Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Чулымского района
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______/ __________ Протокол №_____от «____»__________ 20____ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУСОШ №1 _____/___________ «____»__________ 20____г. | «Утверждено» Директор МКОУСОШ№1 _____/__________ Приказ №_____ от «___»________ 20____г. |
Рабочая программа
Кравченко И.И.,
учителя истории и обществознания
к учебному курсу «Обществознание» для 5 класса
2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.- М.: Дрофа, 2010;
Примерной государственной программы по обществознанию для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2010;
Рабочей программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: основной курс/ (авт.-сост. Л.Н. Боголюбов и др.) . - М.: Просвещение, 2011.
В основе реализации программы лежит УМК «Обществознание» для 5-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. В 5 классе – 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. понимание значения коммуникации в межличностном общении4
16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения4
Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Формы, методы и средства обучения направленные на достижение предполагаемых результатов реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия).
Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Такие темы, как «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье», «Отношение к старикам у жителей нашего села» и др. могли бы становиться объектами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются :
- фронтальный опрос
- ответ по цепочке
- тестирование
- письменные работы по рабочим тетрадям
- сообщения по отдельным вопросам у доски
- подготовка презентаций
- ответ по картине
- составление кроссвордов и т.д.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения. Письменное задание выполнено полностью и верно.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. Письменное задание выполнено до конца с некоторыми неточностями.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал. Письменное задание верно выполнено наполовину.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя. Письменное задание не выполнено. Либо выполнено менее чем на половину.
Оценка 1.
Обучающийся не работал на уроке.
Региональный компонент представлен в таких темах и вопросах курса, как: Государственные символы Новосибирской области и Чулымского района, Край в котором я живу и проектной работе «Моя малая родина».
Учебно-тематический план
5 класс (35 часов)
Тема 1. «Человек» (6 ч)
Введение.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Практикум.
Тема 2. «Семья» (7ч)
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум
Тема 3. «Школа» (7 ч)
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
Практикум.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
Практикум.
Тема 5. «Родина» (10 ч)
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Итоговая контрольная работа (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
Обществознание 5 класс (35 часов)
Стандарты второго поколения
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий | Формы и виды контроля | Планируемые результаты | Тип урока | Дата |
1. | Введение | 1 | Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника. | Личностные УУД Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своих действий | Устный опрос | Ученик научится: Составлять целое из частей, работая в группах Ученик получит возможность научиться: Составлять план своих действий | Урока изучения нового материала | 09 |
2. | Человек родился | 1 | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. | Личностные УУД Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Познавательные УУД Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Регулятивные УУД Составлять свой план текста | Устный опрос Работа с текстом учебника по вопросам | Ученик научится: Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. Ученик получит возможность научиться: Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. | Урока изучения нового материала | 09 |
3. | Что такое наследственность. | 1 | Наследственность | Личностные УУД Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. Познавательные УУД Определять незнакомые слова и находить их значение. Коммуникативные УУД Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. Регулятивные УУД Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | Устный опрос Творческое задание | Ученик научится: Определять незнакомые слова и находить их значение. Ученик получит возможность научиться: Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 09 |
4. | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. | Личностные УУД Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Познавательные УУД Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. Коммуникативные УУД Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». Регулятивные УУД Оценивать результатов работы. | Опрос | Ученик научится: Приводить примеры Ученик получит возможность научиться: Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. | урок изучения нового материала | 09 |
5. | Самостоятельность – показательвзрослости. | 1 | Самостоятельность – показатель взрослости. | Личностные УУД Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. Познавательные УУД Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Коммуникативные УУД Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Регулятивные УУД Прогнозировать свой результат | Опрос | Ученик научится: Заполнять таблицу на основе текста, Ученик получит возможность научиться: Высказывать свое мнение | урок изучения нового материала | 10 |
6. | Практикум по теме «Человек». | 1 | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. Познавательные УУД Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. Коммуникативные УУД Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план текста | Тестовые задания | Ученик научится: Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Ученик получит возможность научиться: Составлять план текста | Творческий урок | 10 |
7 | Семья – ячейка общества | 1 | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. | Личностные УУД Составить свой кодекс семейных отношений Познавательные УУД Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. Коммуникативные УУД Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Регулятивные УУД Вносить коррективы в план | Составить родословное дерево; текущий | Ученик научится: Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Ученик получит возможность научиться: Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. | урок изучения нового материала | 10 |
8 | Семейные заботы | 1 | Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Извлекать и преобразовывать текущую информацию Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов Коммуникативные УУД Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. Регулятивные УУД . Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. | Составить таблицу, разгадать кроссворд; промежуточный | Ученик научится: Извлекать и преобразовывать текущую информацию Ученик получит возможность научиться: Исследовать несложные практические ситуации | урок изучения нового материала | 10 |
9. | Семейное хозяйство | 1 | Распределение обязанностей. Обязанности подростка. | Личностные УУД Формировать свою позицию Познавательные УУД Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи Коммуникативные УУД Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | Моделирование ситуации, их анализ промежуточный | Ученик научится: Оценивать результаты работы Ученик получит возможность научиться: Формулировать свою позицию | урока изучения нового материала | 11 |
10. | Дому нужен хозяин | 1 | Рациональное ведение хозяйства | Личностные УУД Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства Познавательные УУД Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями Коммуникативные УУД Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». Регулятивные УУД Контролировать что хотели бы получить и что получили. | Составить семейный бюджет; Творческое задание | Ученик научится: Устанавливать соответствие между понятиями и определениями Ученик получит возможность научиться: Контролировать что хотели бы получить и что получили. | урока изучения нового материала | 11 |
11. | Свободное время | 1 | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. | Личностные УУД Высказывать свое мнение . Познавательные УУД Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно Коммуникативные УУД Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах Регулятивные УУД Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. | Создать проект «Свободное время школьника; Творческое задание | Ученик научится: Определять основную мысль текста Ученик получит возможность научиться: Приводить примеры из своего опыта | урок изучения нового материала | 11 |
12. | Что такое хобби? | 1 | Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни. | Личностные УУД Высказывать свое мнение . Познавательные УУД Составлять на основе текста таблицу . Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности | Составить таблицу «хобби: причины возникновения и виды»; текущий | Ученик научится: Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности Ученик получит возможность научиться: Участвовать в коллективном обсуждении проблем. | урок изучения нового материала | 12 |
13. | Практикум по теме «Семья» | 1 | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные УУД Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные УУД Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | Тестовые задания | Ученик научится: Составлять вопросы к тексту, документу. Ученик получит возможность научиться: Проверять и оценивать результаты работы. | урок изучения нового материала | 12 |
14 | Образование в жизни человека | 1 | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. | Личностные УУД Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу Познавательные УУД Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений | Опрос Составить синквейн «Школа» | Ученик научится: Соотносить то, что известно и неизвестно, Ученик получит возможность научиться: Участвовать в коллективном обсуждении | Урок творчества | 12 |
15 | Профессия - ученик | 1 | Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. Познавательные УУД Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста Коммуникативные УУД Выполнять проект «Наш класс». Регулятивные УУД Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. | Опрос | Ученик научится: Извлекать информацию из текста Ученик получит возможность научиться: Прогнозировать | Урок творчества | 12 |
16 | Образование и самообразование | 1 | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. | Личностные УУД Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. Познавательные УУД Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки. | Опрос Письменные задания | Ученик научится: Выявлять мотив деятельности Ученик получит возможность научиться: Уметь слушать и вступать в диалог | Урок творчества | 01 |
17 | Самообразование – путь к успеху | 1 | Учение вне стен школы. Умение учиться. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. Познавательные УУД Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему»Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективно обсуждении проблем Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | Опрос Творческое задание | Ученик научится: Высказывать свое мнение. Ученик получит возможность научиться: Оценивать результаты работы. | Урок комплексного применения знаний и умений | 01 |
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Личностные УУД Высказывать свое мнение. .Познавательные УУД Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе Коммуникативные УУД Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе Регулятивные УУД Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. | Опрос Творческое задание | Ученик научится: Проверять и оценивать результаты работы Ученик получит возможность научиться: Использовать элементы причинно – следственного анализа | урок изучения нового материала | 01 |
19 | Слово не воробей | 1 | Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей. Коммуникативные УУД Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее. | Опрос Письменные задания | Ученик научится: Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Ученик получит возможность научиться: Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. | урок изучения нового материала | 02 |
20 | Практикум по теме «Школа» | 1 | Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. | Личностные УУД Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. Познавательные УУД Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Коммуникативные УУД Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | Тестовые задания Письменные задания | Ученик научится: Готовить рассказ Ученик получит возможность научиться: Готовить презентацию | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 02 |
21 | Труд – основа жизни | 1 | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». Коммуникативные УУД Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. Регулятивные УУД Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. | Составить кластер «Труд» Опрос Письменные задания | Ученик научится: Заполнять сравнительную таблицу Ученик получит возможность научиться: Готовить в группах ответ на вопрос | урок изучения нового материала | 02 |
22 | Как оценивается труд | 1 | Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Личностные УУД Высказывать свое мнение Познавательные УУД Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». Приводить примеры благотворительности и меценатства Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Коммуникативные УУД Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. Регулятивные УУД . Проверять и оценивать результаты работы | Опрос Письменные задания | Ученик научится: Заполнять схему Ученик получит возможность научиться: Определять собственное | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 02 |
23. | Труд и творчество | 1 | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. | Личностные УУД Давать характеристику своей трудовой деятельности. Познавательные УУД Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. Коммуникативные УУД Оформлять выставку на тему «Труд и красота». Регулятивные УУД Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы | Опрос Письменные задания | Ученик научится: Различать понятия Ученик получит возможность научиться: Объяснять смысл пословиц | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 03 |
24. | Что такое творчество | 1 | Творческий труд. Творчество в искусстве. | Личностные УУД Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал.. Познавательные УУД Составлять синквейн со словом «Творчество» Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Коммуникативные УУД Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы.. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы | Составить словарик темы Творческое задание | Ученик научится: Раскрывать признаки Ученик получит возможность научиться: Готовить сообщение | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 03 |
25. | Практикум по теме «Труд». | 1 | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Личностные УУД . Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд Коммуникативные УУД Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. | Тестовые задания Творческие задания | Ученик научится: Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Ученик получит возможность научиться: Готовить проект | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 03 |
26. | Наша Родина – Россия. | 1 | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Край в котором я живу. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». Коммуникативные УУД Распределять задания по группам Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень усвоения. | Составить синквейн со словом «родина» Опрос | Ученик научится: Объяснять смысл понятия Ученик получит возможность научиться: Отбирать информацию из источника. | урок изучения нового материала | 04 |
27. | Что значит быть патриотом | 1 | Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. Приводить примеры проявления патриотизма Коммуникативные УУД Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы. | Составить кластер «Патриот» Творческое задание | Ученик научится: Извлекать информацию из текста. Ученик получит возможность научиться: Излагать мысли письменно | урок изучения нового материала | 04 |
28.. | Государственные символы России. | 1 | Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Личностные УУД Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. Познавательные УУД Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Проверять и оценивать результаты работы. | Опрос Творческое задание | Ученик научится: Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов Ученик получит возможность научиться: Уметь слушать и вступать в диалог. | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 04 |
29. | Государственные символы Новосибирской области и Чулымского района | 1 | Государственные символы Флаг, герб. История государственных символов | Личностные УУД Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. Познавательные УУД Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна. Коммуникативные УУД Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений | Опрос Письменные задания | Ученик научится: Соотносить то, что известно и неизвестно Ученик получит возможность научиться: Работать в группе | Урок творчества | 04 |
30. | Гражданин России | 1 | Гражданин – Отечества достойный сын | Личностные УУД Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. Познавательные УУД Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. Коммуникативные УУД Уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | Опрос Творческое задание | Ученик научится: Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия Ученик получит возможность научиться: Заполнять таблицу | Комбинированный урок | 04 |
31. | Права и обязанности граждан России | 1 | Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения? | Личностные УУД Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. Познавательные УУД Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. Коммуникативные УУД Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные УУД Оценивать результаты работы | Составить схему «Права и обязанности граждан» Письменные задания | Ученик научится: Отбирать информацию из источника Ученик получит возможность научиться: Приводить примеры | урок изучения нового материала | 05 |
32. | Мы – многонациональный народ | 1 | Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. | Личностные УУД Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Познавательные УУД Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Коммуникативные УУД Выполнять проект »русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. Регулятивные УУД Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. | Опрос Работа с картой по заданиям | Ученик научится: Приведите конкретные примеры из своей жизни Ученик получит возможность научиться: Выполнять проект | урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 05 |
33 | Многонациональная культура России | 1 | Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Личностные УУД Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. Познавательные УУД Заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей. Коммуникативные УУД Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы. Регулятивные УУД Прогнозировать какой будет результат. | Составить словарик темы Письменные задания | Ученик научится: Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию Ученик получит возможность научиться: Прогнозировать какой будет результат. | Урок творчества | 05 |
34 | Практикум по теме «Родина» | 1 | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Личностные УУД Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. Познавательные УУД Работать с учебником и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные УУД Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Тестовые задания Самостоятельная работа | Ученик научится: Работать с дополнительной литературой. Ученик получит возможность научиться: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Урок творчества | 05 |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | 05 |
Планируемые результаты обучения обществознанию в 5 классе
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
уметь:
выделять главную мысль, составлять план;
описывать изучаемый социальный объект;
сравнивать социальные объекты или источники;
характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни, изученных социальных объектов;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Материально-тихническое обеспечение
- Компьютер
- Проектор
Литература.
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.:Просвещение, 2012.
- Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
- Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.
- Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание.ООО ВАКО, 2011
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы.
- http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.
- http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
- http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.
Темы проектных, исследовательских и творческих работ
- Что во мне от родителей?
- Бюджет семьи;
- Тайм-менеджмент пятиклассника;
- Индивидуальная образовательная траектория;
- Я – талантлив;
- Страна в которой я живу;
- Моя малая родина.
Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс
Вариант 1
1. Дайте определение следующим терминам:
Выборы, Герб, Государство, Патриот, Федерация, Флаг, Патриот, Услуга, Ресурсы, Демократия
2. Где закреплены обязанности гражданина, перечислите известные вам обязанности.
3. Сравните:
Сосед | Друг | |
Общее | ||
Разное |
4. Укажите известные вам формы самообразования.
5. В каком субъекте Российской Федерации ты живешь? Сколько всего субъектов?
6. Что такое творчество? Чем оно отличается от деятельности?
Вариант 2
1. Дайте определение следующим терминам:
Гимн, Гражданин, Конституция, Патриотизм, Референдум, Субъект РФ, Товар, Экономика, Республика, Труд.
2. Где закреплены права гражданина, перечислите известные вам права.
3. Сравните:
Хобби | Работа | |
Общее | ||
Разное |
4. Расположите ступени образования, как среднего, так и высшего.
5. Какие виды субъектов Российской Федерации ты знаешь? В каком из них живем мы?
6. Укажите отличия человека от животного. Что такое наследственность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса
Рабочая программа к учебному курсу «Обществознание» для 7 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 9 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 9 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 7 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание»7 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 7 класс
Рабочая программа по учебному курсу«Обществознание»7 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 8 класс
Рабочая программа по учебному курсу«Обществознание»8 класс...
Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 10 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" в 10 классе составлена по программе Л.Н. Боголюбова "Обществознание" 10-11 класс (базовый уровень). Программа рассчитана на 3 ч...
Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 10 класс (3 часа)
Пояснительная записка Курс «Обществознание» для средней общеобразовательной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реал...