Методическая разработка урока по ФГОС
методическая разработка по истории (7, 10 класс) по теме
Методическая разработка урока истории России в 7 и 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Светлицкая Наталья Андреевна |
Район | Сормовский |
Место работы | МАОУ «Школа № 79 им. Н. А. Зайцева» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Общая информация | |
Тема урока | Опричнина(6 класс) |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: познакомить обучающихся с новой темой. Раскрыть причины, последствия такого события, как опричнина; показать её историческое значение Задачи: образовательные – дать представление о сущности опричнины; развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты; воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира. |
Необходимое оборудование | Учебник: История России 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; «Просвещение», 2012 год Компьютер Мультимедийный проектор Презентация Мультимедийная карта по истории России 15-16 вв. |
Дидактическое обеспечение | раздаточный материал для каждого ученика для актуализации знаний и подведения итогов урока; отрывки из документа «Псковский летописец» |
Планируемые результаты урока | |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | В начале урока проводится фронтальный контроль знаний, в течение урока групповой контроль. |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная | Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России. 6 класс; «Просвещение», 2012 г. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс.- М.: Просвещение,- 2014 г. | ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы |
| ||
ЭОРы | http://biography.globala.ru/ - Биографии известных людей http://www historia.ru Государственная публичная историческая библиотека России |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Используемые методики и технологии (на разных этапах урока) |
1. Организационный | 3 мин. | Приветствие учителя. Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Приветствие, организация внимания школьников. | Обучающиеся приветствуют учителя. | Обучающиеся расходятся по своим рабочим местам. |
2. Вводно-мотивационный | 4 мин. | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют принимают задачи урока, участвуют в обсуждении | Используется методика фронтального опроса обучающихся. |
3. Актуализация знаний | 3 мин. | Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. Предлагается написать исторический диктант (вопросы выводятся на экран) | Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Внешняя политика Ивана IV». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д. | В результате опроса проверяется и закрепляется знание уже изученных тем |
4. Изучение нового материала | 25 мин. | Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии - Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным. Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти. - Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах. - Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? В декабре 1564 царь с семьей и приближенными выехал из Москвы в Александровскую слободу. Через некоторое время он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, которая была адресована митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр и духовенство в расхищении казны, земли, в нежелании защищать царя от «недругов его». Во второй, адресованной купцам и всем посадским людям, он объяснял причины отречения от престола. Иван заявил, что вернется на престол, только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?(через проектор выводится текст с ответами, которые нужно найти и карта) Какие территории вошли в опричнину? Покажите на карте. Ребята поднимаемся со своих мест и представляем, что каждый из вас посланник царя, который торопится с важным донесением. Повторяйте движения за мной (объявляется физкультминутка) Возвращаемся к событиям этого периода. Как относилось к введению опричнины большинство население страны (стр. 218)? В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом Владимиров Андреевичем. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван Грозный приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было уничтожено последнее удельное княжество на Руси. В декабре 1569, получив ложный донос о боярском заговоре, Иван выступил в поход против древнерусского города – Новгорода, который позже был опустошен. В период опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти. Ущерб, нанесенный стране опричниной огромен. Затяжная Ливонская война, набеги крымских татар, голод и эпидемия усугубили бедственное положение государства, разделенного на две части. Все это, а также низкая боеспособность опричного войска вынудило Ивана Грозного осенью 1572 г. отменить опричнину (запись). С отменой опричнины было ликвидировано разделение территории, часть отобранных земель была возвращена прежним владельцам. Само слово «опричнина» было запрещено произносить под угрозой наказания кнутом. - На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного: | Ученики читают соответствующий пункт параграфа и записывают причины в тетрадь:
Записывают определения в тетрадь Находят ответ в тексте параграфа: (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасий; Андрей Курбский. Находят ответ и записывают в тетрадь « Разделение страны на две части:
Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать из гос-ва измену». Часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые др. города и земли Ребята выполняют несложные физические упражнения. Обучающиеся просматривают текст и отвечают: в 1566 подана на земском соборе челобитная об отмене опричнины; челобитчики были казнены Записывают в тетрадь дату окончания опричнины
Выписывают итоги в тетрадь 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах – запрет в эти годы переходить крестьянам от одного хозяина к другому в Юрьев день, что способствовало формированию крепостного права; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. Учащиеся следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом, проявляют умение слушать других. | Учитель корректирует последовательность этапов (пунктов плана), которые формулируют обучающиеся. Учитель корректирует работу обучающихся. Проверяет правильность заполнения таблицы. Учитель комментирует ответы обучающихся, проверяет правильность кратких записей, которые делают обучающиеся в таблице. Учитель комментирует и корректирует причины, которые предлагают ребята. Беседует с обучающимися по прочитанному материалу. Учитель следит за правильностью и своевременностью выполнения заданий Комментирует ответы ребят, помогает сформулировать вывод из прочитанного. |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 6 мин. | А теперь ребята, каждому из вас предстоит немного побыть учёным. Надо «восстановить» текст с описанием Москвы периода правления Ивана Грозного. Каждому из обучающихся предлагается карточка с текстом, где пропущены слова. Эти слова надо вписать, чтобы текст стал правильным.
| Обучающиеся заполняют пробелы в тексте и получив от учителя карандашами разного цвета. меняются карточками и проверяют работу соседа по парте. | Учитель проводит групповой контроль, внимательно следит за работой и объявляет критерии оценки работы. |
6. Подведение итогов урока | 4 мин. | Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов Что нового вы узнали на уроке? Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу | Обучающиеся делают выводы о том, почему в истории стало возможно такое явлении, как опричнина и к чему она привела. Коммуникативная – монологическая речь учащихся, познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре. Личностная – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Учитель помогает обучающимся кратко сформулировать и записать выводы. Собирает заполненные ребятами карточки с выставленными оценками. |
7. Организация изучения домашнего задания | 2 мин. | Учитель: запишем домашнее задание. Параграф § 25, р∕т упр. 2, 3, 5, ответить на вопросы- для тех, кто рассчитывает на оценку «4»; тем, кто хочет получить оценку «5» необходимо подготовить устный рассказ от первого лица любого участника событий периода опричнины. | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. | Учитель выставляет оценки за урок, комментирует их. Говорит спасибо за урок. |
Приложение.
Исторический диктант:
- Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).
- Титул Ивана Грозного (царь).
- Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).
- Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).
- Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).
- Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).
- Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).
- Сборник законов (судебник).
- Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).
- Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержавие)
Система органов управления, созданная Иваном Грозным.
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ФГОС "Обычаи англоязычных стран и России"
Технологическая карта урока по ФГОС в 7 классе. Тема урока "Обычаи англоязычных стран и России"...
Методическая разработка урока по ФГОС
Методическая разработка урока с применением инновационных технологий....
методическая разработка урока по ФГОС
Уроки по новым стандартам. Математика. Представлен обобщающий урок в 5-ом классе по теме "Проценты". В данном материале содержится технологическая карта урока с подробным описанием всех универсальных ...
Методическая разработка урока по ФГОС. Тема урока: «Столетняя война»
Данный урок разработан не по принципу классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь», который предполагали «старые стандарты», а по- н...
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...
Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...
Методическая разработка урока по ФГОС "Объем прямоугольного параллелепипеда"
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изу...