Конспект урока по обществознанию. 8 класс. Тема: « Конституция. Основной закон страны»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Цели:
познакомить обучающихся с основным законом страны;
научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
работать над формированием понятийного аппарата;
развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
продолжить формирование навыков работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию. 8 класс.
Тема: « Конституция. Основной закон страны»
Цели:
познакомить обучающихся с основным законом страны;
научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
работать над формированием понятийного аппарата;
развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
продолжить формирование навыков работы в группе.
Оборудование:
Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.
Основные понятия и термины:
Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
ХОД УРОКА.
Записывается тема урока.
1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал.
2. Вопрос учителя.
Что такое Конституция?
Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.
3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра : «Неизвестная страна».
Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)
Цель игры:
показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.
«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны.
Задание:
Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
Вопрос учителя:
«Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
Права выделите зеленым цветом:
личные, политические, социально-экономические, культурные.
Обязанности выделите красным цветом.
Что бы вы дополнили к перечням?
Являются ли они всеобщими?
Другие вопросы.
Работа с Конституцией.
Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.
Вопросы группам:
1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
Ответы обучающихся:
- ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
4. Мини-лекция.
1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года во Франции.
Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.
Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.
5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.
На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.
Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав для разминки:
право на жизнь;
право на свободу мысли;
право на труд и выбор профессии;
право на национальный язык;
тайна переписки;
право на участие в митингах и собраниях;
право на отдых;
выбор места проживания;
право на образование;
право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на социальное обеспечение;
и другие.
В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
6. Возвращение к началу урока.
Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция? ».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.
7. Рефлексия.
Вопросы учителя:
У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
Кому было некомфортно на уроке? Почему?
Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
Кого можно выделить.
Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой
3 отметки:
- 0 градусов;
- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
- 100 градусов.
Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока.
(Либо вопросы учителя задаются в этот момент).
8. Домашнее задание: П. 9, практикум к параграфу – выполняют все.
По выбору: 1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
2. Предложить поправки к Уставу школы.
P.S.
1. На данном занятии использованы все стили обучения:
визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия). 2. «Лента рефлексии» - это атласная лента любого цвета, на которой отмечены 3 шкалы с градусами: 0, 36,6 и 100 градусов на определённом расстоянии. Я использую ленту красного цвета.
Ершова Нина Сергеевна – учитель обществознания.
МКОУ « Правдинский ЦО» Новомосковского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."
Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"
тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...
Урок-путешествие "Конституция-основной закон страны"
Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции....
урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"
Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...
Открытый урок по обществознанию в 6 "А" классе по теме "Конституция - основной закон страны"
Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая...
Урок обществознания.Конституция-основной закон страны.
Урок обществознания.Конституция-основной закон страны....
Урок по обществознанию «Конституция – основной закон страны»
Краткое описание темы занятияУрок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме сам...