Конспект урока по обществознанию. 8 класс. Тема: « Конституция. Основной закон страны»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Ершова Нина Сергеевна

Цели:

познакомить обучающихся с основным законом страны;

научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;

работать над формированием понятийного аппарата;

развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

продолжить формирование навыков работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию. 8 класс.

Тема:    « Конституция. Основной закон страны»

Цели:

познакомить обучающихся с основным законом страны;

научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;

работать над формированием понятийного аппарата;

развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;

продолжить формирование навыков работы в группе.

 Оборудование:

Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Основные понятия и термины:

 Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

                                                            ХОД УРОКА.

Записывается тема урока.

1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?

Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал.

2. Вопрос учителя.

Что такое Конституция?

 Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.

3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра : «Неизвестная страна».

Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)

Цель игры:

 показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.

«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны.

Задание:

Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.

Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.

Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.

Вопрос учителя:

«Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»

Права выделите зеленым цветом:

личные, политические, социально-экономические, культурные.

Обязанности выделите красным цветом.

Что бы вы дополнили к перечням?

Являются ли они всеобщими?

Другие вопросы.

Работа с Конституцией.

Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.

Вопросы группам:

1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?

 2) Какие обязанности записаны в Конституции?

Ответы обучающихся:

- ст. 57 – платить налоги

 - ст. 59 – защита Отечества

 - ст. 58 – об охране природы и окружающей среды

 - ст. 44 – забота об охране памятников культуры

 - ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

 4. Мини-лекция.

1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.

 2) О законах Хаммурапи.

 3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.

 4) О Конституции 1787 года США.

 5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года во Франции.

 Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

 Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.

5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.

На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.

Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.

Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав для разминки:

право на жизнь;

право на свободу мысли;

право на труд и выбор профессии;

право на национальный язык;

тайна переписки;

право на участие в митингах и собраниях;

право на отдых;

выбор места проживания;

право на образование;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

право на социальное обеспечение;

и другие.

В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.

6. Возвращение к началу урока.

Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция? ».

 Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».

 Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.

7. Рефлексия.

Вопросы учителя:

У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?

Кому было некомфортно на уроке? Почему?

Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?

Кого можно выделить.

Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой

 3 отметки:

- 0 градусов;

- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;

 - 100 градусов.

Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока.

 (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).

 8. Домашнее задание: П. 9, практикум к параграфу – выполняют все.

По выбору: 1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.

 2. Предложить поправки к Уставу школы.

P.S.

1. На данном занятии использованы все стили обучения:

визуальный (раздаточный материал, схема на доске);

аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);

кинестический (моделирование страны, активные передвижения);

эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия). 2. «Лента рефлексии» - это атласная лента любого цвета, на которой отмечены 3 шкалы с градусами: 0, 36,6 и 100 градусов на определённом расстоянии. Я использую ленту красного цвета.

Ершова Нина Сергеевна – учитель обществознания.

МКОУ « Правдинский ЦО» Новомосковского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Урок-путешествие "Конституция-основной закон страны"

Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции....

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"

Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...

Урок обществознания.Конституция-основной закон страны.

Урок обществознания.Конституция-основной закон страны....

Урок по обществознанию «Конституция – основной закон страны»

Краткое описание темы занятияУрок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме сам...