Ситуационные задания на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Дидактические задания к урокам, позволяющие активизировать процесс обучения и придать ему практическую направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situatsionnye_zadaniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка ситуационных заданий по обществознанию в 8 классе по теме:

«Экономическая сфера общества»

              Урок-аукцион «Экономическая сфера общества»

Цели урока:

  1. Проверить, откорректировать и закрепить знания по данной теме;
  2. Обобщить пройденный материал;
  3. Продолжить развитие умений учащихся:
  • прослеживать влияние различных факторов на формирование спроса на российских рынках,
  • решать задачи (практическо-ориентированные),
  • логически мыслить, самостоятельно делать выводы, проводить причинно-следственные связи,
  • аргументировано отстаивать свою точку зрения,

4. Способствовать развитию экономического мышления у учащихся.

Оборудование урока:

Дерево знаний

Учебник

Компьютер

Терминологическая разминка: “Дерево знаний”

На разминке каждая команда зарабатывает  первоначальную сумму для аукциона. Правильный ответ-  20 у.е

        На “дерево” помещены “листочки”, на обратной стороне которых написаны изученные термины. Ученики  должны сорвать “листочки” и быстро объяснить значение термина.

Предложенные термины:

  • экономика
  • производство
  • инфляция
  • спрос
  • предложение
  • конкуренция
  • предпринимательство
  • прибыль
  • налог
  • безработица
  • бюджет
  • заработная плата

Первый тур (открытый лот) «Конкретный вопрос»

Аудитории задается конкретный вопрос из области рыночной экономики;

Право на ответ может купить любая команда, для этого она платит наибольшую сумму в ходе открытых торгов.

  1. Что такое олигополия?
  2. Что такое монополия?
  3. Объясните ситуацию на рынке, когда происходит конкуренция покупателей.
  4. Назовите формы предпринимательства
  5. Кто такой менеджер?
  6. Что такое прямые и косвенные налоги?
  7. Что такое эмиссия?
  8. Назовите способы решения проблемы дефицита госбюджета

Второй тур (полузакрытый лот)

«Область экономического знания»

В этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а лишь называется определенная область знаний, участник узнает точную формулировку только, когда он купит вопрос.

  1. Экономические системы

Признаками данной экономической системы являются: натуральное хозяйство, уравнительное распределение, создание однотипных простых продуктов.

(традиционная экономика)

  1. Налогообложение

К этому виду налогов относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. Назовите вид налога.

( косвенные налоги)

  1. Государственный бюджет

 

Это финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, безработных.

(социальна программа)

  1. Предпринимательство

      В какой области экономики больше всего развивается предпринимательство?

(малый бизнес)

  1. Труд

   Где самые низкие и самые высокие пособия по безработице?

(низкие - Россия, высокие - Нидерланды)

Третий тур (закрытый лот)

«Неизвестный вопрос, или Черный ящик»

В этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области экономических знаний будет в этом лоте. Вопрос формулируется лишь после того, как кто- либо из участников купит этот вопрос.

Как называется денежная единица Японии?

(иена)

Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на денежных знаках и ценных бумагах.

(цена)

Закон спроса утверждает, что…     Продолжите предложение.

(чем выше цена, тем меньше величина спроса и наоборот)

Закончите высказывание: «Минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека- это…»

(прожиточный минимум)

Подведение итогов

Решение правовых задач.

   Право как предмет усваивается только тогда, когда его положения рассматриваются применительно к конкретным ситуациям. Поэтому целесообразно в конце каждой раздела решать правовые задачи.

   Текст задач должен быть перед глазами у каждого ученика. 

   Задача- это осколок социальной жизни, которая весьма сложна и разнообразна. Поэтому в процессе решения задач высказываются разные позиции. Основой для решения является закон. Именно положения закона, причем, хорошо усвоенные, помогут правильно решить задачу.

   Данный способ проведения урока предполагает обращение учителя к возможностям учащихся мыслить на конкретных примерах. Обычно здесь проявляют себя ученики с развитой образной сигнальной системой, те,  у кого абстрактное мышление не является сильной стороной.

Примеры задач по гражданскому праву .

Задача №1.

Вступившие в брак 17-летние Вячеслав и Лариса Савельевы решили заняться предпринимательской деятельностью. Однако в государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей им отказали по той причине, что им нет 18 лет.

Правомерны ли действия регистрационного органа?

Ответ:  Нет, действия регистрационного органа не  правомерны т.к.  по ст. 21 п.2 ГКРФ

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 летнего возраста,  гражданин не достигший 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Задача №2.

Надежда Петрова, 85 лет, длительное время находилась в психиатрической больнице, и была признана недееспособной, а сын стал ее опекуном.

Какой орган имел право признать Надежду Петрову  недееспособной?

Ответ: Судом в порядке установленным гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

Задача №3.

Определите, кто из перечисленных лиц совершил действия, которые гражданское право считает недействительными?

  1. 16-летняя Вера по просьбе родителей купила магнитофон.
  2. 19-летний Олег без разрешения родителей подарил свою куртку товарищу.
  3. 15-летний Сергей, не поставив в известность родителей, обменял свой фотоаппарат на книги.
  4. 11-летняя Татьяна купила цветные карандаши.
  5. Когда родители были в отпуске, 10- летний Владимир купил настольную лампу.
  6. 15-летний Алексей на деньги, заработанные во время летних каникул, купил полку для книг.

Ответ: Недействительными с точки зрения гражданского права нужно считать следующие действия: 5

Задача №4.

Новожилов, находясь в больнице, составил завещание. Согласно которому все свое имущество он оставил жене и своему брату. Это завещание было удостоверено врачом больницы.

Правомерно ли это завещание?

Ответ: Это завещание является правомерным, так как по ст. 1127 ГКРФ

Приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям:  завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания".

В презентации представлены некоторые аспекты компетентностного урока обществознания....

Ситуационные задания на уроках биологии в 5 –6 классах

Одно из средств, развивающих УУД, являются ситуативные  задания на разных этапах урока, позволяющие ученику осваивать материал, выполняя интеллектуальные  операции....

Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания

Доклад на практическом  семинаре 26 января 2017 года по теме «Современные педагогические технологии в деятельности педагогов по внедрению стандартов второго поколения».Цель: обоб...

«Нестандартные задания на уроках обществознания»

Данное внеклассное мероприятие проводилось на школьном обучающем семинаре: «Нестандартные задания на уроках обществознания»с целью ознакомления с нестандартными задания по предметам.Была п...

«Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания»

Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме. Так как процессы обучения и социализации осуществляются не только в школе, но и воздействием семьи, друзей, культуры, формирование ключевых ...

Ситуационные задания на уроках русского языка в 5 классе по формированию читательской грамотности

Цель данной разработки – показать эффективность применения ситуационных заданий на уроках русского языка в 5 классе, направленных на формирование читательской грамотности....