Ситуационные задания на уроках русского языка в 5 классе по формированию читательской грамотности
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Цель данной разработки – показать эффективность применения ситуационных заданий на уроках русского языка в 5 классе, направленных на формирование читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bokova_natalya_vladimirovna_maou_petropavlovskaya_rayonnaya_gimnaziya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Джидинский район»
МКУ «Управление образования» Джидинского района
МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»
Задания по формированию читательской грамотности
Возраст /класс: 5 класс (11-12 лет)
Автор: Бокова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2023
Пояснительная записка
Ситуационные задания на уроках русского языка в 5 классе
Цель данной разработки – показать эффективность применения ситуационных заданий на уроках русского языка в 5 классе, направленных на формирование читательской грамотности. Эта работа актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания, но самое главное - способствовать формированию способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.
Такой подход изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Структура ситуационных заданий выглядит следующим образом.
1. Введение в проблему, стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).
2. Формулировка задания:
– текст задания должен начинаться с глагола;
– в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).
3. Информация, необходимая для решения данной задачи.
4. Форма предъявления результатов (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания, дается модельный ответ).
5. Критерии оценивания
Стимул задания мотивирует учащегося на добросовестную работу. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося. Модельный ответ позволяет организовать рефлексивную деятельность учащихся. Самооценка стимулирует процесс осмысления и формулирования вывода, учащиеся подробно выясняют основания своих знаний и действий, понимают причины неудач и намечают пути их устранения. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают старшеклассникам быть успешными в учебном процессе.
Разработка содержит интересные практические задания, которые могут быть применены учителем для формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 5-х классах.
№1
Тема: Зачем нужно изучать русский язык
Уровень: базовый
Введение в проблему | На перемене между пятиклассниками состоялся диалог. - В этом году у нас много новых предметов: история, немецкий язык, природоведение. - Да, здорово. Вот только непонятно, зачем нам русский? Ведь читать и писать мы уже умеем. |
Формулировка задания | Помоги ребятам ответить на вопрос. Нужно ли изучать русский язык? Зачем людям вообще нужен язык? |
Источник информации | Энциклопедия школьника |
Форма предъявления (модельный ответ) | Письменная коммуникация. Результат записать в тетрадь. Нужно специально учиться, чтобы общаться с помощью языка. Язык нужен людям для того, чтобы они могли обмениваться мыслями, чувствами, общаться друг с другом. |
Критерии оценивания выполнения задания | Указаны все элементы верного ответа – 2 балла Указан один элемент верного ответа- 1 балл Ответ отсутствует – 0 баллов |
№2
Тема: Монолог и диалог
Уровень: базовый
Введение в проблему | Умеете ли вы пользоваться словарем? |
Формулировка задания | Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре, следуя инструкции, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь. |
Источник информации | Толковый словарь Алгоритм работы со словарем: 1. Определи, с какой буквы начинается слово. 2. Найди страницу с необходимой буквой в словаре. 3. Обрати внимание на следующие две буквы. 4. Найди нужное слово. |
Форма предъявления (модельный ответ) | Монолог – Речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям. Диалог- Разговор между двумя или несколькими лицами. |
Критерии оценивания выполнения задания | Указаны все элементы верного ответа – 2 балла Указан один элемент верного ответа- 1 балл Ответ отсутствует – 0 баллов |
№3
Тема: Орфограммы в корнях слов
Уровень: базовый
Введение в проблему | Ваша мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата. |
Формулировка задания | Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь. Худ абед, коли хлеба нет. Красна рика биригами, абед-пирагами. Линиваму всигда празник. |
Источник информации | Орфографический словарь. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. |
Форма предъявления (модельный ответ) | Худ обед, коли хлеба нет. Красна река берегами, обед - пирогами. Ленивому всегда праздник. |
Критерии оценивания выполнения задания | Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество - 10 баллов |
№4
Тема: Строение слова
Уровень: повышенный
Введение в проблему | Толя решил принять участие в интеллектуальной игре. Одно задание вызвало у него трудность. Помоги Толе найти нужные слова. |
Формулировка задания | Запиши слова, которые спрятались в других словах. |
Источник информации | - Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ - Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ - Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА - Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ |
Форма предъявления (модельный ответ) | Подснежники Молодцы Загородка Дворовый |
Критерии оценивания выполнения задания | За каждое слово 1 балл Максимальное количество- 4 балла |
№5
Тема: Орфография ( Орфограммы в корнях слов, ь после шипящих, употребление ь и ъ , не с глаголами, написание тся и ться)
Уровень: базовый
Введение в проблему | Пятиклассник Толя Иванов быстро списал предложения, потому что торопился на футбол. В тетрадь заглянула мама и ахнула. Почему? |
Формулировка задания | Исправь допущенные Ивановым ошибки. Дай совет Толе Иванову.
|
Источник информации | Опорные таблицы по теме: орфограммы в корнях слов, ь после шипящих, употребление ь и ъ , не с глаголами, написание тся и ться |
Форма предъявления (модельный ответ) |
|
Критерии оценивания выполнения задания | Указаны 6 элементов верного ответа – 6 баллов (за каждое слово) Указаны 5 элементов верного ответа – баллов Указаны 4 элемента верного ответа – 4 балла Указаны 3 элемента верного ответа – 3 баллов Указаны 2 элемента верного ответа – 2 баллов Указан 1 элемент верного ответа – 1 балл Ответ отсутствует – 0 баллов |
№6
Тема: Орфография
Уровень: повышенный
Введение в проблему | Лена учится в 1 классе. Она умеет писать только те слова, в которых нет слабых позиций. Коля учится в 5 классе. Он уже умеет проверять слабую позицию в корне слова. |
Формулировка задания | Какие из слов сможет правильно написать Лена, а какие –Коля. Изобрази свой ответ в форме таблицы. Светило, увянуть, спешат, осень, целый, грачами, носит, вечер, летели, волны, загоготали, единый, |
Источник информации | Алгоритм проверки слабой позиции |
Форма предъявления (модельный ответ) | Светило целый Спешат волны Осень увянуть, Грачами единый Вечер носит Летели Загоготали |
Критерии оценивания выполнения задания | Указаны все элементы верного ответа – 12 баллов Указаны от 6 до 11 элементов верного ответа - 6 баллов Допущено более 7 ошибок - 0 баллов |
№7
Тема: Орфография
Уровень: повышенный
Введение в проблему | Иностранец Билл, который хорошо говорил по-русски, приехал в Москву. Он весь день ходил по городу и знакомился с достопримечательностями. Вернувшись в гостиницу, он стал записывать свои впечатления. Но компьютер подчеркнул некоторые слова. В этих словах были допущены ошибки. |
Формулировка задания | Составь для Билла орфографический словарь для исправления ошибок. Масква – хароший город. Масква – сталица России. Здесь много фантанов, тиатров, памитников. Большие могозины влекут покупателей. Масквичи очень гастиприимные и преветливые люди. Гастиница, в которой я праживаю, стаит на бирегу рики. Обязательно приеду сюда ищо. |
Источник информации | Алгоритм построения и оформления словарной статьи: 1.Строгий алфавитный порядок слов 2. Верная орфографическая запись слова в начальной форме. Школьный орфографический словарь |
Форма предъявления (модельный ответ) | Берег Гостеприимный Гостиница Еще Магазин Москва Москвич Памятник Приветливый Проживать Река Столица Стоять Театр Хороший Фонтан |
Критерии оценивания выполнения задания | Дан модельный ответ – 10 баллов Допущено до 5 ошибок – 5 баллов Допущено 6 и более ошибок – 0 баллов |
№8
Тема: Типы речи
Уровень: повышенный
Введение в проблему | Пятиклассник Саша Иванов летом впервые побывал в туристической экспедиции. |
Формулировка задания | Расскажи о событиях, которые произошли с Сашей летом в туристической экспедиции. Какой тип речи ты будешь использовать? |
Источник информации | Структура повествования:
|
Форма предъявления (модельный ответ) | Письменная коммуникация |
Критерии оценивания выполнения задания | Использован тип речи – повествование с четкой структурой – 10 баллов Использован тип речи – повествование с нарушением структуры – 5 баллов Использован другой тип речи – 0 баллов |
№9
Тема: Речевая ситуация
Уровень: базовый
Введение в проблему | Саша Носов пришел на футбольный матч. Рядом с ним сидел сосед-итальянец, который «болел» за ту же команду, что и он. После окончания матча Саша хотел поделиться впечатлением с ним, но общения не произошло. |
Формулировка задания | Какое условие необходимо, чтобы речевое общение Саши состоялось? |
Источник информации | Опорная схема Условия речевого общения: - говорящий и слушающий (КТО) - цель общения(Зачем) - один язык (С помощью чего) - обстоятельства общения ( Где, Когда ) - |
Форма предъявления (модельный ответ) | Устная коммуникация - один язык (Саша использует для общения русский язык, а сосед - итальянский) |
Критерии оценивания выполнения задания | Указаны все элементы верного ответа – 2 балла Ответ отсутствует или неправильный – 0 баллов |
№10
Тема: Что такое текст?
Уровень: повышенный
Введение в проблему | Получать письма - это здорово. А умеешь ли ты писать письма? |
Формулировка задания | Напиши письмо своей бабушке, используя алгоритм составления письма. |
Источник информации | Структура письма:
|
Форма предъявления (модельный ответ) | Письменная коммуникация. |
Критерии оценивания выполнения задания | Написано письмо с четкой структурой – 10 баллов Написано письмо с 2-3 нарушениями структуры письма – 5 баллов Написано письмо с 4 нарушениями структуры письма – 2 балла 5 и более нарушений в структуре письма или ответ отсутствует – 0 баллов |
Список использованной литературы
При составлении данных заданий использованы программы под редакцией М.М.Разумовской и В.В.Репкина
- УМК М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова, Т.С.Тронина, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева «Русский язык» - Москва, «Дрофа»;
- УМК В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, И.Г.Маркидонова, Т.В.Некрасова «Русский язык» - Москва, «Вита-пресс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности
В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.
Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические знания, но практический материал....
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...
Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка, 5 класс
В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практиче...
Пособие с упражнениями, направленными на формирование читательской грамотности на уроках русского языка (5 класс)
Пособие содержит задачи, направленные на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов...