

«Выборы в РФ»

§25

11 кл.

ГИА5.8»Выборы.

Референдум».

ЕГЭ 4.10»Избирательная

Компания в РФ».

16.

Повторение по разделу « Политика как общественное явление»

1

Урок проверки знаний. Зачет

Характеризовать: государство, правовое государство, гражданское общество, демократию, избирательные системы

 Объяснять: функции государства и политических партий

 Анализировать (сравнивать) многопартийность, идеологию, политические режимы

 Раскрывать на примерах функции государства, гражданского общества, политических партий

 Оценивать роль государства, политической партии

Письменный зачет

Раздел 2. Человек в системе общественных отношений.

14 ч.

17.

 Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология      и идеология.

1

Комбинированные уроки

Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание

Развивать умения:

-        развернуто обосновывать суждения;

-        объяснять изученные положения на самостоятельно      подобранных конкретных примерах

§26

11кл.

18-19.

Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека.Самосознание индивида и социальное поведение.

2

Урок  изучения   нового материала

Урок   обобщения и закрепления знаний

Знать   понятия: социальные нормы, ролевой набор; первичная, продолженная социализация;  агенты социализации; манипуляция.

- раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Гл.3 §§8-11

11 кл.

ГИА 4.3»Многообра-

зие социальных ролей

в подростковом воз

расте».

ЕГЭ 3.12»Социальная

Роль».

20-21.

Свобода   и   ответственность. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Отклоняющееся поведение, его типы

2

Комбинированный урок, практикум

Знать/уметь: Свобода   и   произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.

-  владеть   основными видами публичных выступлений;

-  следовать этическим нормам и правилам ведения диспута

§11

11 кл.

ЕГЭ 3.10»Свобода и

Ответственность».

ЕГЭ 3.11»Отклоняю-

щееся поведение и его

типы».

22-23.

Общественная значимость и личностный смысл образования. НРЭО

2

Урок   обобщения и закрепления знаний

Знать  понятия:  образование, полное (среднее) образование,      профильное образование, модернизация, компетентность.

Национальный    проект.    

Уметь разрабатывать групповые   ученические проекты «Школа будущего»

Практическая работа «Роль Интернет в условиях информационного общества»

§ 27

11 кл.

ЕГЭ1.12»Образование,

его значимость для

личности и общества».

24-25.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение. НРЭО

2

Комбинированные уроки

- Анализировать  актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

1. Практическая работа

«Составление семейного бюджета»

2. Семинар

11кл.

§16

ГИА 3.7»Предпринимательство,

Малое предпринимательст

во,фермерское хоз-во».

26-27.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие.

2

Комбинированный урок, практикум

Знать     понятия:    политическое участие,  экстремизм, политический терроризм.    

- раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Практическая работа «Анализ поведения индивида в политической жизни»

11кл.

§21, 25

Мухаев Р.Т. Политология

Шилобод М.И. …Указ. Соч.

ГИА 5.7»Участие граждан

в политической жизни».

ЕГЭ 4.12»Политическое

участие».

28-29.

Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые

2

Комбинированный урок, практикум

Знать     понятия:     лидер,имидж,     типы     лидеров.  Развивать умение  

 - объяснять   изученные положения на самостоятельно     подобранных

конкретных примерах

- Использовать    приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях

Практическая работа.  «Социометрическое исследование класса»

10кл.

§25

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.

Мухаев Р.Т. Политология

Никитин А.Ф. Право и политика

Шилобод М.И. Указ. Соч.

ЕГЭ 4.13»Политическое лидерство».

30.

Обобщающее повторение по разделу «Человек в системе общественных отношений»

1

Выполнение проблемных  заданий,   тестирование  

Уметь самостоятельно писать творческую работу по социальной проблематике

Письменный зачет

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.

30 ч.

31.

Право в системе социальных норм.

1

Урок   изучения     нового

материала

Знать/понимать суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

знать/уметь: юридические термины

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Тест

10кл.

§25

ЕГЭ 5.1»Право  в системе

социальных отношений».

32-33.

Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

2

Комбинированный урок, практикум

 Практическая работа по Конституции РФ

10кл §26,29

ЕГЭ 5.2»Система российского права,законо-

творческий процесс».

34-36.

  Гражданство в Российской Федерации. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков Юридическая ответственность за налоговые правонарушения .НРЭО

3

Комбинированные уроки - практикум

знать/уметь: юридические термины

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Практическая работа «Решение ситуационных задач»

Практическая работа «Заполнение налоговой декларации»

11кл.

§20

Никитин А.Ф. Основы государства и права

Конституция РФ

Закон «О гражданстве»

ГИА 6.9»Права и свободы

Человека и гражданина в

России. Конституционные

обязанности гражданина».

ЕГЭ 5.17»Гражданство РФ».

37-38.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. НРЭО

2

Комбинированные

уроки

Знать понятия темы, экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения., решать практические задачи. Применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники.

Вопросы, задания,  вопросы к документу

11кл.

§21

Закон «Об охране окружающей среды»

ЕГЭ 5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

39-41.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Имущественные права. Неимущественные права.

3

Комбинированные

уроки - практикум

Знать юридические термины: что такое гражданскиеправоотношения, что понимают под их содержанием.

Уметь характеризовать основные социальные объекты,выделяя их существенныепризнаки; формулировать аргументы по определённым проблемам, приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав

-Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

Практическая работа «Решение ситуационных задач»

11кл.

§22

Никитин А.Ф. Основы государства и права

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ

ГИА 6.13»Гражданские

правоотношения»

ЕГЭ 5.6»Субъекты гражданского права».

42-43.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

НРЭО

2

Комбинированные уроки  - практикум

Знать, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей

знать/уметь: юридические термины

- Моделировать   ситуации по проблемам семейного   права.  

- Аргументировать   его   основные   положения

 Практическая работа  

«Составление брачного контракта»

11кл.

§23

Никитин А.Ф. Основы государства и права

Семейный кодекс РФ

ГИА 6.14»Семейные право

отношения».

ЕГЭ 5.10» Правовое регулирование отношений супругов».

44-45.

Права и обязанности родителей и детей.

2

Комбинированные уроки

Решение задач

11кл.

§23

Никитин А.Ф. Основы государства и права

Семейный кодекс РФ

ГИА6.14» Семейные право

отношения. Права и обязанности родителей и детей».

46-47.

Законодательство РФ об образовании.

2

Комбинированный урок-практикум

Анализировать источники права          Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Семинар

§32

48-49.

Трудовое законодательство РФ.  Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. НРЭО

2

Комбинированный урок-практикум

Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора. Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом

Практическая работа

«Оформление трудового договора»

11кл.

§24

Никитин А.Ф. Основы государства и права

Трудовой кодекс РФ

ГИА 6.15»Право на труд.

Трудовые правоотношения».

ЕГЭ 5.9» Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора».

50-51.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Соц. страхование

2

Комбинированный урок-практикум

Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов

Уметь решать  практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами

Решение задач

11кл.

§24

52-53.

Споры и порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса, арбитражный процесс.

2

Комбинированный урок-практикум

Знать понятия темы, принципы гражданского процесса, стадии гражданского процесса, права участников процесса, особенности арбитражного процесса.

Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами

Вопросы и задания

11кл.

§25

КоАП (ст. 2.1, 2.3, 3.2).

Гл.1 ст.3,5-10

ЕГЭ 5.14» Споры и порядок их рассмотрения».

54-55.

Процессуальное право:

Особенности административной юрисдикции. Конституционное производство.

2

Комбинированный урок-практикум

знать/уметь: юридические термины

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

Вопросы и задания

11кл. §27

ЕГЭ 5.11» Особенности административной юрисдикции».

56-57.

Процессуальное право:

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Судебное производство

2

Комбинированный урок-практикум

Знать понятия темы, права участников, особенности уголовного процесса

Уметь решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих  в социальной деятельности, работать с нормативными документами, критически оценивать информацию СМИ

Практическая работа « Час суда»

11кл.

§26

«Закон о Конституционном суде РФ» (ст.1,3,4)

ЕГЭ 5.16 «Особенности уголовного процесса».

58-59.

 Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2

Комбинированные уроки-практикум

знать/уметь: юридические термины

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения морали и норм международного права

 Практическая работа   «Международные документы по правам человека».

11кл.

§22

Мушинский В.О. Обществознание 10 кл., М., 2002

« Конвенция о защите прав человека и основных свобод»

ГИА 6.12» Международно-        правовая защита жертв вооруженных конфликтов».

ЕГЭ 5.13» Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».

60.

Обобщающее повторение по разделу «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Выполнение проблемных  заданий,   тестирование  

Уметь применять правовые знания в процессе решения  задач  по актуальным социальным проблемам.

Письменный зачет

61.

Итоговое повторение

1

Зачет письменный

Резерв

7 ч.

62.

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

Урок обобщения

Социальная сфера

63-64.

Итоговое повторение

2

Итоговое повторение

Урок обобщения

Политическая сфера

65.

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

Урок обобщения

Человек

Познание

66.

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

Урок обобщения

Общество

67.

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

Урок обобщения

Духовная сфера

68.

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

Урок обобщения

Экономическая сфера

Распределение часов по темам курса обществознания в 11 классе

№ п/п

Тема

Количество часов

по программе

Количество часов

по планированию

1

Политика как общественное явление

16 часов

16 часов

2

Человек в системе общественных отношений

14 часов

14 часов

3

Правовое регулирование общественных отношений

30  часов

30 час

4

Итоговое повторение

1 час

5

Резерв

7 часов

Всего:

68 часов

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

Тесты, включенные в пособия, составлены с учетом действующей программы и  ЕГЭ. Они отражают наиболее важные проблемы политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества. Это позволяет использовать их для тематического и итогового контроля. Кроме того, они необходимы  для подготовки к ЕГЭ.

 По содержанию и предлагаемым видам деятельности контрольные измерительные материалы разработаны с учетом возрастных особенностей, познавательных возможностей учащихся и действующих программ по обществознанию.

 Содержание каждой контрольной работы построено на тех дидактических единицах, которые включены в контролируемую тему. В КИМах представлены измерители (тестовые задания) трех типов : 1) с выбором ответа; 2) с кратким свободным ответом ( в виде одного слова или словосочетания); 3) с развернутым свободным ответом, в том числе составные задания к фрагменту оригинального текста.

 Все имеющиеся задания представляют три уровня сложности: 1) базовый; 2) повышенный; 3) высокий.

  Показателями овладения содержанием на базовом уровне является способность воспроизвести соответствующие знания и умение применить знания по образцу в знакомой ситуации.

  Показателями овладения содержанием на повышенном уровне является способность применять знания в частично новой ситуации ( на знакомом или оригинальном примере), умение анализировать ситуацию, осложненную сравнением двух высказываний по одной проблеме.

  Показателями овладения содержанием на высоком уровне является способность применять знания в новой, незнакомой ситуации, умение формулировать целостные высказывания, собственные обоснованные суждения, излагать собственную позицию по сложным проблемам курса и аргументировать ее.

   Преследуя цель подготовки учащихся к выполнению проверочных работ в тестовой форме, в том числе в формате ЕГЭ, тестовые задания предлагают проверенные в ходе эксперимента по введению ЕГЭ инструкции по выполнению заданий отдельных разновидностей и правильной записи ответа. Например, заданий на анализ двух суждений, на установление соответствия, на выбор необходимых позиций из предлагаемого списка, на восполнение пропуска в схеме или фразе. Овладение инструкциями во многом обеспечивает успех испытуемого.

1. Единый государственный экзамен: Обществознание. Учебное пособие для 10-11 классов/ С.В.Борисов, Л.Д.Ибрагимова, Е.В.Куприянова – Челябинск: «Взгляд», 2005

2. А.И. Кравченко. Тесты по обществознанию. 10-11 классы. – М.: Русское слово, с 2003г.

3. Дидактических материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы/ Под.ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, с 2003г.

4. ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание Министерство образования РФ. М.: Просвещение, 2008.

5. Пособие по подготовки к ЕГЭ. Типовые задания. С.- Петербург: «Тригон», 2006, 2007, 2008, 2009.

6. Итоговая аттестация. Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена. М.: Просвещение, 2008.

7. Обществознание. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право», «Экономика», «Человек», «Познание», «Духовная сфера общества», «Политика». / П.А. Баранов, С.В. Шевченко, А.В. Воронцов. М.: АСТ «Астрель», 2009.

8. Обществознание полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Все нужные для ЕГЭ темы школьного курса. ». / П.А. Баранов, С.В. Шевченко, А.В. Воронцов. М.: АСТ «Астрель», 2009.

9. ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Обществознание. М.: ФИПИ «Интеллект-Центр», 2010.

                                                                                                 6 .Приложение.

                                                                                               6.1.Нормы оценок.

Критерии

5(отл.)

4(хор)

3(уд)

2(неуд.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство.

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

2.Умение анализировать и делать выводы.

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопостовление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; невсегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопрсы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопостовления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствущими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются сооветствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала

Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем.Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственныхсвязенй; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

Критерии оценивания взяты из статьи «Проблемы оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иофффе.

6.2. Литература.

1.Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение / Л.Н. Боголюбов, М.Ю.Брандт, Н.И. Городецкая и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Дрофа, 2004

2.Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.-М.: Астрель, 2009г.

3.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 8-9 классы. М.: Русское слово, 2002.

4.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10-11 классы. М.: Русское слово, 2002.

5.   Гаджиев К.С. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ К.С. Гаджиев, Г.В. Каменская, А.Н. Родионов. – М.: Просвещение, 2000

6.   Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. Пособие для вузов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000

7.   Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов. -  Ростов н/Д: Феникс, 2004

                                6.3. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб - сайтов

1. Российское образование. Федеральный портал.

2.Министерство образования и науки РФ. Федеральное агентство по образованию

3. Все образование. Каталог ссылок.

4. В помощь учителю. Федерация Интернет – образования

5. Российский образовательный портал. Каталог справочно – информационных источников.

6. Учитель. Ру. – Федерация Интернет – образования

7.1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

8.Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004

9.http://www.krernlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

10.http://www.rnon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

11.http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование»

        #         •

12.http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

13.httр://www.fsu.еdu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

 14.httр://www.vеstпik.еdu.ru- журнал Вестник образования»

15.httр://www.sсhооl-соllесtiоп.еdu.rul- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

16.http://www.apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

17.http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

18.http://www.history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

19. httр://www\ргоsv.-iрk.гu- институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

 6.4. лист коррекции

Класс

Кол – во часов по программе

Фактически дано

Не пройденные темы

Коррекция (когда и как)

        

                                                                                6.5.контрольно - измерительные материалы.

См папку КИМы

                                                                               6.6 Спецификация

                                                                               6.7 Кодификатор..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 11 класс, профильный уровень

Программа включает изучение двух разделов математики: алгебра и начала математического анализа и геометрия по учебным пособиям:а) УМК Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. «Алгебра и начала математического...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11  классов (профильный уровень) и государственного образовательного стандарта 2004, авторской про...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11  классов общеобразовательных учреждений  и государственного образовательного стандарта, ав...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для 10 – 11  классов общеобразовательных учреждений  и государственного образовательного стандарта, ав...