Рыночные отношения в современной экономике
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект занятия со схемами "Рыночные отношения в современной экономике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rynochnye_otnosheniya_v_sovremennoy_ekonomike.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТУПИНА О.А. - КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Рыночные отношения в современной экономике
По тому, как общество отвечает на 3 основных вопроса экономики, выделяют 4 типа экономических систем.
Экономическая система – принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Типы экономических систем:
- Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики.
- Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит.
- Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода.
- Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов и обеспечения обменной операции.
Условия, необходимые для функционирования рынка:
Частная собственность
- Свобода выбора
- Личный интерес, выгода
- Конкуренция – формы экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами.
Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Признаки рынка:
- Нерегулируемый спрос
- Нерегулируемое предложение
- Нерегулируемая цена
Невидимая рука рынка - естественная оптимизация интересов хозяйственных агентов в условиях свободной рыночной экономики.
Основной закон рынка – закон спроса и предложения.
Спрос – поведение фактических и потенциальных покупателей, обозначающее их желание и способность приобрести товар.
Согласно закону спроса с увеличением цены падает величина спроса и наоборот.
Кривая спроса.
Р - цена
Q- величина спроса.
Факторы спроса:
- Ценовые
- Неценовые
- вкусы потребителей
-число потребителей на рынке
-доходы потребителей
-потребительские ожидания изменения цен и доходов
-цены на взаимосвязанные товары ( автомобиль-бензин)
-цены на взаимозаменяемые товары ( кофе-чай)
-культурные традиции, обычаи.
Взаимосвязанные товары – товары, которые не могут существовать друг без друга
Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.
Закон убывающей полезности Гиффена : по мере насыщения потребности в каком-либо товаре или услуге, удовлетворение от потребления блага падает ( 1-й стакан при жажде всегда более значимый, чем 10-й)
Предложение – поведение фактических и потенциальных продавцов, обозначающее их желание и способность предоставить товар для продажи на рынке.
Согласно закону предложения с повышением цены возрастает величина предложения и наоборот.
Кривая предложения.
Факторы предложения.
- Ценовые
- Неценовые
- цены на ресурсы
-технология производства
-налоги
-дотации
-цены на другие товары
-ожидания изменения цен
-число продавцов на рынке
Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса при изменении цены на 1%.
На эластичность спроса может влиять:
-наличие товара-заменителя
-удельный вес товара в потребительском бюджете
-степень насыщенности потребности
-доступность товара.
Эластичность предложения по цене показывает, насколько изменится величина предложения при изменении цены на 1 %.
Ажиотажный спрос – особая модель потребительского поведения : слухи о росте цен - массовая скупка товаров – дефицит – рост цен.
Функции рынка:
- информационная (сообщает о новой продукции)
- регулирующая (распределение ресурсов по отраслям)
- стимулирующая (повышение качества, сокращение издержек)
- санирующая (конкуренция)
- посредническая (соединение производителей и потребителей)
Типы рынков:
по экономическому назначению объектов рыночных отношений
- рынок товаров потребления и средств производства
- рынок рабочей силы (биржа труда)
- рынок капиталов ( фондовая биржа)
- рынок информации
по географическому положению
- местный
- национальный
- мировой
по характеру продаж
- оптовый
- розничный
по характеру функционирования
- стихийный
- регулируемый
- теневой или нелегальный
по доминированию рыночных отношений
- рынок продавцов
- рынок покупателей
Монопсония – ситуация на рынке, когда много продавцов и мало покупателей.
по степени ограничения конкуренции
- свободная ( чистая, совершенная). Много покупателей и продавцов. Для продажи предоставлены сопоставимые товары и услуги, ни один из продавцов не знает о рынке больше остальных. Цены устанавливаются в результате уравнивания спроса и предложения. Спрос эластичен. Стандартизированная продукция.
- монополистическая конкуренция. Предложения схожие, но не индентичные. ( АЗС)
- олигополия. Господство нескольких брендовых фирм, которые диктуют остальным цены.
- монополия. Один производитель, нет близких заменителей товара. Спрос практически неэластичен.
Плюсы рыночной экономики:
- быстрый отклик на потребности в новых товарах и услугах
-уравнивание спроса и предложения
-наиболее эффективна
Минусы рыночной экономики:
-кризисы
-безработица
-инфляция
-слабо обеспечивает поддержку некоммерческих отраслей
-медленно реагирует на потребности в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рыночные отношения в экономике
Данная разработка содержит конспект урока и презентацию....
Рыночные отношения в современной экономике.
Урок по теме "Рыночная экономика"....
Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс
раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки...
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
План-конспект урока обществознания в 11 классе "Рыночные отношения в современной экономике",позволяющий раскрыть основные черты рыночной экономики....
Рыночные отношения в современной экономике"
Урок обществознания по обществознанию в 11 классе...
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему: «Рыночные отношения в современной экономике»
Раскрыть основные черты рыночной экономики;Расширить представления учащихся о существующих типах экономических систем;Донести до учащихся, что в условиях рыночной экономики колоссальное значение имеет...
Рыночные отношения в экономике. Рыночное равновесие. Обществознание 11 класс
- цель учебной деятельности: Систематизировать знания учащихся о спросе на товары и услуги и их предложении, читая графики делать выводы о влиянии факторных доходов на рыночное равновесие.- планируемы...