Методическая разработка урока по ФГОС "Объем прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по математике (5 класс)
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби. Полезна данная разработка может быть учителям, преподающим в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби. Полезна данная разработка может быть учителям, преподающим в средней школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 1
Методическая разработка урока по теме:
«Объем прямоугольного параллелепипеда»
Воронкова Ирина Павловна,
учитель математики,
педагогический стаж – 13 лет,
высшая квалификационная категория
Содержание
1 | Введение | 4 |
2 | Основная часть | 5 |
3 | Заключение | 13 |
4 | Приложение | 14 |
Введение
Выбранная тема урока – один из геометрических материалов для учащихся 5 класса. Это одна из интересных тем в изучении курса математики, поэтому очень важно доходчиво объяснить обучающимся данный материал, и подкрепить изучение примерами из реальной жизни.
Направленность разработки: предметная
Уровень разработки: базовый уровень
Цель разработки: создание условий для развития интереса учащихся к математике
Задачи разработки: активизация деятельности обучающихся; воспитание культуры коллективного общения.
Образовательная область: математика
Класс: 5, общеобразовательный
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Использованные методы и приемы: индивидуальная работа; индивидуально – коллективная работа (парами), использование ИКТ, фронтальная работа.
Методические рекомендации по проведению урока: необходимо заранее подготовить все материалы, которые должны быть распечатанными.
Технические средства: компьютер, презентация; мультимедийный проектор; экран.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Коммуникативные – высказывать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные - отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основная часть
Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда»
Форма проведения: урок проблемного обучения
Цели:
- образовательная (предметная) – вывести формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда;
- развивающая – способствовать развитию математической речи, наглядно – действенного мышления;
- реализации ФГОС – формировать УУД: личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Задачи урока:
1. Вывести самостоятельно формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда;
2. Создать условия для совместной деятельности учащихся по решению проблемы
3. Обучать умению аргументировать и предъявлять свою позицию
4. Организовать пространство урока, стимулирующее детей выдвигать свои версии, проверять и обосновывать их.
5. Подвести итоги по реализации целей учебно-образовательной деятельности.
6. Осуществить рефлексивную оценку учебной - личной и/или совместной деятельности на уроке.
Личностные результаты: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Предметные результаты: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда.
Оборудование и материалы для урока: раздаточный материал, параллелепипеды из картона и бумаги.
Структура урока, виды деятельности.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Результаты |
1. | Погружение, Создание условий для появления мотивации на учебную деятельность, организации совместной образовательной деятельности (3 минуты) | Учитель вводит учащихся в бытовую ситуацию: что необходимо знать для постройки дома. Наводящими вопросами подталкивает их к выводу, что необходимо знать, как вычисляется объем прямоугольного параллелепипеда. | Обсуждение предъявленного материала, ответы на вопросы учителя. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и одну из целей урока. | Коммуникативные: Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме | Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме |
2. | Разворачивание совместной деятельности | ||||
2.1 | Обсуждение хода совместной деятельности по реализации целей: предметной, развивающей. (2 минуты) | Учитель записывает тему на доске после формулировки её учащимися. Для актуализации знаний учитель предлагает найти площади различных прямоугольников, лежащих на партах перед учащимися. | Записывают тему в тетради, внимательно слушают задание. | Коммуникативные: Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме | Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме |
2.2 | Подготовка к учебной совместной деятельности по достижению запланированных результатов урока. (7 минут) | Учитель предлагает выполнить предложенное задание в парах вместе с соседом. Потом предлагает обсудить полученные результаты, и как вычисляли площадь ребята. | Разбиваются на группы с помощью учителя. Выбирают парную работу. Обсуждают полученные результаты и способы их получения. | Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (преобразовывать информацию из одной формы в другую). Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение | Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (преобразовывать информацию из одной формы в другую). Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
2.3 | Организация учебной совместной деятельности по достижению запланированных результатов урока. (7 минут) | Учитель предлагает вычислить объемы параллелепипедов, розданных учащимся. | Работают в группе, выбрав роли (генератор идей и активный слушатель). Получают новый для себя учебный предметный (уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда) или метапредметный результат (уметь добывать новые знания). | Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. | Предметные: Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда; Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. |
2.4. | Обсуждение результата учебной деятельности, оценка результата. (7 минут) | Учитель предлагает обсудить способы получения объема прямоугольного параллелепипеда | Обсуждают способы получения объема прямоугольного параллелепипеда | Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. |
2.5. | Предъявление результата – публичное. (10 минут) | Воспринимает и оценивает полученный результат на основе преставления его членом группы. Предлагает другим ученикам отнестись к результату и выводу со своим мнением. Предлагает сравнить полученный результат с научным эталоном. | Выбирают представителя группы для предъявления результата. Представитель озвучивает результат (способ и формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда). Сравнивают с научным эталоном. | Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. | Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. |
2.6 | Применение нового знания (5 минут) | Возвращает учащихся к началу урока, к поставленной проблеме. Предлагает её решить, используя полученные знания. | Решают поставленную в начале урока задачу. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
3. | Осуществление рефлексии деятельности. (4 минуты) | Предлагает способ рефлексии (устный и письменный в виде карточки с рожицами, оценивается отношение к уроку). Заслушивает мнения учащихся. Объясняет домашнее задание: найти объем своей комнаты и выполнить номера 840,841. | Осуществляют рефлексию индивидуально. Высказывают свое мнение по уроку. Внимательно слушают и записывают домашнее задание. | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности совместной деятельности; умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности совместной деятельности; уметь ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Ход урока
1. Погружение в проблемную ситуацию.
- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Часто в нашей жизни сталкиваемся с необходимостью ремонта квартиры или постройки дома. Для того чтобы покрасить стены дома, что нужно знать?
- Количество краски. А также площадь, которую надо покрасить.
- А что нам необходимо для того, чтобы построить дом?
- Брусья
- Кирпичи
-А форма у кирпича какая?
- Прямоугольный параллелепипед
- А что нам нужно узнать, чтобы выяснить, сколько кирпичей нам необходимо?
- Объем кирпича
2. Формулировка проблемы
Таким образом, у нас возникает проблема: чтобы выяснить количество кирпичей, которое нам необходимо для постройки дома, нужно вычислить объем кирпича и объем дома.
3. Формулировка темы и цели урока
- Итак, кто сформулирует тему урока?
- Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда»
- Какие должны быть цели урока?
- Найти формулу для вычисления объема
4. Актуализация знаний
- У вас на парте лежат рисунки разных прямоугольников. Найдите, пожалуйста, их площадь.
- У нас получилось у первой фигуры 12, у второй фигуры – 8, у третьей фигуры – 18.
- Как вы её искали?
- Мы посчитали, сколько занимает клеток длина и ширина прямоугольника и потом их перемножили.
- А как еще можно её найти?
- Можно посчитать количество квадратиков (клеточек) в каждом из них.
5. Работа с версиями
- Теперь посмотрите, пожалуйста, на рисунок параллелепипеда. Попробуйте вместе с соседом по парте найти его объем и вывести формулу объема параллелепипеда.
- У нас получилось 20, мы посчитали количество кубиков.
- У нас получилось 72, мы посчитали количество клеточек длины, высоты и ширины и перемножили их.
- Таким образом, делаем вывод: чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, нужно перемножить все его измерения – длину, ширину и высоту.
6. Сравнение с научным эталоном
- Теперь давайте посмотрим, правильно ли мы с вами нашли эту формулу. Откроем учебник и сравним формулы.
- Все совпало.
- Запишем тогда эту формулу в тетрадь: V = a·b·c, где а – длина, b – ширина, с – высота прямоугольного параллелепипеда.
7. Применение нового знания
- Теперь давайте проверим, как формула работает. У Вас на столах лежат прямоугольные параллелепипеды, которые вы делали сами. Вычислите, пожалуйста, их объем.
- У нас получилось 12
- А в каких единицах измеряться будет объем?
- В кубических сантиметрах
- Вернемся к началу нашего урока. Мы с вами начинали с того, что нам надо вычислить объем дома и кирпича, чтобы узнать, сколько кирпичей необходимо купить, чтобы построить дом.
Решим задачу попроще. Давайте рассчитаем, сколько брусьев нам понадобится, чтобы построить конуру для собаки. Размеры конуры: ширина – 90 см, длина – 1 м, высота – 90 см. Размеры бруса: ширина – 50 см, длина – 60 см, высота – 10 см. В каких единицах будет измеряться объем?
- Конура: длина а = 1 м = 100 см, ширина b = 90 см, высота с = 90 см. Объем конуры V =90·100·90 = 810000 см3. Брус: длина а = 60 см, ширина b = 50 см, высота с = 10 см. Объем бруса V =60·50·10 = 30000 см3. Количество брусьев: 810000:30000 = 27 штук.
- А теперь, кто скажет, как будет выглядеть формула для вычисления объема куба.
- V = a·a·a = a3, где а – сторона куба.
- Все верно.
8. Рефлексия
- Подведем итоги урока. Я вам буду говорить утверждение, а вы поднимайте руку, согласны вы с ним или нет:
- Я самостоятельно выдвигал версии
- Выдвигал версии с помощью
- Не смог выдвинуть ни одной версии
- Помогал выдвигать версии (обсуждал их)
- Спасибо. В целом все старались активно поработать на уроке.
- Сейчас я вам раздам карточку рефлексии с рожицей, а вы выделите ту, которая соответствует вашему настроению на уроке.
9. Итого урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как вычислять объем прямоугольного параллелепипеда
- Где можно применить полученные знания?
- При расчете количества материала, необходимого для постройки чего-либо.
10. Домашнее задание: найти объем своей комнаты и номера 841, 840.
Заключение
На данном уроке были поставлены следующие цели: - образовательная (предметная) – вывести формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда;
- развивающая – способствовать развитию математической речи, наглядно – действенного мышления; - реализации ФГОС – формировать УУД: личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Цели были поставлены в связи с темой урока. Урок был организован таким образом для того, чтобы учащиеся сами попробовали вывести эту формулу. Ход урока и организация совместной деятельности совпадают с запланированными целями. Были получены следующие результаты: учащиеся умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют оценивать правильность выполнения действия; умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; умеют высказывать свое предположение; умеют оформлять свои мысли в устной форме; умеют слушать и понимать речь других; умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умеют ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); умеют добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); умеют находить объем прямоугольного параллелепипеда.
Я считаю, что все получилось, дети работали активно, находили разные способы решения поставленной задачи.
Приложение 1
Объемные кубики для выполнения задания в парах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс
Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....
Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...
Открытый урок Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда» 6 класс
Открытый урок Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда»6 "А" класс...
Методическая разработка урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"
На данном уроке рассматриваются некоторые свойства прямоугольного треугольника и показано, как они применяются при решении задач...
Разработка урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" для учащихся 5 класса
Разработка урока составлена по сингапурской методике обучения. Дети сидят в группах по четыре человека. На уроке применяются структуры РЕЛЛИ РОБИН, КОНЕРС, КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД и т.д.Урок изучения но...

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"
Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...
Методическая разработка урока по математике. Тема: «Параллелепипед»
Методическая разработка урока по математике для 1 курса студентов СПО....