Методическая разработка урока по ФГОС
методическая разработка (8 класс)

Рахимкулова Флюза Фаниловна

Методическая разработка урока с применением инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рахимкулова Флюза Фаниловна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 г. Когалыма ХМАО - Югра.

Конспект открытого урока в 8 В классе.

Тема «Общение»

Цели урока: 

  • Образовательная: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека; познакомить с элементами культуры общения людей; научить элементарным приемам  различных форм общения.
  • Развивающая: содействовать формированию аналитических способностей  у учащихся   (умение выделять, обобщать).
  • Воспитательная: продолжить формировать навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях, воспитание культуры общения.

Задачи урока:

  • Формирование умения выполнять индивидуально задания как практического, так и творческого характера;
  • развитие умения самостоятельно  находить информацию, анализировать, преобразовывать;
  • отработка приемов работы с рабочими листами;
  • тренировка парной и групповой работы основанной на принципах сотрудничества;
  • создание ситуации успеха на уроке.

Оборудование: презентация «Общение» (с фрагментом видеоурока и мультфильма),

« Рабочие листы №1, №2»

Место урока в образовательном процессе: Урок № 9. Глава 1 «Общество и человек»

Тип учебного занятия: комбинированный.

Методы обучения:

  • системно - деятельностный;
  •  проблемно- поисковый.

Методы контроля:

  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • контроль учителя.

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ:- Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения.

  • Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности,  в культурном общении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:  

  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 

  • Развивать умения работать в группе.
  •  Представлять информацию в виде схемы, таблицы.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 

  • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме. 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  
  • Постановка вопросов;
  •   Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

ЛИЧНОСТНЫЕ: Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

Формы работы познавательной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Самостоятельная;
  • Работа в группе.

Ход урока.

  1. Организационный момент Слайд1.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас с вами необычный урок. Именно  поэтому для вас прозвучит необычный музыкальный, школьный звонок. Послушайте и настройтесь на работу.

Слайд 2. Присаживайтесь ребята.  Я еще раз говорю всем добрый день,  надеюсь, что для вас урок будет интересным и полезным.  От каждого из вас будет, зависит успешность урока, поэтому прошу вас, принять активное участие.

Итак, мы начинаем наш урок. Сегодня мы с вами повторим изученный материал и рассмотрим новую тему.

  1. Актуализация знаний.

Ваня, (Петя) напомни нам, пожалуйста, какую тему мы изучили на прошлом уроке?

(Социализация и воспитание)

 Слайд 3.

Что такое социализация, и какие стадии она проходит? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и  освоения социальных ролей. Стадии социализации - детство, юность, зрелость, старость).

А сейчас мы с вами определяем по рисункам стадии социализации.

Слайды 4-7.       

Ребята кто у нас самый внимательный, какая ошибка была допущена? (После детства, идет юность, а в слайдах сначала была зрелость)

А на какой стадии социализации вы?

Сейчас ребята, вы самостоятельно проверите ваши знания по теме.

 На столах у вас есть рабочие листы, это не просто листы, а распечатки электронных тетрадей. Если вы помните, мы с вами беседовали на счет такой инновации. Будем читать, что они у вас уже есть. Возьмите лист № 1подпишите их. Сначала рассмотрите и приступайте к выполнению заданий. Вам на все это дается, 5 минут.

Слайд 8.

Ребята, надеюсь,   вы справились с заданиями. Давайте проверим, поменяйтесь, пожалуйста,  «интерактивными тетрадями». Проверьте  и посчитайте, кто, сколько баллов набрал.

 А теперь переходим к последнему заданию.

 Слайд11.                              

Какое понятие здесь зашифровано (самовоспитание), а что такое самовоспитание?

( Самовоспитание – воспитание себя, работа над своей личностью самоприказ, самоцель, самовнушение, самоодобрение, самоотчет)

Молодцы, надеюсь, все справились с заданиями.

3.Подготовка к восприятию нового материала:

А сейчас, закройте ваши рабочие листы, положите на край  парты я их, потом соберу. Сядьте поудобней, немного расслабьтесь, я хочу вам рассказать одну притчу. Слушайте внимательно, а потом скажете о чем же это притча.

Слайд 12.  

Итак,  как бы вы закончили эту притчу? О чем это притча?

(У этого человека появилось желание с кем - нибудь поговорить, пообщаться. Притча про общение, что человек не может существовать без общения).

Ну что же загадка разгадана, верно, молодцы. Как вы уже догадались, тема нашего урока общение. Слайд 13.

Ребята, давайте вместе подумаем, какие цели,  и задачи мы ставим перед собой?

Цели урока: познакомиться с  понятием общение, изучить структуру общения.  

Задачи урока:

 рассмотреть    виды, формы, способы общения; научиться извлекать и преобразовывать информацию; активно работать в группе; анализировать свое отношение к уроку, дать оценку другим.

Слайд 14.

  1. Восприятие нового материала.

Теперь мы с вами посмотрим видеофрагмент.

Вопрос после просмотра. Что такое общение? (Общение - это взаимодействие людей итд.)

 Мы снова открываем наши «интерактивные» тетради,  теперь рабочий лист № 2, не забудьте подписать, выполняем первое задание. Проверяем,  какое объяснение вы нашли? (Определение)

Слайд 15.

Выполняем следующее задание. Вам нужно составить схему виды общения. Какие существуют виды общения.

Слайд  17.  Виды общения бывают речевые и неречевые. Речевой вид общения это словесный, т.е. вербальный Язык - универсальное средство общения.  Неречевой вид соответственно называется невербальный. Смотрим на слайд, какие есть невербальные средства общения.                                              

Слайд 18.

Слайд 19.   Ребята, вы не устали сидеть? А давайте немного постоим, (ребята стают) Мы будем приятное с полезным совмещать. Давайте поговорим на языке жестов, покажите мне  на языке жестов.  Как будет все хорошо, а если наоборот,   а как будет окей или отлично. Сегодня хорошая погода? (кивают) У вас хорошее настроение?. Вы молодцы, похлопайте себе, аплодисменты тоже   есть форма общения. А сейчас вы выполняете   задание № 3.  составить и заполнить таблицу «Формы общения»

Выполнив, это задание вы узнаете, какие существуют формы общения. Итак,  проверяем себя, не забываем, заглянуть в листок к соседу по парте. Какие существуют формы общения, какую информацию вы нашли? (Формы общения бывают: бытовые,  убеждающие (повседневные), деловые, ритуальные, межкультурные (межэтнические)).  Молодцы, все формы названы, верно.

Слайд 21.Ребята, а давайте, пообщаемся в группе. Сейчас вы должны, выбрать вид общения, придумать пример, кто – то из вас должен будет нам  озвучить или можете даже обыграть.  На подготовку  вам 2 минуты, если нужна консультация можете пригласить  меня, в вашу группу, я с удовольствием с вами пообщаюсь. Надеюсь, что вы самостоятельно справитесь.

 Итак, обсуждение прекращаем. Пожалуйста, вам слово.  Какая группа будет у нас первой?  Ребята, вы слушайте внимательно и не забудьте заполнить таблицу, слушаем и заполняем вторую строку в  таблице.  

Слайд 22.  Ребята,  я открою  вам  свою маленькую тайну. Знаете, я очень люблю мультики,  правда, не все подряд, только если они со смыслом. А вы любите мультики, только честно? Любите я догадываюсь. Мы сейчас с вами перенесемся в стадию социализации  под названием - «детство». Будем смотреть мультфильм «Как старик корову продавал».

Понравился мультфильм да, а теперь отвечаем на вопрос: Какие формы общения вы заметили? (Бытовое, убеждающее).  Конечно, все это было  немного с юмором, но здесь как говорится, сказка ложь, да в ней намек.

 Ну что же вернемся в реальную стадию социализации в юность и продолжаем наш урок. Рассмотрим следующий вопрос: Роль общения в нашей жизни,  в межличностных отношениях.  Ребята, вы по ходу заполняете   следующее задание № 4.  Давайте, посмотрим, слайд не забывайте, мы пишем как? - тезисно, коротко и ясно).

Слайд 23. Перед вами слайд извлекаем нужную информацию.  Ссылка в этом случае образец,  у вас есть в интерактивных тетрадях. Если выполнили задание № 4, выполните, задание № 5 проверьте, как вы усвоили урок.

А сейчас мы с вами поговорим о будущей социализации. Ребята, я часто слышу, как вы общаетесь между собой, употребляете какие - то непонятные слова и выражения. Скажите, а почему? Для чего? Вам так интересно  и удобно.  Может быть, и так,  допустим.

 Молодежный сленг он как мода, часто меняется, одни слова устаревают, другие появляются. Некоторые молодые люди иногда слегка только употребляют эти слова,  а некоторые не могут  общаться без этих слов, иногда даже на уроке, отвечая на вопросы, вы употребляете  эти слова.  Но со стороны, если послушаешь очень некрасиво. А представьте себе, что будет   через несколько лет, если все  заговорят на сленговом языке.  Тогда получится что ваши выражения «прикольно», «типа того»,  «не мороси»  станут общепризнанной литературной речью, а что же будет с великим и могучим русским языком.  Страшно подумать. Ребята, поэтому вы сейчас напишите памятку будущим школьникам «Как правильно общаться». Слайд 24.

 Пообщайтесь в группе, потом вы мне  расскажете, как следует общаться будущему поколению.

 И так, я надеюсь, мы ваши памятки сохраним и передадим будущему поколению. Ну и вы сами, повзрослев, забудете этот язык,  будете общаться красиво  и правильно.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ребята,  наш урок подходит к концу, я прошу вас подвести итоги.   Закончите предложение Сегодня на уроке я…. Слайд 25. Дайте оценку уроку. Слайд 27.

Слайд 26. Запишите домашнее задание: Написать эссе « Роль общения в жизни человека».

  Наш необычный урок подходит к концу. Вы сегодня все молодцы, хорошо работали на уроке, особенно были активными…  

 Я всем выставлю оценки, проверю ваши  рабочие листы №1, а на следующем уроке вы покажете рабочие листы №2.

Ну, вот и все, для вас прозвучит наш музыкальный  звонок. Слайды 28-29.Всем спасибо за работу!  До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Проверь свои знания


1. Установите соответствие между формами воспитания и их проявлениями.

ФОРМЫ                                           ПРОЯВЛЕНИЯ

А. Культурные нормы             1. Любить родителей  заботиться  о  них.

Б. Бытовые правила поведения              2.Уступать место в транспорте.

В.Ценности и  идеалы.                              3. Чистить зубы утром и вечером.

 2.Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «воспитание» :

бытовые правила, культурные правила, самореализация, ценности и идеалы.
Найдите и подчеркните термин, «выпадающий» из этого ряда.

 

3. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Воспитание……………………………………….. всегда симметричный: не только ……………………..  воспитывают своих ………., но и дети ………………………старшее поколение. Для родителей …………………………… иногда важнее, чем для ………………………....

4. Социализация проходит в:  

 А) семье;  

Б) школе;

 В) группе друзей; 

 Г) верно все перечисленное.

 5. К продолженным стадиям социализации относится:

1) юность; 2)старость;3)детство; 4)верно 1 и 2

  6.Обьясните смысл высказывания.

«У  каждого человека бывают два воспитания: одно, которое ему дают другие,  и другое  более важное, которое он дает себе сам»                                 (Э. Гибсон, английский историк)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

                 

                   Фамилия …………………  Имя………………………….

Рабочий лист № 1



Предварительный просмотр:

        1.Найдите в параграфе значение этого символа. Как можно объяснить смысл  символа, применительно к нашей теме?

                             

        2. Составьте схему «Виды общения»  (стр.59)    

                                                               

       3. Составьте и заполните схему  «Формы общения» ( стр.59)

Формы

Примеры

  4. Выразите в виде опорной схемы «Роль общения» (слайд)

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

 111

5.Установите соответствие между видами общения и их проявлениями.

 ВИДЫ:                                                      ПРОЯВЛЕНИЯ:

А ) Деловое                                     1. Принятие присяги новобранцами.

Б) Досуговое                                 2. Обсуждение прочитанной книги

В) Ритуальное.                               3. Обучение есть японскими палочками.

Г)  Межкультурное                        4.Получение инструкций от начальника.

6. Составьте памятку  «Как правильно общаться»

1.

2.

7. Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку).

1.Отличный интересный, заставляющий работать - улыбка.

2. Обычный, нормальный - полоска.

3.Скучный, работа без интереса -  опущенные уголки губ.

        Урок                            

                   

              Фамилия………………………………… Имя…………………………………………

Рабочий лист  №2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звучит звонок – приглашает на урок!

Слайд 2

В С Е М Добрый день!

Слайд 3

Давайте проверим знания Социализация и воспитание Что такое социализация и какие стадии она проходит?

Слайд 4

Определите по рисункам стадии социализации . ДЕТСТВО

Слайд 5

З РЕЛОСТЬ

Слайд 6

юность

Слайд 7

старость

Слайд 8

Заполняем рабочие листы№1 Проверьте свои знания по теме «Социализация и воспитание» Оценивание: Задание №1 - 3 балла. 3адание № 2 - 6 баллов (за каждое правильно угаданное слово 1 б). Задание № 3, № 4 - по 1 баллу. Задание № 5 - за верно угаданное понятие -1 б, (аргументы по 1 баллу).

Слайд 9

Воспитание - ……… всегда симметричный: не только ………. воспитывают своих ……., но и дети……………. старшее поколение. Для родителей…….. иногда важнее, чем для ……. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Слайд 10

процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей , но и дети воспитывают старшее поколение. Для родителей воспитание иногда важнее, чем для детей. ВОСПИТАНИЕ -

Слайд 11

« У каждого человека бывают два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое более важное, которое он дает себе сам ». (Э. Гибсон, английский историк ). Объясните смысл высказывания

Слайд 12

Давно… Очень давно жил человек. Был он очень бедный. Было у него всего одно желание, разбогатеть. Надоело ему жить в нищете. Отправился он в поисках счастья. Встретил он на своем пути одного мудреца и рассказал о своей мечте. Мудрец сказал ему, я укажу тебе путь к счастью, у тебя там будет все: и дом и пища, все что ты захочешь. И заметь, всего в достатке ничего не надо делать. Но есть одно условие: там нельзя разговаривать, все время нужно молчать, Бедняк согласился. Можно помолчать, главное он будет богатым. Как сказал мудрец, так и вышло. Бедняк жил как в сказке ел пил, ничего ни делал. И так прошло много времени, ему надоело молчать. Его уже ничего не радовало, ни красивый дом, ни чудесный сад. Он ничего вокруг себя не замечал. Теперь у него появилась другая мечта... Больше всего ему хотелось…. Притча О чем это притча?

Слайд 13

Общение

Слайд 14

Цели и задачи урока: Цели урока : познакомиться с понятием общение, изучить структуру общения. Задачи урока: рассмотреть виды, формы, способы общения; научиться извлекать и преобразовывать информацию; активно работать в группе; анализировать свое отношение к уроку, дать оценку другим.

Слайд 15

План урока. Понятие общения. Виды и формы общения. Способы общения. Роль общения в нашей жизни. 5. Правила общения. Видеофрагмент

Слайд 16

объясните смысл этого символа. Общение – это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Слайд 17

Составьте схему «Виды общения». ВИДЫ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВО Е НЕРЕЧЕВОЕ ВЕРБАЛЬНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ

Слайд 18

Невербальные средства общения Внешний облик Голос, тембр, громкость, темп, интонация. Мимика, жесты, взгляд.

Слайд 19

Ура! Физкультминутка!

Слайд 20

Формы общения Формы Повседневное (бытовое) Убеждающее Ритуальное Межкультурное (межэтническое) Служебное ( деловое) Пример СОСТАВЬТЕ И ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ.

Слайд 21

Давайте пообщаемся в группе. привести примеры форм общения

Слайд 22

Ура! Мультики! Как старик корову продавал .

Слайд 23

Роль общения в межличностных отношениях. 1.Через общение человек получает знания об окружающем мире. 2.С помощью общения происходит передача опыта, усвоение культурных и нравственных ценностей выработанных человечеством. 3. Благодаря общению, люди учатся оценивать проступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике. 4.В общении не только проявляются, но и формируются важнейшие качества человека (принципиальность, отзывчивость, честность, доброта и др.).

Слайд 24

Как правильно общаться Составьте памятку будущим школьникам « Как правильно общаться».

Слайд 25

Подведем итог урока. Сегодня на уроке… Я узнал(а)… Я понял(а)… Я научился(научилась)… Мне было интересно… Урок дал мне для жизни…

Слайд 26

Параграф 8, написать эссе «Роль общения в жизни человека» А что на дом?

Слайд 27

Рефлексия Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку). 1.Отличный интересный, заставляющий работать - улыбка. 2. Обычный, нормальный - полоска. 3.Скучный, работа без интереса - опущенные уголки губ.

Слайд 28

Вот и все .

Слайд 29

Молодцы



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 - ОМ КЛАССЕ.

ПО ТЕМЕ: «ОБЩЕНИЕ»

Этап урока

Задача урока

 Деятельность

учителя

Деятельность учащихся.

Формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приводит к достижению запланированных результатов

1.Организационный

момент 

(2 минуты)

Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя,  слушают музыкальный

звонок,

настраиваются  на урок.

 Беседа.

Концентрация внимания учащихся

 Прослушать музыкальный

школьный звонок, настроится на успешную работу.

2. Актуализация изученного материала

(7 минут)

Проверка знаний учащихся  по  теме:

« Социализация и воспитание»

Организует проблемный диалог с обучающимися,

демонстрирует на экране слайды.

дает задания в рабочих листах№1

Ищут ответ на поставленные учителем вопросы;  смотрят презентацию,

подписывают «Рабочие  листы№1»;

выполняют в них задания 1-6

Фронтальный

опрос

(«мозговой штурм»), беседа,

 индивидуальная работа,

самоконтроль, взаимопроверка.

Учащиеся дают определение понятий, называют стадии социализации,

объясняют смысл высказывания – самовоспитание приводят аргументы.

Дать определение понятиям социализация и воспитание.

Перечислить стадии социализации

определить стадии социализации по слайдам.

 Установить соответствие, вставить пропущенные слова в тексте,

объяснить смысл высказывания.

3. Подготовка к восприятию нового материала

(3 минуты)

Определение целей урока, вовлечения обучающихся в процесс формулирования целее и задач урока.

 Рассказывает притчу, задает подводящие вопросы

Слушают учителя, определяют цели и задачи урока.

Беседа

 Учащиеся  называют тему урока, ставят цели и задачи  

Внимательно слушать, притчу, определить главную мысль притчи, продолжить притчу.

4. Восприятие нового материала (20 минут)

а) Работа с понятиями.

б) Составление схемы.

в) Составление и заполнение таблицы.

г) Работа в группе.

д) Просмотр видеофрагмента.

ж) контроль усвоения

е) Составление памятки.

Научить самостоятельно: находить и отбирать нужную информацию,

 преобразовывать информацию

( составлять опорные схемы, заполнять таблицы, составлять памятки.

Организовать работу в группах.

Направляет деятельность обучающихся, придумывает, проблемные задания, символы, задает шаблоны таблиц, схем, задает подводящие вопросы. Готовит

рабочие листы

№ 2, презентацию

 к уроку.

Работают с рабочими листами №2. выполняют задания, отбирают нужную информацию, преобразовывают, в виде опорных схем и таблиц.

Работают  в группе, придумывают примеры различных форм общения, озвучивают

(обыгрывают).

Смотрят видеофрагменты,   по просмотренному, определяют форму общения.

Составляют памятку.

Фронтальная  беседа, индивидуальная, парная работа в рабочих листах, самоконтроль, взаимопроверка

Учащиеся самостоятельно отбирают нужную информацию, согласно заданиям рабочего листа № 2, комментируют символы, заполняют схему, составляют таблицу, осуществляют, самоконтроль, взаимопроверку, просмотр видеофрагмента, составляют памятку.

 Найти в параграфе значение символа.

Составить схему « Виды общения», составить и заполнить таблицу « Формы общения» Придумать примеры форм общения. Самоконтроль выполненных заданий по презентации. Памятка « Как правильно общаться»

 Физкультминутка.

(3 минуты)

Здоровьесбере-

жение. Отработка способов невербального общения (жесты, мимика)

 Показывает различные жесты, мимику,  с комментариями.

Повторяют, жесты, кивают головой, показывают мимику.

Фронтально

 Учащиеся выполняют различные жесты,  тренируют способы невербального общения (смена вида деятельности).

 Повторяйте за мной жесты, угадайте значения жеста.

5.Подведение итогов урока  

(5 минут)

Рефлексия учебной деятельности.

Организует диалог с обучающимися, оценивает деятельность ребят на уроке, задаёт домашнее задание, просит оценить урок

Продолжают высказывания учителя, сообщая о том, что нового узнали, оценивают урок.

Фронтальный опрос, рефлексия, контроль

Учащиеся отвечают на вопросы по теме: «Общение» называют виды формы, способы общения, делают выводы, как правильно общаться в обществе. объективно оценивают эффективность урока

Продолжить предложения учителя, записать домашнее задание в дневник, выбрать изображение  смайлика

соответствующее

настроению после урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звучит звонок – приглашает на урок!

Слайд 2

В С Е М Добрый день!

Слайд 3

Давайте проверим знания Социализация и воспитание Что такое социализация и какие стадии она проходит?

Слайд 4

Определите по рисункам стадии социализации . ДЕТСТВО

Слайд 5

З РЕЛОСТЬ

Слайд 6

юность

Слайд 7

старость

Слайд 8

Заполняем рабочие листы№1 Проверьте свои знания по теме «Социализация и воспитание» Оценивание: Задание №1 - 3 балла. 3адание № 2 - 6 баллов (за каждое правильно угаданное слово 1 б). Задание № 3, № 4 - по 1 баллу. Задание № 5 - за верно угаданное понятие -1 б, (аргументы по 1 баллу).

Слайд 9

Воспитание - ……… всегда симметричный: не только ………. воспитывают своих ……., но и дети……………. старшее поколение. Для родителей…….. иногда важнее, чем для ……. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Слайд 10

процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей , но и дети воспитывают старшее поколение. Для родителей воспитание иногда важнее, чем для детей. ВОСПИТАНИЕ -

Слайд 11

« У каждого человека бывают два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое более важное, которое он дает себе сам ». (Э. Гибсон, английский историк ). Объясните смысл высказывания

Слайд 12

Давно… Очень давно жил человек. Был он очень бедный. Было у него всего одно желание, разбогатеть. Надоело ему жить в нищете. Отправился он в поисках счастья. Встретил он на своем пути одного мудреца и рассказал о своей мечте. Мудрец сказал ему, я укажу тебе путь к счастью, у тебя там будет все: и дом и пища, все что ты захочешь. И заметь, всего в достатке ничего не надо делать. Но есть одно условие: там нельзя разговаривать, все время нужно молчать, Бедняк согласился. Можно помолчать, главное он будет богатым. Как сказал мудрец, так и вышло. Бедняк жил как в сказке ел пил, ничего ни делал. И так прошло много времени, ему надоело молчать. Его уже ничего не радовало, ни красивый дом, ни чудесный сад. Он ничего вокруг себя не замечал. Теперь у него появилась другая мечта... Больше всего ему хотелось…. Притча О чем это притча?

Слайд 13

Общение

Слайд 14

Цели и задачи урока: Цели урока : познакомиться с понятием общение, изучить структуру общения. Задачи урока: рассмотреть виды, формы, способы общения; научиться извлекать и преобразовывать информацию; активно работать в группе; анализировать свое отношение к уроку, дать оценку другим.

Слайд 15

План урока. Понятие общения. Виды и формы общения. Способы общения. Роль общения в нашей жизни. 5. Правила общения. Видеофрагмент

Слайд 16

объясните смысл этого символа. Общение – это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Слайд 17

Составьте схему «Виды общения». ВИДЫ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВО Е НЕРЕЧЕВОЕ ВЕРБАЛЬНОЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ

Слайд 18

Невербальные средства общения Внешний облик Голос, тембр, громкость, темп, интонация. Мимика, жесты, взгляд.

Слайд 19

Ура! Физкультминутка!

Слайд 20

Формы общения Формы Повседневное (бытовое) Убеждающее Ритуальное Межкультурное (межэтническое) Служебное ( деловое) Пример СОСТАВЬТЕ И ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ.

Слайд 21

Давайте пообщаемся в группе. привести примеры форм общения

Слайд 22

Ура! Мультики! Как старик корову продавал .

Слайд 23

Роль общения в межличностных отношениях. 1.Через общение человек получает знания об окружающем мире. 2.С помощью общения происходит передача опыта, усвоение культурных и нравственных ценностей выработанных человечеством. 3. Благодаря общению, люди учатся оценивать проступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике. 4.В общении не только проявляются, но и формируются важнейшие качества человека (принципиальность, отзывчивость, честность, доброта и др.).

Слайд 24

Как правильно общаться Составьте памятку будущим школьникам « Как правильно общаться».

Слайд 25

Подведем итог урока. Сегодня на уроке… Я узнал(а)… Я понял(а)… Я научился(научилась)… Мне было интересно… Урок дал мне для жизни…

Слайд 26

Параграф 8, написать эссе «Роль общения в жизни человека» А что на дом?

Слайд 27

Рефлексия Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку). 1.Отличный интересный, заставляющий работать - улыбка. 2. Обычный, нормальный - полоска. 3.Скучный, работа без интереса - опущенные уголки губ.

Слайд 28

Вот и все .

Слайд 29

Молодцы



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

  «Средняя общеобразовательная школа №1»

 

Методическая разработка открытого урока  

на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок с элементами ИКТ и групповой работы

Класс, на который рассчитан урок: 10

Автор: Рахимкулова Ф.Ф, учитель истории и обществознания

 г. Когалым

2017 год

Цели и задачи занятия

Цель урока:

 Закрепить и расширить у  учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Задачи  урока:

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с основами избирательного  права и процесса в РФ, принципах участия граждан в выборах;

Развивающие:

-продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

-продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.

Воспитательные:

-формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

- способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;

- содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Цели развития образовательного процесса

Диагностические: в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.

Познавательные:    познать и раскрыть роль правовых норм в организации выборов в РФ.

Исследовательские: цели развития образовательного процесса достигаются  на этапе работы детей с текстом.  

Методика проведения занятия

Формы работы: групповая

В ходе объяснения нового материала используются методы:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Метод исследования

Сопроводительное письмо к уроку

«Демократические выборы. Избирательное право».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики направляет для участия в конкурсе по избирательному праву работу учителя истории и обществознания Селуковой Надежды Петровны.

Урок рассчитан на целевую аудиторию 10 класса, содержит презентацию, видеофрагмент с урока, интересные методические приемы, анкетирование.

Данный урок был удачно реализован в стенах нашей школы и направлен на формирование активной гражданской позиции детей.

ПЛАН УРОКА

I. Мотивационно-целевой этап

1)Организационный момент

II. Встреча с проблемой

1) актуализация опыта

2) создание проблемной ситуации

3) осознание и формулирование проблемы

4) постановка цели

III Построение знаний

1) выбор методов исследования

2) сбор информации

3) организация информации

4) построение объяснения

5) сопоставление с культурным аналогом

6) формулирование выводов

7) применение новых знаний

IV. Рефлексивно-оценочный блок

V. Домашнее задание

Содержание занятия «Демократические выборы.

Избирательное право».(слайд 1)

Оборудование:  

  • учебник Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой «Обществознание 10 класс» М. «Просвещение» 2011 г.;
  • учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г;
  • презентация по теме урока;
  • видеофрагменты по теме;
  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал.

Основные понятия: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, электорат, имидж.

Опережающие домашние задание:

Анкетирование родителей, учителей, взрослых по проблемам института выборов

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

I Организационный момент: учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся: «Добрый день. Присаживайтесь поудобнее,  пожалуйста, начнем наш урок. Ученики приветствуют учителя, присаживаются.

Учитель: выглядите  вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать.

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и наукою заняться

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта

Учитель:   Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, Госсовет, ГосДума, президент, голосование. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

Ученик: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Учитель:  С каким правом можно связать выборы?

Ученик:  Избирательным правом.

Учитель:   Итак,  ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик:Выборы

Учитель:   Конечно, же,  вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Избирательное право. Демократические выборы», запишем ее в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор всегда очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о вашей будущей судьбе, будущем ваших родителей, детей, целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается, все меньше количество населения «горит желанием» пойти на выборы и воспользоваться, своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

  Группе  учеников  нашего  класса было дано задание,  провести исследование  в виде социологического опроса, предметом изучения  которого  являлось решение проблемных ситуаций в сфере участия граждан в выборах, давайте заслушаем, что же у них получилось.

Ученики предлагают вниманию свою работу и объясняют результаты.

Ученики: Мы провели небольшое исследование, участниками организованного нами опроса стали родители и взрослые, были предложены жизненные ситуации, в  которых нужно было принять собственное решение.

1)        Почему Вы  участвуете в выборах (из 32 опрошенных:  15- потому что так надо, 7- я реализую свое право участвовать в политической жизни страны, 10- потому что от меня зависит будущее страны и детей)

2)        Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации?(из 32 опрошенных: 17 – да, 15 – нет)

3)        Кто не может участвовать в выборах (из 32 опрошенных: 30 –несовершеннолетние, 2 – осужденные)

4) Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением (из 32 опрошенных: 4 да, 28-нет)

5) Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой? (из 32 опрошенных: 21- нет, 11-да, 3 – КПРФ, 8 – Единая Россия)

6) Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?  (из 32 опрошенных:  3-Да 29-нет)

7) Вы считаете выборы справедливыми  в нашей стране? (из 32 опрошенных:  17-да, 15-нет).

Ученики: В результате ответов на вопросы был сделан вывод о том, что в процессе и процедуре выборов все опрошенные хорошо осведомлены. Все прекрасно понимают о роли и значении участия каждого в выборах. К партиям, существующим в РФ, относятся по-разному большинство из опрошенных не являются членами партии. Кроме того не все опрошенные верят в справедливости избирательного процесса.

Все полученные данные мы отразили в диаграмме (она вывешивается на доске для ознакомления(приложение №1).

Учитель:  Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь.

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель задает вопрос классу: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Ученики строят предположения и догадки). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? В каких случаях можно голосовать на дому? Какой информацией для этого необходимо обладать? Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать процедуру избирательного процесса, принципы участия в  выборах, тем самым формулируют цель урока. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока

4.Постановка цели:

Учитель:  Молодцы ребята! Сформулировав проблему, вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель.

Учитель озвучивает цель урока: нам с вами  действительно предстоит расширить знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом:как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?

Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты,  затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос. Учитель  соглашается с предложенным планом.

2. Сбор информации

Учитель: для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем  три группы, каждой группе будет дано задание, связанное с самостоятельным изучением материала, ваша задача изучить текст учебника и источники, и ответить на поставленные вопросы в карточках. Затем заслушаем выступление каждой группы и  закрепим материал.

3. Организация информации

В ходе групповой работы ученики обмениваются информацией, читают текст учебника и документы, отвечают на вопросы, содержащиеся в карточках

4. Построение объяснения

Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме. В то время когда одна группа  защищается, другие очень внимательно слушают  новый материал.

После выступления каждой группы все ученики отвечают на вопросы, закрепляющие полученные сведения.

Выступление первой группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из документов, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие компоненты включает в себя избирательная система, раскройте их содержание(Избирательная система включает в себя 2 компонента: избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право-право человека избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс – определенный порядок реализации избирательного права)

2) Что такое активное и пассивное избирательное право  (Активное - право человека быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, пассивное - право человека избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

3) Расскажите об истории развития института выборов в нашей стране из предложенного вам документа.

Первичное родовое народовластие.

Человеку вообще свойственно выбирать. Насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел? Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования», хотя в особый отряд управляющие в те времена еще не выделялись. Однако во многих случаях власть этих сходок дублировалась замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной.

Выборы в Русском государстве.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече - орган прямой демократии, выросшей на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно - родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир - великий человек», «Куда мир - туда и мы», «Мы от мира не отметчики»,     «На миру и смерть красна» и другие.

В период Московского царства при государстве для участия в решении важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также «уездные люди», т.е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но не редко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т.д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв комиссии, призванной разработать новое законодательство, многие члены которой входили в нее по выбору. В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии, государыня провозгласила идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.

В заключении необходимо упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального собрания - Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Первоначально оно являлось законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 г. Состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М Пришвин записал 26 июня 1938 г. В своем дневнике: «Голосование походило на какие - то торжественные похороны: молча люди подходили к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».

Даже зачинатель перестройки М.Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента СССР не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С  падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все больше соответствовать цивилизованным принципам народоправства.

4) творческое задание(слайд 2)

а. Выбираете кандидата в президенты класса из своей группы от демократической партии «Движение»

б. Готовите представление своего кандидата в любой форме:  рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки  +  печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет  своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ.(Слайд 3).

После выступления первой группы всеми учениками рассматриваются ситуации:    

1)Можно ли назвать выборы элементом демократии?  (Да, потому что через выборы реализуется избирательное право граждан, выборы альтернативны)

2) Чем активное избирательное право отличается от пассивного?  (активное – избирать, а пассивное – быть избранным)

3) Кем была создана первая Государственная Дума в России? (Николаем 2)

Выступление второй группы

ЗАДАНИЕ: прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Какой существует возрастной ценз для участия в выборах.

2. Заполните таблицу(Приложение2)

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

 

 Заполняем дома

 

3. В каких случаях можно получить открепительное удостоверение  и голосовать на дому? Какие сведения содержаться в открепительном удостоверении? (Приложение 3)

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от партии «Молодая Россия»

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме:  рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки  +  печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет  своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ.(слайд 4,5)

После выступления второй группы всеми учениками рассматривается ситуация:

1. Назовите время начала и окончания голосования(20.00)

2. Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты?(возраст, гражданство, оседлость)

3. Что такое открепительное удостоверение(документ, дающий право на голосование на другом участке в другом городе)

Учитель организует проведение физкультминутки.Наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать.

Самолёт.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Выступление третьей группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое мажоритарная избирательная система?

2. Что такое пропорциональная избирательная система?

3. Что такое смешанная избирательная система?

4. Раскройте значение выборов в нашей стране.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

 Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов.

Избирательный барьер обычно 5%.

МАЖОРИТАРНАЯ        

 Голосование за конкретного кандидата. Победа:

 а) большинство голосов,

б) 50%+1 голос,

в) большинство голосов, 2/3.         

СМЕШАННАЯ

Часть депутатов избирается по пропорциональной системе,

 часть — по мажоритарной.

Принципы участия граждан в выборах:

 1). Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.

 2). Равное избирательное право – один человек – один голос.

 3). Прямое избирательное право – избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.

 4). Тайное голосование – без контроля со стороны.

3. Кто может быть лишен избирательного права?

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от либеральной партии «Свои люди».

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме:  рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки  +  печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет  своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 6)

    После выступления третьей группы всем ученикам раздаются бюллетени,(приложение 4). Ученики голосуют за понравившегося кандидата, подводятся итоги голосования.(слайд7)

5. Сопоставление с культурным аналогом

Учитель:  Молодцы поработали хорошо, а поняли ли вы теперь куда нужно обращаться в тех или иных случаях? (Да). Помог вам в этом разобраться учебник и документы?

6. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что выборы выполняют важные функции в обществе.

Учитель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Нет). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? (Да в территориальную избирательную комиссию). В каких случаях можно голосовать на дому? (Можно в случаях предусмотренных законом)

7. Применение новых знаний

Давайте разберем определенные ситуации для закрепления изученного  материала, пишите ответы в своей тетради, потом проверим.

Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать. (+)

2). Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один.  (-)

3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием (-)

4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. (-)

5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах. (-)

6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.(-)

7).        Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (-)

8).        Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (-)

9).        Голосование на выборах было назначено на 23 февраля, воскресенье (-)

10) Голосование начинается в 08.00 утра (+)

Учитель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки на основании приложения  5. Давайте выясним, как уяснили материал, поднимите руки, кто написал на «2», «3», «4», «5» - на доске вывешивается смайлики количественно соответствующие каждой оценке.Какой вывод можно сделать?(Приложение 5).

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока.

1. Познакомились ли вы с  институтом выборов и избирательной системой, принципами и особенностями избирательного права. Ученики отвечают – да.

2. Усвоили ли вы теперь, что выборы выполняют важные функции? Какие?

3. Легко ли вам было работать на уроке? Ученики отвечают.

3. На все ли вопросы совместно составленного плана найдены ответы.  

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. (приложение №6)

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.

    Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

-прочитать параграф,

-закончить заполнение таблицы.

-выучить термины.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 10 класс.  
  2. Конституция Российской Федерации, глава II.
  3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
  4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  6. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.
  7. Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.
  8. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

Приложение 1

Анкетирование родителей, учителей, взрослых по проблемам института выборов

1)        Почему Вы  участвуете в выборах (из 32 опрошенных:  15 - потому что так надо, 7 - я реализую свое право участвовать в политической жизни страны, 10 - потому что от меня зависит будущее страны и детей)

2)        Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации? (из 32 опрошенных: 17 – да, 15 – нет)

3)         Кто не может участвовать в выборах (из 32 опрошенных: 30 –несовершеннолетние, 2 – осужденные)

4)      Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением (из 32 опрошенных: 4 да, 28-нет)

5)       Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой? (из 32 опрошенных: 21- нет, 11-да, 3 – КПРФ, 8 – Единая Россия)

6)      Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?  (из 32 опрошенных:  3-Да 29-нет)

7) Вы считаете выборы справедливыми  в нашей стране? (из 32 опрошенных:  17-да, 15-нет).

1. Почему я участвую в выборах

Довольны ли вы как проводятся выборы в РФ?

3. Кто не может голосовать

4. Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением

5. Состоите ли в какой-нибудь партии?

6. Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?  

7. Вы считаете выборы справедливыми  в нашей стране?

Приложение 2

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 60 дней до голосования.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 20 дней до голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

 

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Голосование

Территориальная избирательная комиссия

8.00 – 20.00

Приложение 3

Ст. 63 Закона РФ о выборах и референдумах

Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

 6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

 7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепительное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

 8. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается.

 9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

  11. При получении открепительного удостоверения избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается.

 12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах депутатов Государственной Думы и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

 13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

Приложение 4

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Для голосования на выборах

ПРЕЗИДЕНТА КЛАССА 2016/2017 гг.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня

Если Вы определились с выбором, поставьте знак (галочку, крестик) в пустом квадрате напротив выбранного Вами кандидата.

                

Иванов  Иван

Васильева Анна

Сидоров Роман

Против всех

Приложение 5

Оценивание работы по применению новых знаний

9-10  правильных из 10 –«5»

8-7 – «4»

5-6 – «3»

меньше 5 – «2»

Приложение 6

Оценивание учениками полученных знаний на уроке

Вопросы

Разместить жетоны

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе

 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы

 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране

 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал на уроке

 

Я знаю, что такое выборы

 

Приложение 7

Вспомогательный материал для учащихся

Памятка голосующему в первый раз.

1 шаг

 Перед выборами, самое главное ознакомиться с кандидатами. Изучите каждого из них, взвесьте все плюсы и минусы. Ознакомьтесь с историей каждого из них. Узнайте их планы и обещания. Это всё позволит вам не ошибиться с выбором кандидата и проголосовать именно за того, кто вам подходит.

2 шаг

 Наверняка у каждого есть друзья, которые не интересуются политикой или им некогда изучать предвыборную гонку. Они не определились с выбором кандидата, а потому это ваш шанс повысить процент голосов за того, кого вы будете голосовать. Расскажите ему о вашем выборе, опишите ему своего кандидата и если вашему другу понравиться, то он точно проголосует именно за него, а возможно расскажет своим друзьям, что повысит шанс на выбор именно вашего кандидата!

3 шаг

 Далее нам нужно узнать место вашего голосования. За несколько дней до голосования, к вам почтовый ящик придет приглашение на выборы. В нем будет указано место и дата голосования. Если приглашение не пришло, то вы можете узнать информацию у соседей из вашего подъезда, обычно для одного дома место голосование одно и тоже. Либо зайдите на сайт Центральной Избирательной Комиссии и в верхней части сайта будет кнопка УЗНАТЬ СВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, нажав на которую вы найдете свое место голосования.

ВНИМАНИЕ: Голосовать вы должны по адресу прописки указанному в вашем паспорте! Если вы находитесь в больнице или вы военнослужащий и находитесь далеко от вашего избирательного участка, то вы можете проголосовать на специально отведенных временных местах голосования. Чтобы узнать где они находятся, спросите местный персонал.

4 шаг

 В назначенный день явитесь на избирательный участок. При себе необходимо иметь только паспорт.

5 шаг

 Подойдите к столику избирательной комиссии и предъявите свой паспорт. После того как вас найдут в списках, вы должны будете расписаться, после чего вам выдадут один или несколько бюллетеней для голосования.

6 шаг

 С бюллетенями проследуйте в кабинку для голосования. Поставьте знак в поле напротив вашего кандидата, которого вы выбрали. Несколько отметок в одном бюллетене делать нельзя, это делает ваш бюллетень недействительным.

ВНИМАНИЕ: Если в кабинке не обнаружилось письменных принадлежностей или они вызывают у вас подозрения (например ручка которую можно стереть), тогда подойдите к наблюдателям и попросите выдать вам новую ручку. Не стесняйтесь, это входит в их обязанности.

7 шаг

 Далее пройдите к избирательной урне и поместите бюллетень в специальное отверстие.

8 шаг

 Все, на этом вы закончили процесс голосования и ваш голос теперь будет обязательно учтен. За процессом подсчета голосов вы можете следить по вашему местному телеканалу. Удачи :)

9 шаг

ДЛЯ ТЕХ КТО В КОМАНДИРОВКЕ  или уезжает в ругой город необходимо получить открепительное удостоверение

10 шаг

Голосование вне помещения для голосования проводится,  только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре

  В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

   Избиратель (участник референдума) имеет право проголосовать вне помещения для голосования при следующих обстоятельствах:

а) если данные об избирателе, внесены в список на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

б) при наличии уважительных причин для голосования вне помещения для голосования (состояние здоровья, инвалидность);

в) избиратель, который получил открепительное удостоверение, но по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ФГОС "Обычаи англоязычных стран и России"

Технологическая карта урока по ФГОС в 7 классе. Тема урока "Обычаи англоязычных стран и России"...

методическая разработка урока по ФГОС

Уроки по новым стандартам. Математика. Представлен обобщающий урок в 5-ом классе по теме "Проценты". В данном материале содержится технологическая карта урока с подробным описанием всех универсальных ...

Методическая разработка урока по ФГОС

Методическая разработка урока истории России в 7 и 10 классе...

Методическая разработка урока по ФГОС. Тема урока: «Столетняя война»

Данный урок разработан не по принципу классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь», который предполагали «старые стандарты», а по- н...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...

Методическая разработка урока по ФГОС "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изу...