Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Обществознание 7 класс | 71.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Чулымского района
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______/ __________ Протокол №_____от «____»__________ 20____ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУСОШ №1 _____/___________ «____»__________ 20____г. | «Утверждено» Директор МКОУСОШ№1 _____/__________ Приказ №_____ от «___»________ 20____г. |
Рабочая программа
Кравченко И.И.,
учителя истории и обществознания
к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса
2015-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.- М.: Дрофа, 2010;
Примерной государственной программы по обществознанию для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2010;
Рабочей программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: основной курс/ (авт.-сост. Л.Н. Боголюбов и др.) . - М.: Просвещение, 2011.
Преподавание обществознания осуществляется на основе УМК «Обществознание» для 5-9 классов под ред. Л.Н. Боголюбова, изд-во Просвещение, 2014 г. Особенностью данного УМК является то, что оно рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует ФГОС второго поколения, содержит приложения на электронном носителе.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения Учеником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Ученик основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:
- сформировать активную гражданскую позицию школьников;
- вооружить учащихся знаниями об обществе и людях, которые позволят им в будущем изучить среду обитания, сделать более современным мир человеческих взаимоотношений;
- развитее личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. В 7 классе – 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами Учеников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания Учениками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения Учениками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Учебно-тематический план
Распределение учебного материала в 7 классе
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 14 |
3 | Человек в экономических отношениях | 15 |
4 | Человек и природа | 3 |
5 | Итоговая контрольная работа | 2 |
Итого | 35 |
Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются :
- фронтальный опрос
- ответ по цепочке
- тестирование
- письменные работы по рабочим тетрадям
- сообщения по отдельным вопросам у доски
- подготовка презентаций
- ответ по картине
- составление кроссвордов и т.д.
Основное содержание
курса обществознания 7 класс (35 часов)
Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе (14часов)
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.
Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.
Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.
Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Раздел II. Человек в экономических отношениях (15часов)
Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.
Производство, производительность труда. Что и как производить.
Затраты, выручка. Прибыль.
Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция.
Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Раздел III. Человек и природа (3 часа)
Воздействие человека на природу. И черпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды. Загрязнение почвы.
Охрана природы. Последствия воздействий человека на природу. Экологическая мораль.
Разумное природопользование.
Раздел IV. Итоговая контрольная работа (2 часа)
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу.
- в связи с наличием резервного времени, предусмотренного авторской программой в раздел 1 «Регулирование людей в обществе» было добавлено 3 часа: 1 час на изучение темы «Этикет», тема обязательна для изучения, так как предусмотрена Стандартом основного общего образования по обществознанию, 1 час на более детальное изучение темы «Почему важно соблюдать законы», 1 час для более расширенного изучения темы «Защита Отечества»;
- сокращена тема 4 «Человек и природа» до 3 часа, на изучение которой авторской программой отводится 4 часа в связи с тем, что данная тема была успешно освоена в 6 классе; освободившиеся часы выделены на более глубокое изучение темы 3 «Человек и экономика»;
- в авторской программе на изучение раздела 2 «Человек в экономических отношениях» предусмотрено 10 часов. Добавлены 5 часов освободившегося времени на более глубокое изучение: 1 час – темы «Производство: затраты, прибыль, выручка»», 1 час на изучение темы «Деньги», 1 час на изучение темы «Экономика семьи»; 2 часа на повторительно-обобщающий урок;
- 2 часа введено на итоговое тестирование по предмету.
- убран раздел «Человек среди людей» в связи с изменившимся УМК для 7 класса.
В программу включён региональный компонент и распределен по следующим темам:
Регулирование поведения людей в обществе: Правоохранительные органы Новосибирской области, Чулымского района и г.Чулым;
Человек в экономических отношениях: Экономика Новосибирской области;
Человек и природа: Экологические проблемы Новосибирской области. Заповедники и национальные парки Сибири и Новосибирской области.
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 7-го класса
№ | Разделы, темы, количество часов Тип урока | Элементы содержания | Виды деятельности, формируемые УУД | Вид контроля | Оборудова- ние | Дата | |
1 | Вводный урок | Предмет обществознания. Необходимость знать общество. | Личностные: мотивация познавательной деятельности Регулятивные: ставить цели обучения Коммуникативные: принятие правил коммуникации | Опрос | Презентация к уроку | 09 | |
Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе (14часов) | |||||||
2 | Урок 1. Что значит жить по правилам Урок изучение нового материала | Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Социальная ответственность | Личностные УУД. В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; • готовность к выбору профильного образования. Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия Регулятивные УУД • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временно2й перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | Презентация к уроку | 09 | ||
3 | Урок 2. Этикет Урок-практикум с элементами деловой игры | Правила этикета и хорошие манеры. | Устный опрос | Презентация к уроку | 09 | ||
8-9 | Уроки 3-4. Права и обязанности граждан Урок-практикум с элементами дискуссии | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | Устный опрос, проверка задания | Пакет с документами | 09 | ||
10-11 | Уроки 5-6. Почему важно соблюдать законы. Урок-проблема | Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Необходимость соблюдения законов | Тестирование | Дидактический материал | 10 | ||
12-13 | Уроки 7-8. Защита Отечества Урок-портрет | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям. Беседа. Практическая работа | Фрагменты Конституции РФ | 10 | ||
14 | Урок 9. Для чего нужна дисциплина Урок-анализ | Дисциплина- необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. | Решение практически задач | Презентация Иллюстрации учебника | 11 | ||
15-16 | Уроки 10-11. Виновен – отвечай Урок-практикум | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям, самостоятельная словарная работа | Дидактический материал | 11 | ||
17 | Урок 12-13. Кто стоит на страже закона Урок лабораторного типа | Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Правоохранительные органы Новосибирской области, Чулымского района и г.Чулым; | Решение задач | Пакет с документами | 12 | ||
18 | Урок 14. ПОУ по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Урок обобщения | Жить по правилам, Права и обязанности граждан РФ, гарантии прав | Урок-игра | Пакет с документами | 12 | ||
19 | Урок 15. Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | Жить по правилам, Права и обязанности граждан РФ, гарантии прав | Контрольная работа | Тексты к/р | 12 | ||
Планируемые результаты Ученик научится: • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю. Ученик получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. | |||||||
Раздел II. Человек в экономических отношениях (15часов) | |||||||
20-21 | Уроки 16-17. Экономика и ее основные участники Урок изучения нового материала | Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители. | Коммуникативные УУД • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. | Актуализация знаний | Презентация к уроку | 01 | |
22 | Урок 18. Мастерство работника Урок лабораторного типа. Урок-исследование | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | Презентация к уроку | 01 | ||
23-24 | Урок 19-20. Производство: затраты, прибыль, выручка Урок лабораторного типа | Производство, производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Что и как производить. | Решение задач | Презентация к уроку, дидактический материал | 01 | ||
25-26 | Уроки 21-22. Виды и формы бизнеса Урок-проблема | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Тесты | Презентация к уроку | 02 | ||
27-28 | Уроки 23-24. Обмен, торговля, реклама Урок исследование | Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. | Опрос. Письменные задания | Иллюстрации, презентация к уроку | 02 | ||
29-30 | Уроки 25-26. Деньги, и их функции Урок-практикум с элементами дискуссии | Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. | Устный опрос | Презентация к уроку | 03 | ||
31-32 | Уроки 27-28. Экономика семьи Урок-исследование | Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. | Устный опрос | Презентация к уроку | 03 | ||
33 | Урок 29-30. Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» | Экономика и ее главные участники. Роль экономики в период становления российской экономики Экономика Новосибирской области | Письменные задания | 04 | |||
Планируемые результаты Ученик научится: • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. Ученик получит возможность научиться: • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. | |||||||
Раздел III. Человек и природа (3 часа) | |||||||
2 | Урок 31. Воздействие человека на природу Урок изучения нового материала | Экология, производящее хозяйство, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Техногенные аварии. биосфер, естественно и анропогенное загрязнение, промышленные и бытовые отходы | Познавательные УУД • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументов. | Письменные задания. Работа в группах по заданиям | Презентация | 04 | |
3 | Урок 32. Охранять природу – значит охранять жизнь Урок изучения нового материала | Последствия загрязнения природы, экологическая мораль, способы заботы о природе. Экологические проблемы Новосибирской области | Устный опрос | Презентация | 05 | ||
4 | Урок 33. Закон на страже природы Урок-проблема | Природные условия и хозяйство человека. Охрана природы Природопользование. Способы охраны природы. Заповедники и национальные парки Сибири и Новосибирской области. | Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям | Презентация, иллюстрации учебника, видео | 05 | ||
Планируемые результаты Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументов. | |||||||
Раздел IV. Итоговая контрольная работа (2 часа) | |||||||
34 | Урок 34. Итоговая контрольная работа | Основные термины курса | Итоговая контро-льная работа | Тесты к/р | 05 | ||
35 | Урок 35. Работа над ошибками | 05 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература
1.Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
2. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2013
3. Обществознание. 7 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2013
4.Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2013
Дополнительная литература:
- Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
- Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. — СПб., 2001.
- Каверин Б. И. Обществознание / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
- Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
- Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. — М., 2010.
- Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
- Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
- Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидо-риной. — М., 2004.
- Балашов Л. Е. Практическая философия /Л. Е. Балашов. — М., 2001.
- Андреева Г. М. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
- Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
- Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. -- М., 2001.
- Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
- Кравченко А. И. Основы социологии: учеб, пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. — М., 2004.
- Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. — М., 2008.
- Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. - М., 2004.
- Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
- Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.
- Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. - М., 2008.
- Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. / М. В. Лип-сиц. — М., 2007.
- Михаилушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А. Н. Михайлушкин. — М., 2003.
- Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. - М., 2002.
- Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Образовательные сайты:
- Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
- Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru/
- Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru/
- Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru/
- Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru/
- Economicus . Ru : экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru/
- 50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru/
- Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
- Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
- Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru/
- Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru/
- Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru/
- Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru/
Описание материально- технического обеспечения
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Регулирование поведения людей в обществе
Ученик научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Человек в экономических отношениях
Ученик научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Ученик получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек и природа
Ученик научится:
•определять виды загрязнения окружающей среды;
•предполагать последствия загрязнения окружающей среды;
•основным способам защиты окружающей среды.
Ученик получит возможность научиться:
•определять последствия загрязнения окружающей среды;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументов.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценивания.
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
7 класс
- Социальные нормы моего окружения;
- Актуальность морально-нравственного поведения;
- Главные законы моей страны;
- Герои моего города, района, области;
- Моя будущая профессия;
- Бизнес моего города;
- Реклама вокруг нас;
- Мой бизнес-план;
- Экономика семьи;
- Воздействие человека на природу.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Инструкция учащемуся
Работа состоит из трех частей. Часть 1 – 10 заданий( один правильный ответ - 1 балл), Часть 2 – необходимо ответить на 2 из 3-х представленных вопросов. В зависимости от правильности и глубины ответа ответ оценивается от 0 до 2 баллов,
Часть 3 - необходимо ответить на 1 из 2-х представленных вопросов. В зависимости от правильности и глубины ответа ответ оценивается от 0 до 3 баллов
Часть 1
1. Как называются требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения?
А- социальные правила, Б – социальные нормы, В- социальные законы, Г- просто жизненные правила
2. Какие права человека называются исходными, без признания которых нет смысла говорить о правах человека вообще?
А- гражданские, Б- политические, В- социальные, Г-культурные
3. Защита Отечества – это…
А- долг гражданина, Б- обязанность гражданина, В- долг и обязанность одновременно, Г- верно все
4. В каком возрасте в нашей стране призывают на военную службу?
А- 20-30 лет, Б- 18-27 лет, В-16-27 лет, Г- обязательного призыва не существует
5. Укажите признак, который относится к внешней дисциплине.
А – ясное понимание того, что и как, почему нужно делать Б – потребность человека следовать принятым нормам
В – самоконтроль Г- правила соблюдаются благодаря контролю со стороны
6. Какое правонарушение будет считаться преступлением?
А –грабеж Б – безбилетный проезд на электричке В – мелкое хулиганство
Г – проезд на красный сигнал светофора
7. С какого возраста несовершеннолетний за совершенные правонарушения может быть определен в ВТК?
А- 11 лет Б- 16 лет В- 14 лет Г- в любом
8. Какой орган нельзя в полном смысле этого слова отнести к правоохранительным?
А – адвокатура Б- прокуратура В – ФСБ Г- таможня
9. Привлечение к уголовной ответственности последует за:
А-курение в школьном дворе Б- отказ уступить место в транспорте пожилому человеку
В- отказ выполнять правила трудового распорядка Г- угон автомобиля
10. Какое из приведенных суждений не соответствует принципу Презумпции невиновности
А- Человек считается невиновным, пока его вина не доказана судом.
Б- Обвиняемый сам должен доказывать , что он не виноват.
В- Если возникают сомнения в виновности, то они толкуются в пользу обвиняемого.
Г- органы, ведущие дело, обязаны выявлять лишь обвинительные доказательства .
Часть2.
11. Установи соответствие между правоохранительными органами и их функциями
1- суд | А –осуществление правосудия |
2- прокуратура | Б- надзор за соблюдением законов |
3- ФСБ | В- борьба с терроризмом |
12. Где проходит граница прав другого человека?
13. Чем преступление отличается от проступка?
Часть 3.
14. Почему неприкосновенность судьи рассматривается как гарантия его самостоятельности?
15. Сотрудник полиции задерживает на улице подростка. Дайте ему ряд советов как себя вести.
Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Спецификация.
Цель работы: контроль знаний и умений учащихся за курс обществознания 7 класса
Общее число заданий в работе – 16
Работа состоит из 2 частей. Задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В
Часть 1 (А) содержит 13 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных).
С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.
Часть 2 (В) состоит из более сложных заданий (3) с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задание В2 – на проверку знаний по вопросам ЖКХ.
Тема 1. Человек среди людей –задания А 1, 2
Тема 2. Человек и закон – задания А 3, 4, 5, 6, 7
Тема 3. Человек и экономика – задания А 8, 9, 10, 11. 12
Тема 4. Человек и природа - задание А 13
Часть 1 | Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом | 13 баллов |
Часть 2 | Правильно выполненные задание В1, оценивается 1 баллом, заданияВ2, В3 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок 1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – допущены две и более ошибок | 5 баллов |
Максимальный балл за правильное выполнение всей работы - 18 баллов |
Для оценивания выполнения обучающимися контрольной работы рекомендуется следующая шкала перевода первичного балла в отметку по пятибалльной шкале:
«2» | «3» | «4» | «5» | |
Общий балл | 0-6 | 7-10 | 11-13 | 14-18 |
На выполнение заданий тестовой работы отводится 40 минут.
Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Вариант -1
Часть 1 (А)
А1. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:
- знакомство 2. компромисс 3. апатия 4. дружба
А2. Примером неречевого общения может служить:
- письмо другу 2. улыбка при встрече друзей
- разговор пассажиров автобуса 4. беседа с приятелем
А3. Наказание за нарушение установленных правил:
- мораль 2. санкция 3. Конституция 4. действие
А4. Основной, главный закон страны:
- Великая хартия вольностей 2. декларация 3. Конституция 4. конвенция
А5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
- с 12 лет 2. с 14 лет 3. с 16 лет 4. с 18 лет
А6. Насильственное хищение чужого имущества:
- вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. разбой
А7. К внешним угрозам нашей стране относится:
- создание незаконных вооруженных формирований
- торговля наркотиками на улицах
- военный конфликт в соседнем государстве
- распространение оружия
А8. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека:
- философия 2. Обществознание 3. Экономика 4. история
А9. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых
автомобилей»?
- производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство?
- Ремесло 2. Купля-продажа товара 3. Ростовщичество 4. Уплата налогов
А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек:
- Госкорпорация 2. Акционерное общество
3 товарищество 4. Индивидуальное предприятие
А12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей?
- К материальным 2. К трудовым 3. К финансовым 4 к информационным
А13. Одной из причин современных экологических бедствий является:
- Рост числа животных на планете
- Посадка лесов вокруг городов
- Большое число любителей создания гербариев
- Нерациональное использование ресурсов
Часть 2 (В)
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «формы бизнеса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
- Индивидуальное предприятие
- Госкорпорация
- Товарищество
- Акционерное общество
- Посредничество
В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
2- жилищные | |
- Газоснабжение,
- горячее водоответвление,
- капитальный ремонт,
- электроснабжение
- содержание и ремонт жилья
- предоставление жилья по договору найма
- отопление
В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию | |
| Б) специальные знания, умения. Навыки, полученные работником для практической деятельности |
| В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении |
| Г) план доходов и расходов на определенный период |
| Д) имущество, способное приносить доход |
2 | 3 | 4 | 5 | |
Ответ:
Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Вариант -2
Часть 1 (А)
А1. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:
- знакомство 2. антипатия 3. дружба 4. приятельство
А2. Деловое общение характеризуется:
- соблюдением этикета 2. выражением эмоций
3 дружеским тоном общения 4. неформальным поведением
А3. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие:
- расследование 2. преступление 3. ритуал 4. общение
А4. К обязанностям граждан России относится:
- охрана природы 2. участие в управлении государством
3 приобщение к национальной культуре 4. соблюдение моральных норм
А5. В чем проявляется свобода человека?
- В праве каждого поступать так, как ему хочется
- В возможности не исполнять свои обязанности
- В строгом соблюдении законов в обществе всеми гражданами
- В нарушении прав других людей
А6. Тайное хищение чужого имущества:
- вымогательство 2. кража 3. попрошайничество 4. разбой
А7. К внутренним угрозам нашей стране относится:
- Угроза ядерной войны 2. Рост преступности
- Военные конфликты с соседними государствами
- Деятельность международных террористических организаций
А8. К основным проявлениям экономики не относится:
- Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А9. Какое проявление экономики приведено: « На заводе было решено несколько
новых легковых автомобилей подарить ветеранам»?
- Производство 2. Распределение 3. Обмен 4. Реклама
А10. Что является главной целью занятия бизнесом?
- Рост производства 2. Снижение затрат 3. Получение прибыли
4 создание дополнительных рабочих мест
А11. Ценная бумага, дающая владельцу право на управление предприятием и получение
части прибыли:
- Облигация 2. Акция 3. Прокламация 4. Вексель
А12. К каким ресурсам семьи относятся время и силы домочадцев, необходимые для выполнения домашней работы?
- К материальным 2. К трудовым 3. К энергетическим 4. К информационным
А13. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:
- Ветер 2. Солнце 3. Почва 4. Приливы и отливы
Часть 2 (В)
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
- Владение
- Распоряжение
- Творчество
- Пользование
- Наследование
- Имущество
В2. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
2- жилищные | |
- Газоснабжение,
- горячее водоответвление,
- капитальный ремонт,
- электроснабжение
- содержание и ремонт жилья
- предоставление жилья по договору найма
- отопление
В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров | |
| Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей |
| В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли |
| Г) натуральный обмен одного товара на другой |
| Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. монетах |
2 | 3 | 4 | 5 | |
Ответ:
Ключ к контрольной работе по обществознанию 7 класс
1- вариант | 2 - вариант | |
А1 | 4 | 4 |
А2 | 2 | 1 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 1 |
А5 | 3 | 3 |
А6 | 4 | 2 |
А7 | 3 | 2 |
А8 | 3 | 4 |
А9 | 1 | 2 |
А10 | 2 | 3 |
А11 | 4 | 2 |
А12 | 3 | 2 |
А13 | 4 | 3 |
В1 | 5 | 3 |
В2 |
2 - 356 | 1-1247 2 -356 |
В3 | ВГАДБ | ГАДБВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 9 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 9 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 7 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание»7 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 7 класс
Рабочая программа по учебному курсу«Обществознание»7 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 8 класс
Рабочая программа по учебному курсу«Обществознание»8 класс...
Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 10 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" в 10 классе составлена по программе Л.Н. Боголюбова "Обществознание" 10-11 класс (базовый уровень). Программа рассчитана на 3 ч...
Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 10 класс (3 часа)
Пояснительная записка Курс «Обществознание» для средней общеобразовательной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реал...