Рыночные отношения в современной экономике"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Урок обществознания по обществознанию в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания

Тема:"Рыночные отношения в современной экономике"11-й класс

 ХимилоноваРаиса Исаевна                                                                                                                              учитель истории и обществознанияс. Чикола Ирафского района РСО- АЛАНИЯ


ЦЕЛИ:

  • разъяснить учащимся основные черты рыночной экономики, сформировать навыки и умения  разбираться в рыночных отношениях современной экономики;
  • развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал.

ТИП УРОКА: комбинированный

Метод: дедуктивный

ПОНЯТИЯ: традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, спрос, предложение,цена,конкуренция, законы рынка.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

а) беседа по вопросам на с. 28

б) тест стр.28-29

II. Изучение нового материала

                                                              ПЛАН

  1. Рынок, признаки, функции
  2. Типы экономических систем
  3. Законы рынка

Вступительное слово учителя о значении экономической сферы в жизни общества, о необходимости экономического образования, о целях данного урока.

БЕСЕДА

- Что такое рынок?

РЫНОК - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

- Какие признаки   характерны рынку?

- Каковы функции рынка? (информационная, посредническая, регулирующая, санирующая, ценообразующая)

- Как гласит основной вопрос экономики?

Кто решает эти вопросы при рыночной экономике?

- Какие типы экономической системы общества вы знаете? 

“Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны рыночной экономики, положительные и негативные стороны командной экономики (класс делится на 2 группы, которые обобщают ответы в таблицы).

Положительные стороны

Негативные стороны

РЫНОЧНАЯ

  1. Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.
  2. Способно повышать качество товаров и услуг.

КОМАНДНАЯ

  1. Устойчивое развитие без экономических кризисов.
  2. Низкие цены.
  3. Отсутствие безработицы.
  4. Гарантированная зарплата

ЭКОНОМИКА

  1. Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами.
  2. Несёт в себе опасность безработицы.
  3. Может усилить имущественную дифференциацию

ЭКОНОМИКА

  1. Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности.
  2. Постоянный дефицит товаров.
  3. Низкое качество продукции
  4. Расточительное отношение к ресурсам.
  5. Формирование социального иждивенчества.

3. Законы рынка (лекция)

Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

 http://festival.1september.ru/articles/411721/img1.gif

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  1. какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
  2. как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение –                                                                                                                         ПОНЯТИЕ, ОТРАЖАЮЩЕЕ       ПОВЕДЕНИЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РЫНКЕ, ЕГО ГОТОВНОСТЬ ПРОИЗВЕСТИ (ПРЕДЛОЖИТЬ) КАКОЕ-ЛИБО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА ЗА ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ –

 ЭТО ОБЪЁМ (КОЛИЧЕСТВО) ТОВАРОВ (УСЛУГ), КОТОРЫЙ ПРОДАВЦЫ ГОТОВЫ (ХОТЯТ И МОГУТ) ПРЕДЛОЖИТЬ НА РЫНОК В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПРИ ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ НА ЭТОТ ТОВАР (УСЛУГУ).

Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

 http://festival.1september.ru/articles/411721/img3.gif

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

Закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

III. Закрепление изученного

  1. Какие экономические системы существуют в современном мире?
  2. От чего зависит выбор той или иной экономической системы?

Д/З параграф 3, вопросы и задания на стр.41-42

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М. : “Астрель”, 2005
  2. Добровольский В. В. Обществознание. Словарь-справочник, Кемерово, 2003
  3. Школьный словарь по обществознанию, 10-11 класс, под ред. Боголюбова Л. Н. М. : “Просвещение”, 2003


 

Всеобщая история    9 класс.

ХимилоноваРаиса Исаевна                                                                                                                              учитель истории и обществознанияс. Чикола Ирафского района РСО- АЛАНИЯ


Тема: Причины второй мировой войны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с причинами второй мировой войны.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.
  2. Образовательная – познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны.
  3. Развивающая – развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом.

Оборудование:  учебная презентация, карта «Европа в 1933-1939гг.»

Урок включает в себя использование различных педагогических технологий (или их элементов):

- информационно-коммуникативной технологии (учебная презентация);

- технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- классно-урочной технологии;

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Представление учителя.

Вступительное слово учителя:

     1 сентября 2011 года человечество отметило 72 годовщину начало второй мировой войны. Всё дальше и дальше от нас те трагические дни, те страшные военные годы. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников и очевидцев тех событий. Современное поколение знает о войне только из книг и кинофильмов.

А может, не было войны?

И людям всё это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы.

А может, не было войны?

1Слайд «Вторая мировая»

      1сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война – крупнейший конфликт в истории человечества. Конфликт, который разделил 20 век на 2 эпохи. Позже люди будут говорить о своём прошлом, это было не в 20  или 30-е годы. Они будут говорить: «Это было ещё до ВОЙНЫ».

      Вторая мирровая – стала переломным моментом во всей мировой истории.  Это самая страшная и самая кровопролитная война.

2 Слайд « Театры боевых действий».

    Во время второй мировой военные действии велись на территории 3-х континентов и водах 4 океанов (назвать). Перед вами основные театры боевых действий (комментарии к слайду).

  1. Слайд «Статистика».

Зачитать данные. Отметить, что в войне участвовало 61 государство(из 73 существовавших на тот момент).

Великая Отечественная война, которую вёл СССР против фашистской Германии – это часть Второй мировой. Наша страна потеряла в годы войны 27 млн. человек.

Вторая мировая война - единственный конфликт в истории человечества, в ходе которого было применено ядерное оружие.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

   

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться,  почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.

Тема нашего урока: «Причины второй мировой войны».  (Запись темы в тетрадях).

3.Актуализация знаний учащихся.

Вопросы

1.Какие события, изученные вами ранее, оказали, на ваш взгляд, большое влияние на дальнейшую мировую историю?

(Ответы учащихся: выделить Первую мировую войну и мировой экономический кризис.)

       2. Когда произошли эти события? (Ответы учащихся. 1913-1918гг., 1929-1933гг.)

 Эти события действительно стали переломными моментами мировой истории. Первым событием, которое вы назвали, является 1 мировая война.

1.Объясните, что значит мировая война? Чем она отличается от войн локальных

(Ответы учащихся. Локальные – местные, в них как правило принимают участие 2 страны, военные действия проходят на небольшой территории,а в мировых войнах участвуют большинство государств мира, масштабы и охват территории значительно больше)

 

  1. Назовите основную причину 1 мировой.

 (Ответы учащихся. Борьба за передел мира)

3.Как вы считаете, все ли страны были удовлетворены её результатами? 

(Ответы учащихся. Результатами первой мировой войны были недовольны побеждённые страны и, прежде всего, Германия. )

Действительно, 1 мировая война не только не разрешила противоречия между ведущими странами мира, а напротив ещё больше обострила их. Как вы знаете, международные отношения после 1 мировой войны регулировались на основе Версальско – Вашингтонской системы

 ( международные договоры, заключённые после войны ведущими странами мира).

  1. Вспомните решения Версальской конференции, которые непосредственно касались главной виновницы войны-Германии.
  2.   (Ответы учащихся.  Германия  потеряла 1/8 своих территорий, была отменена всеобщая воинская повинность, ей запрещалось иметь армию более 100 тысяч человек, подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию. Германия должна была выплатить огромные репарации (132 млрд. золотых марок).  Однако, Версальский мир носил скорее унижающий Германию характер, но имел весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ).

Германия была унижена, но не побеждена.)

 

Германия, которая стремилась захватить новые территории, теряет 1/8 собственных земель! Немецкие газеты писали, что немцы начали мечтать о реванше в тот же день, когда подписали перемирие.

5.Скажите, ребята, как вы понимаете слово «реванш»?

(Ответы учащихся. Стремление проигравшей страны отплатить за поражение, изменить результаты войны в новом противостоянии.)

Германия была вынуждена соблюдать условия Версальского договора. ПОКА вынуждена…

А теперь остановимся на втором событии, которое вы отметили – это экономический кризис 1929-1933 гг. Экономический кризис привёл к резкому спаду производства в ведущих мировых странах, к росту безработицы, к падению уровня жизни.

6. Какие серьёзные политические изменения произошли в Европе в годы кризиса?

(Ответы учащихся. В годы кризиса, в январе 1933 года, к власти в германии пришла фашистская национал-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером. Гитлер и его единомышленники использовали национализм в качестве важнейшего средства добиться влияния на широкие слои  немецкого населения. Они утверждали, что немцы представляют собой «избранную арийскую расу», которой судьба предначертала создать «новый мировой порядок». Они обещали, что все социально-экономические проблемы в стране будут решены после устранения  «внутреннего врага» - коммунистов, демократов, евреев и цыган и после того как экономика страны будет поставлена под полный контроль государства. Немцам были обещаны земли (прежде всего на Востоке), которые следует отнять у «неполноценных» народов.

Из всего выше сказанного становится ясно, что к власти в Германии в 1933 году пришла партия реванша и войны. )

Придя к власти,  Гитлер не только стал  нарушать условия Версальского договора (отказ от выплаты контрибуций, введение всеобщей воинской повинности), но и открыто заявлять о своих притязаниях на новые территории и даже на мировое господство. Версальско- Вашингтонская система оказалась непрочной. Она не смогла предотвратить новой войны.

4. Изучение нового материала.

Для того, чтобы понять почему стала возможной эта война нам необходимо разобраться в особенностях международных отношений в 30-е годы 20 века.

По ходу нашей работы в  тетрадях появится опорный конспект, который поможет вам правильно понять основные хитросплетения международных отношений в данный период.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА.

Международные отношения в 30-е годы 20 века.

Мир после 1 мировой войны был направлен на наказание побеждённых. Он не ликвидировал, а обострил противоречия. К середине 30-х гг. на международной арене обозначились 3 группы государств с различными идеалами и целями в области внешней политики.

1) Право - тоталитарные (Германия, Италия   и милитаристская Япония).

 2)Буржуазные демократии (США, Англия, Франция).

 3)Лево-тоталитарные (СССР)

 

Основные направления внешней политики ведущих государств мира.

  1. Реванш.

3.Концепция коллективной безопасности.

Причины

Недовольство результатами 1 м.в.

Экономические трудности, неготовность к современной войне.

Цели

Пересмотр результатов 1 м. в. Завоевание мирового господства.

Максимально отсрочить войну.

Практические действия.

Восстановление германской армии и флота.Аншлюс Австрии1938г. Захват Чехословакии1939г..

Система международных договоров (1935-с Францией и Чехословакией)

О том, как Гитлер начал осуществление своих планов расскажет нам (опережающее задание учащемуся)

( Выступление ученика, работа с картой. Гитлер не скрывал своих захватнических планов. Фашисты считали, что все немцы должны жить в едином государстве. В марте 1938 года был проведён аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. После этого Гитлер стал готовиться к захвату Чехословакии. В качестве предлога фашисты использовали положение в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения её к Германии. Чехословакия пыталась сопротивляться этим требованиям, рассчитывая на поддержку Англии и Франции. Однако, западные державы отказали Чехословакии в помощи. 29 сентября 1938 года в Мюнхене главы правительств Англии, Франции, Германии и Италии,  решили судьбу Чехословакии. Согласно принятому соглашению она была обязана в десятидневный срок передать Германии Судетскую область, что составляло 1/5 её территории. Чехословацкого представителя на совещании не было. Это событие вошло в историю под названием «Мюнхенский сговор». Чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.

Германия обещала Англии и Франции, что отныне все спорные вопросы  будут решаться путём переговоров. Но эти обещания были грубо нарушены. В марте 1939 года Германия захватила территорию всей Чехословакии. Потребовала у Польши  г.Гданьск оккупировала в Литве Клайпедскую область.)

Срыв англо-советских переговоров в 1939 году.

23 августа 1939г. Договор о ненападении српком на 10 лет

 Раздел сфер влияния.

Через неделю после заключения этого договора началась 2 м. в.

Мы рассмотрели наиболее важные аспекты международных отношений, попытались проследить, как мир постепенно приближался к новой войне.

В начале урока была обозначена главная задача нашего урока – выяснить основные причины 2 м.в.

Давайте попробуем сформулировать ответ на главный вопрос урока и назовём основные причины войны. (Ответы учащихся.)

Запись в тетрадях.

Причины второй мировой войны.

1.Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

2.Мировой экономический кризис.

3. Реваншистские устремления ряда государств.

4. Противоречия между государствами с различными политическими системами.

  1. Закрепление пройденного материала.

На экран по очереди выводятся вопросы, на которые устно отвечают учащиеся.

Вопросы:

  1. Каковы были внешнеполитические планы Гитлера?
  2. Каково содержание политики умиротворения и каковы её результаты?
  3. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности?
  4. В чём причины советско-германского сближения в 1939 году?
  5. Перечислите основные причины второй мировой войны.
  6. Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?  (Ответ обоснуйте)

Вывод: Вторая мировая война стала итогом целенаправленной деятельности небольшой

              группы государств-агрессоров, которую мировое сообщество не смогло обуздать.

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Д/з: прочитать материал §18 ч. 1, ответить на вопросы, заполнить таблицу:

Всеобщая история 9 класс.

  ХимилоноваРаиса Исаевна                                                                                                                              учитель истории и обществознанияс. Чикола Ирафского района РСО- АЛАНИЯ


Тема урока:. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Итоги  войны.

Цель урока:

    - Сформировать у учащихся представление о переломном моменте Вторая Мировой войны. Рассказать об основных сражениях на фронтах 1943-1945г. Продемонстрировать наглядно все тяготы боевых действий. Осветить деятельность антигитлеровской коалиции.

     -  Проследить вклад СССР в победу над странами оси, тем самым способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

- Продолжить формирование у учащихся умений пересказывать текст, выделять главное, работать с текстом.

Оборудование:

Учебник О.С. Сороко-Цюпа., Новейшая история XX век;

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

Интерактивная доска;

Электронная презентация «Второй мировая война. Перелом. 1943-1945».

Основные понятия и термины: антигитлеровская коалиция, коренной перелом, “Второй фронт”, капитуляция.

Ход урока: 1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний учащихся по теме: «Вторая мировая Война 1939-1945. Начало»;

1.Вспомните,  какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

  Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

            Авторитарный – Япония, Испания;

             Тоталитарный -  СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

  Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

    Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

    Отв.: 29-30 сентября 1938 г. состоялся «Мюнхенский сговор».

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

     Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

      Отв.:  в случае отказа,  Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

    Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и. Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии. В результате зимней войны, СССР обнаружил неподготовленность армии к ведению боевых действий и уничтожения командного состава в результате репрессий 1937г, необходимость перевооружения. Именно эти причины  заставили СССР пойти на сближение с Германией и подписание пакта.

9. Только ли вопрос о ненападении был решен пактом,  подписанным Германией и СССР?

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай «территориально-политического переустройства» этих стран. Этим протоколом предусматривалась возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши, Финляндии и Бессарабии в сферу интересов СССР.

10. Когда началась Вторая мировая война?

    Отв.: 1 сентября 1939 года. Германия начала агрессию против Польши

11. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ ?

      Отв.: 22 июня 1941 г.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

        Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

  • Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
  • Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
  • Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
  • Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.  

             

                               

                                    Новая тема

                                                           

План

       

1)Коренной перелом

 2)Военные действия на других театрах войны.

3)Антигитлеровская коалиция

4)Завершающий этап второй мировой

5)итоги второй мировой.

6)оценивание учащихся.

Изложение текста сопровождается показом презентации «Основные сражения Второй мировой 1943-1945».

1)Коренной перелом

Вопрос учащимся: какое сражение принято называть переломным?

Отв.: Первое поражение было нанесено под Сталинградом, там капитулировала германская армия под командованием Паулюса

      19 ноября 1942 года Красная Армия переходит в контрнаступление под Сталинградом, в результате которого удаётся окружить и разгромить две немецкие, две румынские и одну итальянскую армии.

      В июле 1943 года немецкое командование в последний раз пытается вернуть себе стратегическую инициативу в битве под Курском, однако она заканчивается серьёзным поражением немецких войск. Начинается отступление немецких войск по всей линии фронта — им приходится оставить ОрёлБелгородНовороссийск. Начинаются бои за Белоруссию и Украину. В битве за Днепр Красная Армия наносит Германии очередное поражение, освободив Левобережную Украину и Крым.

2)Военные действия на других театрах войны.

    8 ноября 1942 года в Марокко высаживается крупный англо-американский десант преодолев 900 км, вступают вТунис, куда к этому времени немцы перебросили часть своих войск из Западной Европы.

     Тем временем английская армия переходит в наступление в Ливии. Находившиеся здесь итало-немецкие войска не смогли удержаться у Эль-Аламейна и к февралю 1943 года, понеся большие потери, отступают в Тунис20 марта объединённые англо-американские войска переходят в наступление вглубь территории Туниса. Итало-немецкое командование пытается эвакуировать свои войска в Италию, однако к тому времени британский флот полностью владел Средиземноморьем и перерезает все пути к отступлению. 13 мая итало-немецкие войска капитулируют.

     10 июля 1943 года союзники высаживаются в Сицилии. Находящиеся здесь итальянские войска сдаются почти без боя,     В сентябре 1943 года англо-американские войска высаживаются на юге Апеннинского полуострова. Бадольо подписывает с ними перемирие и объявляет о выходе Италии из войны. Однако, воспользовавшись замешательством союзников, Гитлер освобождает Муссолини, и на севере страны создаётся марионеточное государство Республика Сало.

    Войска США и Великобритании довольно медленно продвигаются на север. В начале 1944 года они предпринимают три безуспешные попытки прорвать оборону противника на реке Гарильяно и войти в Рим. Лишь 4 июня союзным армиям удаётся прорвать оборону итальянской столицы, которую держали немецкие войска.]

     С августа 1942 года по февраль 1943 года японские и американские войска сражаются за контроль над островомГуадалканал в составе архипелага Соломоновы острова. В этой битве на истощение в конце концов верх одерживаютСоединённые Штаты.     В ноябре 1943 года союзникам удаётся овладеть японским островом Тарава.

.3)Антигитлеровская коалиция

     Антиги́тлеровская коали́ция — объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 гг. против блока Стран ОсиГерманииИталииЯпонии и их сателлитов. Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран - Польши, Чехословакии, особенно Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

     Предтеча Антигитлеровской коалиции, коалиция «Западных Союзников» возникла после вторжения Нацистской Германии в Польшу в 1939 г., когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну ВеликобританияФранция и некоторые другие страны.

     До нападения Германии в 1941 г., СССР не был среди Антигитлеровской коалиции.

     Широкая Антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритания о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по дву- и многостронним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях.

Вопрос учащимся:Сыграла ли роль помощь Антигитлеровской коалиции СССР?

Отв: Да, нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этапе Великой отечественной войны именно помощью  Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

          Наиболее значимые события в ходе действия коалиции: Московское совещание (1941), Атлантическая хартия( август 1941), Вашингтонская Декларация двадцати шести (Декларация объединённых наций, январь 1942), Тегеранская конференция (1943), Бреттон-Вудская конференция (1944), Ялтинская конференция (март 1945).


    Помощь, полученная Советским Союзом от участия в Антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная и как незначительная - см. 
ленд-лиз.

     Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана ООН

4)Завершающий этап Второй мировой.

     6 июня 1944 года союзные силы СШАВеликобритании и Канады после двух месяцев отвлекающих манёвров проводят крупную десантную операцию и высаживаются в Нормандии, тем самым открыв второй фронт.

    В августе выброшены десанты на юге Франции, освобождены города Тулон и Марсель25 августа союзники входят вПариж, который к тому времени уже почти полностью контролировали отряды французского сопротивления.

    В сентябре начинается союзное наступление на территорию Бельгии. К концу 1944 года немцам с большим трудом удаётся стабилизировать линию фронта на западе. 16 декабря немцы переходят в контрнаступление в Арденнах, которое становится полной неожиданностью для союзников. Немцам удаётся продвинуться на 100 км вглубь Бельгии, однако к концу января 1945 года они останавливаются, а потом и вовсе перебрасывают войска на Восточный фронт, где Советская армия начинает Висло-одерскую операцию. С февраля 1945 года боевые действия переводятся на территорию Германии. Германия к тому времени начала перебрасывать свои основные силы на защиту Берлина, и поэтому серьёзной обороны на западе у немцев не было.

    В Италии наступление союзников продвигалось очень медленно. Несмотря на все попытки, им так и не удалось в конце 1944 года прорвать линию фронта и форсировать реку По.28 апреля 1945 года итальянские партизаны захватывают и казнят Муссолини. Полностью Северная Италия была очищена от немцев лишь в мае 1945 года.

Советское наступление

Вопрос учащимся: в каком году из войны вышла Финляндия?

Отв в 1944

       Летом 1944 года начинается наступление Красной Армии по всей линии фронта. К осени от немецких войск очищена почти вся БелоруссияУкраинаПрибалтика. Лишь на западе Латвии окружённая группировка немецких войск смогла продержаться до окончания войны.

      В результате наступления советских войск на севере Финляндия объявила о своём выходе из войны. Однако немецкие войска отказываются покинуть территорию Финляндии. В результате бывшие «братья по оружию» вынуждены сражаться друг против друга. В августе в результате наступления Красной Армии выходит из войныРумыния, в сентябре — Болгария. Немцы начинают эвакуацию войск с территории Югославии и Греции, где власть в свои руки берут народно-освободительные движения.

     В феврале 1945 года проводится Будапештская операция, после которой последний европейский союзник Германии — Венгрия — вынуждена капитулировать. Начинается наступление в Польше, Красная Армия занимаетВосточную Пруссию.

     В конце апреля 1945 года начинается битва за Берлин. Осознавая своё полное поражение, Гитлер иГеббельс покончили с собой. 8 мая после упорных двухнедельных боёв за германскую столицу немецкое командование подписывает акт о безоговорочной капитуляции. Германия разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую.

     14-15 мая в северной Словении состоялась последнее сражение Второй мировой войны в Европе, в ходе которогоНародно-Освободительная армия Югославии нанесла поражение немецким войскам и многочисленным силам коллаборационистов.

Тихоокеанский театр военных действий

    На Тихом океане боевые действия складывались также довольно успешно для союзников. В июне 1944 года американцы овладели Марианскими островами. В октябре  В марте 1945 года начались упорные сражения за южные японские острова Иводзима и Окинава.

    После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония. К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. В июне 1945 года японцы потерялиИндонезию, вынуждены были оставить Индокитай. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам ультиматум, однако он был отвергнут. 6 августа на Хиросиму, а через три дня на Нагасаки были сброшеныатомные бомбы, и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли. 8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии. 2 сентября был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Крупнейшая война в истории человечества завершилась.

5)Итоги войны

       Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн чел. Наибольшие людские потери понесли СССР, Китай, Германия, Япония и Польша.

       Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССРСШАВеликобритании иГермании изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

      В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций, на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

    Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

    Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический) и восточный (социалистический). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война.

Итог урока:

      Итак, сегодня  мы рассмотрели перелом период в ходе Второй мировой войны. Мы проследили вклад стран антифашистского союза в победу над Германией и Японией, основные сражения и договоры. Однако самым удивительным в истории войны является то что наша страна находясь в катастрофических условиях в 1941г, смогло остановить германские войска и перейдти в наступление, освобождая свои города от захватчиков, под обстрелом врага солдаты добивались успехов, а население давало фронту своевременно обмундирование, провиант, разрабатывало в кратчайшие сроки оружие, аналогов которому  просто не существовало.

 Только наша армия смогла доказать, что, экипировка, вооружение и  обученность конечно играют роль, но главное это стремление освободить свою страну,  стремление солдата к победе. Только это помогало советскому солдату наступать под обстрелом лучших пулеметов врага, сражаться в рукопашную с японским кара-тэ, сломить планы врага  и добиться победы, оставшись таким образом в истории как лучшим солдатом XX века. Как говориться кто с мечем к нам придет от меча и погибнет.

Закрепление урока:

1. Какое событие считается началом перелома в ходе Второй Мировой Войны?

Проигрыш Германии в битве за Курскую дугу. Однако многие склонны считать что основа была заложена в С талинградской битве.

2. Какую помощь оказала Антигитлеровская коалиция СССР?

нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью  Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

3. Что стало итогом войны?

Разделение Берлина между СССР, Британией, США, Францией.    Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический) и восточный (социалистический). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война.

6)Оценивание учащихся

 Домашнее задание:

§18Стр.139-152 Составить конспект «Основные события Второй мировой»

                                       

Тест

                                Вторая мировая война

      1. Что такое?

  • «Тайфун»
  • «Барбаросса»
  • «Ост»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»

  Отв.: планы ведения боевых действий,

       2. После нападения на какую страну фашистами, началась Вторая мировая война

1. Польша

2. Чехословакия

3. Венгрия

4. Бельгия

 

      3. Какую мощную державу Германия захватила менее чем за 2 месяца (Май-Июнь 1940 г)

1. Англия

2. Франция

3. Бельгия

4. Норвегия

      4. Как назывался приказ Сталина N 227

1. Ни шагу назад

2. Два шага вперед

3. Вперед за родину

4. Держать оборону

5.  Какая армия была названа самой плено - способной во Второй Мировой Войне

1. Германия

2. Италия

3. Франция

4. Польша

6. Назовите самое крупное сражение произошедшее в Африке?

1. Курская дуга

2. Эль-аламейн

3. Штурм Тобрука

4. Монте- кассино

      7.  Укажите союзников Германии

1. Франция

2. Япония

3. Сомали

4. Италия

8. назовите президента США?

1. Сталин

2. Черчиль

3. Рузвельт

9. Укажите число и месяц нападения германии на Польшу

1. 1 сентября

2. 22 июня

3. 5 февраля

      10. Назовите дату начала Великой отечественной войны

1. 1941

2. 1939

3. 1938

      11. вычеркните не подходящую фамилию

1. Жуков

2. Громов

3. Чай Кан  Ши

      12. В каком году началась война с Финляндией?

1. 1941

2. 1939

3. 1938

                                 

Ответы

      1. планы ведения боевых действий,

      2. 2. Чехословакия

      3. 2. Франция

      4. Ни шагу назад

      5.  Италия

      6. 3. Штурм Тобрука

      7Япония,  Италия

      8 Рузвельт

      9. 1 сентября

           10. 1. 1941

     11. 3. Чай Кан  Ши

           12. 3. 1938

Всеобщая история 7класс

ХимилоноваРаиса Исаевна                                                                                                                              учитель истории и обществознанияс. Чикола Ирафского района РСО- АЛАНИЯ.

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

-Развивать умения  работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

- Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Памятка оценки деятельности правителя;

 Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

 Форма урокаурок-презентация.

 Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. «Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

     I.Организационный  момент.

II.  Повторение

1. Фронтальный опрос:

по  понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

      1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3.  1555 год,
  4. 1534 год.

по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников         Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер,                            4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер,                           5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин,                              6.Генрих VIII.

2. Работа с картой : 

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

 1).Вступительное слово учителя:

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока ( демонстрируется слайд4) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке ( дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции.( 5 слайд).

        В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси , устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562—1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562—1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

"Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8).

  1. «Варфоломеевская ночь» (слайд 9) 

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов (слайды 10,11)

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский ( слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

?Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? /Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье ( слайд 13) . 

По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

- Кто такие гугеноты?

- Когда начались религиозные войны во Франции?

-Когда закончились религиозные войны во Франции?

-Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.

/слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыночные отношения в экономике

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию....

Рыночные отношения в современной экономике.

Урок по теме "Рыночная экономика"....

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс

раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки...

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

План-конспект урока обществознания в 11 классе "Рыночные отношения в современной экономике",позволяющий  раскрыть основные черты рыночной экономики....

Рыночные отношения в современной экономике

Конспект занятия со схемами "Рыночные отношения в современной экономике"...

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему: «Рыночные отношения в современной экономике»

Раскрыть основные черты рыночной экономики;Расширить представления учащихся о существующих типах экономических систем;Донести до учащихся, что в условиях рыночной экономики колоссальное значение имеет...

Рыночные отношения в экономике. Рыночное равновесие. Обществознание 11 класс

- цель учебной деятельности: Систематизировать знания учащихся о спросе на товары и услуги и их предложении, читая графики делать выводы о влиянии факторных доходов на рыночное равновесие.- планируемы...