Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Коваленко Людмила Викторовна

Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" в 10 классе составлена по программе Л.Н. Боголюбова "Обществознание" 10-11 класс (базовый уровень). Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Рабочая программа дополнена модулем «Экономика». Данный модуль введен третьим часом в основное планирование. Актуальность внедрения модуля определяется тем, что вопросы грамотного финансового поведения граждан становятся важнейшей задачей развития современного российского общества.

Содержание модуля «Экономика» представляет комплекс знаний, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

· основные концепции экономики;

· микроэкономика;

· макроэкономика и международная экономика;

· прикладная экономика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_10_klass_profilnyy_uroven.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Конзаводская СОШ                                                              

Приказ от 31 августа 2018 года № 211

________________ /Риттер Н.Н./

                                                                       

                                                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Обществознание»

10 классы

Количество часов по учебному плану: в 10 классе - 105 часа (3 часа в неделю)

Программа будет полностью реализована за 103 часа                                                                                                            

Учитель: Коваленко Людмила Викторовна

                                           

2018-2019 учебный год                              

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Обществознание» 10 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012  69, от 23.06.2015 № 609, от 07.06.2017 № 506);
  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012  74, приказ №15 от 26.01.2017 г);
  • Боголюбов Л.Н. Программа "Обществознание". 10 кл., изд. "Просвещение", 2014.

Учебно-методический комплект:

  • Обществознание. 10 кл.: учеб, для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2018.

Рабочая программа по обществознанию составлена с учетом профильного обучения на среднем уровне обучения (Учебный план МБОУ Конзаводской СОШ на 2018-2019 учебный год), рассчитана на 3 часа в неделю – 105 часов в год. Это дает право вести профильный уровень обществознания, но учебник, по которому ведется курс (Обществознание. 10 кл.: учеб, для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2018.), рассчитан на базовый уровень. В федеральном перечне учебников, утвержденных Минобрнауки (приказ №15 от 26.01.2017 г.) нет такого учебника, поэтому курс обществознания был усилен модулем «Экономика» с учетом письма.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам темам курса. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, практические работы.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Рабочая программа по обществознанию в 10 классе дополнена модулем «Экономика». Данный модуль будет введен третьим часом в основное планирование. Актуальность внедрения модуля определяется тем, что вопросы грамотного финансового поведения граждан становятся важнейшей задачей развития современного российского общества.

Содержание модуля «Экономика» представляет комплекс знаний, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

· основные концепции экономики;

· микроэкономика;

· макроэкономика и международная экономика;

· прикладная экономика.

Рабочая программа модуля «Экономика» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» и авторской программы Г. И. Грибанова «Программа курса экономики для 10-11 классов образовательных организаций», М: Дрофа 2012.

Учебно-методический комплект:

1. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М: Дрофа 2012 г.

2. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М: Дрофа 2012 г.

3. Г.И. Грибанова «Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций», М: Дрофа 2012 г.

Цель модуля:

• формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

• понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

• формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для экономической науки;

• формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

• формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию (теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем) с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

• овладение знаниями по многообразию взглядов и теорий экономической науки.

Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны. Важным условием реализации рабочей программы является ее практико-ориентированный характер. Он достигается путем введения уроков-практикумов, реализацию мини-проектов по экономике.

Содержание модуля, обращенное к подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Программа модуль предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

Программа модуля ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Рабочая программа модуля конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.  

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;  

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Планируемые результаты освоения учебного модуля «Экономика».

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию

     Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

Нормы оценки письменной работы по обществознанию

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

• не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

Нормы оценки эссе по обществознанию

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,

• раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

Отметка «4» и выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;

• не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

III.   Тематическое содержание учебного предмета, курса Обществознание

класс

разделы, темы

кол-во часов

10 класс

Глава 1. Человек в обществе.

25 часов

Глава 2. Общество как мир культуры

14 час

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

29 часа

итого

68 часов

Тематическое содержание модуля «Экономика»

класс

разделы, темы

кол-во часов

10 класс

Экономика — наука и практика

1 ч

Экономическая система государства

1 ч

Спрос

1 ч

Предложение

1 ч

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

2 ч

Конкуренция. Типы рынков

2 ч

Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата

1 ч

Банки и банковская система

1 ч

Деньги и финансы

1 ч

Фондовая биржа

1 ч

Страхование

1 ч

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

1 ч

Фирма— главное звено рыночной экономики

2 ч

Менеджмент и маркетинг

2 ч

Государственные финансы

2 ч

Государство и экономика

1 ч

Основные макроэкономические показатели

2 ч

Экономический рост

2 ч

Цикличность развития экономики

2 ч

Международная торговля. Валютные курсы

2 ч

Альтернативные системы и модели современной экономики

1 ч

Российская федерация в системе мирового хозяйства. Обобщение и контроль.

3 ч

Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала

2 ч

итого

35 часов

Количество часов по учебному плану: в 10 классе - 105 часа (3 часа в неделю), т.к. 2 часа выпадают на праздничные дни, то программа будет уплотнена и полностью реализована за 103 часа.

IV. Содержание учебного курса Обществознание в 10 классе

темы курса

характеристика основных содержательных линий

перечень практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности

Человек в обществе

(25ч.)

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

Социальная сущность человека. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Познавательная и коммуникативная деятельность.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Современное общество.

1)проектная деятельность;

2)исследовательские и творческие работы;

3)поиск информации;

4)проекты-интервью;

5)информационные проекты;

6)составление презентаций.

Общество как мир культуры. (14ч.)

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

1)проектная деятельность;

2)исследовательские и творческие работы;

3)поиск информации;

4)проекты-интервью;

5)информационные проекты;

6)составление презентаций.

Правовое регулирование общественных отношений.

(29ч.)

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

1)проектная деятельность;

2)исследовательские и творческие работы;    3)поиск информации;

4)проекты-интервью;

5)информационные проекты;

 6)составление презентаций.

Содержание учебного модуля «Экономика» в 10 классе

темы курса

характеристика основных содержательных линий

перечень практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности

Экономика — наука и практика (1 ч)

Экономика как наука. Главные процессы экономического развития: производство, распределение, обмен, потребление. Основные средства (факторы) производства: земля, труд, капитал. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс производства материальных благ и

Услуг: процесс труда и экономические отношения работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ. Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель «разумного потребления». Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста: преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность. Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.

Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и абсолютная.

-проектная деятельность

Экономическая система государства

(1 ч)

Экономическая система. Исторические типы экономических систем: традиционная, рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая); смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях смешанной экономики. Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства; частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные формы кооперации, коллективные предприятия и пр.

Россия как страна с переходной экономической системой.

исследовательские и творческие работы

Спрос (1 ч)

Понятие о рынке. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара, масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка: информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя. Спрос: индивидуальный (личный) и рыночный. Величина спроса. Закон спроса: эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос. Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на взаимосвязанные товары. Типы взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Объем продаж. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.

-поиск информации

Предложение (1 ч)

Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание. Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное предложение. Издержки производства. Выручка. Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.

-проекты-интервью

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (2 ч)

Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной. Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения.

Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя умелость. Интенсивность труда. Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.

-информационные проекты

Конкуренция. Типы рынков (2 ч)

Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции. Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика. Российское антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба (ФАС): основные функции.

-составление презентаций

Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата

(1 ч)

Доходы. Потребление: производственное (производительное) и непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата. Структура доходов. Расходы. Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля. Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады, бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости жизни. Минимальная заработная плата.

-проектная деятельность

Банки и банковская система (1 ч)

Банки. Формирование банковской системы. История становления банков и банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и комиссионные. Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская прибыль. Банковская гарантия. Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды. Депозитарий.

исследовательские и творческие работы

Деньги и финансы

(1 ч)

Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки. Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты. Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег».

-поиск информации

Фондовая биржа

(1 ч)

Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и «медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торгово-финансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция, биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая биржа как объект государственного регулирования. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги: акции, облигации, деривативы. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки. Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники, инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети. Внебиржевый рынок ценных бумаг. NASDAQ.

-проекты-интервью

Страхование (1 ч)

Страхование как система экономических отношений. Обязательное и государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное (или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.

-информационные проекты

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

(1 ч)

Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сезонная безработица. Скрытая безработица. Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.

-составление презентаций

Фирма— главное звено рыночной экономики (2 ч)

Зачет. Основные Экономические понятия и концепции.

Фирмы и их задачи. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России. Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности. Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм. Транснациональные корпорации (ТНК). Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК). Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал: личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров. Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции. Прибыль (нормальная, экономическая (чистая). Закон убывающей отдачи (доходности). Экономическая эффективность. Рентабельность.

-проектная деятельность

Менеджмент и маркетинг (2 ч)

Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тэйлор). Административная школа управления (А. Файоль). Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук (М. Фоллет и Э. Мэйони). Теории системного анализа. Концепция социальной ответственности бизнеса. Международный характер менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Модернизация управления. Горизонтальная, вертикальная и конгломератная структуры корпораций. Соответствие структуры основным принципам. Внедрение компьютерных технологий в управленческие системы. Менеджмент в России. Маркетинг как рыночная концепция менеджмента. Основные понятия и содержание маркетинга. Усиление связи производства с распределением и конечной реализацией продукции. Этапы развития маркетинга. Основные взаимосвязанные звенья в системе управления маркетинговыми операциями: управление торгово-посреднической сферой (системой) в деятельности корпораций; управление производственной сферой (системой), ориентированной на рынок; управление обслуживающей сферой (системой). Основные принципы маркетинга. Направленность на максимизацию прибыли. Реклама. Маркетолог. Банкротство фирмы. Процедура банкротства. Внешние признаки. Кредиторы. Судебное решение. Несостоятельность предприятия. Принудительное банкротство. Добровольная ликвидация. Реорганизация. Ликвидация. Мировое соглашение. Преднамеренное или умышленное банкротство. Внешнее управление. Законодательство РФ о банкротстве.

Исследовательские и творческие работы

Государственные финансы (2 ч)

Государственные финансы. Финансовая система страны. Министерство финансов. Государственный бюджет. Бюджетные принципы: принцип единства, принцип полноты, принцип реальности, принцип гласности. Баланс бюджета. Закономерность роста государственных расходов. Функции бюджета: фискальная, экономического регулирования, социальная. Сбалансированный государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета.

Эмиссия. Инфляция. Внутренний и внешний государственный долг. Пути преодоления задолженности государства. Реструктуризация долга. Налоги. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов.

Социальные налоги. Социальные фонды. Ставка налога. Налоговая льгота. Система налогообложения. Налоговый механизм. Государственная налоговая политика. Принципы нейтральности, справедливости и эффективности. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Таможенные сборы, акцизы, пошлины. Государственные и местные налоги. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения. Признаки налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой: прогрессивный дифференцированный характер налогообложения; частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране; определение начальных сумм, не облагаемых налогом. Особенности налоговой системы современной России. Рациональная система налогов как компромисс между интересами различных групп общества с учетом региональных интересов, твердых и однозначных правил построения налоговых систем.

-поиск информации

Государство и экономика (1 ч)

Причины государственной экспансии в экономику. «Закон Вагнера». Экономические функции государства. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность, ее типы. Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в экономике. Приватизация, национализация. Государственное регулирование экономики: прямые и косвенные методы. Виды национализации: социалистическая и капиталистическая (кейнсианская). Степени и формы участия государства в экономике. Экономическая политика. Особенности экономической политики в РФ. Национальные программы. Национальные проекты.

-проекты-интервью

Основные макроэкономические показатели (2 ч)

Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчета ВВП и ВНП. Добавленная стоимость. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс покупательных цен (ИПЦ). Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). Международный валютный фонд (МВФ).

ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Развитые и развивающиеся страны. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Национальный доход (НД). Трудовые, рентные и предпринимательские доходы. Прибыли корпораций и чистый процент. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Стоимость потребительской корзины. Инфляция. Темпы инфляции. Темпы роста ВВП. Динамика ВВП России. Система национальных счетов (СНС). Кругооборот доходов и расходов (двухсекторная модель экономики) в национальной экономике. Расширенная (четырехсекторная) модель кругооборота в экономике. Реальный, бюджетный, денежный и внешний сектора экономики. Положительный и отрицательный баланс. Платежный баланс, его назначение.

Информационные проекты

Экономический рост (1 ч)

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста: рост населения и численности рабочей силы (фактор спроса и фактор эффективности); накопление капитала; земля; технологический прогресс; знания, опыт, инновации. Взаимодействие факторов роста. Инвестиции. Предпосылки инвестиционного процесса: финансовый ресурс; развитый финансовый рынок, высокая (или приемлемая) доходность от инвестиций. Зависимость экономического роста от нормы сбережений и эффективности инвестиций. Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. Основные пути повышения производительности труда. Экономический рост и проблема защиты окружающей среды. Современная трактовка экономического роста. Концепция устойчивого роста. Мультипликатор и акселератор. Опасность обратного эффекта. Теория устойчивого экономического роста и развития: учет экологических факторов, устойчивости и стабильности роста, развитие (отраслевая и социальная сбалансированность).

-составление презентаций

Цикличность развития экономики (1ч.)

Циклическое развитие как свойство капиталистической экономической системы. Неизбежность кризисных спадов и депрессий. Торговые кризисы. Кризисы перепроизводства. Стандартная модель экономического цикла. Периодичность кризисов. Мировые кризисы XX века. Фазы экономического цикла: кризис, оживление, подъем, спад. Сущность экономического кризиса. Механизм циклического движения и кризис. Формы классического экономического кризиса: перепроизводство товарного капитала; перенакопление производительного капитала; перенакопление денежного капитала. Решение противоречий в ходе кризиса. Факторы, влияющие на протекание кризиса: государственная экономическая политика, действия агентов рынка, уровень менеджерского искусства, методы действия крупных банков и корпораций, их устремленность к максимизации прибылей. Мировой финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. Предпосылки кризиса. Основные причины кризиса. Этапы развертывания мирового финансово-экономического кризиса. Антикризисные действия государств. Роль международных организаций. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Необходимость участия государства в экономике.

-проектная деятельность

Международная торговля. Валютные курсы (2 ч)

Международная торговля. Внешняя торговля страны. Экспорт. Импорт. Внешнеторговый оборот. Сальдо внешней торговли. Главные торговые объединения и страны в международной торговле. Международное разделение труда (МРТ). Рост степени открытости рынков. Укрепление финансово-хозяйственных связей стран. Абсолютные и сравнительные преимущества. Интернациональная стоимость. Теория трудовой стоимости. Валютные курсы. Современная международная валютная система. Валютный коридор. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный курс валюты. Номинальный и реальный курсы валюты. Свободно конвертируемая валюта. Метод котировки. Кросс-курс. Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО): цели, структура, руководящие органы. Вступление России в ВТО. Позиции России в международной торговле. Структура внешней торговли РФ.

исследовательские и творческие работы

Альтернативные системы и модели современной экономики (1 ч)

Альтернативные экономические системы. Система свободного предпринимательства. Монополии (олигополии). Усиление экономических функций государства, его регулирующей роли. Мировая социалистическая система как альтернативная мировая экономическая система. Главные признаки экономической системы социализма. Победа обновленного капитализма. Общее и особенное в развитии национальных типов (моделей) капитализма. Общая экономическая база и методологические принципы: принцип частной собственности, отсутствие директивной системы управления экономикой, действие конкурентных механизмов, основанных на законах спроса и предложения. Отличительные признаки экономик развитых стран. Национальные модели современной экономики. Количественные и качественные характеристики и особенности. Западноевропейская модель. Французская и германская модели. Американская модель. Шведская (скандинавская) модель.

Японская модель экономики. Китайская модель как особый тип социалистического рынка. Незавершенность российской модели капитализма, ее основные характеристики.

-поиск информации

Российская федерация в системе мирового хозяйства. Обобщение и контроль. (3 ч)

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Динамика ВВП. Факторы роста в российской экономике 2008—2018 гг..

Место России в мировой экономике. Товарная структура экспорта и импорта страны. Основные торговые партнеры России. Индексы концентрации и диверсификации экспорта и импорта России. Индекс условий торговли. Диверсификация экономики. Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

-проекты-интервью

Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала (2 ч.)

Глобальные экономические проблемы современности. Проблема бедности. Продовольственная и энергетическая проблемы. Обострение экологической проблемы. Неравномерная структура распределения. Неравное потребление. Усиление социального расслоения. Основные направления решения проблем бедности и нищеты: новые модели потребления, социализация, коллективизм и солидарность. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятие «концепция развития человеческого потенциала». Реализация основных базовых ценностей: прав человека, общественного благосостояния, равенства, справедливости. Оценка ИРЧП: продолжительность жизни человека, уровень образования и доходы. Индекс нищеты населения. ИРЧП в России.

Информационные проекты

IV. Календарно-тематическое планирование уроков обществознания модулем «Экономика» в 10 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Контроль

план

факт

Глава 1. Человек в обществе – 25 ч. + 6 ч.

1.

Вводный урок

1

03.09

2.

Диагностическая контрольная работа.

Что такое общество

1

04.09

тест

3.

Что такое общество

1

05.09

4.

Что такое общество

1

10.09

5.

Общество как сложная система

1

11.09

6.

Общество как сложная система

1

12.09

7.

Контрольная работа по теме «Общество»

1

17.09

тест

8.

Динамика общественного развития

1

18.09

9.

Динамика общественного развития

1

19.09

10.

Динамика общественного развития

1

24.09

11.

Социальная сущность человека

1

25.09

12.

Социальная сущность человека

1

26.09

13.

Финансовая грамотность

1

01.10

14.

Деятельность - способ существования людей

1

02.10

15.

Деятельность - способ существования людей

1

03.10

16.

Деятельность - способ существования людей

1

08.10

17.

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

09.10

18.

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

10.10

19.

Экономика – наука и практика

1

15.10

20.

Контрольная работа по теме «Общественное развитие»

1

16.10

тест

21.

Экономическая система государства

1

17.10

22.

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

22.10

23.

Современное общество

1

23.10

24.

Спрос

1

24.10

25.

Современное общество

1

06.11

26.

Глобальная угроза международного терроризма

1

07.11

27.

Предложение

1

12.11

28.

Глобальная угроза международного терроризма

1

13.11

29.

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

1

14.11

30.

Контрольная работа по главе «Человек в обществе»

1

19.11

тест

31.

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

1

20.11

Глава 2. Общество как мир культуры – 14+9 ч.

32.

Духовная культура общества

1

21.11

33.

Духовный мир личности

1

26.11

34.

Конкуренция. Типы рынков

1

27.11

35.

Мораль

1

28.11

36.

Конкуренция. Типы рынков

1

03.12

37.

Контрольная работа по теме «Духовный мир личности. Мораль»

1

04.12

тест

38.

Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата

1

05.12

39.

Наука и образование

1

10.12

40.

Наука и образование

1

11.12

41.

Контрольная работа по модулю «Экономика» - «Экономическая система государства»

1

12.12

тест

42.

Религия и религиозные организации

1

17.12

43.

Религия и религиозные организации

1

18.12

44.

Банки и банковская система

1

19.12

45.

Религия и религиозные организации

1

24.12

46.

Фондовая биржа

1

25.12

47.

Искусство

1

26.12

48.

Искусство

1

14.01

49.

Страхование

1

15.01

тест

50.

Массовая культура

1

16.01

51.

Массовая культура

1

21.01

52.

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

1

22.01

53.

Контрольная работа по главе «Общество как мир культуры»

1

23.01

тест

54.

Фирма - главное звено рыночной экономики

1

28.01

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений – 29+20 ч.

55.

Фирма - главное звено рыночной экономики

1

29.01

56.

Современные подходы к пониманию права

1

30.01

57.

Современные подходы к пониманию права

1

04.02

58.

Зачет. Основные Экономические понятия и концепции

1

05.02

зачёт

59.

Право в системе социальных норм

1

06.02

60.

Менеджмент и маркетинг

1

11.02

61.

Право в системе социальных норм

1

12.02

62.

Менеджмент и маркетинг

1

13.02

63.

Правовые системы современности

1

18.02

64.

Менеджмент и маркетинг

1

19.02

65.

Источники права

1

20.02

66.

Государственные финансы

1

25.02

67.

Источники права

1

26.02

68.

Правоотношения и правонарушения

1

27.02

69.

Государственные финансы

1

04.03

70.

Правоотношения и правонарушения

1

05.03

71.

Государство и экономика

1

06.03

72.

Предпосылки правомерного поведения

1

11.03

73.

Предпосылки правомерного поведения

1

12.03

74.

Основные макроэкономические показатели

1

13.03

75.

Гражданин Российской Федерации

1

18.03

76.

Гражданин Российской Федерации

1

19.03

77.

Основные макроэкономические показатели

1

20.03

78.

Гражданское право

1

01.04

79.

Семейное право

1

02.04

80.

Экономический рост

1

03.04

81.

Контрольная работа по теме «Семейное право. «Гражданское право»

1

08.04

тест

82.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

09.04

83.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

10.04

84.

Цикличность развития экономики

1

15.04

85.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

16.04

86.

Международная торговля. Валютные курсы

1

17.04

87.

Экологическое право

1

22.04

88.

Экологическое право

1

23.04

89.

Международная торговля. Валютные курсы

1

24.04

90.

Процессуальные отрасли права

1

29.04

91.

Альтернативные системы и модели современной экономики

1

30.04

92.

Процессуальные отрасли права

1

06.05

93.

Российская федерация в системе мирового хозяйства.

1

07.05

94.

Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала

1

08.05

95.

Конституционного судопроизводства

1

13.05

96.

Глобальные экономические проблемы и индекс развития человеческого потенциала

1

14.05

97.

Повторение и обобщение модуля «Экономика»

1

15.05

98.

Международная защита прав человека

1

20.05

99.

Контрольная работа по модулю «Экономика»

1

21.05

тест

100.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

1

22.05

101.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

1

27.05

102.

Контрольная работа по главе «Правовое регулирование общественных отношений».

1

28.05

тест

103.

Обобщение и повторение изученного за курс 10 класса

1

29.05

        СОГЛАСОВАНА

методическим советом

МБОУ Конзаводской СОШ

протокол от 31.08.2018 года № 1                                    

Руководитель МС________/ Демьяненко О.П./  

                           Подпись               Ф.И.О.                          

СОГЛАСОВАНА                                                      заместителем директора по УВР

__________/Мартынова О.П./

     Подпись                 Ф.И.О.                           ______________________20__ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...