«Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания»
методическая разработка по обществознанию

Белых Елена Александровна
Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме. Так как процессы обучения и социализации осуществляются не только в школе, но и воздействием семьи, друзей, культуры, формирование ключевых компетенций школьника идет посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Не каждый обучающийся способен самостоятельно добывать знания, поэтому необходимы ключевые компетенции и возможности для овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белых Елена Александровна

Доклад на тему:

«Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания»

Сопровождение – презентация с примерами заданий и ответами учащихся.

Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме. Так как процессы обучения и социализации осуществляются не только в школе, но и воздействием семьи, друзей, культуры, формирование ключевых компетенций школьника идет посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Не каждый обучающийся способен самостоятельно добывать знания, поэтому необходимы ключевые компетенции и возможности для овладения ими с помощью различных учебных дисциплин. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества.

Основу предмета «Обществознание» составляет практическая деятельность человека, ее формы, мотивы, структура. Знание об обществе не может быть узко специфичным, оно сочетает в себе всю историю человеческого бытия, характер взаимоотношений, развития общества, экономики, государства и права. У нас, учителей обществознания, существуют широкие возможности для формирования базовых компетенций школьников: подбор компетентностных форм и методов обучения, проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся, организация внеурочной социальной практики по предметам.

Компетентностно-ориентированные задания, применяемые на уроках обществознания, направлены на выявление уровня сформированности у учащихся следующих компетенций:

  1. Информационно-технологическая компетенция – способность использовать и совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде
  2. Компетенция общения и социального взаимодействия – способность адекватного ситуациям нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках, установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия
  3. Компетенция познавательной деятельности – постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность
  4. Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире – ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии
  5. Компетенция интеграции знаний – структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение накопленных знаний
  6. Компетенция гражданственности – основа социальной, общественной сущности человека как члена общества, государства
  7. Компетенция самосовершенствования и саморазвития – смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие
  8. Компетенция здровьесбережения  - основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнидеяте6льности человека

Универсальность заданий заключается в том, что одним вопросом или задачей у учащегося можно проверить уровень сформированности не одной, а двух или трех компетенций одновременно. Применять задания также можно для проведения мониторинговых исследований как по итогам учебного года, так и в начале следующего учебного года.

Примеры заданий:

6 класс

Задание №1 (компетенции: саморазвитие и самореализация, коммуникативная)

Продолжите фразы:

  1. Труд является творчеством, так как…___________________________________
  2. Культура современного человека подразумевает под собой…________________
  3. Двигателем торговли является…________________________________________
  4. Политическая элита включает в себя…___________________________________

Задание №2. (компетенции: интеграция знаний)

К какой из сфер жизни общества относятся:

  1. Покупка продуктов в магазине
  2. Борьба партий на выборах
  3. Новая постановка театра
  4. Обучение в школе
  5. Ремонт автомобиля в сервисе
  6. Работа участковых врачей

Задание №3. (компетенции: гражданственность, ценностно-смысловая)

Какие из предложенных слов характеризуют понятие «гражданин»? Отметьте нужные слова.

Язык, права, законы, обязанности, семья, защита, ценность, патриот, человек.

Используя выбранные слова, дайте свое определение понятия «гражданин».

Задание №4. (компетенции: здоровьесбережения, коммуникативная)

Прочитайте текст и выполните задания.

Вася мечтает о большой шоколадке, длина которой 1 метр, а ширина 80 см. Его сестра Лена мечтает о торте, но втрое большей площади. А их папа хотел бы купить банку растворимого кофе вдвое меньшего объема, чем торт Лены.

  1. В чем заключается вред такой мечты каждого?
  2. У тебя есть вредная для здоровья мечта?

Задание №4 (компетенции: информационно-технологическая, гражданственность)

Какое слово объединяет представленные ниже рисунки?

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B8%D0%B4%D1%83%D1%82-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%BA-20675462.jpg http://veselajashkola.ru/wp-content/uploads/images/4522cd89176630b8b2c839b27da871b6_2016-08-08_04-53-00-500x332.jpghttp://soroboom.it/wp-content/uploads/sites/3/2016/04/school-21.png

Ответ______________. Дайте определение понятию, которое вы указали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания".

В презентации представлены некоторые аспекты компетентностного урока обществознания....

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания

Доклад на практическом  семинаре 26 января 2017 года по теме «Современные педагогические технологии в деятельности педагогов по внедрению стандартов второго поколения».Цель: обоб...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...