Ситуационные задания на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Дидактические задания к урокам, позволяющие активизировать процесс обучения и придать ему практическую направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsionnye_zadaniya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка ситуационных заданий по обществознанию в 8 классе по теме:
«Экономическая сфера общества»
Урок-аукцион «Экономическая сфера общества»
Цели урока:
- Проверить, откорректировать и закрепить знания по данной теме;
- Обобщить пройденный материал;
- Продолжить развитие умений учащихся:
- прослеживать влияние различных факторов на формирование спроса на российских рынках,
- решать задачи (практическо-ориентированные),
- логически мыслить, самостоятельно делать выводы, проводить причинно-следственные связи,
- аргументировано отстаивать свою точку зрения,
4. Способствовать развитию экономического мышления у учащихся.
Оборудование урока:
Дерево знаний
Учебник
Компьютер
Терминологическая разминка: “Дерево знаний”
На разминке каждая команда зарабатывает первоначальную сумму для аукциона. Правильный ответ- 20 у.е
На “дерево” помещены “листочки”, на обратной стороне которых написаны изученные термины. Ученики должны сорвать “листочки” и быстро объяснить значение термина.
Предложенные термины:
- экономика
- производство
- инфляция
- спрос
- предложение
- конкуренция
- предпринимательство
- прибыль
- налог
- безработица
- бюджет
- заработная плата
Первый тур (открытый лот) «Конкретный вопрос»
Аудитории задается конкретный вопрос из области рыночной экономики;
Право на ответ может купить любая команда, для этого она платит наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
- Что такое олигополия?
- Что такое монополия?
- Объясните ситуацию на рынке, когда происходит конкуренция покупателей.
- Назовите формы предпринимательства
- Кто такой менеджер?
- Что такое прямые и косвенные налоги?
- Что такое эмиссия?
- Назовите способы решения проблемы дефицита госбюджета
«Область экономического знания»
В этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определенная область знаний, участник узнает точную формулировку только, когда он купит вопрос.
- Экономические системы
Признаками данной экономической системы являются: натуральное хозяйство, уравнительное распределение, создание однотипных простых продуктов.
(традиционная экономика)
- Налогообложение
К этому виду налогов относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. Назовите вид налога.
( косвенные налоги)
- Государственный бюджет
Это финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, безработных.
(социальна программа)
- Предпринимательство
В какой области экономики больше всего развивается предпринимательство?
(малый бизнес)
- Труд
Где самые низкие и самые высокие пособия по безработице?
(низкие - Россия, высокие - Нидерланды)
«Неизвестный вопрос, или Черный ящик»
В этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области экономических знаний будет в этом лоте. Вопрос формулируется лишь после того, как кто- либо из участников купит этот вопрос.
Как называется денежная единица Японии?
(иена)
Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на денежных знаках и ценных бумагах.
(цена)
Закон спроса утверждает, что… Продолжите предложение.
(чем выше цена, тем меньше величина спроса и наоборот)
Закончите высказывание: «Минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека- это…»
(прожиточный минимум)
Подведение итогов
Решение правовых задач.
Право как предмет усваивается только тогда, когда его положения рассматриваются применительно к конкретным ситуациям. Поэтому целесообразно в конце каждой раздела решать правовые задачи.
Текст задач должен быть перед глазами у каждого ученика.
Задача- это осколок социальной жизни, которая весьма сложна и разнообразна. Поэтому в процессе решения задач высказываются разные позиции. Основой для решения является закон. Именно положения закона, причем, хорошо усвоенные, помогут правильно решить задачу.
Данный способ проведения урока предполагает обращение учителя к возможностям учащихся мыслить на конкретных примерах. Обычно здесь проявляют себя ученики с развитой образной сигнальной системой, те, у кого абстрактное мышление не является сильной стороной.
Примеры задач по гражданскому праву .
Задача №1.
Вступившие в брак 17-летние Вячеслав и Лариса Савельевы решили заняться предпринимательской деятельностью. Однако в государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей им отказали по той причине, что им нет 18 лет.
Правомерны ли действия регистрационного органа?
Ответ: Нет, действия регистрационного органа не правомерны т.к. по ст. 21 п.2 ГКРФ
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 летнего возраста, гражданин не достигший 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Задача №2.
Надежда Петрова, 85 лет, длительное время находилась в психиатрической больнице, и была признана недееспособной, а сын стал ее опекуном.
Какой орган имел право признать Надежду Петрову недееспособной?
Ответ: Судом в порядке установленным гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Задача №3.
Определите, кто из перечисленных лиц совершил действия, которые гражданское право считает недействительными?
- 16-летняя Вера по просьбе родителей купила магнитофон.
- 19-летний Олег без разрешения родителей подарил свою куртку товарищу.
- 15-летний Сергей, не поставив в известность родителей, обменял свой фотоаппарат на книги.
- 11-летняя Татьяна купила цветные карандаши.
- Когда родители были в отпуске, 10- летний Владимир купил настольную лампу.
- 15-летний Алексей на деньги, заработанные во время летних каникул, купил полку для книг.
Ответ: Недействительными с точки зрения гражданского права нужно считать следующие действия: 5
Задача №4.
Новожилов, находясь в больнице, составил завещание. Согласно которому все свое имущество он оставил жене и своему брату. Это завещание было удостоверено врачом больницы.
Правомерно ли это завещание?
Ответ: Это завещание является правомерным, так как по ст. 1127 ГКРФ
Приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям: завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания".
В презентации представлены некоторые аспекты компетентностного урока обществознания....
Ситуационные задания на уроках биологии в 5 –6 классах
Одно из средств, развивающих УУД, являются ситуативные задания на разных этапах урока, позволяющие ученику осваивать материал, выполняя интеллектуальные операции....
Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания
Доклад на практическом семинаре 26 января 2017 года по теме «Современные педагогические технологии в деятельности педагогов по внедрению стандартов второго поколения».Цель: обоб...
«Нестандартные задания на уроках обществознания»
Данное внеклассное мероприятие проводилось на школьном обучающем семинаре: «Нестандартные задания на уроках обществознания»с целью ознакомления с нестандартными задания по предметам.Была п...
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания»
Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме. Так как процессы обучения и социализации осуществляются не только в школе, но и воздействием семьи, друзей, культуры, формирование ключевых ...
Ситуационные задания на уроках русского языка в 5 классе по формированию читательской грамотности
Цель данной разработки – показать эффективность применения ситуационных заданий на уроках русского языка в 5 классе, направленных на формирование читательской грамотности....